Профессиональное развитие педагога. Профессиональное развитие учителя как фактор повышения качества образования Как называется высший уровень профессионального развития педагога

Личностное и профессиональное развитие педагога как необходимое условие повышения качества образования

Самообразование – это система умственного и мировоззренческого
самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.
Г.М.Коджаспирова

Результаты труда педагога не всегда ощутимы сразу. Чаще всего они проявляют себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя.
По определению А.В.Луначарского, учитель – человек, формирующий будущее. Он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой личной ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.

Одной из форм проявления познавательной активности, сознательного саморазвития является самообразование. Нельзя передать свои мысли и чувства другому человеку, но можно возбудить интерес и стремление к определенному виду деятельности. Это в равной степени относится и к педагогам и к учащимся. Главное – это развитие личности педагога и повышение на этой основе уровня его квалификации, профессионализма, продуктивности деятельности.
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно меняющимися условиями педагогического труда. Потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога, в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умения преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.
Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность целенаправленность, интегративность единство общей и профессиональной культуры, индивидуализированность, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность перехода от низких ступеней к высшим, вариативность.
Проблема самообразования касается не только учителей, но и учащихся. В наше время приобретает особое значение подготовка школьников к серьезной самостоятельной работе. Реализация целей и задач современной школы напрямую связана с повышением интереса учеников к учебе, развитием пытливости и познавательной активности, интеллектуальных умений, способов овладения информацией и преобразования ее в действия. Иными словами, надо научить школьников самообучению и самообразованию. Для этого требуется развивать такие качества ума, как: самостоятельность, наблюдательность, любознательность, умение ставить вопросы и решать логические задачи, выполнять задания проблемного и поискового характера, делать опыты, участвовать в экспериментах, сравнивать и анализировать результаты, обобщать полученные данные, делать выводы. Следовательно, конструируя урок, учитель должен предусматривать ситуации, задания и виды деятельности школьников, тренирующие мыслительные процессы и нравственно-волевые усилия. Кроме того, необходимо планировать и развитие познавательных умений. Каким образом на уроке будут отрабатываться умения слушать и слышать, выделять главную мысль, участвовать в дискуссии, отстаивать собственное мнение, извлекать информацию из различных источников знаний (схем, таблиц, документов, учебника, аудиовизуальных средств и т.д.)? За счет чего будут формироваться навыки составления тезисов. Опорных конспектов, рецензий и т.п.?
Управляя самообразованием школьников, необходимо учитывать закономерности данного процесса, а также возрастные и индивидуальные особенности детей. У младших школьников, как правило, это пытливость и восприимчивость к знаниям, у учащихся среднего звена – разноуровневый и разнонаправленный характер познавательных интересов, нередко являющийся средством самоутверждения среди сверстников. У старшеклассников – профессионально-ориентированные интересы. Организуя самостоятельную работу школьников, учитель должен прогнозировать результат, предоставлять ребятам возможность продемонстрировать свои наработки учащимся, учителям, родителям.
Педагог, не обладающий способностью творить, формировать активно мыслящую и деятельную личность, отбирать для этой цели необходимые средства воздействия, не в состоянии воспитывать и развивать прогнозируемые качества у своих учащихся. Чтобы обучать, воспитывать и развивать личность, педагогу необходимо уметь совершенствоваться самому, при этом уметь расставить акценты на главном, т.е. на том, что обеспечивает успешность педагогической деятельности.
Исследованиями доказано, что методы, формы, приемы ведения урока сами по себе не обеспечивают успех в работе, если они не обусловлены личностными качествами педагога. В процессе педагогического взаимодействия учащиеся приобретают не только знания, умения и навыки, но и становятся носителями личностных качества педагога, носителями его рефлексии. Ученик охотнее учится в условиях, если чувствует собственное развитие. Обеспечение заинтересованного общения основывается на особой чувствительности педагога к своему воспитаннику, на умении пользоваться мыслительным диалогом в процессе изложения информации.
«Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен».
Ж.Лабрюйе
Еще одним аспектом повышения качества образования является создание на уроках ситуаций успеха. Это практически невозможно без усиленной работы педагога над собой, развитием своих личностных качеств. Счастливого человека может воспитать только счастливый. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Все вышеперечисленное имеет отношение и к деятельности учителя.
Да, дети хотели бы взять в свою страну, прежде всего добрых учителей, не жалующихся родителям, умеющих учить на десятки, отзывчивых. Умеющих испытывать восторг от красоты, умеющих стать на место ребенка, понимающих каждого ребенка, справедливых, искренних, улыбчивых, заботливых, веселых чутких, дружелюбных, хорошо объясняющих уроки, умеющих в нужный момент дать учащимся отдохнуть и снять напряжение, открытых для людей, понимающих детскую психологию, терпеливых, отзывчивых в меру строгих, тех кого интересно слушать, красивых, умных, уважающих учеников, любящих всех учеников. «Пропуск в страну детства» не получат педагоги, которые ругаются, всегда в плохом настроении, повышают голос, злые, агрессивные, не умеющие скрывать свои симпатии и антипатии, несправедливые, жадные, которым не стыдно, что они плохо преподают, плохо объясняют материал, некомпетентные.
В чем же заключаются проблемы учителей? Что мешает им работать лучше, работать над собой, повышать свой уровень, добиваться успехов учеников?
Безусловно, пройти путь от новичка до мастера не просто. Профессионализм не просто приходит с опытом, он зависит еще и от многого другого: мотивации учителя, содержания работы, интереса к делу, личных способностей и личностных свойств. А ведь личностное и профессиональное развитие педагога является необходимым условием повышения качества образования. К сожалению, в школе есть педагоги, которые остановились в своем развитии, получив первую или высшую категорию, они не участвуют в конкурсах, не дают интересных открытых уроков и побед в олимпиадах, это все их, как бы, не касается. Но современные требования к образованию, научно-технический прогресс, уровень наших детей говорит нам, что это непозволительно, нельзя чтобы работа гимназии, творческие мероприятия, конкурсы, олимпиады и т.д. держались на одних и тех же людях, работающих творчески, работающих над собой постоянно. Необходимо помнить буквально всем, что мы работаем в школе, а это откладывает определенный отпечаток на нашу работу и требования, предъявляемые к ней. Возможно, сегодня мы не совсем полно раскрыли данную тему, поскольку она достаточно глубока, но, по крайней мере, нам удалось окунуться в данную проблему и все мы задумаемся над вопросами «А что мы делаем для того, чтобы нашим детям было с нами интересно? Являемся ли именно мы профессионалами? И получим ли мы пропуск в страну детства?»

Балева В.В. Профессиональное развитие педагога в рамках непрерывного образования // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 2. №1. – С. 58-61.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Балева , студент

Новосибирского государственно го педагогического университета

(Россия, г. Новосибирск)

Аннотация: В статье представлены исследования проблемы профессионального развития педагога в рамках непрерывного образования. Раскрыта сущность понятия «непрерывное образование», а так же применимость его в педагогической деятельности. Описаны возможности для повышения профессиональной компетентности педагога.

Ключевые слова: непрерывное образование, функции непрерывного образования, педагог, педагогическая деятельность, компетенции педагога, повышение квалификации.

Педагог, как и любой другой субъект общественной деятельности, должен заботиться о своем профессиональном и личностном развитии. Современный мир не стоит на месте, он постоянно развивается, дополняется, внедряются новые технологии, все это требует от человека приобретения новых знаний и навыков, повышение своей компетентности в том или ином вопросе. Педагог не исключение, ведь он является носителем информации, что подразумевает постоянное ее обновление.

По мнению Б.М. Бим- Бада , непрерывное образование – это организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни. Целью является развитие и становление личности в периоды её физического и социально-психологического созревания и стабилизации жизненных сил и способностей, а так же и в периоды угасания организма . Так же неп рерывным образованием является образование, которое происходит на протяжении всей жизни и обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни .

В нашем понимании непрерывное образование – это образование в течение всей жизни человека, постоянное обновление и дополнение уже существующих знаний, путем всестороннего развития личности и самообразования.

В современном контексте понимание сущности непрерывного образования позволяет выделить несколько его основных функции, а именно профессиональную, социальную, личностную.

Профессиональная функция обеспечивает развитие у взрослого человека необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, а так же , формирование взрослым человеком новых профессиональных возможностей, увеличение его трудовой динамики.

Социальная функция помогает дополнить и обогатить процесс взаимодействия взрослого человека с обществом, экономической сферой, государством в целом за счет ознакомления с языком, культурой, новыми видами деятельности, общечеловеческими ценностями, современными технологиями социального взаимодействия, в том числе информационными, формируя грамотность взрослого человека в различных сферах.

Третья функция обеспечивает удовлетворение индивидуальных познава тельных потребностей взрослого человека, интересов, увлечений и, как правило, сопровождает повседневную жизнь.

Таким образом, для обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Российской Федерации непрерывное образование взрослых является ключевым из компонентов этого процесса .

Изменяющееся общество поставило новые задачи перед педагог ическим образованием, а именно:

а ) повышение образовательного ценза общества, его гуманизация и гуманитаризация образования;

б ) подготовка специалистов, способных самостоятельно, с полной мерой ответственности принимать нестандартные решения, владеющих научными навыками общения, а так же не только умело воспроизводить готовые методики для организации учебного процесса, но и творчески их перерабатывать, с целью создания своих собственных. Содержание программы профессиональной подготовки современного педагога должна включать компетенции инновационной деятельности, т. к. в настоящее время от педагога требуются инновационные способности и готовность к восприятию и участию в инновационном поиске и реализации инноваций.

А. Чикеринг , специалист в области образования взрослых, описал 7 областей (векторов) развития, таких как: компетентность, фиксирование и достижение целей, способность устанавливать дружеские отношения, установление идентичности (чувства индивидуальной самотождественности ), соединение всех социально-психологических свойств личности.

Непрерывность профессионального развития является необходимой для личностного индивидуального и профессионального опыта педагога. В связи с этим, в системе непрерывного образования, особое внимание необходимо уделить именно профессиональному развитию .

Педагогическое образование является важнейшей частью образовательной системы, которое обеспечивает подготовку кадров для полноценного функционирования всей системы образования. Это положение доказывается так же тем, что в педагогическом образовании отражаются все процессы и стороны сферы образования, а так же потому, что качество и уровень подготовки педагогических кадров определяют перспективы развития образования в целом. Вместе с тем цели и функции педагогического образования являются производными от основной функции образования в обществе.

Происходящие в обществе социальные преобразования диктуют новые требования к профессиональной деятельности педагога его личности и способностям. Система образования постоянно развивается, в связ и с этим новые социальные запросы делают актуальным рассмотрение требований к профессиональному развитию педагогов. Меняются целевые установки в обществе, соответственно происходят изменения в образовательной среде. Поэтому педагог стремиться формировать у себя качества, требуемые современным обществом. То, насколько полноценным будет развитие учащегося, во многом зависит от профессионализма педагога.

Марковой А.К. обозначаются следующие блоки профессиональной компетентности учителя, а это:

а) профессиональные (объективно необходимые) психологиче ские и педагогические знания;

б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

в) профессиональные психологические позиции, установки, которые требует от него профессия;

г) личностные особенности, которые обеспечивают успешное овладение учителем профессиональными знаниями и умениями .

Исходя из требований современного общества, можно определить основные способы развития профессиональной компетентности педагога:

1 способ. Помощь методических объединений, отдельным педагогам в орга низации деятельности, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога. Методическая работа должна способствовать совершенствованию квалификации педагога, повышению компетентности.

2 способ. Курсы повышения квалификации являются действенным способом развития профессионализма педагога.

3 способ. Реализация различных форм педагогической поддержки.

4 способ. Самообучение и саморазвитие педагога и др.

Главное условие профессионального развития педагога – осознание необходимости повышения собственной компетентности. Это подразумевает обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их компетентности. Курсы повышения квалификации могут проходить только те, кто уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Повышение квалификации можно разделить на 3 вида, а именно краткосрочное (не менее 72 часов), тематические и проблемные семинары (ускоренное приобретение ЗУНов , необходимых для работы в новых условиях) и длительное (углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности педагога для обновления знаний или подготовки к выполнению новых профессиональных функций). Целью повышения квалификации является оптимизация педагогического процесса, профессиональный рост и постоянное с овершенствование педагогов. (Ю.К. Бабанский , П.И. Карташов, М.М. Поташник и др.) .

Повышение квалификации осуществляется также в процессе участия педагогов в разнообразной методической работе. Здесь решаются такие задачи, например : изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение в практику достижений педагогической науки; повышение уровня предметной и психолого-педагогической подготовки педагогических работников; консультативная помощь в организации педагогического самообразования и др. Такая методич еская работа может быть в виде:

изучения и обсуждения нормативных документов, ФГОС, раз личных программ;

обмена опытом между коллегами;

представление и обсуждение собственных разработок, педагогических инноваций и др.

Педагогическое самообразование тоже может выступать формой повышения квалификации педагога. Условием продуктивной работы является деятельность педагога по личному плану самообразования, составленному на год и включающему следующие разделы:

цели и задачи работы по самообразованию;

участие в методической работе образовательного учреждения;

посещение курсов повышения квалификации и проблемных сем инаров, прохождение аттестации;

изучение методической, психолого-педагогической и предметной литературы, нормативных документов;

повышение общекультурного уровня (чтение художественной литературы, публицистики, посещения музея, теат ра, просмотр телепередач и др.);

итоги работы по самообразованию.

Таким образом, профессиональное развитие педагога в рамках непрерывного образования осуществляется как самим педагогом, так и обществом, которое диктует условия и предоставляет возможности для этого. Регуляция этого процесса происходит через нормативные документы, такие как ФГОСы , закон «Об образовании» и др. Непрерывное образование помогает педагогу поддерживать и повышать свой профессиональный уровень, овладевать различными компетенциями на протяжении всей педагогической деятельности.


Библиографический список

1. Бим- Бад Б.М. Педагогический энцикло педический словарь. – М., 2002.

2. Захарова Е. А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования // Молодой ученый. – 2011. – №3. Т.2.

3. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897 (дата обращения: 10.04.2016 г.)

4. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.

5. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. – М., 2004.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN CONTINUING

EDUCATION

V.V. Balewa, student

Novosibirsk state pedagogical university

(Russia , Novosibirsk )

Abstract. This paper presents the study of the problem of professional development of teachers in continuing education. The essence of the concept of «continuing education», as well as its applicability to the pedagogical activity. Possibilities for improving the professional competence of the teacher.

Keywords: continuing education, continuing education functions, teacher, teaching activities, teacher competence training.

Н. В. Панова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Анализируются роль и место содержательных основ понятия «профессиональное развитие личности педагога» через анализ этапов профессионального роста в контексте различных ресурсов его развития, качеств личности, обеспечивающих профессиональную активность.

Ключевые слова: этапы профессионального развития личности педагога, ресурсы профессионального развития, компетентность.

Содержание деятельности педагога определяется возможностью его реализации в профессии на разных этапах жизненного пути. Оценку педагогического потенциала (Б. Г. Ананьев, Е. А. Климов, В. В. Рубцов, Д. И. Фельдштейн и др.) связывают с социальным заказом и целями в образовании. Несмотря на разработанность отдельных аспектов данной проблемы, остаются недостаточно изученными ресурсы педагога, связанные с различными этапами педагогического профессионального развития. Рассмотрим характеристику этапов освоения профессиональной деятельности.

1-й этап. Овладение профессией, адаптация. Осуществляется реализация практики формирования деятельности педагога в начале профессиональной карьеры. Формируется мотивация деятельности, обретается смысл деятельности и овладение профессиональной ролью. Результатом первого этапа становятся: сформированность мотивации на овладение профессиональной культурой и профессиональными потребностями; осознание «образа Я»; готовность к принятию профессиональных, личностных и социальных ценностей.

2-й этап. Акме, профессиональная компетентность. Систематизируется изучение внешних и внутренних условий личностно-профессионального развития педагога, возникает овладение различными профессиональными ролями, происходит творческое осмысление профессиональной деятельности, самореализация, характеризующая яркие профессиональные достижения. Результатом второго этапа являются: развитость профессионально-личностных качеств; осознание ответственности и долга в профессиональном взаимодействии; овладение продуктивными технологиями и умениями. Совершенствуется профессиональная культура педагога, которая позволяет соотносить результат деятельности с заданной целью и определяет критерии эффективности личностно-профессионального развития педагога. Создается и распространяется новый опыт, нацеленный на овладение профессиональными смыслами деятельности. Возникает актуализация ресурсов педагогов, создающая условия целостности, единства, системной организации его труда через взаимосвя-

занные пространства: личности педагога, педагогической деятельности и педагогического общения при превалирующей роли личности педагога .

3-й этап. Зрелость, самореализация. Возникает удовлетворенность педагогической деятельностью, формируется профессиональная активность педагога, его устойчивость к процессам профессиональных деформаций на основе акмеологических принципов. Результат третьего этапа - творческая, гармонично развитая личность педагога с интенциями к добру, справедливости, любви к окружающему миру; творчески владеющая системой операциональных действий, значений и смыслов, индивидуальным стилем профессиональной деятельности и наличием выраженной педагогической рефлексии, позволяющей осознать:

Необходимость поиска личного смысла жизни;

Систему ценностных ориентаций, установок и нравственных норм;

Поиск своего места в жизни.

4-й этап. Стагнация. Снижение активной педагогической практики, наличие достаточно высокого уровня творческих способностей. Результатом четвертого этапа становятся: снижение мотивации в профессиональной деятельности, минимизация профессиональных потребностей; гипертрофиро-ванность в осознании «образа Я»; устойчивость профессиональных, личностных и социальных ценностей; постепенная утрата профессиональных и социальных смыслов деятельности.

Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение профессионального поведения, и, конечно, перестройка личности порождает субъективные и объективные трудности .

Ведущая деятельность в рамках одного возраста и стадии становления претерпевает качественные изменения: перестраивается мотивация, планирование, способы самоконтроля и т. п. Это порождает огромное количество альтернативных траекторий профессионального развития, которые одних приводят к самореализации в профессиональ-

ной деятельности, других - к постепенному угасанию профессиональных функций, а третьих - к саморазрушению личности.

Проблема самореализации личности в профессиональной деятельности педагога побуждает к пересмотру критериев эффективности труда. Помимо традиционных критериев (скорость, точность, экономичность), важно принимать во внимание внутренние, психологические критерии, которые отражают степень вовлеченности личностного потенциала человека в реализацию стоящих перед ним задач. Содержание самореализации личности определяет субъективное отношение к ситуации деятельности, мотивы саморазвития и самосовершенствования. Поэтому самореализация как саморазвитие представляет собой сознательную деятельность человека, направленную на возможно более полное раскрытие себя как личности. В качестве критериев процесса самореализации выделяют: субъективные (чувство удовлетворенности) и объективные (социально значимые вклады, интегративные характеристики личности), а также соотношение субъективного и объективного.

В процессе становления профессионала, увеличения масштаба личности субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами. Другими словами, профессионал может сам сознательно изменять свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием жизнедеятельности.

Компоненты личностного развития включают содержание индивидуальной модели самопроекти-рования личностно-профессионального развития педагога на разных этапах жизненного пути .

Профессионализм учителей представляет собой системное образование, состоящее из мотивации профессионального самосовершенствования операционального, личностного ресурсов, среди которых блок мотивации профессионального самосовершенствования является системообразующим в усилении профессионально значимых личностных качеств .

Так, операциональный ресурс отвечает за исполнительскую часть деятельности педагога через приемы профессионального мышления, сознание, профессиональные способности для воплощения педагогической деятельности. Операции объединяются в способы, формируя в дальнейшем определенные техники, подчиняя их содержание и методы поставленным целям, готовность педагога к овладению неизвестными приемами и действиями, т. е. его профессиональная обучаемость. В такой ситуации важны педагогические технологии, которые различаются по направленности:

На модернизацию методов и форм обучения, диагностику мотивационной и операциональной сферы деятельности;

На способы адаптации к профессиональной деятельности и достижение результата.

В целом задачи операциональной сферы сводятся к выявлению профессиональных знаний, «психологической цены» деятельности. У многих педагогов с увеличением стажа работы формируются шаблонные способы профессиональной деятельности, снижается способность к восприятию новых методов и технологий работы. Часто уменьшаются творческая мотивация, желание осваивать и применять новый опыт, снижается самооценка профессионального развития и профессиональных качеств . Анализ объективного состояния основан на поиске оптимальных профессионально важных качеств, исследовании профессионального самосознания, в котором важен учет разнообразных ресурсов.

Мотивационный ресурс включает диагностику сферы самосовершенствования - способность к постоянному наращиванию квалификации и профессиональной компетентности в рамках некогда приобретенной профессии как необходимое качество современного специалиста, решая ряд задач:

Узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие из стремления занять определенную позицию в отношениях с окружающими, возможность получить их одобрение, заслужить авторитет;

Широкие потребности педагога в общении, стремление иметь удовлетворение от процесса эмоционально окрашенного взаимодействия с окружающими.

Иногда позиционный мотив проявляется в желании педагога занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае говорят о «престижной мотивации». Позиционный мотив может состоять из разного рода самоутверждения: желания стать лидером, участвовать в конкурсном движении, доминировать в группе и т. д.

Социальные мотивы сотрудничества включает осознание форм взаимоотношений педагога с администрацией, родителями и учащимися в образовательной среде. Они являются важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности педагога. К этой же группе относится мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, уважении со стороны других. Можно предполагать, что доминирование той или иной мотивации обусловлено склонностью педагогов к тому или иному стилю руководства. Нами отмечено, что отсутствие доминирования определенного мотива наблюдается у учителей с демократическим стилем руководства. По мере освоения педагогической профессии повышается по-

требность в актуальности новых задач, решаемых современным образованием.

Личностный ресурс - многопараметрическая характеристика специалиста, которая не может определяться простой суммой имеющихся личностных качеств и способностей. Для этого необходимо применение комплекса взаимосвязанных параметров. В процессе выявления ключевых компетентностей ценной является классификация общих способностей на основе функций психики. Так, можно вести речь о коммуникативных, информационных и регулятивных ключевых компетентностях педагога, которые имеют двойную направленность - на обучающихся и самого себя .

Компетентными являются не только педагоги, имеющие большой опыт в педагогической деятельности, но и те, кто обладает особым типом организации предметно-специфических знаний в этой области и способностью принятия эффективных решений.

Интеллектуально-педагогическая компетентность выражается в умении применять имеющиеся знания для установления педагогически целесообразных взаимоотношений, в приобретении и преобразовании знаний обучающимися и самим педагогом. Данную компетентность можно рассматривать как комплекс анализа, синтеза, сравнения и абстрагирования, проявляющиеся как качества интеллекта и критичности мышления.

Коммуникативная компетентность педагога -интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: во-первых, эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; деликатность; во-вторых, показатель информированности педагога о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; уровень владения индивидуально-психологическими качествами специалиста; стремление к постоянному совершенствованию; ориентация на личность человека как главную ценность педагогического общения. Коммуникативная компетентность - это личностные качества педагога, формирующееся в процессе развития и саморазвития

Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением через целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию.

Операциональная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности в прогностических, проективных, предметно-методических, организаторских навыках педагогической импровизации .

Сущность профессиональной активности проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) - свидетельство того, что личность состоялась. Основу профессионально значимых личностных качеств составляют психологические предпосылки: когнитивные и аффективные характеристики, отдельные черты личности, сочетание которых может облегчать или затруднять как становление, так и специальное формирование этих качеств . Систему отношений, определяющих мотивацию профессионального самосовершенствования личности, мы выявили по трем критериям:

1) отношение личности к своей профессиональной деятельности;

2) отношение к себе как профессионалу;

3) отношение к самосовершенствованию в профессиональной сфере.

Диагностика отношения к своей профессиональной деятельности определялась по таким показателям, как удовлетворенность выбранной профессией, представление о служебной перспективе и отношение к своей деятельности в настоящий момент.

Результаты диагностики удовлетворенности профессией свидетельствуют о том, что педагоги, имеющие практический опыт работы, могут, взвесив положительные и отрицательные ее стороны, давать адекватную оценку, причем оценку позитивную, подтверждающую удовлетворенность профессией.

Исследования, проведенные среди заместителей директоров, педагогов (256 чел.) Невского района Санкт-Петербурга, показали, что удовлетворенность ростом заработной платы отмечается самым низким процентом, а интерес к профессии и ее престиж отмечают больше половины педагогов, находящихся на различных этапах становления профессиональной карьеры. По нашему мнению, такое единогласие в оценках педагогов, имеющих разный педагогический опыт работы, говорит о серьезных проблемах оценки личностных ресурсов в данной профессии в настоящий момент. Отношение к профессиональной деятельности (ПД) мы находили по формуле: ПД = (Уп + Сп + Нв): 3, где: Уп - удовлетворенность профессией; Сп - отношение к служебной перспективе; Нв - отношение к работе в настоящий момент. Общий балл ПД по результатам самооценки, может находиться в диапазоне от 1 до 10, при этом, чем выше общий балл, тем лучше отношение к профессиональной деятельности. Результаты представлены в таблице.

Из таблицы видно, что педагоги, которые начинают профессиональную карьеру, достаточно осторожно высказывают свои оценки в отношении к

Уровень отношения к профессиональной деятельности (%). Структура исследуемых профессиональных групп

Результаты самооценки, уровни отношения к профессиональной деятельности 1-й этап. Овладение профессией, адаптация (п = 56) 2-й этап. Акме, профессиональная компетентность (п = 48) 3-й этап. Зрелость, самореализация (п = 95) 4-й этап. Стагнация (п = 57)

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Низкий уровень (1-3 балла) 27 48.6 12 24.9 0 0 5 8.5

Средний уровень (4-7 баллов) 13 23.4 19 39.5 45 46.8 25 42.5

Высокий уровень (8-10 баллов) 16 28.8 17 35.6 50 53.2 27 49

профессии. Профессионалы, имеющие опыт в данной профессии, оценивают ее либо в диапазоне

4-7 баллов, с одновременным увеличением тех педагогов, чей средний балл находится в диапазоне 8-10 баллов. Это свидетельствует о том, что люди относятся к своей профессии положительно.

Результаты исследования отношения к профессиональной деятельности показали, что у педагогов, находящихся в процессе овладения профессией, не сформированы представления об оценке различных сторон профессиональной деятельности. Ими отмечается невозможность проявления творчества, продвижения по службе, отсутствие престижности и привлекательности в работе, что сочетается с весьма оптимистичным отношением к своей служебной перспективе. Работа в настоящее время их удовлетворяет лишь частично, на 50 %. В целом отношение к педагогической деятельности оценивается как неопределенное, противоречивое; к служебной перспективе - как тревожное, а будущее вызывает опасения и страх. Отсюда самосовершенствование педагога может стать устойчивым мотивом, если он не только переживет активно-положительное отношение к профессии, но при этом и осознает профессионально важные качества, необходимость их развития, способность стимулировать стремление к профессиональному росту.

Анализируя отношение педагога к себе как профессионалу, мы получили результаты, которые можно классифицировать тремя уровнями: низким, средним и высоким. Самые лучшие показатели наблюдаются у педагогов на этапе зрелости, самореализации, что вполне объяснимо: они имеют профессиональный опыт, сформированные разнообразные компетентности. На этапе овладения профессией педагоги оценивают себя самыми низкими баллами (3-7), поскольку еще не имеют адекватных ресурсов профессионализма. Для них характерно видение причин своих неудач во внешних условиях трудовой деятельности.

Для диагностики самосовершенствования мы использовали адаптивный вариант методики «мотивационного профиля личности», где иерархия мотивов становится основой сферы жизненной активности педагога. Среди них: жизнеобеспечение, комфорт и безопасность, приобщение к социуму, самоутверждение, самоактуализация. Результаты

анализа «мотивационного профиля» показали, что для большинства педагогов, находящихся на различных этапах развития, характерен блокирующий тип, при котором поддерживающие мотивы (жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус) преобладают над развивающими (активность, творчество, общественная полезность). Отношение к самосовершенствованию в профессиональной сфере выявлялось в результате анализа ответов на вопросы о побуждающих мотивах профессионального совершенствования.

Педагоги начального этапа овладения профессией выделяли как наиболее важное условие их развития требовательность руководителей, стремление быть «не хуже других», требования коллектива; учителя, находящиеся на этапе акме, в качестве условий развития и совершенствования профессиональных компетентностей называли интерес к профессии, продвижение по службе, чувство ответственности; на этапе зрелости педагогами отмечалась установка овладеть новыми профессионально значимыми качествами, стремление завоевать авторитет в коллективе, удовлетворенность собственным развитием; на заключительном этапе профессиональной карьеры была жажда первенствовать среди коллег, желание получить вознаграждение (материальное, моральное). Все испытуемые выделили следующие трудности при самосовершенствовании:

а) отсутствие необходимых знаний;

б) неумение планировать время;

в) отсутствие системы контроля;

г) неорганизованность,

д) отсутствие необходимых условий.

Анализ критериальных значений позволяет определять, что именно является существенным в мотивации профессионального роста.

Профессиональное самосовершенствование понимается нами как результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса надо искать внутри личности в виде мотивов про-

фессионального роста человека. Источником развития личности могут выступать как внешние, так и внутренние стимулы.

Внешние стимулы возникают из-за несоответствия результатов профессиональной деятельности аттестационным требованиям к ней. Они чаще всего побуждают личность к пополнению своего функционала. Внутренние стимулы связаны с потребностью педагога в творчестве и самореализации. Этот путь призван развить педагога-профес-сионала через практику совершенствования, выход на новые уровни мастерства. Внешние и внутренние стимулы сосуществуют, дополняют друг друга, вызывают желание и интерес к профессиональному росту.

Мотивация самосовершенствования появляется в результате положительной рефлексии и информационной осведомленности личности. Осознание специалистом своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста побуждают его к постоянному поиску, творчеству. Практика подтверждает, что блокировка самосовершенствования возникает из-за незнания психологических механизмов самосознания, содержания, основных методов и приемов самосовершенствования; психологической неподготовленности, боязни новизны, критики, трудностей в развитии

своей личности; отсутствия опыта в решении конкретных задач роста личностного ресурса.

Вместе с тем отношение педагогов с различным уровнем профессионального развития к перспективе своей деятельности в целом остается оптимистичным. При этом желание лучше освоить специальность, интерес к профессии преобладают у педагогов в стадии акме. Мотивы продвижения по службе характерны для учителей в стадии зрелости через завоевание авторитета в коллективе. Стремление к вознаграждению свойственно педагогам, завершающим профессиональную карьеру. Их саморазвитие в основном направлено на дальнейшее совершенствование морально-психического состояния педагога.

Профессионально значимые качества педагога составляют личностные ресурсы, где основная роль принадлежит мотивации, компетентности, ответственности, саморегуляции. В качестве системообразующего блока выступает мотивация профессионального самосовершенствования, базирующаяся на удовлетворенности своей профессиональной деятельностью и адекватной самооценке.

Особенности профессионально значимых личностных качеств педагогов определяются на уровне предпосылок профессионального самосовершенствования и личностных ресурсов.

Список литературы

1. Панова Н. В. Коучинг руководящих кадров: учеб. пос. СПб.: СПб ИВЭСЭП, 2011. 392 с.

2. Панова Н. В. Профессиональная жизнь педагога: монография. СПб.: ИПКСПО, 2007. 244 с.

3. Панова Н. В. Личностно-профессиональное развитие педагога на разных этапах жизненного пути: монография. СПб.: СПб АППО, 2009. 208 с.

4. Дианова В. И. Профессионально значимые качества личности и их формирование у педагогов центров психолого-медико-социального сопровождения: дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2005. 193 с.

5. Пьянкова Л. А. Индивидуальный подход к проблеме формирования профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 4 (106). С. 10-12.

6. Авдеева И. Н. Работа фасилитатора по созданию поддерживающих взаимоотношений в социальной сети клиента // Горизонты образования, 2007. № 3. С. 72-82.

7. Червонный М. А. Стратегия человеческих ресурсов как основа формирования концепции дополнительного профессионального образования учителей малокомплектных школ // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 11 (101). С. 9-13.

8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. М., 2002.

9. Молчанов С. Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Челябинск, 2003.

10. Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб.: Алетейя, 2000. 288 с.

Панова Н. В., кандидат педагогических наук, доцент.

Санкт-Петербургская академия постдипломного образования.

Ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, Россия, 191015.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 03.06.2011.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF TEACHER

This paper examines the role and place of content using the concept of “professional development of the personality of the teacher”; through the analysis of the stages of professional development in the context of a variety of resources for its development, personality traits, skills-oriented activity.

Key words: stages ofprofessional development of the personality of the teacher, resources, professional development, competence.

St. Petersburg Academy of Postgraduate Education.

Ul. Kirochnaya, 41, St. Petersburg, Russia, 191015.

Наталия Половинкина
Уровни профессионального развития современного педагога.

Уровни профессионального развития современного педагога .

Инна Витальевна выделяет 9 уровней профессионального развития педагога :

1 уровень- педагогическая умелость- совокупность умений и навыков,проще говоря педагогическая техника . можно выделить 2 группы. 1 группа- умение управлять собой,своим поведением, социально-перцептивные способности,техника речи.

2 группа - умение педагога воздействовать на других (детей,родителей,коллег) . в эту группу входят дидактические умения,организаторские, технологические,коммуникативные.

2 уровень- педагогическое мастерство . Современное понимание пед . мастерства включает 4 компонента. 1-система знаний. 2- система умений. 3- система специальных способностей. 4-гуманистическая направленность в личности педагога (это нововведения) .

3 уровень - готовность к инновациям. Это активно-действенное состояние личности педагога ,личностное проявление его творческого стиля деятельности,в котором сочетается 3 компонента :

* психологический - это мотивация +личностные качества педагога .

* теоретический -система знаний.

* практический - система умений.

После всего этого можно сказать, что ГОТОВНОСТЬ это такой "сплав" психологической,теоретической и практической готовности.

4 уровень- педагогическое творчество . Этот уровень связан не столько с продуцированием, а сколько с их модернизацией. Инна Витальевна привела очень интересный пример. это такая модель АВТОБУС_ТРОЛЛЕЙБУС_САМОЛЕТ. где Автобус- методика чуть адаптируется под себя,под детей. Троллейбус- объединяется 2-3 методики, пропускается через себя и слегка модернизируется. Самолет- создание новой технологии. но все таки,чтобы создать самолет, надо обязательно создать сначала АВТОБУС, потом ТРОЛЛЕЙБУС, и только потом САМОЛЕТ.

5 уровень-готовность педагога к созданию авторской технологии. авторская педагогическая технология характеризуется 1. наличием и согласованность технологических авторских средств и приемов. 2. оригинальностью их сочетанием в индивидуальной методической системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту педагога . 3. индивидуальным стилем его педагогической деятельности . подведя итог можно сказать, что ТЕХНОЛОГИЯ - это сочетание научных технологических знаний и искусства их применять в своей практике.

6 уровень - индивидуальный стиль педагогической деятельности . Это важное условие,механизм,результат формирования готовности педагога к созданию индивидуальной авторской педагогической (дидактической-обучающей-воспитательной-образовательной) системы,методики,технологии.

РЕГУЛЯТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : 1. Четкая рефлексия- где,как и зачем, для чего педагог намеревается провести инновацию, каким требованиям должна отвечать авторская программа. 2. в программе должны быть не только образовательный стандарт, но и личностный компонент. 3. образовательная программа (авторская) это не инструкция "что дать обучающимся"она направлена на СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ обучение. Также выделяются ТИПЫ авторских программ :

1. Рационализаторские- полученные путем частичных усовершенствований уже существующих программ.

2. Комбинаторные - полученные путем комбинаций нескольких программ.

3. Дополняющие- существенно новые по содержанию, дополняющие уже имеющийся пакет образовательных программ в ДОУ.

4. Новаторские- отличающиеся новизной,замыслом, обучающими технологиями.

8 уровень - индивидуальная методическая система. Это совокупность индивидуальных форм, методов, средств, приемов обучения и воспитания оптимальных для педагога и его индивидуального стиля педагогической деятельности .

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А.Х. Куб, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №9 им. К.Х.Нехая» а.Вочепший

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»

Конфуций

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.

Повышение уровня преподавания в школе – актуальная методическая проблема, которая волновала и продолжает волновать ведущих зарубежных и отечественных ученых – методистов. Особенно остро звучит она на современном этапе, когда появились новые педагогические технологии, новые технические возможности.

Приоритетной целью современного образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование мобильной самореализующей личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Следует отметить, что наиболее уязвимой стороной введения ФГОС в общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций.

Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентного подхода, «учебных ситуации», проектной и исследовательской деятельности, информационно - коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.

Таким образом, изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляет новые требования к современному учителю.

Какой он, современный учитель?

Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. На мой взгляд, это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний. Учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный вопрос «чему учить школьников?» Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Он должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.

Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Считаю что, отличительными чертами современного педагога, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учиться, в современных условиях приобретает особое значение – сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистерверг писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Способность «делать себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатство духовной жизни и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

Профессиональное саморазвитие, как и другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную совокупность мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в повышении самообразования.

На сегодняшний день дифференцируют внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) являются основными и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная из вне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем разжигается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.) – эта потребность формирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала.

Для развертывания процессов саморазвития и самовоспитания большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - сопоставить их с мнениями окружающих. Именно поэтому, очень важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своем сознании идеальный образ педагога.

Для учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия – это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель интересен ребенку.

На мой взгляд, важной составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога.

Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.

В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного труда, проявляются следующие компоненты:

Культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и общения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности в новые условия;

Устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;

Рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;

Гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий.

Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны – это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, с другой стороны – овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия:

Целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;

Планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;

Самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;

Коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложившаяся в современном мире социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. И человеку в такой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. И сегодня готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях очень важна для каждого педагога. Как утверждают психологи, активность человека в таких условиях, может быть направлена на лучшее и более полное приспособление к среде за счет своих внутренних ресурсов и собственных резервов (О.С. Советова), где ключевым фактором динамического развития будет выступать личностное развитие.

Прежние устои, где организованное, систематическое самообразование осуществлялось в основном во всевозможных курсах, в кружках, народных университетах и т.п., оказывается недостаточным. Их место все больше и больше заполняет самостоятельная работа каждого человека над различными источниками получения знаний лишь при небольшой консультации специалистов той или иной области науки и практики.

Самообразование учителя базируется на принятии цели самоподготовки, содержания педагогических знаний, обеспечивающих информационную базу, реализации себя как субъекта инновационного процесса, оценке и самооценке достигнутого результата в соответствии с принятой целью.

Список литературы

1.Балакина Л.Л. Коммуникативная компетентность как фактор адекватного отражения в образовании современной информационно-коммуникативной культуры. – Томск: ЦНТИ,2004. – 198с.

2. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю. Коммуникативная деятельность как важная составляющая педагогической компетентности учителя // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. - №5. – С.41-42.

3. Елагина В.С. Становление педагогической компетентности студентов педагогического вуза // Современные наукоёмкие технологии. - 2010. - №10.-С.113-116.


Читайте также: