Составляющие творческих способностей. Компоненты творческих способностей. Сущность понятий «творческие способности»

Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.

1.Одно из первых педагогических требований состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

2.Для того чтобы у учеников развивались творческие способности, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

3.Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

4.Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному решению задач.

5.Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения.

6.Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям..

7.Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель

Средства информационных технологий,направленные на развитие творческого потенциала учащихся на уроке музыки и во внеклассной работе по предмету

1.Обучающие компьютерные программы - как средство обучения стали использоваться в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров.

Основные функции, которые они выполняют в учебном процессе:

индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществление контроля с диагностикой ошибок и с обратной связью; осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;

визуализация учебной информации моделирование и имитирование изучаемых процессов или явлений;


формирование умения принимать оптимальное решение в различных ситуациях; развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

формирование культуры познавательной деятельности и другие.

2.Мультимедийные энциклопедии - справочный материал на компьютерных CD и DVD дисках предназначен для детей разного возраста. Он позволяет быстро найти нужную и полезную информацию, прослушать музыкальные фрагменты, структурированные по темам, композиторам, жанрам, направлениям в искусстве; просмотреть видео или анимационные фрагменты; познакомиться с фотоархивом по множеству тем; поработать с различными словарями и так далее. С помощью энциклопедий можно не только подготовить качественную и интересную презентацию, но и работать самостоятельно на уроках или дома. Привлекательность данного продукта для участников образовательного процесса в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки.

3.Интернет-ресурсы. Часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете, у них повышается самооценка, статус среди сверстников. Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы.

4.Мультимедийные презентации. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока: как форма проверки домашнего задания; как способ создания проблемной ситуации; как способ объяснения нового материала; как форма закрепления изученного; как способ проверки знаний в процессе урока.

5. Уроки с использованием компьютерной презентации - это и уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия в режиме Интернет-конференции.

6. Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер).

7.ЦОР (цифровые образовательные ресурсы). Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки. Большое количество материала по предмету «Музыка» в цифровом формате - фонохрестоматии, произведения классической русской и зарубежной музыки; видеофрагменты из опер, балетов, фильмов; коллекции репродукций художников, иллюстраций - всё это является неотъемлемой частью каждого урока и нуждается в упорядоченной систематизации. Единая цифровая образовательная коллекция.

8.Программы-редакторы - средства для создания мультимедийных приложений. Это профессиональные звуковые редакторы, средства для создания и редактирования звуковой информации, которые дают возможность сделать необходимые изменения в музыкальных файлах: транспонирование в песнях караоке, улучшение качества звучания музыки, преобразование видео- и аудио- файлов для последующего их использования в презентациях или для записи на аудио диски, которые можно будет использовать на уроках при прослушивании на обычном музыкальном центре.

Технологии организации работы классного руководителя . Классный руководитель входит в структуру управления школой, является организатором воспитательной работы в первичных школьных коллективах (классах), взаимодействует с другими субъектами управления школой и воспитанием учащихся.

Деятельность классных руководителей в общеобразовательных школах разных типов в Республике Беларусь регламентируется ^ Положением о классном руководителе (1999). Классный руководитель назначается приказом директора образовательного учреждения из числа штатных учителей. В соответствии с вышеназванным Положением определяются права, задачи и должностные обязанности классного руководителя.

Задачи и должностные обязанности классного руководителя .1 Формирование личности; духовное, умственное и физическое развитие каждого ученика, его становление как гражданина.2Формирование у учащихся класса общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры отношений к себе и окружающим людям.3Воспитание национального самосознания, патриотизма; содействие усвоению учащимися общечеловеческих и национальных культурных ценностей, формированию активной гражданской позиции. 4Развитие традиций образовательного учреждения; содействие усвоению правил внутреннего распорядка, прав и обязанностей учащихся в классной группе, развитию органов ученического самоуправления. 5Содействие самопознанию и самовоспитанию, творческому саморазвитию, профессиональной ориентации учащихся класса на основе всестороннего изучения их индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, способностей, ценностных ориентации, организации свободного времени.6 Взаимодействие с семьей, социальным педагогом и педагогом-психологом в целях достижения единства требований и согласования действий образовательного учреждения и семьи в отношении учащихся; создание в классе доброжелательных, дружеских отношений; воспитание уважения к окружающим людям.7 Забота о создании условий для успешной учебной деятельности учащихся, сохранении контингента класса; внесение предложений об организации компенсирующего обучения.8Забота о безопасной жизнедеятельности, моральной и социальной, защите учащихся; формирование здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и СПИДа, содействие организации питания и медицинского обслуживания учащихся; профилактика противоправного поведения учащейся молодежи.9Планирование организации воспитательного процесса, общественно полезной деятельности, труда, отдыха и оздоровления учащихся класса во внеурочное и каникулярное время.10Ведение установленной в образовательном учреждении документации класса (журнала, личных дел учащихся, дневника классного руководителя и др.) 11Совершенствование своего профессионального и методического уровня, повышение квалификации на курсах, семинарах, практикумах, конференциях, участие в работе методического объединения классных руководителей и т д.

Педагогическая наука во всем мире переживает период переосмысления философских оснований образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена, прежде всего, экономическим и социальным развитием современного общества. Градационная система образования, ориентированная на парадигму “учитель – учебник (в широком понимании) – ученик, в которой акцент делался на деятельность преподавателя, учитель выступая в роли основного и наиболее авторитетного источника информации. Новый подход к образованию требует и смены акцентов: “ ученик – учебник (информационно-предметная среда) – учитель, где акцент делается на самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Что же мы понимаем под таким понятием как “творческий потенциал”, “творчество”? На наш взгляд можно рассматривать творческий потенциал как динамическое интегративное личностное свойство, определяющее потребность, готовность и возможность к творческой самореализации и саморазвитию.

В чем же состоят особенности формирования творческого потенциала учащихся? При всей своей индивидуальности и неповторимости процесс развития творческого потенциала учащихся – это регулируемый, управляемый процесс, успешность которого зависит от ряда педагогических условий, которыми на наш взгляд являются:

  • Учет возрастных способностей учащихся;
  • Трансляция творческого потенциала учителя.

Но при этом необходимо выполнять основные требования к построению методик:

– стандартизация, то есть установление единообразие процедуры проведения и оценки результатов, надежность, понимания как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых;
– валидность – пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом отношении.

Выделим несколько этапов в формировании творческого потенциала учащихся.

I этап – диагностический На этом этапе деятельность направлена на выявление одаренных детей, чьи интеллектуальные способности превышают средний уровень развития, креативность проявляется в нестандартных способах решений, мотивация направлена на глубокие знания и эрудицию. Составляющими этого этапа являются первичная и психологическая диагностики. Первичная диагностика строится на традиционных методах педагогических исследований, к которым относится наблюдение, изучение ученического творчества, беседы, дискуссии и др. Психологическая диагностика помогает оценить интеллект, креативность, мотивацию личности при помощи специальных тестов. Она важна и необходима, т.к. одаренность может быть скрытой и не являться очевидной для окружающих.

Рассматривая особенности формирования творческого потенциала учащихся, возникает необходимость использования и реализации различных педагогических инновационных технологий для “распознания” одаренных и талантливых детей. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос “как учить” с одним существенным дополнением “как учить результативно”.

В нашей школе обучение детей с выраженными способностями к определенным видам деятельности организуется на III ступени обучения путем дифференциации на профильные и общеобразовательные классы. Таким образом создается достаточная мотивация и хорошие условия для реализации инновационных технологий, таких как: технология развития критического мышления, педагогическая технология “Дебаты”, учебная дискуссия и конечно информационные технологии. Одной из форм применения ИКТ является урок– презентация. Программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности: создать слайды для демонстрации исторических явлений, рисунки, схемы, фотографии, тексты, видео– и звуковые записи. Большое внимание мы уделяем вкладу обучающихся в создание презентации, поэтому стараемся превратить эту работу в творческий процесс с элементами проектной деятельности. Школьник создают презентации как проект, используя различные источники информации (текст учебника, дополнительная литература, Интернет, электронные учебники и учебные пособия), как иллюстрацию к докладу, сообщению, реферату. Для развития творческого потенциала обучающихся используем на уроках интерактивные творческие задания. Это может быть составление обучающимися исторических задача, решение творческих задач, написание рефератов, докладов, составление кроссвордов по теме, создание и выполнение проектов. Исходя из этого в нашей школе так же разработана и внедрена комплексная целевая программа “Интеллект”.

Далее мы выделяем II этап в развитии творческого потенциала учащихся – проектировочный. Здесь используем метод обогащения для более быстрого продвижения одаренных детей к высшим познавательным уровням в области выбранного предмета. Обогащение учащихся знаниями – это организация спецкурсов по истории, где привлекаются преподаватели вузов, индивидуальная, групповая работа и др. Учащиеся получают материал к дополнительным курсам, имеют больше возможностей для развития мышления, проявление креативности, умения работать самостоятельно, для навыков исследовательской работы. Таким образом создаются достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка.

III этап – организационно-коррекционный. В нашем образовательном учреждении отдается предпочтение организации работы учащихся в малых группах. Именно при осуществлении работы в малых группах у педагога появляется возможность увидеть затруднения и препятствия, которые мешают ребенку развиваться дальше. На этапе практической деятельности особое место уделяется формированию навыков работы с документами, историческими картами, с информацией, а также формированию навыков установления причинно-следственных связей, умений анализировать и формулировать выводы по результатам анализа, осуществлению смысловой группировки материала, презентации и защите проектов. Очень важно на данном этапе, так это научить ребенка работать самостоятельно.

IV этап – оценочный. Это этап проверки приобретенных знаний обучающихся, обобщения и систематизации ошибок, пробелов с учетом полученных результатов. Функции учителя на данном этапе – контрольные, оценочные и корректирующие. Приобретенные знания проверяются участием обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня: участие в работе городской научно-практической конференции “Интеллектуал”, участие в Национальной Образовательной Программе “Интеллектуально – Творческий Потенциал России”, успешное участие в олимпиадах по истории (призовые места в городе, области). С 2000 года проводятся Всероссийские олимпиады по истории. Из двенадцати проведенных олимпиад наши учащиеся участвовали в восьми, в 2000, 2006, 2007, 2008 годах становились призерами. В 2009, 2010, 2011, 2012 год ученики нашей школы становились победителями и призерами Региональных межвузовских олимпиад по истории. Также в 2009 г. ученик нашей школы при выполнении ЕГЭ по истории получил 100 баллов.

Есть великая формула “дедушки” космонавтики К.Э Циолкосвского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творчества: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не известные”.

Видимо это и есть путь становления творческих способностей, путь развития исследовательского таланта. И нам, педагогам, важно выявить творческий потенциал каждого обучающегося, чтобы помочь ему в дальнейшем развитии.

Способности человека - индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Р.С. Немов предложил разделять способности на:

  • 1) природные (естественные) способности - это способности биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их основе через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
  • 2) специфически человеческие способности - это способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие человека в социальной среде.

Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на общие и специальные высшие интеллектуальные способности, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Способности всегда проявляются в определенной деятельности . Творческая деятельность, по мнению А.Н. Лука, направлена на «...создание качественно новых для человека ценностей, имеющих общественное значение» .

Значительный вклад в развитие теории творческой деятельности внес В.И. Андреев, который считает, что «творчество имеет два вектора - один направлен вовне, в предметную деятельность, а другой - на самого человека, на самосозидание» . Среди основополагающих признаков творчества он выделяет:

  • -наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
  • -социальную и личную значимость: творческая деятельность всегда вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, это не творчество, а варварство);
  • -наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
  • -наличие субъективных личностных качеств - знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности (предпосылок личности);
  • -новизна и оригинальность процессов и результатов.

По утверждению В.И. Андреева, при исключении хотя бы одного из характеризующих компонентов творческая деятельность "либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой". Творчество, по В.И. Андрееву, один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи, для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и ориги-

нальностью, личной и социальной значимостью и прогрессивностью.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности определенного рода. Выделяют следующие виды творчества:

  • - производственно-техническое,
  • - изобретательское,
  • - научное,
  • - политическое,
  • - организаторское,
  • - философское,
  • - художественное,
  • - мифологическое,
  • - религиозное,
  • - музыкальное,
  • - повседневно-бытовое,
  • - шахматное и т.п.

В соответствие с обозначенными видами творчества выделяются и виды творческих способностей. В таблице 7, на основе исследований А.Н. Лука, представлены сущностные характеристики творческих способностей.

Таблица 7

Характеристики творческих способностей_

Характеристика

Сущность

Способность к обнаружению проблемы

Способность видеть и усваивать информацию, которая не укладывается в рамки уже известного

Способность к генерированию идей

Активность личности, связанная с поиском новых способов решения проблемы, легкость в продуцировании большого количества идей

Гибкость мышления

Способность быстро переходить от одного класса явлений к другому, способность преобразовывать структуру объекта

Оригинальность

Способность «нестандартно отвечать на раздражители», осуществлять деятельность необычными способами

Способность к усовершенствованию

Возможность личности изменять существующий объект путем добавления деталей или изменения назначения объекта

Критичность отношения к деятельности

Способность «опознавать» художественно ценный объект, способность к рефлексии, оценке и самооценке

В современной психолого-педагогической литературе наряду с понятием «творческие способности» активно используется термин «креативность». Несмотря на то, что некоторые исследователи считают данные категории синонимичными, в таблице 8 покажем их основные отличия.

Таблица 8

Сущность понятий «творческие способности»

___ н «креативность»_

Признак

Творческие способности

Креативность

Психологические

механизмы

Базируются на работе бессознательного и подсознания

Основана на взаимодействии подсознания и сознания

Создание творческого продукта

Осуществляется внезапно, в виде готового решения, «магического синтеза», озарения, инсайта

Связано с сознательным открытием закономерности или решением проблемы

Факторы, способствующие проявлению и развитию

Проявление творческих способностей основано на благоприятных природных задатках

На 95% формируется за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, требований, предъявляемых к человеку, организации информационного потока и целевой направленности всех видов деятельности

Признак

Творческие способности

Креативность

Формы реализации

Могут быть реализованы в одной из трех форм:

  • 1 - подготовительная (генерация идей);
  • 2 - поисковая (разработка стратегии решения готовой идеи);
  • 3 - исполнительная (воплощение готовой идеи в конкретный продукт)

Проявляется в успешном осуществлении всех трех фаз - умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решение и творчески воплощать их в конкретный продукт

Особенности проявления в деятельности

Могут проявляться только в одном виде деятельности, совпадающем со специальными способностями к ней. Каждый вид творчества: научный, организаторский, конструктивно-технический, художественный - имеет свой, специфический объект поиска, процесс и продукт

Одновременно проявляется в различных вилах деятельности, творческое начало вкладывается в любое событие

Проявление в

профессиональной

Овладение творческими навыками в конкретной профессии не делает их переносимыми на другие виды деятельности

11роявлсния креативности не связаны с определенной профессией. Проявляются в выполнении любого дела, в постоянном стремлении к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды

Связь с творческой активностью личности

Творческая активность характерна для высших (продуктивных) уровней развития творческих способностей

Творческая активность сопутствует креативности как проявлению последней во всех видах деятельности

Творческие способности, в отличие от креативности, определяются природными задатками к конкретному виду творческой деятельности. Заложенные в каждом человеке, они проявляются очень по- разному. У одних они наблюдаются в детстве, а затем остаются только в сновидениях, у других спонтанно проявляются в одном виде деятельности или в одной из ее фаз, а у третьих становятся качеством личности, называемым креативностью.

Креативность - это личностное качество, которое базируется на потенциальных возможностях каждого человека, актуализации неосознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся ко всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы. Сущность креативности очень образно определил П. Торренс: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Поскольку в условиях дополнительного образования образовательный процесс, как правило, имеет направленность на развитие определенного вида детского творчества (музыкального, художественного, конструкторского и т.п.), целесообразно говорить именно о развитии творческих способностей, а не общей креативности ребенка. Однако креативность может приниматься во внимание в качестве критерия успешности деятельности ребенка в дополнительном образовании.

Одна из основных целей системы дополнительного образования - способствовать проявлению творческих способностей детей через создание реальных продуктов деятельности. Важно не только выявить творческие способности, но и создать условия для проявления творческой активности личности каждого ребенка. При этом важно понимать, что главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя - акт создания "идеала", образа мира. Внешняя активность - лишь реализация идеи в окончательном продукте и является второстепенной по отношению к активности внутренней. Способность личности к творческому саморазвитию зависит от степени проявления творческой активности , а, следовательно, от стремления человека к действию, к проявлению своих способностей, к удовлетворению потребности в преобразовании и созидании самого себя. Как было отмечено в таблице 8, творческая активность является обязательным проявлением креативности и показателем высокого уровня развития творческих способностей.

В таблице 9 дается характеристика основных компонентов творческой активности учащихся.

Таблица 9

Основные компоненты творческой активности_

Компонент

Характеристика

Проявление

компонента

Бессознательное

проявление

творческих

способностей в

повседневных

ситуациях

Наблюдается в устойчивой потребности личности в определённой деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности

Проявляется в раннем возрасте через бессознательное стремление к осуществлению определенной деятельности: ребенок постоянно рисует, много поет, копирует манеры других людей и т.п.

Интересы, склонности к творческой деятельности

Развитая склонность характеризуется длительным, насыщенным стремлением к деятельности и творческим отношением к ней

Проявляется в заинтересованном отношении ребенка к сознательному включению в процесс деятельности: ребенок просит купить краски и альбом,чтобы рисовать, включить музыку, чтобы петь, и т.п.

Интуитивноэвристический

потенциал

Возможность быстро найти правильное решение задачи кратчайшим путем, затратив

минимальное количество информационных, энергетических и материальных ресурсов

Проявляется в способности ребенка осуществлять какую- либо деятельность (например, рисовать или петь) интуитивно правильно, не обладая при этом необходимыми знаниями относительно правильности ее выполнения

Репродуктивнотворческое отношение к объектам, явлениям

Проявляется в стремлении осуществлять интересующую деятельность качественно, связана с проявлением таких характеристик мышления, как анализ и синтез, обобщение и абстрагирование

Задания педагога выполняются репродуктивно точно и качественно. Проявлениями данного компонента могут быть «чистота» пения (в хоровом коллективе),

Дополнительное образование обладает максимальным потенциалом для проявления творческой активности, развития творческих способностей и креативности детей благодаря следующим особенностям.

  • 1. Согласно современным нормативно-правовым документам, основное предназначение системы дополнительного образования - развитие мотивации личности к познанию и творчеству. Таким образом, развитие творческой активности ребенка заложено в самом предназначении образовательных организаций дополнительного образования.
  • 2. Все культурные ценности, накопленные человечеством, - результат творческой деятельности людей. Для значительной части детей в системе дополнительного образования происходит освоение культурного наследия человечества: знакомство с музыкальными произведениями великих композиторов (в «школах искусств»), приобщение к новейшим достижениям науки и техники (в кружках авиамоделирования), освоение наследия художников прошлого и настоящего и др., так как только в условиях свободного выбора возможно творить.
  • 3. Многообразие типов образовательных объединений, возможность выбора и изменения направления деятельности позволяют осуществить творческие пробы и выбрать оптимальный для себя вид творческой деятельности.
  • 4. Именно в системе дополнительного образования возможно обеспечить максимальную индивидуализацию образовательного процесса, развитие творческих способностей ребенка может стать целью проектирования индивидуальной образовательной программы (подробнее об этом - в главе 2 данного пособия).
  • 5. Дополнительное образование благодаря своей демократичности и неформальности предоставляет вариативные возможности достижения успеха каждым ребенком, что проявляется не только в возможности выбора образовательного объединения, но и в выборе способов и форм деятельности, оптимально соответствующих особенностям каждого.
  • 6. Дополнительное образование способствует максимальной самореализации личности ребенка. Система дошкольного и школьного образования ввиду большого объема, а иногда и перегруженности образовательных программ не способствует проявлению и раскрытию потенциала воспитанников. Часто ребенок, не демонстрирующий особой успешности в освоении основной образовательной программы детского сада или школы, реализует свой потенциал именно в дополнительном образовании, повышая тем самым свой социальный статус и самооценку.

Однако для того, чтобы сделать процесс развития творческих способностей максимально эффективным, необходимо осуществлять целенаправленную и педагогически целесообразную работу, первым этапом которой является диагностика творческих способностей и определение уровня их развития и проявления.

  • Лук А.Н. Психология творчества. - М, 1978. - С.234.
  • Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.Книга 1. - Казань: КГУ, 1996. -С.52.
  • Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.Книга 1. - Казань: КГУ, 1996.-С.54.

Юлия Гусева
Применение современных технологий в развитии художественно-творческих способностей детей

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, т. к. именно творческий человек определяет прогресс человечества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей , потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям новые знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для развития будущей творческой личности. Поэтому, необходимо вовремя развивать и совершенствовать уникальные способности детей .

Безусловно, особое место в столь сложной и необычайно важной работе занимает такая продуктивная деятельность как изобразительное творчество. Рисование – одно из самых любимых занятий детей . Начиная уже с младшего возраста, у ребёнка возникает естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берёт в руки карандаши, кисти, краски, бумагу, и начинается процесс творчества. Но порой образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, и юный художник испытывает неудовлетворённость и разочарование. Недоразвитие мелкой моторики рук , и, как следствие, несформированность графических навыков и умений, мешают ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

В своей практике я столкнулась с тем, что порой дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Я считаю, что главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызываютразочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной – это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

В своей работе мною были определены следующие цели :

- развивать у детей интерес к изобразительной деятельности

Формировать познавательную и исследовательскую активность

Воспитывать у детей веру в свои силы и в свои творческие способности

-развивать художественные и творческие способности , художественный вкус

Для достижения этих целей я стала использовать на занятиях по рисованию с детьми младшего возраста нетрадиционные художественно - графические техники , т. к. именно они позволяют ребёнку без особых усилий быстро достичь желаемого результата. Дети с удовольствием выполняли задания по изобразительной деятельности, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. Ребятам было интересно и увлекательно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Единственный страх, который остался у детей – страх испачкать руки – исчез после первого же занятия. С тех пор, как я начала использовать на занятиях по рисованию нетрадиционные техники , я часто стала слышать от детей вопрос : «Что мы сегодня будем рисовать?»

Следует отметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности. Поэтому, на своих занятиях я стараюсь активизировать внимание детей при помощи таких стимулов, как :

Игра, которая является основным видом деятельности детей

Сюрпризный момент (любимый герой сказки приходит в гости)

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми

Для формирования творчества в рисовании большое значение имеет взаимосвязь художественного слова , музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому создаётся эмоциональный настрой, вызывается желание самостоятельно передать образ в своей работе. Поэтому на своих занятиях я использую отрывки из произведений художественной литературы , музыкальных произведений. Беседы на занятиях сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов. Чтобы предупредить утомляемость у детей , внести разнообразие, доставить радость и удовольствие, я подбирала к занятиям соответствующие пальчиковые игры, физкультминутки, игры малой подвижности.

Результат детского творчества обязательно должен иметь практическое значение в глазах самих детей , на мой взгляд, это способствует большей заинтересованности детей самим процессом труда. Поэтому работы, нарисованные детьми, участвуют в выставках, в качестве подарков дарятся мама, папам, используются для украшения группы.

детей развитие развитие творческого потенциала ребёнка, основанного на принципах сотрудничества и сотворчества. На занятиях по изобразительной деятельности я стараюсь :

Вызывать у детей интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними

Побуждать детей изображать доступными для них средствами выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо

Помогать детям осваивать цветовую палитру, учить смешивать краски для получения светлых, тёмных и новых цветов и оттенков

Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помогать детям в создании выразительных образов, деликатно и тактично способствовать развитию содержания , формы, композиции, обогащению рисунков по цвету

Постепенно, с учётом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам, не делая их предметом специальных учебных заданий.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что моя работа нацелена не на приобретение дошкольникам определённых знаний, умений и навыков, а на естественное и непринуждённое приобщение маленьких детей к миру изобразительного искусства, на развитие их активного интереса к рисованию, на развитие творческого потенциала ребёнка, основанного на принципах сотрудничества и сотворчества.

Публикации по теме:

Применение современных коррекционных технологий в работе воспитателя в условиях социально-реабилитационного центра. Применение современных коррекционных технологий в работе воспитателя в условиях социально-реабилитационного центра Мир, в котором живет.

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Екатерина Ивановна Исрафилова Воспитатель группы компенсирующего вида (ТНР, ОНР) ГБДОУ № 15 Московского района г. Санкт-Петербурга «ПРИМЕНЕНИЕ.

Спортивно-музыкальные развлечения в ДОУ с применением здорово-сберегающих технологий. Веселая пора лето! У многих начались каникулы,.

Творческие способности представляют собой совокупность множества личностных качеств. На сегодняшний день нет единства взглядов по поводу компонентов, сходящих в структуру творческих способностей, однако есть несколько гипотез, касающихся данного вопроса.

Условно, можно разделить творческие способности на следующие группы Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. М., 2014. - С. 244.:

  • 1) интересы и склонности, то есть - способности, связанные с мотивацией;
  • 2) эмоциональность, то есть - способности, связанные с темпераментом;
  • 3) интеллектуальные способности.

Лук А.Н. был известным отечественным исследователем проблемы творчества. Он проводил изучение биографий выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов. На основании проведенных исследований Лук А.Н. выделил следующие компоненты творческих способностей Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 2011. - С. 122.:

  • 1) способность личности видеть проблему там, где её не видят другие;
  • 2) способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;
  • 3) способность к применению навыков, приобретённых при решении одной задачи к решению другой;
  • 4) способность к восприятию действительности в целом, не разделяя её на составные части;
  • 5) способность к легкому ассоциированию отдалённых понятий;
  • 6) способность памяти выдавать нужную информацию в нужный момент времени;
  • 7) гибкость мыслительного процесса;
  • 8) способность к выбору одной из альтернатив решения проблемы, до момента её проверки;
  • 9) способность к включению вновь воспринятой информации в имеющиеся системы знаний;
  • 10) способность видеть вещи такими, какие они есть, выделяя наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
  • 11) лёгкость генерирования идей;
  • 12) творческое воображение;
  • 13) способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначальных идей.

Ученые педагоги и практики, такие как Альтшуллер Г.С., Цуриков В.М., Гафитулин М.С., занимавшиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ), полагают, что одним из составляющих творческого потенциала личности выступают следующие способности Асафьев Б.В. Избранные статьи о просвещении и образовании. М., 2013. - С. 54.: творческая способность развитие дошкольник

  • 1) способность к риску;
  • 2) дивергентное мышление;
  • 3) гибкость в действиях и мышлении;
  • 4) быстрота мышления;
  • 5) способность к генерированию оригинальных идей и изобретению нового;
  • 6) обширное воображение;
  • 7) восприятие неоднозначности явлений и вещей;
  • 8) высокие эстетические ценности;
  • 9) развитый уровень интуиции.

Психологи, чаще всего, связывают предрасположенность к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мыслительного процесса. Выделяют следующие характеристики творческого мышления Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.,2012. - С. 217.:

  • 1) ассоциативность;
  • 2) диалектичность;
  • 3) системность.

Ассоциативность представляет собой способность прослеживать связь и аналогичные черты в явлениях и предметах, которые на первый взгляд могут показаться не сопоставимыми.

Благодаря диалектичности мышления можно выявить противоречия и отыс.кать способ, с помощью которого они могут разрешиться.

Системность , заключается в способности видеть предмет или явление как единую систему, видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития, всесторонне воспринимать существующую проблему - это еще одно качество, благодаря которому формируется творческое мышление. Если развивать именно эти качества, мышление можно сделать гибким, продуктивным и оригинальным.

Социальная среда формирует личность, и ее также необходимо учитывать при рассмотрении вопроса формирования творческих способностей. Кроме того, социальная среда нуждается в активном формировании. Поэтому творческие способности развиваются в зависимости от того, какие возможности предоставляет окружение для того, чтобы у личности реализовался тот потенциал, который в различной степени имеется у каждого индивида. Вся окружающая среда, в которой воспитывается ребенок, должна благотворно влиять на развитие его творческих способностей.

Проведя анализ психологической и педагогической литературы посвященной вопросу развития творческих способностей, мы пришли выводу, что до сих пор не существует единого подхода к оценке творческих способностей . Несмотря на то, что существует множество подходов к их определению, исследователи единогласно придерживаются мнения, что творческое воображение и качества творческого мышления (гибкость мысли, оригинальность, любознательность и др.) выступают обязательными компонентами творческих способностей. Критерием творческий способностей является процесс создания нового продукта, а также реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создавать какой-либо продукт творческой деятельности и др. Почти во всех подходах к проблеме формирования творческих способностей, выделяется отличительная черта - креативность деятельности, которая главным образом предопределяет способность личности выйти за рамки стандартной ситуации и поставить собственную цель решения проблемы.

Оригинальность мышления является основным критерием творчества и представляет собой способность находить ответы на нестандартные вопросы. Оригинальность выражается в степени непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность формируется из преодоления рамок "правильного", очевидного, общепринятого Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М., 2014. - С. 231..

Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность. Данными качествами обладает каждый творческий человек. Инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления - является противоположными качествами. Вышеперечисленные качества необходимы для быстрого разрешения стандартных жизненных задач. Однако психологическая инерция негативно сказывается на творчестве и не способствует развитию творческих способностей.

Основу творческих способностей составляют общие интеллектуальные способности. Однако, высокий уровень развития интеллектуальных способностей не всегда предполагает хорошо развитые творческие способности.

Изучив различные подходы к проблеме формирования творческих способностей, мы можем выделить основные направления в развитии творческих способностей младших школьников и подростков:

  • 1. Применение методов организации и мотивации творческой деятельности;
  • 2. Развитие воображения и развитие качеств мышления.

Творческие способности можно разделить на две основные группы Там же. - С. 218.:

  • 1. Интересы и склонности, то есть - мотивационные способности;
  • 2. Эмоциональность, то есть - способности, связанные с темпераментом;

В отличие от специальных способностей творческие способности, определяющие успешность в конкретных видах деятельности, могут проявляться в том специфическом стиле деятельности, при котором способ ее выполнения, который может быть назван творческим.

Творческий стиль на всех этапах деятельности характеризуется, в первую очередь, самостоятельной постановкой проблемы, так называемой интеллектуальной инициативой, самостоятельным, оригинальны способом решения уже готовых тем и проблем и т.д. Иначе говоря, творческую инициативу характеризует отсутствие шаблона, отсутствие функциональной фиксированности и ригидности в исполнительной и мыслительной деятельности.

Некоторые философы полагают, что творческий стиль мыслительной деятельности является первичной и естественной формой работы головного мозга Калугин Ю.Е. Творческое воображение и его развитие. Челябинск, 2015. - С. 24.. Исходя из этого, можно предположить, что творческий потенциал есть у всех людей без исключения, но проявляется он по-разному в зависимости от того, насколько выражены специальные способностей к различным видам деятельности. Шаблонное мышление формируется под влиянием различных социальных воздействий и, в первую очередь является предметом существующей воспитательной и обучающей системы.

Однако нельзя отрицать факт того, что при одной и той же системе воспитания и обучения у одних людей формируется шаблонное мышление, у других сохраняется или вырабатывается самостоятельный и творческий стиль мыслительной деятельности. Это наводит на мысль о том, что у некоторых индивидуумов существует определенная сопротивляемость шаблону, которая проявляется не только в стиле мыслительной и исполнительской деятельности, но и в некоторых личностных характеристиках, таких как независимость, самостоятельность (отсутствие конформности соглашательства) и т.д.

Не лишено вероятности предположение, что сопротивляемость "шаблону" может оказаться наиболее фундаментальным внутренним качеством в структуре творческих способностей, природа которого, скорее всего, детерминирована некоторыми биологическими задатками. Возможно, однако, и альтернативное предположение, что данное качество вторично, обусловлено другими качествами интеллектуальной деятельности (гибкостью, широтой и пр.) или личностными образованиями.

Творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Человек создал настолько сложные и совершенные машины, что стали поговаривать о возможности построения машины, которая могла бы превзойти самого человека, которая оказалась бы в состоянии мыслить и творить. Но творить, создавать новое машина не в состоянии. Способность к творчеству присуща только человеку. Проблема выявления ранних способностей интересует многих. Речь идет в принципе о выделении, выявлении способных людей, о соответствующей их подготовке, то есть о наилучшем решении подбора кадров.

Читайте также: