Почему принято модульное построение современного курса информатики. Предложения по построению школьного курса информатики. Контрольные вопросы и задания

Тема : Структура и содержание обучения основам информатики

План:

Формирование концепции и содержания непрерывного курса информатики для средней школы. Структура обучения основам информатики в средней общеобразовательной школе (Пропедевтика обучения информатике в начальной школе. Базовый курс информатики. Профильное изучение информатики в старших классах).

Стандартизация школьного образования в области информатики. Назначение и функции стандарта в школе. Государственный общеобязательный стандарт по информатике среднего общего образования РК.

Говоря о содержании курса информатики в школе, следует иметь в виду требования к содержанию образования, которые изложены в Законе Об образовании». В содержании образования всегда выделяют три компоненты: воспитание, обучение и развитие. Обучение занимает центральное положение. Содержание общего образования включает в себя информатику двояким образом – как отдельный учебный предмет и через информатизацию всего школьного образования. На отбор содержания курса информатики влияют две группы основных факторов, которые находятся между собой в диалектическом противоречии:

  1. Научность и практичность. Это означает, что содержание курса должно идти от науки информатики и соответствовать современному уровню её развития. Изучение информатики должно давать такой уровень фундаментальных познаний, который действительно может обеспечить подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности в различных сферах.
  2. Доступность и общеобразовательность. Включаемый материал должен быть посилен основной массе учащихся, отвечать уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков. Курс также должен содержать все наиболее значимые, общекультурные, общеобразовательные сведения из соответствующих разделов науки информатики.

Школьный курс информатики, с одной стороны, должен быть современным, а с другой – быть элементарным и доступным для изучения. Совмещение этих двух во многом противоречивых требований является сложной задачей.

Содержание курса информатики складывается сложно и противоречиво. Оно должно соответствовать социальному заказу общества в каждый данный момент его развития. Современное информационное общество выдвигает перед школой задачу формирования у подрастающего поколения информатической компетентности. Понятие информатической компетентности достаточно широко и включает в себя несколько составляющих: мотивационную, социальную когнитивную, технологическую и др. Когнитивная составляющая курса информатики направлена на развитие у детей внимания, воображения, памяти, речи, мышления, познавательных способностей. Поэтому при определении содержания курса следует исходить из того, что информатика обладает большой способностью формирования этих сфер личности и, в особенности, мышления школьников. Общество нуждается в том, чтобы вступающие в жизнь молодые люди обладали навыками использования современных информационных технологий. Все это требует дальнейших исследований и обобщения передового педагогического опыта.

Машинный и безмашинный варианты курса информатики . Первая программа курса ОИВТ 1985 года содержала три базовых понятия: информация, алгоритм, ЭВМ. Эти понятия определяли обязательный для усвоения объём теоретической подготовки. Содержание обучения складывалось на основе компонентов алгоритмической культуры и, затем, компьютерной грамотности учащихся. Курс ОИВТ предназначался для изучения в двух старших классах – в девятом и десятом. В 9 классе отводилось 34 часа (1 час в неделю), а в 10 классе содержание курса дифференцировалось на два варианта – полный и краткий. Полный курс в 68 часов был рассчитан для школ, располагающих вычислительными машинами или имеющими возможность проводить занятия со школьниками на вычислительном центре. Краткий курс объёмом 34 часа предназначался для школ, не имеющих возможности проводить занятия с применением ЭВМ. Таким образом, сразу были предусмотрено 2 варианта – машинный и безмашинный. Но в безмашинном варианте планировались экскурсии объёмом 4 часа на вычислительный центр или предприятия, использующие ЭВМ.

Однако реальное состояние оснащения ЭВМ школ и готовности учительских кадров привели к тому, что курс был изначально ориентирован на безмашинный вариант обучения. Большая часть учебного времени отводилась на алгоритмизацию и программирование.

Первый собственно машинный вариант курса ОИВТ был разработан в 1986 году в объёме 102 часа для двух старших классов. В нем на знакомство с ЭВМ и решение задач на ЭВМ отводилось 48 часов. В то же время существенного отличия от безмашинного варианта не было. Но, тем не менее, курс был ориентирован на обучение информатике в условиях активной работы учащихся с ЭВМ в школьном кабинете вычислительной техники (в это время начались первые поставки в школы персональных компьютеров). Курс был достаточно быстро сопровожден соответствующим программным обеспечением: операционной системой, файловой системой, текстовым редактором. Были разработаны прикладные программы учебного назначения, которые быстро стали неотъемлемым компонентом методической системы преподавателя информатики. Предполагалась постоянная работа школьников с ЭВМ на каждом уроке в кабинете информатики. Было предложено три вида организационного использования кабинета вычислительной техники – проведение демонстраций на компьютере, выполнение фронтальных лабораторных работ и практикума.

Безмашинный вариант сопровождался несколькими учебными пособиями, например, учебники А.Г. Кушниренко с соавторами в то время получили широкое распространение. Тем не менее, и машинный вариант во многом продолжал линию на алгоритмизацию и программирование, и меньше содержал фундаментальные основы информатики.

В 1990 годы с поступлением компьютеров в большинстве школ курс информатики начал преподаваться в машинном варианте, а основное внимание учителя стали уделять освоению приемов работы на компьютере и информационных технологий. Однако следует отметить, что реалии третьего десятилетия преподавания информатики показывают наличие в настоящее время безмашинного варианта или большо его доли в значительном числе школ, не только сельских, но и городских. Преподавание в начальной школе также ориентировано, в основном, на безмашинное изучение информатики, чему есть некоторое объяснение – время работы на компьютере для учащихся начальной школы не должно превышать 15 минут. Поэтому учебники информатики для них содержат лишь небольшую долю собственно компьютерного компонента.

Стандарт образования по информатике . Введение образовательного стандарта стало шагом вперед, а само его понятие прочно вошло в арсенал основных понятий дидактики.

Государственный стандарт содержит нормы и требования, определяющие:

  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
  • максимальный объём учебной нагрузки учащихся;
  • уровень подготовки выпускников образовательных учреждений;
  • основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Назначение образовательного стандарта состоит в том, что он призван:

  • обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;
  • сохранить единство образовательного пространства;
  • защитить обучающихся от перегрузок и сохранить их психическое и физическое здоровье;
  • установить преемственность образовательных программ на разных ступенях образования;
  • предоставить право гражданам на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений.

Образовательный стандарт по информатике и ИКТ является нормативным документом, определяющим требования:

  • к месту курса информатики в учебном плане школы;
  • к содержанию курса информатики в виде обязательного минимума содержания образования;
  • к уровню подготовки учащихся в виде набора требований к ЗУНам и научным представлениям;
  • к технологии и средствам проверки и оценки достижения школьниками требований образовательного стандарта.

В стандарте можно выделить два основных аспекта: Первый аспект – это теоретическая информатика и сфера пересечения информатики и кибернетики: системно‐информационная картина мира, общие закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем.

Второй аспект – это информационные технологии. Этот аспект связан с подготовкой учащихся к практической деятельности и продолжению образования.

Модульное построение курса информатики . Накопленный опыт преподавания, анализ требований стандарта и рекомендаций ЮНЕСКО показывают, что в курсе информатики можно выделить две основные составляющие – теоретическая информатика и информационные технологии. Причем информационные технологии постепенно выходят на первый план. Поэтому ещё в базисном учебном плане 1998 года рекомендовалось теоретическую информатику включать в образовательную область «математика и информатика», а информационные технологии – в образовательную область «Технология». Сейчас в основной и старшей школе от такого деления отказались.

Выход из этого противоречия можно найти в модульном построении курса, что позволяет учесть быстро меняющееся содержание, дифференциацию учебных заведений по их профилю, оснащенности компьютерами и программным обеспечением, наличию квалифицированных кадров.

Образовательные модули можно классифицировать на базовые, дополнительные и углубленные, что обеспечивает соответствие содержания курса информатики и ИКТ базисному учебному плану.

Базовый модуль – он является обязательным для изучения, обеспечивающий минимальное содержание образования в соответствии с образовательным стандартом. Базовый модуль часто еще называют базовым курсом информатики и ИКТ, который изучается в 7–9 классах. В тоже время в старшей школе обучение информатике может быть на базовом уровне или на профильном уровне, содержание которого также определяется стандартом.

Дополнительный модуль – призван обеспечить изучение информационных технологий и аппаратных средств.

Углубленный модуль – призван обеспечить получение углубленных знаний, в том числе необходимых для поступления в вуз.

Помимо такого деления на модули, среди методистов и учителей в ходу выделение в содержании курса таких модулей, которые соответствуют делению на основные темы. Таким образом, названные выше модули в свою очередь делят для удобства на более мелкие модули.

Вопросы и задания

  1. Какие главные факторы влияют на отбор содержания курса информатики?
  2. Опишите машинный и безмашинный варианты курса ОИВТ 1985 и 1986 гг.
  3. Каково назначение стандарта?
  4. Проанализируйте содержание стандарта по информатике и ИКТ для основной школы и вы‐пишите требования к умениям школьников.
  5. Проанализируйте содержание образовательного стандарта по информатике и ИКТ для старшей школы на базовом уровне и выпишите требования к умениям учащихся.
  6. Почему принято модульное построение современного курса информатики?
  7. Что обеспечивает изучение базового модуля курса информатики?
  8. Что обеспечивает изучение дополнительного модуля курса информатики?
  9. Что обеспечивает изучение углубленного модуля (школьного компонента) курса информатики?

Проанализируйте базисный учебный план школы и выпишите число недельных часов на изучение информатики в каждом классе.

Advertisements

В преподавании информатики нашел новое продол жение давно забытый метод проектов, который органиче ски вписывается в современный деятельностный подход к обучению. Под методом проектов понимают такой способ осуществления учебной деятельности, при котором уча щиеся приобретают знания, умения и навыки в ходе выбо ра, планирования и выполнения специальных практиче ских заданий, называемых проектами. Метод проектов применяют обычно при обучении компьютерным техноло гиям, поэтому он может использоваться как для младших, так и для старших школьников. Как известно, метод проек тов возник в Америке около ста лет назад, а в 1920 годы широко применялся в советской школе. Возрождение ин тереса к нему обусловлено тем, что внедрение информа ционных технологий обучения позволяет передать часть функций учителя средствам этих технологий, а сам он на чинает выступать в качестве организатора взаимодействия учеников с этими средствами. Учитель всё более выступает как консультант, организатор проектной деятельности и её контроля.

Под учебным проектом понимается определенным образом организованная целенаправленная деятельность учащихся по выполнению практического задания проекта. Проектом может быть компьютерный курс изучения опре деленной темы, логическая игра, компьютерный макет ла бораторного оборудования, тематическое общение по электронной почте и многое другое. В простейших случаях в качестве сюжетов при изучении компьютерной графики могут быть проекты рисунков животных, растений, строе ний, симметричных узоров и т.п. Если в качестве проекта выбрано создание презентации, то для этого обычно ис

пользуют программу PowerPoint, которая достаточно про ста для освоения. Можно применять более продвинутую программу Macromedia Flash и создавать добротные ани мации.

Перечислим ряд условий использования метода про ектов:

1. Учащимся следует предоставить достаточно широ кий выбор проектов, как индивидуальных, так и коллек тивных. Дети с большим увлечением выполняют ту работу, которую выбирают самостоятельно и свободно.

2. Детей надо снабжать инструкцией по работе над проектом, учитывая индивидуальные способности.

3. Проект должен иметь практическую значимость, целостность и возможность законченности проделанной работы. Завершенный проект следует представить в виде презентации с привлечением сверстников и взрослых.

4. Необходимо создавать условия для обсуждения школьниками своей работы, своих успехов и неудач, что способствует взаимообучению.

5. Желательно предоставлять детям возможность гибкого распределения времени на выполнение проекта, как в ходе учебных занятий по расписанию, так и во вне урочное время. Работа во внеурочное время позволяет контактировать детям разного возраста и уровня владения информационными технологиями, что способствует взаи мообучению.

6. Метод проектов ориентирован, в основном, на ос воение приёмов работы на компьютере и информацион ных технологий.

В структуре учебного проекта выделяют элементы

Формулировка темы;

постановка проблемы;

анализ исходной ситуации;

задачи, решаемые в ходе выполнения проекта: орга низационные, учебные, мотивационные;

этапы реализации проекта;

возможные критерии оценки уровня реализации проекта.

Оценка выполненного проекта является непростым делом, особенно если он выполнялся коллективом. Для коллективных проектов необходима публичная защита, которую можно провести в виде презентации. При этом необходимо выработать критерии оценки проекта и зара нее довести их до сведения учащихся. В качестве образца для оценки можно использовать таблицу 3.1.

В практике работы школы находят место межпред метные проекты, которые выполняются под руководством учителя ин

Таблица 3.1. Таблица параметров для оценки проекта

Параметр проекта

Максимально

возможный

Соответствие выбранной теме

Последовательность и логичность

изложения

Соответствие заявленным

требованиям

Объём и полнота разработки

Оформление проекта

5. Дизайн

6. Цветовое оформление

7. Использование мультимедиа

8. Соответствие стандартным требованиям

Защита проекта

9. Обоснованность темы проекта и предлагаемых решений

10. Качество доклада при защите

11. Проявление степени знаний по теме

Общий балл

форматики и учителя предметника. Такой подход позво ляет эффективно осуществлять межпредметные связи, а готовые проекты использовать как наглядные пособия на уроках по соответствующим предметам.

В школах Европы и Америки метод проектов широко применяется в обучении информатике и другим предме там. Там считается, что проектная деятельность создаёт условия для интенсификации развития интеллекта с по мощью компьютера. В последнее время также становится популярным организация занятий в школе на основе про ектного метода обучения с широким использованием средств информационно коммуникацион ных технологий.

3.3. Методыконтролярезультатов обучения

Методы контроля являются обязательными для про цесса обучения, так как обеспечивают обратную связь, яв ляются средством его корректировки и регулировки. Функции контроля:

1) Воспитательная:

это показ каждому ученику его достижений в работе;

побуждение ответственно относиться к учению;

воспитание трудолюбия, понимания необходимости систематически трудиться и выполнять все виды учебных заданий.

Особое значение эта функция имеет для младших школьников, у которых ещё не сформированы навыки ре гулярного учебного труда.

2) Обучающая:

углубление, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний в ходе контроля;

выявление искажений в понимании материала;

активизация мыслительной деятельности учащихся. 3) Развивающая :

развитие логического мышления в ходе контроля, ко гда требуется умение распознать вопрос, опреде лить, что является причиной и следствием;

развитие умений сопоставлять, сравнивать, обобщать и делать выводы.

развитие умений и навыков при решении практиче

ских заданий.

4) Диагностическая:

показ результатов обучения и воспитания школьни ков, уровня сформированности умений и навыков;

выявление уровня соответствия знаний учащихся об разовательному стандарту;

установление пробелов в обучении, характера оши бок, объема необходимой коррекции процесса обу чения;

определение наиболее рациональных методов обу чения и направлений дальнейшего совершенствова ния учебного процесса;

отражение результатов труда учителя, выявление недочетов в его работе, что способствует совершен ствованию педмастерства учителя.

Контроль лишь тогда будет эффективен, когда он ох ватывает весь процесс обучения от начала до конца и со провождается устранением обнаруженных недостатков. Организованный таким образом контроль обеспечивает управление процессом обучения. В теории управления различают три вида управления: разомкнутое, замкнутое и смешанное. В педагогическом процессе в школе, как пра вило, присутствует разомкнутое управление, когда кон троль осуществляется в конце обучения. Например, решая самостоятельно задачу, ученик может проверить своё ре шение, лишь только сличив полученный результат с отве том в задачнике. Найти ошибку и исправить её ученику со всем непросто, поскольку процесс управления решением задачи разомкнутый – нет контроля промежуточных эта пов решения. Это приводит к тому, что ошибки, допускае мые в ходе решения, остаются не выявленными и неис правленными.

При замкнутом управлении контроль осуществляется непрерывно на всех этапах обучения и по всем элементам учебного материала. Лишь в этом случае контроль в пол ной мере выполняет функцию обратной связи. По такой схеме организован контроль в хороших обучающих ком пьютерных программах.

При смешанном управлении контроль обучения на одних этапах осуществляется по разомкнутой схеме, а на других – по замкнутой.

Существующая практика управления процессом обу чения в школе показывает, что оно построено по разомк нутой схеме. Характерным примером такого разомкнутого

управления является большинство школьных учебников, в которых имеются следующие особенности в организации контроля усвоения учебного материала :

контрольные вопросы приводятся в конце параграфа;

контрольные вопросы не охватывают все элементы учебного материала;

вопросы, упражнения и задачи не обусловлены це лями обучения, а задаются произвольным образом;

к каждому вопросу не приведены эталонные ответы (отсутствует обратная связь).

В большинстве случаев аналогично контроль органи зован и на уроке – обратная связь от учащегося к учителю обычно отсрочена на дни, недели и даже месяцы, что яв ляется характерным признаком разомкнутого управления. Поэтому реализация диагностической функции контроля в этом случае требует от учителя значительных усилий и чет кой организации.

Многие ошибки, допускаемые учениками при вы полне нии заданий, являются следствием их невниматель ности, безразличия, т.е. из за отсутствия самоконтроля. Поэтому важной функцией контроля является побуждение учащихся к самоконтролю своей учебной деятельности.

Обычно в школьной практике контроль состоит в вы явлении уровня усвоения знаний, который должен соот ветствовать стандарту. Образовательный стандарт по ин форматике нормирует лишь минимально необходимый уровень образованности и включает как бы 4 ступени:

общая характеристика учебной дисциплины;

описание содержания курса на уровне предъявления его учебного материала;

описание самих требований к минимально необхо димому уровню учебной подготовки школьников;

«измерители» уровня обязательной подготовки уча щихся, т.е. проверочные работы, тесты и отдельные задания, включенные в них, по выполнению которых можно судить о достижении учащимися необходи мого уровня требований.

Во многих случаях в основу процедуры оценки зна ний и умений по информатике и ИКТ, исходя из требова ний образовательного стандарта, кладется критериально ориентированная система, использующая дихотомическую шкалу: зачет – незачет. А для оценки достижений школь ника на уровне выше минимальных используется тради ционная нормированная система. Поэтому проверка и оценка знаний и умений школьников должна вестись на двух уровнях подготовки – обязательном и повышенном.

В школе применяются следующие виды контроля : предварительный, текущий, периодический и итоговый.

Предварительный контроль применяют для опре деления исходного уровня обученности учащихся. Учителю информатики такой контроль позволяет определить детей, владеющих навыком работы на компьютере и степень это го навыка. На основе полученных результатов необходимо провести адаптацию процесса обучения к особенностям данного контингента учащихся.

Текущий контроль осуществляется на каждом уро ке, поэтому должен быть оперативным и разнообразным по методам и формам. Он состоит в наблюдениях за учеб ной деятельностью учеников, за усвоением ими учебного материала, за выполнением домашних заданий, форми рованием учебных умений и навыков. Такой контроль вы полняет важную функцию обратной связи, поэтому он должен быть систематическим и носить пооперационный характер, т.е. следует контролировать выполнение каж

дым учеником всех важных операций. Это позволяет во время фиксировать допущенные ошибки и тут же исправ лять их, не допуская закрепления неправильных действий, особенно на начальном этапе обучения. Если в этот пери од контролировать лишь конечный результат, то коррек ция становится затруднительной, так как ошибка может быть вызвана разными причинами. Пооперационный кон троль позволяет оперативно регулировать процесс обуче ния по наметившимся отклонениям и не допускать оши бочных результатов. Примером такого пооперационного контроля является контроль умений владения мышью, клавиатурой, в частности, правильности расположения пальцев левой и правой руки над клавишами.

Вопрос о частоте текущего контроля является непро стым, тем более что он выполняет и другие функции кроме обратной связи. Если в ходе контроля учитель сообщает ученику его результаты, то контроль выполняет функцию подкрепления и мотивации. На начальном этапе форми рования навыка действия контроль со стороны учителя необходимо проводить достаточно часто, а в последую щем он постепенно заменяется самоконтролем в разных формах. Таким образом, в ходе обучения текущий кон троль меняется как по частоте, так и по содержанию, а также по исполнителю.

По результатам текущего контроля учитель делает оценку учебной деятельности ученика и выставляет отмет ку. При этом следует учитывать возможное воздействие оценки на учебную работу ученика. Если учитель решит, что отметка не произведёт нужного воздействия на учени ка, то он может её не выставлять, а ограничиться оценоч ным суждением. Этот приём называется «отсроченная от метка» При этом следует заявить ученику, что отметка не

выставлена потому, что она ниже той, которую он обычно получал, а также указать на то, что ему необходимо сде лать, чтобы получить более высокую оценку.

При вынесении неудовлетворительной оценки учи телю следует сначала выяснить причины её и потом ре шить – выставлять неудовлетворительную отметку или применить методический приём отсроченной отметки.

Периодический контроль (его ещё называют тема тическим) проводят обычно после изучения важных тем и больших разделов программы, а также в конце учебной четверти. Поэтому целью такого контроля является опре деление уровня овладения знаниями по определённой теме. Кроме того, периодический контроль следует про водить при выявлении систематических ошибок и затруд нений. В этом случае производится коррекция, доработка умений и навыков учебной работы, даются необходимые пояснения. При этом контролю подлежат знания, зафикси рованные в образовательном стандарте по информатике и ИКТ. Организация периодического контроля предполагает соблюдение следующих условий:

предварительное ознакомление учащихся со срока ми его проведения;

ознакомление с содержанием контроля и формой его проведения;

предоставление учащимся возможности пересдачи для повышения отметки.

Форма проведения периодического контроля может быть разнообразной – письменная контрольная работа, тест, зачет, компьютерная контролирующая программа и др. Учителю предпочтительно использовать для этого го товые тесты, как бланковые, так и компьютерные.

Важным требованием проведения периодического контроля является своевременное доведение до сведения учащихся его результатов. Наилучшим является объявле ние результатов сразу по его окончании, когда у каждого ученика ещё есть большая потребность узнать, правильно ли он выполнил работу. Но, в любом случае, обязательным условием является сообщение о результатах на следую щем занятии, на котором следует провести разбор допу щенных ошибок, когда у учеников ещё не остыл эмоцио нальный накал. Только при этом условии контроль будет способствовать более прочному усвоению знаний и созда нию положительной мотивации учения. Если же результа ты контроля будут объявлены только через несколько дней, то эмоциональный накал у детей уже пройдет, а ра бота над ошибками не принесет результатов. С этой точки зрения неоспоримым преимуществом обладают компью терные контролирующие программы, которые не только сразу выдают результаты, но могут показать допущенные ошибки, предложить проработать слабо усвоенный мате риал или просто повторить процедуру контроля.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года, а также при переводе на следующую ступень обуче ния. Он имеет цель установить уровень подготовки, кото рый необходим для продолжения обучения. По его итогам определяется успешность обучения и готовность ученика к дальнейшей учебе. Обычно проводится в форме итоговой контрольной работы, теста или экзамена. Новой формой итогового контроля по информатике может служить вы полнение проекта и его защита. В этом случае проверяют ся как теоретические знания, так и навыки работы с раз личными прикладными программными средствами ин формационных технологий.

Для выпускников 9 класса итоговый контроль в по следние годы проводится в форме экзамена по выбору. Этот экзамен является государственной (итоговой) аттеста цией по информатике и ИКТ за курс основного общего об разования. Примерные билеты для экзамена составляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Билеты для экзамена содержат две части – теорети ческую и практическую. Теоретическая часть предполагает устный ответ на вопросы билета с возможностью иллюст рации ответа на компьютере. Практическая часть включает задание, которое выполняется на компьютере и имеет цель – проверить уровень компетентности выпускников в сфере информационно коммуникационных технологий. В качестве примера приведем содержание двух билетов

1) Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации.

2) Создание и редактирование текстового документа (исправ ление ошибок, удаление или вставка текстовых фрагментов), в том числе использование элементов форматирования текста (установка параметров шрифта и абзаца, внедрение заданных объектов в текст).

1) Основные алгоритмические структуры: следование, ветвле ние, цикл; изображение на блок схемах. Разбиение задачи на подза дачи. Вспомогательные алгоритмы.

2) Работа с электронной таблицей. Создание таблицы в соответ ствии с условием задачи, использование функций. Построение диа грамм и графиков по табличным данным.

Для выпускников 11 класса итоговая аттестация про водится в форме теста, который описан ниже.

Под методом контроля понимают способ действий учителя и учащихся для получения диагностической ин

формации об эффективности процесса обучения. В практи ке работы школы термин «контроль» имеет своим содер жанием обычно проверку знаний учеников. Контролю же умений и навыков уделяется недостаточное внимание, а между тем при обучении информационным технологиям именно умения и навыки должны более всего подвергать ся контролю. Чаще всего в школе применяют следующие методы контроля:

Устный опрос является самым распространенным и состоит в устных ответах учащихся по изученному мате риалу, обычно теоретического характера. Он необходим на большей части уроков, т.к. во многом носит обучающий характер. Опрос перед изложением нового материала оп ределяет не только состояние знаний учеников по старому материалу, но и выявляет их готовность к восприятию но вого. Он может проводиться в следующих формах: беседа, рассказ, объяснение учеником устройства компьютера, аппаратуры или схемы и т.п. Опрос может быть индивиду альным, фронтальным, комбинированным, уплотненным. Опытные учителя проводят опрос в форме беседы, но при этом не всегда можно оценить знания всех учеников, уча ствовавших в ней.

Устный опрос у доски может проводиться в различ ных формах. Например, вариант опроса «тройкой», когда к доске одновременно вызываются три любых ученика. На заданный вопрос отвечает первый из них, второй добав ляет или исправляет ответ первого, затем их ответы ком ментирует третий. Этим приёмом достигается не только экономия времени, но и состязательность учеников. Такая форма опроса требует от учеников умения внимательно слушать ответы товарищей, анализировать их правиль ность и полноту, оперативно конструировать свой ответ,

поэтому применяется в средних и старших классах. Устный опрос на уроке является не столько контро

лем знаний, сколько разновидностью текущего повторе ния. Это хорошо понимают опытные учителя и уделяют ему необходимое время.

Требования к проведению устного опроса:

опрос должен привлечь внимание всего класса;

характер задаваемых вопросов должен быть интере сен всему классу;

нельзя ограничиваться только формальными вопро сами типа: «Что называется …?»;

вопросы желательно располагать в логической по следовательности;

использовать различные опоры – наглядность, план, структурно логические схемы и др.;

ответы учеников надо рационально организовать по времени;

учитывать индивидуальные особенности учеников: заикание, дефекты речи, темперамент и т.п.

учителю следует внимательно выслушивать ответ ученика, поддерживая его уверенность жестом, ми микой, словом.

ответ ученика комментируется учителем или учени ками после его завершения, прерывать его следует лишь в случае уклонения в сторону.

Письменный опрос на уроках информатики обычно проводится в средних классах, а в старших классах он ста новится одним из ведущих. Достоинством его является большая объективность по сравнению с устным опросом, большая самостоятельность учеников, больший охват уча щихся. Обычно он проводится в форме кратковременной самостоятельной работы.

Нетрадиционной формой письменного контроля яв ляется диктант со строго ограниченным временем на его выполнение. К недостаткам диктанта относится возмож ность проверки только знаний учеников в ограниченной области – знание основных терминов, понятий информа тики, названий программных и аппаратных средств и т.п. Некоторые учителя при этом используют следующий при ём – текст короткого диктанта заранее записывают на дик тофон и запись воспроизводят на уроке. Это приучает уча щихся внимательно слушать и не отвлекать учителя пере спрашиванием вопросов.

Контрольная работа проводится обычно после изучения важных тем и разделов программы. Она является эффективным методом контроля. О её проведении учени ки оповещаются заранее, и с ним проводится подготови тельная работа, содержанием которой является выполне ние типовых заданий и упражнений, проведение кратко временных самостоятельных работ. Для предупреждения списывания задания дают по вариантам, обычно не менее 4 х, а лучше 8 ми, или по индивидуальным карточкам. Ес ли контрольная работа проводится с использование кон тролирующей программы, то проблема списывания не стоит так остро, тем более что некоторые программы могут генерировать случайным образом большое число вариан тов заданий.

Проверка домашнего задания позволяет проверять усвоение учебного материала, выявлять пробелы, коррек тировать учебную работу на последующих занятиях. При меняется и взаимопроверка письменных домашних работ, однако к такой форме проверки детей надо постепенно готовить.

Тестовый контроль . Он пришел в широкое упот ребление в наши школы совсем недавно. Впервые тесты в обучении начали применять в конце 19 века в Англии, а затем в США. Вначале они применялись, в основном, для определения некоторых психофизиологических характе ристик учащихся – скорости реакции на звук, объёма памя ти и др. В 1911 году немецкий психолог В. Штерн разрабо тал первый тест для определения коэффициента интеллек туального развития человека. Собственно педагогические тесты стали использоваться в начале 20 века и быстро ста ли популярны во многих странах. В России ещё в 1920 годы был выпущен сборник тестовых заданий для использова ния в школах, однако в 1936 году постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Нар компросов» тесты были объявлены вредными и запреще ны. Лишь в 1970 годы опять началось постепенное приме нение в наших школах тестов успеваемости по отдельным предметам. Сейчас применение тестов в обучении в нашей стране переживает своё второе рождение – создан Центр тестирования Минобразования России, который проводит централизованное тестирование школьников и абитуриен тов вузов.

Тест представляет собой набор определенных зада ний и вопросов, предназначенных для выявления уровня усвоения учебного материала, а также эталона ответов. Такие тесты часто называют тестами обученности или тестами достижений . Они направлены на определение того уровня, которого достиг школьник в процессе обуче ния. Существуют тесты для определения не только знаний, но и умений и навыков, для определения уровня интел лекта, психического развития, отдельных качеств личности

и др. Кроме дидактических, имеются психологические тес

ты, например, тесты для определения объёма памяти, внимания, темперамента и др. Применяются разнообраз ные компьютерные психологические тесты, как для взрос лых, так и для детей разного возраста.

Достоинством тестов является их высокая объектив ность, экономия времени преподавателя, возможность количественно измерить уровень обученности, применять математическую обработку результатов и использовать компьютеры.

В школе обычно используют компьютерные тесты с выбором ответа на вопрос из предлагаемых вариантов (избирательный тест), которых обычно бывает от 3 до 5. Эти тесты наиболее просты для реализации программны ми средствами. Недостатком их является достаточно большая вероятность угадывания ответа, поэтому реко мендуется предлагать не менее четырёх вариантов отве тов.

Применяются и тесты, где требуется заполнить про межуток в тексте (тест подстановка), путём подстановки пропущенного слова, числа, формулы, знака. Применяются тесты, где требуется установить соответствие между не сколькими приведенными высказываниями – это тесты на соответствие. Они являются достаточно сложными для ис полнения, поэтому учителю необходимо провести предва рительное знакомство с ними учащихся.

При обработке результатов тестирования обычно ка ждому ответу присваивается определенный балл, а затем сравнивают полученную сумму баллов за все ответы с не которым принятым нормативом. Более точная и объек тивная оценка результатов тестирования состоит в сравне нии полученной суммы баллов с заранее определённым критерием, который учитывает необходимый круг знаний,

умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Затем на основе принятой шкалы проводят перевод на бранной суммы баллов в отметку по принятой шкале. В компьютерных тестах такой перевод производится самой программой, однако учитель должен был знаком с приня тыми критериями.

Современная дидактика рассматривает тест как из мерительный прибор, инструмент, который позволяет вы явить факт усвоения учебного материала. Сравнивая вы полненное задание с эталоном можно по числу верных ответов определить коэффициент усвоения учебного ма териала, поэтому к тестам предъявляют достаточно стро гие требования:

они должны быть достаточно краткими;

быть однозначными и не допускать произвольного толкования содержания;

не требовать больших затрат времени на выполне ние;

должны давать количественную оценку результатов их выполнения;

быть пригодными для математической обработки результатов;

быть стандартными, валидными и надежными.

Применяемые в школе тесты должны быть стан дартными , т.е. предназначенными для всех школьников и прошедшие проверку на валидность и надежность. Под валидностью теста понимается то, что он обнаруживает и измеряет именно те знания, умения и навыки, которые хо тел обнаружить и измерить автор теста. Иными словами, валидность – это пригодность теста для достижения по ставленной цели контроля. Под надежностью теста пони

мается то, что он при неоднократном применении показы вает одинаковые результаты в сходных условиях.

О степени трудности теста судят по соотношению правильных и неправильных ответов на вопросы. Если на тест учащиеся дают более 75 % правильных ответов, то та кой тест считается легким. Если на большинство вопросов теста все обучаемые отвечают правильно или, наоборот, неправильно, то такой тест практически непригоден для контроля. Дидакты считают, что наибольшую ценность имеют такие тесты, на которые правильно отвечают 50 – 80 % учащихся.

Разработка хорошего теста требует больших затрат труда и времени высококвалифицированных специалистов

– методистов, преподавателей, психологов, а также экспе риментальной проверки на достаточно большом контин генте учащихся, на что может уйти несколько лет (!). Тем не менее, применение тестов для контроля знаний по ин форматике будет расширяться. В настоящее время учитель имеет возможность использовать готовые программы – тестовые оболочки, позволяющие самостоятельно вводить в них задания для контроля. Общепринятой практикой становится компьютерное тестирование при поступлении в вузы по большинству учебных предметов.

Компьютерное тестирование имеет то преимущест во, что позволяет учителю всего за несколько минут полу чить срез уровня обученности всего класса. Поэтому его можно использовать практически на каждом занятии, ко нечно, если имеются соответствующие программы. Это побуждает всех учеников систематически трудиться, по вышает качество и прочность знаний.

Однако не все показатели умственного развития школьников в настоящее время можно определить с по

мощью тестов, например, умение логически выражать свои мысли, вести связное изложение фактов и т.п. Поэто му тестирование необходимо сочетать с другими метода ми контроля знаний.

Многие учителя разрабатывают свои тесты по пред метам, которые не прошли проверку на валидность и на дежность, поэтому их часто называют внутренними или учебными. Более правильно их следует называть тестовы ми заданиями. При составлении такого теста, учителю не обходимо соблюдать следующие требования:

включать в тест лишь тот учебный материал, который был пройден на уроках;

предлагаемые вопросы не должны допускать двой ного толкования и содержать «ловушки»;

правильные ответы следует располагать в случайном порядке;

предлагаемые неправильные ответы должны быть составлены с учетом типичных ошибок учащихся, и выглядеть правдоподобно;

ответы на одни вопросы не должны служить под сказкой для других вопросов.

Такие тесты учитель может использовать для текуще го контроля. Длительность их выполнения не должна пре вышать 8 – 10 минут. Более подробную информацию по вопросам составления тестов можно найти в книге .

При использовании компьютеров для тестирования можно эффективно применять следующий приём. В нача ле изучения темы, раздела и даже учебного года можно поместить на винчестерах ученических компьютеров, или только на учительском компьютере, комплект тестов и сделать его доступным для учащихся. Тогда они могут в любое время с ними ознакомиться и протестировать себя.

Этим мы нацеливаем учеников на конечный результат, по зволяем им двигаться вперед своим темпом и выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Такой приём осо бенно оправдан при изучении информационных техноло гий, когда часть учащихся их уже освоили и могут, пройдя контроль, не задерживаясь двигаться вперед.

При выполнении компьютерного тестирования за метная часть учащихся допускает ошибки, связанные с особенностью восприятия информации на экране монито ра, вводом ответа с клавиатуры, щелчками мышью по нужному объекту на экране и др. Эти обстоятельства сле дует учитывать и давать возможность исправить такие ошибки, пройти повторное тестирование.

В настоящее время итоговую аттестацию учащихся 11 класса по курсу информатики и ИКТ проводят в форме тес та в соответствии с требованиями Единого государственно го экзамена (ЕГЭ). Такое тестирование состоит из четырех частей :

Часть 1 (А) (теоретическая) – содержит задания с вы бором ответов и включает 13 теоретических заданий: 12 заданий базового уровня (выполнение каждого оценива ется в 1 балл), 1 задание повышенного уровня (выполне ние которого оценивается в 2 балла). Максимальный балл за часть А – 14.

Часть 2 (В) (теоретическая) – содержит задания с кратким ответом и включает 2 задания: 1 задание базового уровня (выполнение которого оценивается в 2 балла), 1 задание повышенного уровня сложности (выполнение ко торого оценивается в 2 балла). Максимальный балл за часть В – 4.

Часть 3 (С) (теоретическая) – содержит 2 практиче ских задания высокого уровня сложности с развёрнутым

ответом (выполнение которых оценивается в 3 и 4 балла). Максимальный балл за часть С – 7.

Часть 4 (D) (практическая) – содержит 3 практических задания базового уровня. Каждое задание необходимо выполнить на компьютере с выбором соответствующего программного обеспечения. Правильное выполнение ка ждого практического задания максимально оценивается в 5 баллов. Максимальный балл за часть D – 15.

На выполнение всего теста отводится 1 час 30 минут (90 минут) и делится на два этапа. На первом этапе (45 ми нут) без компьютера выполняются задания частей А, В и С. На втором этапе (45 минут) выполняется на компьютере задание части D. Практические задания должны выпол няться на компьютерах с операционной системой Windows 96/98/Ме/2000/ХР и офисным пакетом Microsoft Office

и/или StarOffice (OpenOffice). Между двумя этапами тести рования предусматривается перерыв в 10–20 минут для перехода в другое помещение и подготовки к выполнению заданий на компьютере.

Как видно из этого краткого рассмотрения, примене ние компьютерного тестирования в школе будет расши ряться, и охватывать многие школьные предметы.

Рейтинговый контроль . Этот вид контроля не явля ется чем то новым и пришел в среднюю школу из высшей. Например, в университетах США рейтинг применяется с 60 годов прошлого века. В нашей стране рейтинговая система в последние годы стала применяться в ряде высших и средних специальных учебных заведений, а также в неко торых средних школах в порядке эксперимента.

Суть этого вида контроля состоит в определении рей тинга ученика по тому или иному учебному предмету. Рей тинг понимается как уровень, положение, ранг учащегося,

который он имеет по результатам обучения и контроля знаний. Иногда под рейтингом понимают «накопленную отметку». Используется и такой термин, как кумулятивный индекс, т.е. индекс по сумме отметок. При обучении в вузе рейтинг может характеризовать результаты обучения, как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения (семестр, год) или за пол ный курс обучения. В условиях школы рейтинг применяет ся по отдельным учебным предметам.

Определение рейтинга ученика за один урок или да же за систему уроков по отдельной теме мало пригодно, поэтому целесообразно использование этого метода кон троля в системе, при обучении по одному предмету в те чение учебной четверти и учебного года. Регулярное оп ределение рейтинга позволяет осуществлять не только контроль знаний, но и вести более чёткий их учёт. Обычно рейтинговая система контроля и учёта знаний применяется совместно с блочно модульным обучением.

Случалось ли вам видеть такую картину – ученик на писал контрольную работу на «5», однако затем приходит к учителю на дополнительное занятие и просит разреше ния переписать её на более высокую оценку? Думаю, чита тель с таким не сталкивался. При использовании же рей тинговой системы такое не только возможно, но и стано вится обычным явлением – учащиеся быстро осознают преимущества работы по рейтингу и стремятся набрать как можно больше баллов, переписывая ещё раз уже сданную контрольную работу или повторно выполняя компьютер ный тест, повышая тем самым свой рейтинг.

1) Все виды учебной работы учащихся оцениваются бал лами. Заранее устанавливается, какой максимальный балл можно получить за: ответ у доски, самостоятельную, прак тическую и контрольную работы, зачёт.

2) Устанавливаются обязательные виды работ и их количе ство в четверти и учебном году. Если используется блочно модульное обучение, то устанавливается максимальный балл, который можно получить за каждый модуль учебно го материала. Заранее можно определить максимальный суммарный балл на каждую календарную дату, за четверть и учебный год.

3) Определяются виды работ, за которые начисляются до полнительные и поощрительные баллы. При этом важным моментом является необходимость так сбалансировать баллы по всем видам работы, чтобы ученик понимал, что добиться высокого рейтинга можно лишь при условии сис тематической учебы и выполнения всех видов заданий.

4) Регулярно ведется суммарный учёт полученных баллов, и результаты доводятся до сведения учащихся. Затем оп ределяется собственно рейтинг ученика, т.е. его положе ние по сравнению с другими учениками в классе и делает ся вывод об успешности или неуспешности обучения.

5) Обычно результаты рейтингового контроля заносятся для всеобщего обозрения на специальный лист, где указы вается также максимально возможный балл рейтинга на данную календарную дату и средний балл рейтинга по классу. Такая информация позволяет легче ориентировать ся школьникам, учителям и родителям в результатах рей тингового контроля. Регулярное определение рейтинга и доведение его до сведения учащихся значительно активи зирует их, подвигает на дополнительную учебную работу, вносит элемент соревновательности.

6) Интересным методическим приемом при этом является выставление поощрительных баллов, которые начисляют как за ответы на вопросы учителя, так и за вопросы учени ков учителю. Это побуждает учеников задавать вопросы, проявлять творческую активность. Жестко регламентиро вать баллы в этом случае нет необходимости, так как обычно эти баллы зарабатывают лучшие ученики, которые увлечены предметом, имеют высокий рейтинг и стремятся обогнать своих товарищей по классу.

В конце учебной четверти, а также учебного года на чинают проявляться в наибольшей степени психологиче ские факторы влияния рейтинговой системы на активность учащихся. Начинается череда переписываний контрольных работ и сдачи тестов с «пятерки» на «пятерку», соревнова ние между учениками за выход на первые места в рейтин ге.

Она является относительной оценочной шкалой, ко торая сравнивает текущее положение ученика с его же положением некоторое время назад. Поэтому рейтинговая система оценивания более гуманная. Она относится к личностному способу оценивания, так как рейтинг позволяет сравнивать достижения ученика с течением времени, т.е. сравнивать ученика

с самим собой по мере его продвижения в учёбе.

Отсутствие текущих отметок способствует устране нию боязни получить двойку за неверный ответ, улучшает психологический климат в классе, повыша ет активность на уроке.

Ученику психологически легче приложить усилия и передвинуться немного в рейтинге, например с 9 места на 8, нежели из «троечника» сразу стать «хо

рошистом».

Стимулирует активную равномерную, систематиче скую учебную работу школьников в течение четверти и учебного года.

Отметки, выставляемые по результатам рейтинга за четверть и за год, становятся более объективными.

Задает некоторый стандарт требований к оценке знаний и умений.

Позволяет самим учащимся определять свой балл рейтинга и проводить оценку своих достижений в учебе.

Позволяет осуществлять личностно ориентированный подход в обучении, поэтому она находится в духе требований современной педагоги ки.

У рейтинговой системы есть и недостатки – количест во баллов, начисляемых за тот или иной вид учебной ра боты, назначается экспертным способом (учителем), по этому может сильно варьироваться, отражая вкусы педаго гов. Обычно количество баллов устанавливают эмпириче ским путем. Кроме того, небольшая часть учеников испы тывает затруднения в ориентации по системе баллов рей тинга и оценке своих достижений.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра педагогики и психологии

Допустить к защите

Зав. кафедрой __________________

_______________________________

«______» _______________ 20___г.

Курсовая работа

Модульная технология на уроках информатики в школе

Казань 2011


C одержание

Введение

Модульное обучение в школе заключается в последовательном усвоении учеником модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения особенно актуальны в условиях рыночных отношений при количественных и качественных изменениях рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости массового переобучения работников. Нельзя не учитывать и фактор кратковременности обучения в условиях ускоренных темпов научно-технического прогресса.

Актуальность данной работы заключается в том, что быстроразвивающийся технический прогресс диктует новые условия для обучения и предъявляет новые требования в профессии. В рамках обучения учащийся частично или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему учебной программой, которая содержит в себе целевую программу действий, базы информации и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей.

В этом случае функции преподавателя могут изменяться от информационно-контролирующих до консультационно-координирующих. Технология модульного обучения базируется на объединении принципов системного квантования и модульности. Первый принцип составляет методологическую основу теории «сжимания», «сворачивания» учебной информации. Второй принцип является нейрофизиологической основой метода модульного обучения. При модульном обучении нет строго заданного срока обучения.

Он зависит от уровня подготовленности учащегося, его предыдущих знаний и умений, желаемого уровня получаемой квалификации. Обучение может прекратится после овладения любого модуля. Учащийся может выучить один или несколько модулей и в дальнейшем получить узкую специализацию или овладеть всеми модулями и получить широкопрофильную профессию. Для выполнения работы все модульные единицы и модульные элементы можно не изучать, а только те, которые необходимы для выполнения работы с конкретными требованиями. С другой стороны, профессиональные модули могут состоять из модульных единиц, которые относятся к разным специальностям и разным областям деятельности.

Целью данной работы является изучение модульных технологий на уроках информатики в школе.

Достижение данной цели способствует решение следующих задач:

Рассмотреть особенности модульной технологии обучения в школе;

Изучить методику модульной технологии обучения в школе;

Применить практически методику модульной технологии на уроке в общеобразовательной школе.

Объектом исследования является построение урока информатики в школе с применением модульных технологий в обучающем процессе. Предметом исследования является применение модульных технологий в процессе урока информатики в общеобразовательной средней школе.

При написании данной работы использовалась специальная литература, методические пособия, справочники, учебники для ВУЗов.

Глава 1. Особенности модульной технологии обучения

1.1. Анализ предметной системы обучения и необходимость

её модернизации на основании интегрирования предметов

Сегодня главной в образовании является предметная система обучения. Если посмотреть на источники ее создания, то можно увидеть, что она создана в начале интенсивного развития и дифференциации наук, быстрого увеличения знаний в разных областях человеческой деятельности.

Дифференциация наук привела к созданию огромного количества предметов (дисциплин). Наиболее наглядно это проявилось в школьном и профессиональном обучении, учащиеся учебных заведений изучают до 25 предметов, которые слабо связаны между собой. Известно, что каждая конкретная наука является логической системой научных знаний, методов и средств познания 1 .

Цикл специальных предметов представляет собой синтез фрагментов научно-технических и производственных знаний и видов производственной деятельности. Предметная система является эффективной при подготовке учащихся и студентов по фундаментальным и некоторым прикладным дисциплинам, в которых теоретические знания и практические умения в конкретных областях знаний или деятельности приведены в систему. Предметная система органично вписалась в классно-урочную форму организации обучения.

К другим преимуществам предметной системы обучения можно отнести сравнительно простую методику составления учебно-программной документации и подготовку преподавателя к занятиям. В то же время предметная система имеет существенные недостатки, основными из которых являются:

Системность знаний в учебных предметах связана с большим количеством фактического учебного материала, терминологической загруженностью, неопределенностью и несогласованностью объема учебного материла с уровнем его сложности;

Большое количество предметов неизбежно ведет к дублированию учебного материала и связана с увеличением времени на обучение;

Не согласованная учебная информация, которая поступает от разных предметов, усложняет для учеников ее систематизацию и, как следствие, затрудняет формирование из них целостной картины окружающего мира;

Поиск межпредметных связей усложняет учебный процесс и не всегда позволяет систематизировать знания учащихся;

Предметное обучение, как правило, носит информационно-репродуктивный характер: ученики получают «готовые» знания, а формирование умений и навыков достигается путем воссоздания образцов деятельности и увеличения количества исполнения ими заданий. Это не обеспечивает эффективность обратных связей и, как следствие, усложняется управление обучения учащихся, что приводит к снижению его качества;

Поточный учет успешности учащихся, как один из важных инструментов совершения обратных связей, недостаточно эффективен из-за относительно больших (15-20%) ошибок знаний и умений учащихся по субъективной методике преподавателей;

Разнообразность предметов, которые одновременно изучаются, большой объем разнопланового по подобности учебного материала приводит к перегруженности памяти учащихся и к невозможности реального усвоения учебного материала всеми учащимися;

Жесткая структура учебно-программной документации, лишняя регламентация учебного процесса, которые включают жесткие временные рамки урока и сроков обучения;

Слабая дифференциация обучения, ориентирование на «среднего» учащегося;

Преимущественно фронтально-групповая организационная форма обучения вместо индивидуальной 1 .

Из практики профессионального обучения известно, что учащиеся лучше воспринимают и усваивают комплексные интегрированные знания. Поэтому возникает необходимость создания соответствующей системы обучения, разработки теоретических основ и методик интегрирования предметов, разработки учебных программ на блочно-модульной основе и содержания дидактических элементов.

1.2. Общие понятия о модульной системе обучения

Модульная система обучения была разработана Международной организацией труда (МОТ) в 70-х годах двадцатого века как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира.

Эта система быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным стандартом профессионального обучения. Она обеспечивает мобильность трудовых ресурсов в условиях НТП и быстрое переобучение работников, которые освобождаются при этом. Модульная система разрабатывалась в рамках популярной тогда индивидуализированной системы обучения Ф. Келлера, поэтому включило в себя ряд позитивных моментов:

Формирование конечных и промежуточных целей обучения;

Распределение учебного материала на отдельные разделы;

Индивидуализированные темпы обучения;

Возможность перехода к изучению нового раздела, если полностью усвоен предыдущий материал;

Регулярный тестовый контроль знаний 2 .

Появление модульного метода – попытка ликвидировать недостатки следующих существующих методов учебной подготовки:

Направленность профессиональной подготовки на получение профессии в общем, а не на выполнение конкретной работы, что мешало устраиваться на работу выпускникам учебных заведений;

Негибкость подготовки относительно требований отдельных производств и технологичных процессов;

Несоответствие подготовки довольно сильно дифференцированному общеобразовательному уровню разных групп населения;

Отсутствие учета индивидуальных особенностей учеников.

Главное в модульном обучении – возможность индивидуализации обучения. С точки зрения Дж. Рассела, наличие альтернативных (выборочных) модулей и свободный их выбор позволяет всем ученикам усвоить учебный материал, но в индивидуальном темпе. Важно, чтоб задания для учеников были настолько сложны, чтоб они работали с напряжением своих умственных способностей, но, вместе с тем, настолько сложными, чтоб не было навязчивого педагогического руководства.

В потребности вольного выбора модуля из альтернативного набора скрывается одна из возможностей формирования готовности к выбору как черты личности, важной также и для формирования самостоятельности в образовании. В то же время при индивидуализированной системе обучения от учащегося требуется полное усвоение учебного материала с конкретным испытанием по каждому модулю. Гибкость модульного обучения. Дж. Рассел представляет модуль, как единицу учебного материала, которая отвечает отдельной теме.

Модули могут группироваться в разные комплекты. Один и тот же модуль может отвечать отдельным частям требований, которые касаются разных курсов. Добавляя «новые» и исключая «старые», можно, не изменяя структуру, составить любую учебную программу с высоким уровнем индивидуализации. Соглашаясь с такой трактовкой «гибкости», ряд исследователей возражают против рассмотрения модулей как единиц учебного материала, которые соответствуют одной теме 1 .

Гибкость в таком понимании приведет к фрагментарности обучения. Существует элективность обучения (возможность свободного выбора действий). Следуя системе Ф. Келлера, важной чертой модульного обучения является отсутствие жестких организационных временных рамок обучения: оно может проходить в удобное для учащегося время. Отсутствие жестких временных рамок позволяет ученику продвигаться в обучении со скоростью, которая соответствует его способностям и наличия свободного времени: ученик может выбирать не только необходимые ему модули, но и порядок их изучения.

Практическая и научная актуальность модульно-рейтинговой технологии (МРТ) обучения.

Применение МРТ – способ решения проблемы нехватки учебного времени и объективности оценки знаний.

Этапы создания учебной системы с использованием МРТ: разбиение курса на модули, подробное описание каждого учебного модуля, разработка системы контроля, выполнение разбалловки для рейтинговой оценки знаний.

Из практического опыта применения МРТ обучения базовому курсу информатики.

Положительные результаты использования МРТ.

Положительные черты МРТ обучения.

Условия эффективности модульной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

преподавания базового курса информатики

На современном этапе развития образования наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования знаний, умений и навыков в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование и развитие способностей учащихся, особенно способности к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека становится конечной целью образовательного процесса в средней школе.

Я преподаю информатику с 1985 года, то есть с момента введения этого предмета в программу средней общеобразовательной школы. Прошла все этапы развития и становления этого предмета: безмашинный курс, программирование на отечественных «Электроника БК-0010», введение изучения информатики в начальной и неполной средней школе, массовый переход на использование IBM-PC-совместимых компьютеров. В обычных средних школах на изучение предмета «Информатика» в начальном и среднем звене отводится один час в неделю. Этого времени катастрофически мало для полного и глубокого изучения такого серьезного предмета. Передо мной всегда стояла проблема: уделяешь внимание теоретическому материалу – не остается времени на практические работы, серьезно займешься практикой – некогда изучать теорию. Другой проблемой было объективное оценивание по этому предмету, так как дети находились в неравных условиях. Кто-то имел дома компьютер и навыки работы на нем, а у кого-то возможность научиться была только в школе.

Найти выход из сложившейся многолетней проблемы мне помогла модульная технология преподавания информатики и рейтинговая система оценки. В них я увидела рациональное зерно и путь к повышению собственной компетентности и компетентности учащихся. Использование модульно-рейтинговой технологии (МРТ) преподавания базового курса информатики позволило мне:

  1. сократить время на изучение теоретической части за счет дифференциации содержания учебного материала и увеличения доли самостоятельной работы учащихся;
  2. повысить объективность оценки усвоения знаний, навыков и умений за счет эффективной системы контроля и применения рейтингового принципа оценивания;
  3. формировать у учащихся навыки самообразования, мобильность знаний, активность в учебной деятельности.

Модульная технология известна с 1972 года. После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 года в Токио, обсуждавшей проблемы просвещения взрослых, она была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения. Затем ценность этой технологии была определена не только для взрослых, но и для молодежи. Практическая и научная актуальность модульной технологии заключается:

  1. в сочетании новых подходов к обучению и традиций, накопленных с момента возникновения обычного комбинированного урока;
  2. в постепенности в обучении, поэтапном формировании умственных действий, что позволяет избежать шока у учащихся;
  3. в активности ученика в учебной деятельности, при которой он сам оперирует учебным содержанием, что ведет к более прочному и осознанному усвоению.

Моей задачей было создание адекватной учебной системы , включающей в себя циклическое (модульное) построение учебного материала с преобладающей учебно-познавательной деятельностью ученика и системы контроля с применением рейтингового принципа оценивания. Чтобы эта система реально работала необходимо:

  1. определить главную идею курса. Поставить конечную дидактическую цель. Сформировать частные дидактические цели;
  2. разбить курс на модули;
  3. составить тематическое планирование с указанием порядкового номера модуля в теме или разделе;
  4. сформировать содержание каждого модуля. Описать модули и определить их тип;
  5. разработать систему контроля по каждому модулю;
  6. выполнить разбалловку, применяя принцип рейтинга;
  7. обеспечить учащихся дидактическими материалами. Подготовить оценочные листы.

Приведу пример создания такой системы изучения информатики в 7 классе с использованием учебника И.Г.Семакина. Курс разбила на четыре модуля:

1) Понятие информации. Системы счисления. – 8 ч.

2) Устройство персонального компьютера. Программное обеспечение. – 10 ч.

3) Тексты в компьютерной памяти. Текстовые редакторы. – 9 ч.

4) Компьютерная графика. Графические редакторы. – 7 ч.

Сделала тематическое планирование и описание содержания теоретической и практической части каждого урока модуля по схеме:

№ урока

тема

теория

практика

вид отчета

балл

Модуль 1. Понятие информации. Системы счисления.

домашн.

практ.

тест

Введение в предмет.

Информатика как наука. Компьютер - универсальное средство для работы с информацией.

Знакомство с компьютерным классом, своим рабочим местом. ТБ и правила поведения в кабинете информатики.

№ 1

Информация и знания. Виды информации.

Информация как знания человека. Декларативные и процедурные знания.. Виды информации по способу восприятия и форме представления.

Знакомство с клавиатурой. Работа с клавиатурным тренажером.

№ 2

Определила тип каждого модуля :

1 модуль информационный, так как главное в нем – объем информации по теме;

2 модуль смешанный – теоретический материал и формирование и развитие способов деятельности практически преобладают в равных долях;

3 модуль операционный, так как главное в нем – формирование и развитие практических навыков;

4 модуль тоже смешанный.

Следует отметить, что большинство модулей базового курса смешанного типа. Модули можно также различать по месту в модульной программе курса: начальный, базовый, моновалентный – служит базой для одного очередного модуля и поливалентный – служит базой для двух или более следующих за ним модулей. По видам деятельности учеников и учителя на уроке модули бывают: с доминирующей деятельностью ученика по сравнению с обучающей деятельностью учителя; с полной самостоятельной деятельностью ученика.

Система контроля по модулям включает в себя домашние задания, практические работы, контрольное и итоговое тестирование. При подборе заданий и практических работ использую методическое пособие «Преподавание базового курса информатики в средней школе» авторов И.Г.Семакина и Т.Ю.Шеиной. Для каждого ученика делаю сборник домашних заданий, в классе на каждое рабочее место сборник с описанием содержания и хода практических работ, при проведении тестирования использую автоматизированную систему тестирования AS TEST, которая позволяет создавать тесты с любым количеством вопросов, фиксирует и сохраняет результат выполнения теста, позволяет анализировать ошибки.

У каждого ученика в тетради имеется оценочный лист , в который он заносит полученные баллы за все контрольные мероприятия по модулю и, таким образом, сам ведет учет своих успехов. Пример такого листа:

Оценочный лист за модуль 1 ученика ______________________________________

Вид

контроля

Домашнее задание

Тест

Практ.

работа

Оценка

за

модуль

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№0

№1

№ 1

Баллы

Подсистема контроля основана на объективном измерении знаний учащихся. Систематическое (на каждом уроке) измерение знаний учащихся принципиально отличает МРТ от традиционного обучения, опирающегося на субъективное оценивание знаний. По всем видам контроля подбираются задания, и определяется количество баллов за каждый вид работы.

Разбалловка – распределение баллов по всем контрольным мероприятиям курса – является важной процедурой МРТ. Общий принцип разбалловки – число баллов пропорционально времени, отводимому на выполнение задания. Я использую многобалльную систему. В начале каждого учебного года принимается локальный акт по школе, согласно которому оценивание по информатике в 7-9 классах осуществляется по многобалльной системе. За каждый урок в классный журнал я выставляю не оценки, а баллы. Количество заработанных баллов за модуль составляет контрольный рейтинг учащегося. Кроме контрольного использую еще промежуточный рейтинг , который в любой момент времени равен сумме баллов, набранных к этому моменту по всем видам работ. А также максимальный рейтинг , равный сумме баллов, заработанной учащимся за весь курс. Рейтинг учащегося в любой момент времени можно перевести в привычную нам пятибалльную шкалу, установив определенные пороги, например: «5» - 75% от рейтинга, «4» - 60%, «3» - 50%. Эти пороги можно изменять, но они должны быть стабильными в течение всего учебного года. Можно использовать также поощрительный балл (за прилежание), который составляет 5-10% от контрольного рейтинга и учитывается только при выставлении оценки, но не влияет на текущий рейтинг учащегося.

Чтобы избежать рутинной работы при подсчете рейтинга учащихся, которая требует много времени, создала в Excel электронный журнал , в котором с помощью соответствующих формул подсчитывается текущий и контрольный рейтинг, а затем переводится в пятибалльную систему оценки для выставления результатов успеваемости за четверть.

Практический опыт применения модульно-рейтинговой технологии дал свои результаты, которые выразились в положительной динамике успеваемости и качества знаний в классах, в которых она применялась. Например, успеваемость за 2006-2007 учебный год в 7а классе:

Следующим положительным моментом считаю непрерывность в обучении – исчезли «белые пятна» в знаниях по информатике. В электронном журнале практически нет «нулей», то есть невыполненных заданий. У учеников появилась неподдельная заинтересованность в своих учебных результатах. Каждый учащийся, стремясь набрать максимальный рейтинг, выполняет все задания из своих дидактических материалов, самостоятельно отрабатывая теоретический материал курса, работая с учебником и дополнительной литературой. Практические работы и тесты выполняют на дополнительных занятиях, если пропустили урок или получили недостаточное количество баллов. У детей сложилось отношение к оценке не как к «наказанию» или «поощрению», а как к результату своей работы, они поняли, что не я (учитель) ставлю оценки, а они сами, своим трудом и старанием зарабатывают их. Это также является положительной чертой рейтинговой системы оценивания.

В заключении хочу отметить основные положительные черты модульно-рейтинговой технологии обучения:

  1. направленность на формирование мобильности знаний, критичности мышления учащихся;
  2. вариативность структуры модулей;
  3. дифференциация содержания учебного материала;
  4. обеспечение индивидуализации учебной деятельности;
  5. сокращение учебного времени без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся;
  6. эффективная система рейтингового контроля и оценки усвоения знаний;
  7. высокий уровень активизации учащихся на уроке;
  8. формирование навыков самообразования.

Не всегда применение какой-либо технологии дает положительные результаты. Только практический опыт применения может выявить недостатки и достоинства той или иной системы обучения. К условиям эффективности модульной технологии можно отнести:

  1. соответствие уровня данного коллектива обучаемых структуре модульной программы, поэтому нужно создавать адекватную учебную систему, исходя из объективных и субъективных условий;
  2. соответствие возрастных особенностей психического развития применяемой технологии. Так, для учащихся 5-го класса модульная система не совсем подходит, потому что у них нет достаточных навыков самостоятельной работы;
  3. возможность применения модульной технологии к данному содержанию образования;
  4. владение учителем модульной технологией, его высокая мотивация в отработке данной системы обучения.

Приложение 1. Электронный журнал результатов.

Приложение 2. Презентация к выступлению на районном методическом объединении учителей физико-математического цикла по теме «Модульно-рейтинговая технология обучения информатике в 7 классе». Слайд 2

Зависимость усвоения информации от способов обучения Лекция, словесное сообщение Наглядные аудиоматериалы Чтение Демонстрация Работа в дискуссионной группе Практика через действие Немедленное применение знаний 5% 90% 10% 20% 30% 50% 75%

Адекватная модель учебной системы знаний, включающая модульные структуры по отдельным разделам дисциплины, поддающиеся контролю. Модель учебной системы Системное описание модулей Подсистема контроля Принцип рейтинга Контрольные мероприятия Разбалловка Поощрительный балл Электронный журнал

Модульная структура учебной системы Информатика Пропедевтический курс Базовый курс Профильный курс 5 кл. 6 кл. 8 кл. 7 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. Модуль1 Введение в предмет. Понятие информации. Понятие СС. Модуль 2 Архитектура компьютера. Программное обеспечение компьютера. Модуль 3 Тексты в компьютере. Текстовые редакторы. Модуль 4 Компьютерная графика. Графические редакторы.

Подсистема контроля в МРТ основана на объективном и систематическом измерении знаний, умений и навыков учащихся. Система контроля Текущий контроль Рубежный контроль Итоговый контроль Практическое задание Домашнее задание Задание по теории Контрольная работа Контрольное тестирование Зачет по курсу Итоговое тестирование

Разбалловка – распределение баллов по всем контрольным мероприятиям учебного курса. Общий принцип разбалловки – число баллов пропорционально времени, отводимому на выполнение задания (многобалльная система). Использование поощрительного балла (балла за прилежание). Система оценки

Принцип рейтинга Максимальный рейтинг Р max равен сумме баллов, заработанной учащимся за весь курс. Контрольный рейтинг Р равен сумме баллов за модуль. Текущий рейтинг в любой момент времени равен сумме баллов, набранных к этому моменту по всем видам работ. Поощрительный балл варьируется в пределах 5-10% от Р или Р max и учитывается только при выставлении оценки, но не влияет на текущий рейтинг учащегося.

Перевод рейтинга учащегося в пятибалльную шкалу: «5» = 0,75 ∙ P «4» = 0,6 ∙ P «3» = 0,5 ∙ P Шкала оценок за тестирование Количество вопросов Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» 30 21 18 15 25 18 15 13 20 14 12 10 15 12 10 8 10 8 6 5


Читайте также: