Литературно-художественной критики. Кафедра теории и истории литературы Основные учебные пособия, разработанные на кафедре

Кафедра русской литературы была создана в 1946 году. Ее основателем и первым заведующим был Александр Николаевич Свободов (1884 – 1950), ученый-краевед и горьковед, один из организаторов гуманитарного образования в Нижнем Новгороде.

Кафедра является выпускающей и обеспечивает проведение всех видов занятий по учебным планам бакалавриата Института филологии и журналистики по направлениям 45.03.01 «Филология», 42.03.01 «Связи с общественностью», 42.03.02 «Журналистика», 42.03.03 «Издательское дело». На кафедре осуществляется подготовка магистрантов по программе «Русская литература» (45.04.01. – Филология). При кафедре проходят подготовку аспиранты и соискатели по специальности 10.01.01 – «Русская литература».

Преподаватели кафедры обеспечивают чтение следующих дисциплин бакалавриата ИФиЖ:
- Введение в литературоведение;
- История русской литературы;
- Введение в теорию коммуникации;
- Теория литературы;
- История русской литературной критики;
- Устное народное творчество;
- Современная русская литература;
- Культурология;
- Книговедение;
- Библиография;
- История отечественной литературы;
- Современный литературный процесс;
- Основы теории литературы.

Преподавателями кафедры русской литературы разработан целый ряд авторских дисциплин, которые доступны студентам Института филологии и журналистики факультета в качестве дисциплин по выбору:
- История русской неподцензурной поэзии второй половины XX века;
- История славянских литератур;
- Текстология новой литературы;
- Документальный дискурс русской мемуаристики XIX-XX вв.;
- Жанры литературной критики и публицистики;
- Русская классика в современной литературе;
- Филологический анализ художественного текста;
- Русская литература в контексте массовой культуры;
- Традиции Ф.М. Достоевского в русской и мировой литературе ХХ века;
- Коммуникативная проблематика в русской литературе;
- Литературная иерархия и литературные репутации;
- Творческие индивидуальности в русской литературе первой половины XIX века;
- Литературный текст как исследование городского пространства;
- Интерпретация художественного текста;
- Фольклор славянских народов;
- Факторы и стимулы развития регионального литературного процесса;
- Традиционная культура и фольклор в зеркале СМИ;
- Теория текста;
- Психология и социология чтения.

Кафедра обеспечивает также преподавание следующих дисциплин магистратуры и аспирантуры Института филологии и журналистики:
- История литературоведения;
- Биографика;
- Детская литература;
- Новейшая русская литература;
- Филологическая герменевтика;
- Теория и история русского стиха;
- Теория коммуникации;
- Менеджмент культурных проектов;
- Структура литературного произведения;
- Методика преподавания литературы;
- Античные мотивы в русской лирике Серебряного века;
- Новокрестьянская поэзия;
- История русской драмы;
- Литературное краеведение;
- Литература русского зарубежья;
- Военная проза в русской литературе второй половины ХХ века;
- Идеи и формы «жизнестроительства» в русской литературе;
- Традиционная духовная культура славян и современность;
- Психология и социология чтения;
- Основы текстологии;
- «Новый реализм» в современной русской литературе;
- Региональные контексты литературы Серебряного века.
- Лингвистика и поэтика (аспирантура)
- Массовая литература как литературный и эстетический феномен (аспирантура)
- Информационные технологии в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин (аспирантура)
- Методика и методология работы над кандидатской диссертацией (аспирантура)
- Коммуникативные модели в русской литературе (аспирантура)
- Теория мифа в русской филологической науке XIX-XX вв. (аспирантура)
- Литература и фольклор (аспирантура)

Основные направления научных исследований кафедры:
- поэтика русской литературы (творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова, Лескова, Короленко, Горького, Маяковского, Шолохова и др.);
- литература в современном информационном и культурном пространстве;
- коммуникативные аспекты литературы;
- литературная иерархия и литературные репутации;
- литература и другие виды искусства;
- проблемы перевода произведений русской классической литературы на иностранные языки;
- специфика региональной литературы;
- текстология литературы Нового времени;
- фольклористика;
- литературная критика;
- теоретическая поэтика;
- история русского литературоведения;
- атрибуция литературных произведений;
- динамика современного российского литературного процесса;
- современная поэзия.

Сотрудники кафедры также активно принимают участие в различных научно-образовательных, образовательных и культурно-просветительских проектах:
- Кафедра русской литературы отвечает за проведение регионального этапа Всероссийской олимпиады по литературе.
- С 2013 г. кафедра проводит конкурсы научных работ школьников. Конкурсы всегда тематически связаны с пушкинскими конференциями, организованными кафедрой.
- С 2017 года совместно с Государственным литературно-мемориальным музеем Н.А. Добролюбова в рамках международной конференции «Добролюбовские чтения» проводится конкурс молодых литературных критиков.
- С 2016 сотрудники кафедры выступают с лекциями на ежегодном Фестивале наук, искусств и технологий в Нижнем Новгороде (ФЕНИСТ).
- В 2018 году кафедра русской литературы ННГУ совместно с Государственным литературно-мемориальным и природным музеем-заповедником «Болдино» запустила новый научно-образовательный проект «Пушкинский лекторий». Лекции пользуются популярностью среди широкой аудитории: школьников, студентов, учителей, пенсионеров – всех, кто интересуется историей русской литературы. В рамках проекта уже прочитали лекции преподаватели кафедры проф. И.С. Юхнова, доц. Ю.А. Изумрудов, доц. Е.Е. Прощин.
- Сотрудники кафедры часто выступают с публичными лекциями в культурных учреждениях Нижнего Новгорода: Нижегородском художественном музее, Нижегородской областной универсальной ой библиотеке им. В.И. Ленина, Библиотеке им. М.Ю. Лермонтова в Автозаводском районе и др.
- Кафедра русской литературы тесно сотрудничает с региональными СМИ. Так, проф. И.С. Юхнова создала 2 образовательно-просветительских авторских цикла передач для радио «Образ»: 2014 г. – «Рассказы о Лермонтове», 2017 – 2018 гг. – «Когда б вы знали, из какого сора…» (Из истории литературных сюжетов).

Состав кафедры русской литературы:
заведующий кафедрой, д.ф.н. Коровашко Алексей Валерьевич
профессор, д.ф.н. Фортунатов Николай Михайлович
профессор, д.ф.н. Уртминцева Марина Генриховна
профессор, д.ф.н. Юхнова Ирина Сергеевна
доцент, д.ф.н. Сухих Ольга Станиславовна
доцент Изумрудов Юрий Александрович
доцент Прощин Евгений Евгеньевич
доцент, заведующий Фольклорным центром Шеваренкова Юлия Михайловна
старший преподаватель, заведующий Центром литературного краеведения Самостиенко Евгения Валерьевна
ассистент Болнова Екатерина Владимировна
ассистент Храмова Наталья Борисовна
ассистент Янина Полина Евгеньевна
ведущий филолог Курочкина Анна Анатольевна
инженер-лаборант Большаков Александр Дмитриевич
лаборант Серова Анастасия Алексеевна

Говоря о монографиях, выпущенных сотрудниками кафедры, следует особо отметить учебник Н.М. Фортунатова, М.Г. Уртминцевой и Ю.С. Юхновой «История русской литературы XIX века», впервые опубликованный в 2007 г. издательством «Высшая школа» и с 2011 г. переиздающийся каждый год издательством «ЮРАЙТ».

Большой интерес вызвали и другие монографии, подготовленные сотрудниками кафедры:

  • Коровашко А.В. Заговоры и заклинания в русской литературе XIX-XX веков. М., 2009;
  • Коровашко А.В. По следам Дерсу Узала. Тропами Уссурийского края. М., 2016;
  • Коровашко А.В. Михаил Бахтин. М., 2017 (серия «Жизнь замечательных людей», книга вошла в «Длинный список» Национальной литературной премии «Большая книга»);
  • Сухих О.С. М. Горький и Ф. Достоевский. Н. Новгород, 1999;
  • Шеваренкова Ю.М. Исследования в области русской фольклорной легенды. Н. Новгород, 2004;
  • Уртминцева М.Г. Говорящая живопись. Очерки истории литературного портрета. Н. Новгород, 2000 (книга отмечена Пушкинской премией Нижнего Новгорода);
  • Уртминцева М.Г. Литературный портрет в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, жанр. Н. Новгород, 2005;
  • Фортунатов Н.М. Тайны Чехонте. О раннем творчестве Чехова. Н. Новгород, 1996;
  • Фортунатов Н.М. Эффект Болдинской осени. Н. Новгород, 1999 (книга отмечена Пушкинской премией Нижнего Новгорода);
  • Фортунатов Н. М., Фортунатова В. А. Болдинские диалоги. Н. Новгород, 2006;
  • Фортунатов Н.М. Филологический детектив. Пушкин: загадки Болдинской осени. Музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино». 2011;
  • Юхнова И.С. Проблема общения и поэтика диалога в прозе М.Ю. Лермонтова. Н. Новгород, изд-во ННГУ, 2011;
  • Юхнова И.С. Общение и диалог в творчестве А.С. Пушкина. Саранск, 2014; Изумрудов Ю.А. Нижегородский поэт Иван Ермолаев: Портрет на фоне эпохи (Новое имя из литературного окружения Сергея Есенина). Н. Новгород, 2017.

С конца 2016 года по настоящее время сотрудники кафедры принимают активное участие в научных мероприятиях в рамках федеральной программы по подготовке к 150-летию А.М. Пешкова (М. Горького).

Результатами работы творческого коллектива (проф. М.Г. Уртминцева, асс. П.Е. Янина, проф. А.В. Коровашко, доц. О.С. Сухих) стали:

  • организация и проведение XXXVIII Международной научной конференции «Горьковские чтения»;
  • научная подготовка и издание 2-х томного собрания сочинений М. Горького, цикла фельетонов писателя и биобиблиографического справочника (Горький М. Собрание сочинений, написанных на родине, в Нижнем Новгороде. В 2 т. – Н. Новгород, 2017. (Т. 1. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…»; Т. 2. Драма жизни в прозе и на сцене); Литературное окружение Максима Горького (1892-1904 гг.) Биобиблиографический справочник. – Н. Новгород, 2017; Горький М. Беглые заметки. Нижегородская публицистика Максима Горького. – Н. Новгород, 2017).

Все проекты были поддержаны грантами Правительства Нижегородской области.

В настоящее время, также в рамках федеральной программы по подготовке к 150-летию А.М. Пешкова, готовятся к публикации дополнительный том Собрания сочинений М. Горького, сборник научных работ «Нижегородское горьковедение: история и современность» и сборник докладов XXXVIII Международной научной конференции «Горьковские чтения».

Важное направление деятельности кафедры русской литературы – организация и проведение научных конференций, посвященных актуальным филологическим проблемам.

Так, горьковской тематике, традиционно занимающей важное место в сфере научных исследований кафедры, посвящаются регулярно проводимые научные конференции – «Горьковские чтения», приобретшие в 1990-е годы статус международных (в них принимают участие горьковеды стран СНГ, США, Германии, Норвегии, Польши, Японии и т.д.). Организация конференций проходит как при поддержке Администрации Нижегородской области и города Нижнего Новгорода, так и с помощью грантов Российского гуманитарного научного фонда. По материалам конференций регулярно издаются сборники научных трудов.

Ежегодно кафедра совместно с Комитетом по культуре Нижегородской области, Государственным литературно-мемориальным и природным музеем-заповедником «Болдино» проводит Международные научные конференции, посвященные исследованию творчества А. С. Пушкина, – «Болдинские чтения» (с. Большое Болдино). Этот возникший еще в 1960-х годах научный форум пользуется заслуженным авторитетом и популярностью как среди отечественных, так и среди зарубежных пушкинистов. В 2005 году социокультурный проект «Болдинские чтения» был удостоен Премии города Нижнего Новгорода.

С 2000 года кафедрой проводится научная конференция «Грехнёвские чтения», посвящённая памяти выдающегося пушкиниста Всеволода Алексеевича Грехнёва (1938-1998).

С 2002 года кафедра организовывает ежегодную научную конференцию «Жизнь провинции» (до 2011 года конференция называлась «Жизнь провинции как феномен духовности»).

В последние годы появилось еще несколько конференций, организованных преподавателями кафедры русской литературы. В 2013 году профессором И.С. Юхновой была организована и проведена конференция «“Евгений Онегин” в русской и мировой культуре: К 180-летию выхода полного издания романа». С тех пор конференции, посвященные одному из пушкинских произведений («Пиковая дама», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др.), стали ежегодными в ННГУ. С 2014 года по инициативе доцента Е.Е. Прощина на кафедре организуется всероссийская научная конференция «Новейшая русская поэзия». Эта конференция уникальная, не имеющая аналогов ни в России, ни за рубежом, поскольку вводит в научный оборот материалы отечественного литературного поэтического процесса последних двух десятилетий.

При кафедре функционирует Фольклорный центр, в котором хранятся материалы, собираемые ежегодными фольклорными экспедициями на территории Нижегородской области. Начало этим экспедициям было положено в 1955 году по инициативе доц. В.М. Потявина. С 1962 по 2009 гг. экспедиции проходили под руководством Клары Евгеньевны Кореповой – одного из крупнейших российских фольклористов, ближайшей ученицы В.Я. Проппа. В настоящее время руководство экспедициями осуществляют доц. Ю.М. Шеваренкова и асс. Н.Б. Храмова.

Научное издание материалов архива является первостепенной задачей в деятельности Фольклорного центра, в котором трудятся Ю.М. Шеваренкова, А.Д. Большаков, А. Васильевых. Уже вышедшие книги (многотомные выпуски указателей материалов архива, сборники “Нижегородские заговоры”, “Нижегородские христианские легенды”, “Мифологические рассказы и поверья Нижегородского Поволжья”, монография “Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья” (К.Е. Корепова, 2009) и т.д.) получили широкий резонанс в научном сообществе.

В 2012 году коллектив Центра фольклора начал издание многотомного проекта «Фольклорное наследие Нижегородского края», в рамках которого выпускаются сборники фольклора различных районов Нижегородской области. В настоящее время опубликованы: «Фольклор Сосновского района Нижегородской области» (2013), «Фольклор Ковернинского района Нижегородской области» (2013, 2014; в 2-х тт.), «Фольклор Дивеевского района Нижегородской области» (2016, 2017; в 2-х тт.).

С самого основания Центра его научная работа поддерживается различными государственными и негосударственными фондами – грантами фонда Сороса, Российского Государственного Научного Фонда, Президента РФ, Министерства образования РФ и др. За последние 5 лет коллектив Центра реализовал 2 крупных многолетних гранта: 2012 – 2013 гг. – грант Министерства образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.; 2015 – 2017 гг. – грант Российского гуманитарного научного фонда/Российского фонда фундаментальных исследований. Руководителем обоих проектов была заведующий Фольклорным центром, доцент Ю.М. Шеваренкова.
Научная работа Фольклорного центра неоднократно получала высочайшие экспертные оценки. Так, в 2012 году творческий коллектив центра стал лауреатом Второго Всероссийского конкурса научных работ по фольклористике им. П.Г. Богатырёва. А в 2013 г., по экспертному заключению Министерства образования и науки РФ (№2013-14.B37.21.0537-2-001), проект «Фольклорное наследие Нижегородского края» был признан «наиболее успешным проектом в области фольклорной регионалистики, осуществлявшимся в российской фольклористике и этнолингвистике в последние годы».

Кроме того, кафедра русской литературы является той базой, на которой разворачивается деятельность Центра литературного краеведения (заведующий центром – к.ф.н. Самостиенко Евгения Валерьевна, научный руководитель Центра — профессор, д.ф.н. Уртминцева Марина Генриховна). Главная задача центра – сбор, систематизация и анализ материалов, имеющих отношение к «нижегородскому тексту» русской культуры, а также координация взаимодействия между различными формами сегодняшней литературной жизни и академической наукой.

  • Год основания: 1991
  • Адрес: 399770, г. Елец, Липецкой обл., ул. Коммунаров, 39, ЕГУ, корпус №15, 3-й этаж, 304 б.
  • Телефон: +7 (47467) 6-08-12
  • Электронная почта: [email protected]
  • Заведующий кафедрой: Иванюк Борис Павлович
  • Ведущие специалисты:
  • О кафедре

    Научные направления:

    «Поэтика произведения в контексте литературной традиции, национального и авторского мирообраза». В рамках этого направления членами кафедры разрабатываются темы: «Национальный и региональный «Космо-Психо-Логос» в художественном мире русских писателей ХХ века», «Стихотворные жанры», «Русская историческая романистика и драматургия в культурологическом контексте», «Поэтика повествования». Результаты исследовательской работы нашли отражение в монографиях, научных сборниках, статьях и докладах на конференциях разного статуса. Кафедра поддерживает постоянные научные связи с Московскими вузами, с Петербургским, Казанским, Тамбовским, Тверским, Уральским (Екатеринбург), Ивановским университетами, а также Донецким, Каменец-Подольским (Украина), Гродненским (Белоруссия) и др. зарубежными университетами. Руководство научными исследованиями осуществляют Б.П. Иванюк, Т.П.Дудина и О.К. Крамарь.

  • История кафедры

    В 1991 г. кафедра литературы разделилась на две: кафедру русской литературы ХХ века и зарубежной литературы (зав.каф. - Пашигорев Владимир Николаевич) и русской классической литературы (зав.каф. - Кривонос Владислав Шаевич), которая с 2002 г. по 2014 г. именовалась русской классической литературы и теоретического литературоведения (зав. каф. - Иванюк Борис Павлович). В 2014 году обе кафедры объединились под общим названием кафедра теории и истории литературы (зав. каф. - Иванюк Б.П.).

  • Дополнительная информация о кафедре

    На кафедре выполнены кандидатские и докторские диссертации:

    • Силина Л.А. «Типология повествовательных форм в „Петербргских повестях” Н.В. Гоголя», 2001 (кандидатская);
    • Иванникова Н.Д. «Роман И.А. Гончарова „Обломов”: типология „жизненных” миров», 2002 (кандидатская);
    • Попова Г.Н. «Мир русской провинции в романах И.А. Гончарова», 2002 (кандидатская);
    • Полякова Т.А. «Поэтика романа М.Е. Салтыкова-Щедрина „Господа Головлевы” (система символов и мотивов)», 2002 (кандидатская);
    • Иншакова Ю.Т. «Жанровая система поэзии И.А.Бунина», 2005 (кандидатская);
    • Дудина Т.П. «Эволюция этико-эстетической мысли в русской исторической драматургии XIX века», 2006 (докторская);
    • Рудомазина Т.Б. «Летописные повествования о княжеской смерти: жанрово-стилевой анализ», 2007 (кандидатская);
    • Харитонов О.А. «Композиционный полифонизм: генезис и структурные модификации (на материале романной прозы XIX-XX веков)», 2009 (кандидатская);
    • Никитина Е.А. «Риторические приёмы повествования», 2011 (кандидатская);
    • Жиляков С.В. «Жанровая традиция стихотворения-"Памятника" в русской поэзии ХVIII -ХХ вв.», 2011 (кандидатская).

    Аспирантура:
    при кафедре имеется аспирантура по специальностям 10.01.01 - Русская литература; 10.01.08 - Теория литературы. Текстология

    Список дисциплин специализации, курсов по выбору, факультативов, читаемых членами кафедры:
    1.Анализ драматического произведения (проф. Т.П. Дудина);

    2.Анализ лирического произведения (проф. Б.П. Иванюк);

    3.Анализ лиро-эпического произведения (доц. Н.Д. Есикова);

    4.Анализ эпического произведения (доц. Л.А. Силина);

    5.Драматические жанры (проф. Т.П. Дудина);

    6.Жанры европейского романа (проф. Б.П. Иванюк);

    7.Историческая драматургия ХIХ в. (проф. Т.П. Дудина);

    8.Исторические взгляды русских писателей (проф. Т.П. Дудина);

    9.История русской литературы и культуры (доц. Т.А. Полякова);

    10.История эстетических и литературоведческих учений (проф. Б.П. Иванюк, доц. Г.Н.Попова);

    11.Литература и другие виды искусства (доц. О.А. Харитонов);

    12.Образ провинции в русской литературе ХIХ в. (доц. Г.Н. Попова);

    13.Основы красноречия (доц. Т.А. Полякова);

    14.Основы научного исследования (доц. Т.А.Полякова);

    15.Принципы и методы анализа и интерпретации художественного текста (проф. Б.П.Иванюк);

    16.Психологическое направление в русской литературе и отечественном литературоведении (доц. Л.А. Силина);

    17.Русская беллетристика ХIХ века (проф. Т.П.Дудина);

    18.Русская классическая литература в историческом контексте (проф. Т.П.Дудина);

    19.Русская литература: теоретическая история исследования (доц. О.А.Харитонов);

    20.Русская литературная критика (доц. О.А.Харитонов);

    21.Русская сатира ХVIII века (проф. Т.П. Дудина);

    22.Русские повествовательные жанры XIX в. (доц. Л.А. Силина);

    23.Русский семейный роман ХIХ века (доц. Т.А. Полякова);

    24.Русское стихосложение (проф. Б.П.Иванюк);

    25.Стихотворные жанры (проф. Б.П. Иванюк);

    26.Филология в системе современного гуманитарного знания (проф. Б.П.Иванюк);

    27.Философский контекст русской литературы ХIХ века (проф. Т.П.Дудина);

    28.Этико-эстетические парадигмы русской литературы ХIХ века (проф. Т.П.Дудина).

Заведующий кафедрой: Саенкова Людмила Петровна, кандидат филологических наук, доцент

Дацэнт кафедры літаратурна-мастацкай крытыкі Аксана Бязлепкіна-Чарнякевіч была госцем тэлепраграмы "Суразмоўцы". Аксана Пятроўна ў гутарцы з Навумам Якаўлевічам Гальпяровічам распавяла пра свае кнігі, сучасны літаратурны працэс, выкладанне на факультэце журналістыкі і падзялілася ўласным стаўленнем да моўнай сітуацыі ў краіне.

Вышел очередной номер студенческой газеты "Закулисье".

По результатам Финала I Международного первенства «Качество образования – 2018» (Россия, Москва; 14.01.2019):

Студентка 3 курса (специальность "Литературная работа. Творчество") Емельянова А.В. получила ДИПЛОМ II СТЕПЕНИ за научную работу «Художественный перевод как интерпретация» (на материале перевода А. Александровичем поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина). Научн. рук. - ст. преп. Е.В.Локтевич;

Студентка 3 курса (специальность "Литературная работа. Творчество") Костевич Е.Ю. награждена ДИПЛОМОМ I СТЕПЕНИ за научную работу «Авторские стратегии в создании образной структуры художественного текста» (на материале повестей «Вий» и «Нос» Н. В. Гоголя) и ДИПЛОМОМI СТЕПЕНИ за творческую работу «Дыхание деревни». Научн. рук. - ст. преп. Е.В.Локтевич;

Студентка 2 курса (специальность "Печатные СМИ") Кричевская В.А. получила ДИПЛОМ II СТЕПЕНИ за творческую работу «Фотография» и ДИПЛОМ III СТЕПЕНИ за творческую работу «Рана». Научн. рук. - ст. преп. Е.В.Локтевич.

Навуковая работа магістранткі Тачыцкай Надзеі Аляксандраўны "Беларуская арт-журналістыка: тэматычны кантэнт, жанравыя асаблівасці, класіфікацыя", выкананая пад кіраўніцтвам Саянковай Людмілы Пятроўны, атрымала другую катэгорыю на Рэспубліканскім конкурсе навуковых работ студэнтаў.

Количество штатных преподавателей: 18 сотрудников, среди которых 9 кандидатов наук, 10 доцентов.

Общая информация: Главной задачей кафедры литературно-художественной критики является подготовка высококвалифицированных специалистов для создания литературной основы в различных видах литературно-художественного творчества: литературно-художественной критике, прозе, поэзии. Квалификация будущих специалистов позволит им работать в литературной и журналистской областях творческой деятельности.

Научные направления:

стратегии средств массовой информации в формировании гуманитарной культуры общества, авторские стратегии в современной литературно-художественной критике, медиакритика как ценностно-ориентирующий фактор в деятельности СМИ, стратегии СМИ в репрезентации культуры и искусства в условиях индустриализации культуры, личность критика в формировании культурного пространства.

"Современные стратегии средств массовой информации в репрезентации культуры и искусства".

Предметом научных исследований кафедры литературно-художественной критики (первой заведующей стала доцент Л. П. Саенкова) является литературно-художественная критика, вопросы культуры в СМИ. На кафедре созданы творческие мастерские для будущих обозревателей культуры, кинокритиков, театральных и литературных критиков, критиков изобразительного искусства. Здесь работают авторитетные специалисты, известные критики в области разных видов искусства: литературы, театра, живописи, кино – Л. П. Саенкова-Мельницкая, П. В. Васюченко, Г. Б. Богданова. Среди преподавателей кафедры не только известные ученые-теоретики, но и практики – редакторы специализированных изданий, обозреватели по культуре.
Центром творческого единства студентов, которые проявляют интерес к искусству, был кружок “Крытык”, потом ставший студенческой научно-исследовательской лабораторией. На протяжении многих лет силами ее участников выпускались специализированные учебные газеты, на страницах которых в самых разных жанрах появлялись студенческие материалы об искусстве. Уже много лет кафедра литературно-художественной критики выпускает уникальное издание – ежегодный альманах студенческого литературно-художественного творчества “Аўтограф” (вышло уже более 20 номеров, большая часть которых была подготовлена под руководством профессора Е. Л. Бондаревой). Имена многих студентов, которые впервые появились на страницах этого издания, сегодня – гордость белорусской культуры: Иван Чигринов, Иван Пташников, Борис Саченко, Анатоль Вертинский, Игорь Добролюбов и др.

Студенты-участники лаборатории (под руководством доцента В. А. Капцева) также занимаются подготовкой номеров литературно-художественной газеты “Перья”. К выходу некоторых номеров были приурочены мастер-классы известных белорусских писателей, творческие встречи. Кафедра обеспечивает преподавание дисциплин гуманитарно-культурологического профиля: “Литературно-художественная критика”, “Культурология”, “История искусств”, “Белорусская литература”, “Русская литература”, курсы по профилю – “Театральный критик”, “Кинокритик”, “Литературный критик”, “Критик изобразительного искусства”.

Дысцыпліна разглядае літаратурна-мастацкую творчасць як адну з форм духоўна-пераўтваральнай дзейнасці ў грамадстве. Прадмет дазваляе навучыцца абгрунтавана і комплексна ставіцца да твораў прыгожага пісьменства, прымяняць атрыманыя веды на практыцы, арыентавацца ў разнастайнасці відаў літаратурных твораў, мець уяўленні пра стылі і жанры, сур’ёзна і ўдумліва разважаць і выказвацца аб сучасным літаратурна-мастацкім працэсе, улічваючы традыцыі як айчыннай, так і сусветнай літаратуры, а таксама тэндэнцыі сучаснай метадалогіі стварэння літаратурных твораў.

Дысцыпліна садзейнічае разуменню асаблівасцяў развіцця сусветнага кінематографа; авалоданню навыкамі аналіза твораў кінамастацтва розных стыляў і жанраў; асэнсоўванню культуралагічнай, эстэтычнай, ідэалагічнай функцый сучаснага кінематографа; разуменню мастацкіх пошукаў і адкрыццяў у галіне кінамастацтва. На працягу вывучэння дысцыпліны студэты аналізуюць сюжэтна-тэматычны кантэнт, вобразна-выразныя сродкі, асаблівасці стылю жанравага і аўтарскага кінематографа, арыентацыю ў развіцці сучаснай мастацкай мовы кінаэкрана.

Дысцыпліна фарміруе цэласнае бачанне і разуменне свету мастацтва, які мае сваю асаблівую сутнасць і спосабы існавання, таксама працэсаў, якія адбываюцца ў мастацтве сёння. Само мастацтва вывучаецца як эстэтычны феномен. Разглядаюцца сэнс мастацтва ў класічнай эстэтыцы, мастацтва і тэхнагенная цывілізацыя, прырода мастацтва, асноўныя прынцыпы мастацтва, асноўныя тэарэтычныя падыходы да разумення прыроды мастацтва, мастацтва і гульня, элітарнае і масавае ў мастацтве, мастацтва ў сістэме культуры, роля мастацтва ў трансляцыі культурнай традыцыі. XX стагоддзе, радыкальныя метамарфозы мастацтва.

Фарміруюцца веды тэарэтычных палажэнняў навукі аб міфе, здольнасці да яго распазнання ў сучаснай літаратуры, кінематографе, паўсядзённых прамовах, сродках масавай камунікацыі. Вывучаецца філасофія міфа: канцэптуальныя і метадалагічныя падставы тэарэтычнага аналізу міфа; міф і міфалагічнае светаўспрыманне; міф і сумежныя вобласці ведаў; міфалагічны хранатоп; міфарэлігійныя асновы культурстваральнасці; эвалюцыя міфалагічнай метамарфозы: ад класічных да сучасных формаў міфа; прырода як сродак рэпрэзентацыі міфа; міф і рытуал у дыяхраніі і сінхроннасць культуры; міфасемантыка ўсходнеславянскага фальклору; міф у мастацтве: станаўленне міфічных вобразаў; малітычныя міфы; міф і масавая культура.

Вывучаецца феномен інтэртэкстуальнасці і яго праявах ў сучаснай культуры, вызначаецца яго стылявая і жанравая трансфармацыя ў літаратурных, літаратурна-крытычных тэкстах. Вывучаюцца пераемнасць літаратурных традыцый, эвалюцыя адносін да тэксту як складанай цэласнасці, сацыякультурная сітуацыя пачатку XXI стагоддзя: ад «пост-» да «прота-», тыпалагічныя рысы постмадэрнізму ў сучасным грамадска-культурным кантэксце; культуралагічная абумоўленаць павелічэння інтэртэкстуальных даследаванняў "універсальнага" тэксту, тэарэтычныя асновы феномену інтэртэкстуальнасці, філасофскія падыходы і канцэпцыі: Р. Барт, Ю. Крысцева, М. Бахцін, І. Хасан; нтэртэкстуальнасць як інтэлектуальная гульня і маркетынгавы ход у літаратуры: У. Эка, М. Павіч, М. Кундэра, і інш. Функцыі інтертэкста ў мастацкім і літаратурна-крытычных тэкстах; спосабы фарміравання інтэртэкстуальнага мыслення ў сучаснай крытыцы; рэцэпцыя постмадэрнізму і маскульт; інтэртэкстуальнасць як феномен масавай свядомасці. інтэртэкстуальнасць і гіпертэкставая культура. Узаемадзеянне медыятэксту і інтэртэкста; трансфармацыя жанру і стылю ў сучасным інтэрв"ю, эсэ, рэцэнзіі.

Дысцыпліна дае ўменне працаваць над стварэннем і інтэрпрэтацыяй мастацкіх тэкстаў з улікам уплыву індывідуальна-псіхалагічных асаблівасцей аўтара і рэцыпіента на ўспрыняцце твора. Вывучаецца паняцце і гісторыя крэатыўнасці, тэхнікі актывізацыі творчага патэнцыялу чалавека, спосабы арганізацыі творчага працэсу, сучасныя тэхнікі крэатыўнага пісьма, падыходы псіхалагічнай школы да разгляду мастацкіх тэкстаў, сувязь крэатыўнасці з асабістымі якасцямі і ўнутранай ды знешняй матыацыяй аўтара, уплыў псіхалагічных фактараў на фарміраванне ўласнага пісьменніцкага стылю.

Дысцыпліна фарміруе ўстойлівыя уяўленні аб прынцыпах узаемадзеяння музычнай культуры і СМІ, значэнні музычнай крытыкі і журналістыкі ў развіцці музычнай культуры. Вывучаюцца роля СМІ ў развіцці музычнай культуры, музычная падзея і прынцыпы яе адлюстравання ў розных відах СМІ, стылёвая палітра музыкі ў люстры сучаснай музычнай крытыкі, выканальніцкае майстэрства і інтэрпрэтацыя, асаблівасці асвятлення фольк-канцэртаў, выкананняў старадаўняй музыкі; сольны канцэрт: крытэрыі ацэнкі; публікацыі пра музычныя спектаклі; песня, кліп, магнітаальбом: прафесійны падыход; разнавіднасці маладзёжнай музычнай культуры; музычныя фестывалі і конкурсы ў Беларусі; дзейнасць творчых саюзаў у галіне музыкі; асаблівасці стасункаў з музыкантамі.

Студэнты атрымліваюць разуменне асаблівасцяў развіцця сусветнага кінематографа і ролі кінакрытыкі ў яго асвятленні; авалоданне навыкамі аналіза твораў кінамастацтва розных стыляў і жанраў; асэнсоўванне культуралагічнай, эстэтычнай, ідэалагічнай функцый сучаснага кінематографа. Разуменне мастацкіх пошукаў и адцкрыццяў у галіне кінамастацтва, аналіз сюжетна-тэматычнага кантэнта, вобразна-выразных сродкаў, асаблівасцяў стылю жанравага і аўтарскага кінематографа, арыентацыя ў развіцці сучаснай мастацкай мовы кінаэкрана.

Основные учебные пособия, разработанные на кафедре:

Орлова Т. Д. Театральная журналистика. Теория и практика.: В 2 ч. – Мн.: БГУ, 2001 – 2002. – Ч. 1. – 146 с.; Ч. 2. – 139 с.

Сучасныя тэндэнцыі літаратурна-мастацкай крытыкі: тэорыя, практычны вопыт / Бондарава Е. Л., Арлова Т. Д., Саянкова Л. П. і інш. – Мн.: БДУ, 2002. – 114 с.

Саенкова Л. П. Массовая культура: Эволюция зрелищных форм. – Мн.: БГУ, 2003. – 123 с.

Саенкова Л. П. 9 1/2 недель "Лістапада": из опыта крит. обозрения Междунар. кинофестиваля (1994–2002 гг.). – Мн.: Ковчег, 2003. – 98 с.: ил.

Бондарева Е. Л. Освещение литературы и искусства в СМИ: Курс лекций. – Мн.: БГУ, 2004. – 119 с.

Саенкова Л. П. История искусств: конец XIX – первая половина ХХ века: Конспект лекций. – Мн.: БГУ, 2004. – 87 с.

Орлова Т. Д. Теория и методика журналистского творчества. Ч. 1: Учебное пособие. – Мн.: ЗАО "Современные знания", 2005. – 120 с.

Виды литературно-художественной критики: опыт историко-теореического обзора: Сб. науч. ст. / Под общ. Ред. Л. П. Саенковой. – Мн.: БГУ, 2005. – 138 с.

Орлова Т. Д. Культура и бизнес (в публикациях отечественной прессы): Курс лекций. – Мн., 2005. – 188 с.

Произведение искусства - предмет анализа критика. Сборник научных трудов. Вып. 1. Мн. – 2009.

Время. Искусство. Критика. Сборник научных трудов. Вып. 2. – Мн., 2010.

Массовая культура и журналистика: сборник научных трудов. – Вып. 3. – Мн., 2012.

Трансформация жанров в литературно-художественной критике: сборник научных трудов. Вып.4 / редкол.: Л.П. Саенкова (гл. ред) [и др.]; под ред. Л.П. Саенковой. Минск: БГУ, 2013. – 170 с.

Литературно-художественная критика в современном интернет-пространстве: сборник научных трудов. Вып.4 / редкол.: Л.П. Саенкова (гл. ред) [и др.]; под ред. Л.П. Саенковой. Минск: БГУ, 2016. – 128 с.

— Елизавета Игоревна, почему журналист должен разбираться в теории литературы и, к примеру, отличать фабулу от сюжета?
— На первом курсе вы проходите только базовые вещи, которыми этот предмет не ограничивается. Конечно, не всякий журналист должен хорошо разбираться в теории литературы, но любой журналист и образованный человек должен обладать навыками анализа. А теория литературы – предмет, который помогает эти навыки развить. Есть журналисты, которым знание основ теории литературы жизненно необходимо – это критики. Причём не только литературные, но и те, кто специализируется на театре, кино…
А несовпадение сюжета и фабулы – очень распространенный приём, которым часто пользуются и писатели, и режиссеры. Конечно, можно не обращать внимания на все эти тонкости и довольствоваться поверхностным восприятием. Но ведь гораздо интереснее читать книгу или смотреть фильм, понимая их глубину, чем просто следить за сменой персонажей и событий.

— Что Вы можете посоветовать Вашим студентам, чтобы они лучше вникли в предмет, полюбили его и успешно сдали?
— Пытаться рассуждать самостоятельно, не просто зазубривать определения, а подбирать к ним примеры из разных произведений. И внимательно перечитать конспекты лекций Николая Алексеевича.

— Нужно иметь определенный склад ума, чтобы анализировать и систематизировать литературу?
— Нужно иметь определенный склад ума, чтобы анализировать и систематизировать что бы то ни было. Однако к литературе нужен особый подход, важно помнить, что это не просто набор элементов, а художественное целое, и относиться к тексту нужно как к произведению искусства, а не безжизненному конструктору, который можно разобрать на элементы и посмотреть, из чего он состоит. То есть в процессе анализа важно не потерять то самое главное, что составляет суть произведения.

— А что вы порекомендуете тем, кто собирается создать любой художественный текст?
— Я, если честно, боюсь давать какие-то советы в этой области, поскольку сама художественных текстов не пишу. Мне кажется, здесь нужен, во-первых, какой-то природный талант, особый взгляд на мир, позволяющий создавать собственную художественную реальность, во-вторых, нужно много читать для того, чтобы научиться видеть, какое произведение является хорошим, а какое нет. Самое главное – это провести границу между писательством и графоманией.

— Почему Вы выбрали не античную или русскую литературу, а теорию? Чем Вам интересен именно этот предмет?
— Во-первых, потому что так построен учебный план. По русской литературе нет ни семинаров, ни коллоквиумов, а для того, чтобы читать лекции, нужно как минимум защитить кандидатскую диссертацию. Во-вторых, мне всегда нравился этот предмет. Он помогает увидеть неочевидное. К тому же, теория литературы не существует в отрыве от самой литературы. Мы ведь на занятиях анализируем тексты. Я подбираю для семинаров произведения, написанные на русском языке, потому что тогда не нужно отделять голос автора от голоса переводчика, но методы, которые мы используем, можно применять и к зарубежным произведениям. Без знания основ теории литературы невозможно изучать никакую литературу – ни русскую, ни зарубежную.

— А на какую тему был Ваш диплом?
— Я писала диплом поэзии Сергея Гандлевского, а конкретнее — о том, как проявляется интертекстуальность в его стихотворениях.

— Есть ли у Вас какая-то любимая мысль?
— Невозможно ответить на этот вопрос. Это всё равно, что попросить назвать любимую песню/стихотворение/фильм. И то с произведением было бы проще: можно хотя бы назвать то, что ты слушал/читал/смотрел неоднократно. А мыслей хороших столько же, сколько волос на голове. Вы же не можете вырвать один и сказать, что он ваш любимый.

— Ваша любимая мысль о литературе?
— Почему-то приходит в голову довлатовский анекдот о том, как в компании русских эмигрантов родители жаловались на то, что их дети становятся американцами, говоря: «Они не читают на русском! Они не читают Достоевского! Как они будут жить без Достоевского?» На что один из присутствующих заметил: «Пушкин жил, и ничего».

— Какое у Вас любимое место на журфаке?
— Конечно, балюстрада. Особенно по вечерам.

— Если бы Вы могли встретить любую личность из прошлого или знаменитость из настоящего, то кого и что бы Вы спросили?
— Михаила Михайловича Бахтина о том, как объяснить студентам, что такое хронотоп, чтобы они, наконец, поняли 🙂

Беседовал Андрей Туркевич

Кафедра уверена, что ее научные интересы - новейшая русская литература ХХ и ХХI веков, теоретические аспекты литературы, проблемы исторической и теоретической поэтики, принципы типологического анализа литературных текстов, проблемы изучения литератур народов России - достойный и высокий объект изучения, актуальность которого будет только возрастать.

Своей деятельностью кафедра способствует сохранению лучших традиций фундаментального университетского образования, одной из которых остается приоритет теоретического подхода в преподавании новейшей литературы.

В 2011 году на кафедре был открыт профиль подготовки бакалавров «Прикладная филология» (русский язык).
Данный профиль предусматривает подготовку бакалавров для работы в области коммуникации, издательской деятельности, учреждениях культуры и управления. Профиль обеспечивает приобретение профессиональных навыков многоаспектной работы с различными типами текстов (создание, интерпретация, экспертиза, трансформация, распространение художественных, публицистических, официально-деловых, научных и т.п. текстов) и осуществления языковой, межличностной и межнациональной письменной и устной коммуникации.


ГОД ЛИТЕРАТУРЫ: ИТОГИ РАБОТЫ КАФЕДРЫ

Этот год стал знаменательным для кафедры русской литературы ХХ века и теории литературы, для которой участие в учебно-образовательных, просветительских проектах университета, города и республики является традицией. Это Международные on-line чтения «Чехов жив» (асс. Жирков Д.Д.), организация контакт-сессии «Виват, студент», университетской интеллектуальной викторины «Виват, преподаватель», публичные лекции. Также любой может стать полноправным участником интернет-форума «Диалоги о литературе» на сайте филологического факультета. Студенты работают в научных кружках «Аудиовизуальные аспекты русской литературы ХХ века» и «Автограф», участвуют в театрализованных семинарах по творчеству писателей-классиков.

В рамках проекта "Юбилейные даты русской литературы" были организованы и проведены университетский конкурс литературных видеопроектов «Февраль. Достать чернил» и литературный вечер "Пастернак. Второе рождение", посвященные 120-летию со дня рождения Бориса Пастернака. Также к юбилею И.А. Бродского студенты-прикладники сняли научно-популярный фильм "Бродский в Якутии" и разработали литературный сайт о творчестве поэта.

Успешным стал авторский проект С.Ф.Желобцовой "Литературный Якутск», который открыл литературную биографию столицы. На автобусных экскурсиях учащиеся школ, студенты, гости университета и республики знакомятся с творчеством больших поэтов ХХ века – Иосифа Бродского, Сергея Михалкова, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Валентина Распутина. Литературный маршрут включил реалии топонимических символов романа креативного российского писателя Андрея Геласимова «Холод», посвященного его «малой» родины.

В Городской классической гимназии г. Якутска в рамках Года литературы и юбилея факультета прошла лекция профессора кафедры Хазанкович Ю.Г.. В последний день октября в уютном актовом зале собралось более сотни учащихся 9-11 классов одного из старейших учебных заведений г. Якутска. Заявленная тема «Знаем ли мы литературу?» оказалась резонансной и вызвала неподдельный интерес как у ребят, так и преподавателей-словесников. В рамках публичной лекции состоялась виртуальная экскурсия по творчеству писателей Арктики и литературным местам города Якутска, а также была проведена профориентационная работа со старшеклассниками.

9 ноября участники Всероссийской конференции «Вопросы преподавания русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды» посетили туристический комплекс «Царство вечной мерзлоты». Доцент Желобцова С.Ф. показала гостям филологического факультета из Москвы, Санкт-Петербурга, Алтая, Ханты-Мансийска, Кемерово, Владивостока и др. реалии окрестностей Якутска, которые стали топонимическими знаками Севера в романе Андрея Геласимова «Холод», посвященном его «малой родине».

Дисскуссионный клуб «Виват, студент» регулярно организует встречи студентов и преподавателей факультета с литературными критиками, поэтами, известными общественными деятелями. Так, 4 апреля этого года прошла встреча с прозаиком А.Геласимовым.

На сайте кафедры размещен блог «Диалоги о литературе», открытый форумом обсуждения фильма Ф. Бондарчука «Сталинград». Доцент С.Ф. Желобцова, отталкиваясь от первоисточника фильма романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба», предложила ряд вопросов. Ответы, реплики, резюме посетителей сайта отличаются свежим взглядом на историю, полемичностью оценки художественного фильма, гражданским и патриотическим чувствами наших современников.

В городской библиотеке им. В.Г. Белинского, 26.02.2015г., прошла презентация лекционного проекта «Новая проза России».

В ИМИ СВФУ, 12.02.2015г., состоялась актовая лекция об актуальных проблемах современной литературы.

В рамках Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию филологического образования в Республике Саха (Я), была организована работа секции "Теоретические аспекты литератур ХХ века:к 120-летию со дня рождения М.М.Бахтина. В ходе работы секции прошли презентации научных исследований по поэтике авторского слова в романе, по проблемам художественного модуса, «частных» литературоведческих вопросов в рамках изучения фундаментальных трудов М.М. Бахтина.

Читайте также: