Методичка по физической культуре. Образовательный портал Методическое пособие к урокам физической культуры

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Медицинское училище №21

Департамента Здравоохранения города Москвы

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Москва 2011 год

Автор: Мартынова А.Н. -руководитель физической культуры ГОУ СПО медицинского училища № 21, Заслуженный работник физической культуры РФ, Мастер спорта СССР по художественной гимнастике. Преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензент:

Это пособие предназначено для преподавателей физической культуры в учреждениях среднего профессионального образования при организации своей деятельности со студентами, которые перенесли те или иные заболевания.

Уважаемые коллеги!

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растет.

Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать ее до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.

Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

В особенно сложном положении в настоящее время оказываются подростки, которые перенесли какое-либо заболевание и надолго оказываются лишенными активных занятий физической культурой.

Автором подобран информационный материал, который поможет Вам легко ориентироваться в выборе и подбору физической нагрузки для каждого студента индивидуально, в зависимости от тяжести перенесенного им заболевания. Соблюдать сроки назначения занятий физической культурой, строго соблюдать показания и противопоказания назначения определенных упражнений.

Мартынова А.Н.

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДСТВАМИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Правильно поставленный процесс физического воспитания является мощным фактором в профилактике ряда заболеваний: ревматизма, приступов бронхиальной астмы и рецидивов других заболеваний. Индивидуальный подход к студентам, имеющим подготовительную медицинскую группу, оказывает положительный эффект на состояние нервной системы, способствует снижению заболеваемости и повышению работоспособности. Обязательным условием при этом являются: последовательность, систематичность, постепенность повышения нагрузки, использование не только средств общей физической подготовки (по показаниям), но и средств лечебной физкультуры, индивидуальный подход, тщательный врачебный и педагогический контроль.

Двигательное действие, в каких бы условиях оно ни совершалось, связано с проявлением силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости. Это те основные двигательные качества, совершенствование которых позволяет эффективно выполнять любой вид профессиональной работы.

    СИЛА

Значительное место в профессиональной и двигательной подготовке будущих специалистов должно быть отведено развитию мышечной силы – способности человека преодолевать сопротивление, т.е. противодействовать ему путем мышечного напряжения.

Мышечная сила проявляется в двух основных режимах: изотоническом и изометрическом . В Изотоническом режиме мышцы, сокращаясь (при укорочении и удлинении) производят движение (динамическая сила). В изометрическом режиме мышцы напрягаются, но движения не производят (статическая сила).

Выделяют собственно силовые (статический режим), скоростно-силовые (динамический режим), а также взрывную силу (способность проявлять большую величину силы в наименьший отрезок времени).

Силовые упражнения в зависимости от природы сопротивления можно разделить на группы: с внешним сопротивлением, упражнения с противодействием партнера, противодействием внешней среде, упражнения из общей гимнастики.

2. ВЫНОСЛИВОСТЬ

Выносливость – это способность к длительному выполнению любой деятельности (трудовой, физической) без снижения ее эффективности.

Существуют четыре типа выносливости: умственная, сенсорная, эмоциональная, физическая.

Под общей , или аэробной , выносливостью понимают способность организма длительное время работать в условиях устойчивого состояния, когда потребность в кислороде соответствует его поглощению. Общая выносливость характеризуется высоким уровнем функционирования систем, отвечающих за обмен веществ в организме; совершенством нервных процессов в коре головного мозга, координирующих функции органов и систем. Общая выносливость совершенствуется при работе с участием не менее 70% мышечной массы (циклические виды двигательной активности: бег, плавание, лыжные и велосипедные гонки и т.п.). При воспитании выносливости в ходе занятий возникает определенная степень утомления. Только в борьбе с утомлением организм адаптируется к нагрузкам, а адаптация, в свою очередь, обусловливает повышение выносливости.

Развивая выносливость, следует помнить о воспитании волевых качеств.

Специальная , или анаэробная , выносливость – это способность к длительному перенесению нагрузок, отличается высоким уровнем физиологических и психических возможностей применительно к виду деятельности и условиям, в которых она проявляется.

Скоростнаявыносливость – это способность выполнять работу субмаксимальной мощности за счет бескислородных источников образования энергии. Совершенствование анаэробных возможностей определяется мощностью работы, длиной дистанции, интервалами отдыха, характером отдыха, числом повторений.

Силоваявыносливость – это способность организма противостоять утомлению и длительной силовой работе.

Для развития динамической скоростной выносливости целесообразно использовать отягощения в пределах 40-50% от максимума, при среднем темпе повторений. Упражнения необходимо выполнять до сильного утомления, между сериями делать перерыв до полного отдыха, повторять

упражнение в 7-9 сериях.

Для развития статическойсиловойвыносливости применяются статические упражнения, которые выполняются до утомления тренируемых мышц.

Для развития координационной выносливости необходимо выполнять сложные по координации двигательные действия.

3. БЫСТРОТА

Быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальных для данных условий отрезок времени.

Для развития быстроты применяются упражнения, в которых обусловленное движение выполняется вслед за определенным сигналом. Для развития быстроты реакции на движущийся объект повышают внезапность появления сигнала, увеличивают скорость движения предмета, уменьшают его размеры. Для этого применяют элементы спортивных игр: баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, упражнения с малыми мячами.

4. ГИБКОСТЬ .

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой,- одно из важнейших физических качеств человека. Максимальная амплитуда движений является мерой определения гибкости, подвижности в суставах всего тела. Для развития гибкости применяют пассивные и активные упражнения.

Пассивные упражнения выполняются на снарядах, с помощью тренера, с использованием собственной силы или веса тела.

Активные упражнения выполняются с полной амплитудой без предметов и с предметами; статические упражнения с удержанием конечности в отведенном до предела положении в течение 3-6 секунд.

Все перечисленные упражнения обеспечивают прирост подвижности за счет растяжимости мышечно-связочного аппарата.

5. ЛОВКОСТЬ .

Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями и умение перестраивать двигательную активность в связи с изменениями обстановки. Чтобы обладать таким качеством как ловкость, надо быть сильным, быстрым, выносливым, иметь хорошую подвижность в суставах, обладать высокими волевыми качествами. Ловкость – Это точность движений, координация, умение выполнять движения в меняющихся условиях.

Чтобы воспитать такое качество как ловкость необходимо уметь выполнять много разнообразных движений, иметь определенный двигательный запас. Для этого используются любые упражнения, включающие элементы новизны, как без предметов, так и с предметами.

Применяются различные исходные положения, зеркальное выполнение упражнений, изменение скорости и темпа движений, изменение пространственных границ, в котором выполняется упражнение, парные и групповые упражнения, равновесия.

Итак, оздоровительное воздействие на организм, улучшение общего состояния здоровья у студентов, имеющих определенные противопоказания для занятий физкультурой в основной медицинской группе, можно получить только при соблюдении следующих условий:

Оптимальная дозировка воздействия физической нагрузки на организм;

Соблюдение основных гигиенических требований;

Составление соответствующих программ - минимум и максимум;

Концентрация внимания на движении;

Выполнение нагрузки на положительном нервно-эмоциональном фоне;

Соблюдение правил здорового образа жизни, режима питания, сна, отдыха, отсутствие вредных привычек.

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ.

Распространенность сердечно-сосудистых заболеваний у студентов во многом обусловлена нервно-психическими стрессами и приводит к неврозам сердца, гипертонической болезни, артериальной гипотонии, ишемической болезни, вегетососудистой дистонии, атеросклерозу, варикозному расширению вен.

Таблица № 1.

Заболевание

Показания

Противопоказания

Невроз сердца

Терренкур,чередование ходьбы и легкого бега на свежем воздухе, плавание, ходьба на лыжах, стретчинг, чередование упражнений с напряжением и расслаблением. Строго дозированная нагрузка

Скоростно-силовые, упражнения в статическом напряжении, резкие движения, спортивные игры.

Гипертоническая болезнь

Индивидуальные физические нагрузки, общеукрепляющие средства (массаж, закаливание), общеразвивающие, дыхательные, релаксационные упражнения с умеренной нагрузкой. Циклические упражнения - дозированная ходьба, лыжные прогулки, плавание. Темп выполнения упражнений медленные и средний. Каждое упражнение выполняется без задержки дыхания. Исходные положения – лежа и сидя.

Упражнения с задержкой дыхания, натуживание, длительные наклоны, прыжки, подскоки, работа с отягощением (штанга, гантели). Ограничить упражнения на силу, скорость, выносливость

Артериальная гипотония

Общеразвивающие упражнения, массаж, занятия на тренажерах, дыхательная гимнастика, терренкур, плавание, лыжные прогулки, игры, контрастный душ, сауна. Необходимо дифференцировать упражнения на скорость, силу, выносливость. Применять исходные положения – Сидя и стоя.

Резкие наклоны, передозировка физических упражнений, скоростно-силовые упражнения, работа с большими отягощениями, резкие смены исходных положений, быстрый бег, прыжки, длительные циклические действия.

Ишемическая болезнь сердца

Общеукрепляющие упражнения, дыхательные, релаксационные, ходьба, плавание, медленный бег. Соблюдение диеты (разгрузочные дни), нормализация сна (прогулки перед сном). Исходные положения: сидя, стоя, лежа. Темп – средний и медленный.

Упражнения на силу и скорость, резкие движения, упражнения с задержкой дыхания, натуживание, упражнения с отягощением, прыжки, спортивные игры.

Вегето-сосудистая дистония

Общеразвивающие упражнения (с полной амплитудой, без задержки дыхания и натуживания), упражнения с чередованием напряжения и расслабления мышц, упражнения для вестибулярного аппарата на изменение положения тела и головы в пространстве, терренкур, медленный бег, плавание, ходьба на лыжах, спортивные игры (бадминтон, теннис, волейбол). Между упражнениями - паузы и дыхательные упражнения. По мере роста тренированности нагрузки должны возрастать. Темп – средний и медленный, исходные положения - различные.

Резкие повороты головы, резкие наклоны вперед, задержка дыхания, отягощения, упражнения для мышц брюшного пресса большого объема, скоростно - силовые упражнения.

Атеросклероз

Умеренные физические нагрузки циклического характера, общеразвивающие, дыхательные, релаксационные упражнения. Контроль за пульсом, дыханием, общим состоянием. Необходимо правильное питание с пониженным содержанием животных жиров, закаливание.

Упражнения с задержкой дыхания, натуживания, силовые и скоростные упражнения.

Варикозное расширение вен

Упражнения для ног выполнять в исходных положениях лежа при горизонтальном и приподнятом положении ног, с большим объемом движений в тазобедренных и голеностопных суставах, упражнения для мышц голени и бедра. Дыхательные и релаксационные упражнения, стретчинг, элементы массажа и самомассажа, плавание, пешеходные и лыжные прогулки, езда на велосипеде. Ношение эластичных чулок обязательно. В стадии компенсации кровообращения объем ОРУ и специальных упражнений увеличивается.

Упражнения в исходном положении стоя с большим напряжением. Упражнения противопоказаны в стадии тромбофлебита, а также прыжки, работа с отягощением.

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Среди основных заболеваний дыхательной системы следует выделить такие как хронический бронхит, бронхоэктатическую болезнь, пневмонию, бронхопневмонию, бронхиальную астму.

Для всей группы заболеваний показаны: - общеразвивающие упражнения; - специальные дыхательные упражнения; - дозированное плавание, лыжи, медленный бег, - спортивные игры с дозированной нагрузкой.

1. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

С удлиненным выдохом; - с произнесением на выдохе свистящих, дрожащих, шипящих звуков. Происходит физиологическая вибрация бронхов и снятие спазмов. - с урежением и задержкой дыхания; - диафрагмальное дыхание.

2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ И ГРУДНОЙ КЛЕТКИ - активизируют кровообращение в легких, уменьшают застойные явления, предотвращают развитие пневмосклероза.

3. УПРАЖНЕНИЯ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ НАПРЯЖЕНИЯ И РАССЛАБЛЕНИЯ – помогают нормализовать течение нервных процессов, выравнивают тонус дыхательной мускулатуры и снимают спазмы.

Следует помнить, что ВДОХ – процесс активный и происходит за счет сокращения дыхательной мускулатуры. ВЫДОХ – осуществляется при расслаблении мышц, производящих вдох.

4. ДРЕНАЖНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – способствуют оттоку мокроты и выполняются с наклоном голове вперед, сведению плеч, опусканием рук, сгибанием туловища, подъемом ног вперед. Применяются исходные положения, сидя, стоя, лежа, лежа на боку. Темп выполняемых упражнений медленный и средний, упражнения можно выполнять с музыкальным сопровождением.

При работе с таким заболеванием как бронхиальная астма, следует четко знать противопоказания к назначению физических упражнений:

В острой стадии заболевания,

При злокачественных опухолях.

Большие физические нагрузки,

Упражнения, связанные с натуживанием задержкой дыхания на ВДОХЕ,

Закаливание холодной водой,

Плавание в бассейне с повышенным содержанием хлора.

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ И ПОЧЕК.

Наиболее часто встречающиеся заболевания: гастриты, язвенная болезнь, гастродуоденит, колит, холецистит, дискинезия желчевыводящих путей, пиелонефрит, почечная болезнь.

Таблица №2

Заболевание

Показания

Противопоказания

Хронические гастриты

Упражнения для мышц брюшного пресса, статические и динамические дыхательные упражнения, медленная ходьба, подвижные игры, плавание, лыжные прогулки. Применяют различные И.П. Нагрузка средняя и вышесредней.

Длительный и скоростной бег, большая нагрузка, работа с максимальными отягощениями, Резкие смены положений тела.

Язвенная болезнь

Диафрагмальное дыхание, ходьба в спокойном темпе, плавание, лыжи, коньки, упражнения со снарядами (весом до 0,5 кг), на координацию. Спортивные игры (бадминтон, настольный теннис). Исходные положения: сидя, стоя, лежа, выполнение в медленном темпе с максимальной амплитудой движений руками, ногами, туловищем. Занятия лыжами, плаванием, коньками.

Резкие движения, скоростно-силовая нагрузка, прыжки со скакалкой.

Холецистит и дискинезия желчевыводящих путей.

Упражнения для мышц брюшного пресса без повышения брюшного давления, ходьба, подвижные игры, плавание, ходьба на лыжах, пешие прогулки. Используются исходные положения на спине, на правом и левом боку, в упоре стоя на коленях

Бег, прыжки, упражнения для мышц брюшного пресса с повышением внутрибрюшного давления, упражнения со снарядами, выраженные мышечные напряжения, подвижные игры.

Пиелонефрит

Сбалансированное питание, строгое соблюдение режима дня и отдыха, предотвращение простудных заболеваний, закаливание организма. Применяются общеразвивающие упражнения, специальные упражнения для мышц брюшного пресса, диафрагмальное дыхание. Бег, подскоки, различные варианты ходьбы (на носках, с подниманием коленей), упражнения с резким изменением положения туловища, подвижные игры, прыжки и сотрясения тела, прыжки через скакалку. Применяется работа на тренажерах, езда на велосипеде, упражнения с предметами.

Подъем тяжестей, переохлаждение, перегрев, переутомление, нервные потрясения. Упражнения большой и умеренной интенсивности. Ограниченны лыжные прогулки, плавание в открытых водоемах. Занятия в фазе обострения. Употребление спиртных напитков, курение.

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушения осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов, остеохондрозов. У студентов, имеющих нарушения осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника. Очень высока степень риска получить тяжелые травмы: (переломы костей и тел позвонков, разрыв мышц и связок и др.)

ТАБЛИЦА № 3

Заболевание

Показания

Противопоказания

Нарушение осанки: сколиоз, остеохондроз

Ритмическая и атлетическая гимнастика, стретчинг, плавание. Особое внимание – укреплению мышц брюшного пресса и спины. Динамическиенапряжения, циклические виды активности (плавание, лыжи, бег). Занятия йогой. Статические упражнения чередуются с дыханием.

Подъем тяжестей, прыжки в высоту, длину, с трамплина и вышки. Упражнения со статическими нагрузками. Имеющиеся заболевания сердца, зрения и обмена веществ.

Плоскостопие

Общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп, исходные положения различные, нагрузка большая. Плавание. Упражнения, укрепляющие свод стопы и голени и специальные (ходьба босиком, по гальке и т.п.)

Ограничено: занятия бегом, лыжами, коньками. Исключать длительное положение стоя, занятия спортом - по рекомендации специалиста. Не носить тесную обувь и каблуки выше 4 см.

Артроз

Ходьба, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, закаливание, плавание, общеразвивающие упражнения на гибкость. Чередовать упражнения на напряжение и расслабление.

Бег, прыжки, поднятие и перенос тяжестей, приседания, подъемы в гору, по лестнице.

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ, НАРУШЕНИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ.

Наиболее распространенные нарушения зрения – миопия (близорукость), которая чаще всего возникает у лиц со слабым физическим развитием, нарушением функций ОДА, хотя довольно большое значение имеет наследственный фактор. Отклонения в состоянии здоровья, вызванные неправилым питанием, не соблюдения режима дня, вредные привычки, часто приводят к нарушениям обмена веществ (ожирение, сахарный диабет).

ТАБЛИЦА № 4

Заболевание

Показания

Противопоказания

Миопия

Общеразвивающие упражнения, Ходьба, бег, упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата и мышечного корсета, упражнения для наружных и внутренних мышц глаз, упражнения на расслабление и дыхание. Необходима специальная гимнастика для глаз (по методу профессора Э.С.Аветисова, Ю.А.Утехина).

Прыжки, прыжки на скакалке, сотрясения тела и упражнения, повышающие внутричерепное давление. Упражнения в статическом режиме запрещены.

Ожирение

Применяются упражнения большого объема, динамического характера. Различные исходные положения, упражнения с предметами и малыми отягощениями. Продолжительность не менее 30-40 минут с интервалами отдыха. Дыхательная гимнастика – обязательна. Плавание, прогулки на лыжах и на свежем воздухе, катание на велосипеде, подвижные игры. Работа на выносливость, занятия туризмом.

Спортивные игры, работа с большими отягощениями, быстрый бег, прыжки, скоростные и скоростно-силовые упражнения.

Сахарный диабет

Общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп в различных исходных положениях, в среднем и медленном темпе, с предметами, малыми отягощениями, на координацию. Плавание, дозированная ходьба, легкий бег, прогулки на лыжах. Продолжительность не менее 30-45 минут.

Занятия спортом, скоростно-силовые упражнения.

Из всего вышеизложенного хочется отметить, что такие виды физической активности как дозированная ходьба, бег, терренкур, плавание, прогулки на лыжах, катание на велосипеде, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп, выполняемые в умеренном и медленном темпе, не только являются профилактикой данных заболеваний, но и способствуют оздоровлению организма, коррекции фигуры, укреплению здоровья и вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

СРОКИ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ
УПРАЖНЕНИЯМИ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.

Состояние здоровья человека, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. Учащающаяся заболеваемость среди молодежи является выражением физической детренированности, которая развивается вследствие ограниченной двигательной активности. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводят к развитию целого ряда заболеваний.

Занятия физическими упражнениями оказывают благоприятное влияние на все системы организма. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают силу, ловкость, быстроту, выносливость, увеличивают сопротивляемость организма утомлению. Студенты, занимающиеся физическими упражнениями, имеют более высокую физическую и умственную работоспособность. Благодаря влиянию физических упражнений на центральную нервную систему выражается в повышении силы и уравновешенности нервных процессов, организм быстрее приспосабливается к новым видам работы, к новой обстановке.

Полное прекращение занятий физическими упражнениями может носить только временный характер. Сроки возобновления занятий физической культурой и спортом после перенесенных заболеваний и травм определяются врачом индивидуально для каждого студента с учетом всех клинических данных (тяжести характера заболевания или травмы, степени функциональных нарушений, (которые были вызваны заболеванием или травмой). Принимаются во внимание также пол, возраст, компенсаторные способности организма и другие индивидуальные особенности.

Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после острых и инфекционных заболеваний перечислены ниже.

    АНГИНА (катаральная, фолликулярная, лакунарная). Признаки выздоровления: отсутствие воспалительных явлений в зеве (краснота, припухлость и пр.) и болей при глотании; нормальная температура не менее 2 дней; удовлетворительное общее состояние. Занятие физкультурой можно начинать через 6-7 дней, тренировки-через 12-14 дней, участие в соревнованиях – через 20-22 дня. Необходима осторожность во время занятий зимними видами спорта (лыжи,коньки) и плаванием в связи с опасностью резкого охлаждения тела.

    АНГИНА ФЛЕГМОНОЗНА Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие, отсутствие болезненных явлений в зеве и шейных лимфатических узлах; нормальная температура не менее 7 дней; почти полное восстановление обычного веса тела. Занятия физкультурой – через 14-15 дней, тренировки – через 20-21 день, участие в соревнованиях – через 30-35 дней. При допуске к соревнованиям обращать особое внимание на состояние сердечно - сосудистой системы. Обязательно проведение функциональных проб.

    АППЕНДИЦИТ: а) острый. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие, нормальная температура не менее 10 дней; отсутствие боли и напряжения брюшной стенки в области червеобразного отростка при ощупывании. Занятия физкультурой – через 7-10 дней, тренировки – через14-18 дней, участие в соревнованиях – через25 – 30 дней. Рекомендуется операция, так как нет гарантии против нового приступа.

    б) после операции. Признаки выздоровления: хороший (безболезненный, подвижный) послеоперационный рубец; безболезненное напряжение мышц брюшного пресса. Занятия физкультурой – через 10-15 дней, тренировки - через 20-25 дней, участие в соревнованиях - через 30-40 дней. Следует ограничить прыжки, поднимание тяжестей и упражнения на гимнастических снарядах.

    • БРОНХИТ ОСТРЫЙ, ИНФЕКЦИОННЫЙ. ОСТРЫЙ КАТАР ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ. Признаки выздоровления: удовлетворительное общее состояние; нормальная температура; отсутствие кашля; отсутствие хрипа в легких. Занятия физкультурой – через 6-8 дней, тренировки – через 10-12 дней, участие в соревнованиях – через 14-16 дней. Остерегаться резких и особенно внезапных охлаждений дыхательных путей при выполнении физических упражнений.

      ВЕТРЯНАЯ ОСПА. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 7 дней; отсутствие болезненных явлений в области дыхательных путей; суставов и кожи. Занятия физкультурой – через 7-8 дней, тренировки – через 10-12 дней, участие в соревнованиях – через 16-18 дней.

      ФРОНТИТ ГАЙМОРИТ. Признаки выздоровления: нормальная температура не менее 14 дней; полное исчезновение болей и неприятных ощущений в пораженных областях. Занятия физкультурой – через 8-9 дней, тренировки – через 16-18 дней, участие в соревнованиях – через 20-25 дней. Необходима особая осторожность на занятиях зимними видами спорта и постепенность при закаливания.

      ВОСПАЛЕНИЕ ЛЕГКИХ (катаральное и крупозное). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 14 дней; отсутствие кашля; нормальные данные при аускультации и перкуссии. Занятия физкультурой – через12-14 дней, тренировки – через 18-20 дней, участие в соревнованиях – через 25-30 дней. При затянувшемся катаральном воспалении и при тяжелых формах крупозного воспаления сроки увеличиваются на две-три недели.

    ГАСТРОЭНТЕРИТЫ и другие острые расстройства желудочно-кишечного тракта. Признаки выздоровления: Исчезновение всех болезненных явлений (боли, тошнота, поносы и пр.) Занятия физкультурой – через 2-3 дня, тренировки – через 5-6 дней, участие в соревнованиях - через 10-12 дней. Обращать особое внимание на строгое соблюдение режима питания.

    ГРИПП: а) катаральная, желудочно-кишечная и нервная формы, легкие и средней тяжести(повышенная температура не более 4 дней, отсутствие резко выраженных местных явлений). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 5 дней; полное отсутствие болезненных симптомов в области дыхательных путей, сердца, желудочно-кишечного тракта и других органов; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно-сосудистой системы. Занятия физкультурой – через 4-5 дней, тренировки – через 6-8 дней, участие в соревнованиях – через 10-12 дней;

    Б) более тяжелые формы (повышенная температура более 5 дней, расстройства со стороны отдельных органов, а также резко выраженные явления общей интоксикации). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 7 дней; остальные признаки, как при легких формах гриппа; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно - сосудистой системы. Занятия физкультурой – через 10-12 дней, тренировки – через 18-20 дней, участие в соревнованиях – через 30-40 дней. При допуске к соревнованиям необходимо обследовать сердечно – сосудистую систему и проводить функциональные пробы.

    ДИЗЕНТЕРИЯ. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальный стул не менее 15 суток; хороший аппетит; близкий к естественному нормальному весу; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно – сосудистой системы. Занятия физкультурой - через 14-16 дней, тренировки – через 20-25 дней, участие в соревнованиях – через 30-35 дней. Необходим систематический контроль самочувствия деятельности сердечно - сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.

    ДИФТЕРИЯ. Признаки выздоровления: нормальная температура не менее 15 дней; хорошее самочувствие; полное исчезновение болезненных явлений в области желез; отсутствие патологических изменений в моче. Занятия физкультурой – через 30-35 дней, тренировки – через 40-50 дней, участие в соревнованиях – через 60-75 дней. Врачебное наблюдение в течение 2-3 месяцев. Систематический контроль деятельности сердца. Необходимы особая осторожность и постепенность нагрузки на занятиях. Обязательны контрольные анализы мочи.

    КОРЬ. Признаки выздоровления: нормальная температура не менее 7 дней; нормальное функционирование кишечника; полное отсутствие сыпи на коже. Занятия физкультурой – через 14-16 дней, тренировки - через 20-21 день, участие в соревнованиях – через 25-30 дней.

    ВОСПАЛЕНИЕ ПОЧЕК (острый нефрит). Признаки выздоровления: хорошее самочувствие; отсутствие отеков; отсутствие в моче белка и форменных элементов при трех повторных исследованиях через каждые 5 дней. Занятия физкультурой – через 30-35 дней, тренировки – через 40-50 дней, участие в соревнованиях – через 60-90 дней. Необходим систематический врачебный контроль. Обязательны повторные анализы мочи после 2-3 тренировок в течение двух-трех месяцев.

    ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ И СЛИЗИСТЫХ ОБОЛОЧЕК, не вызывающие резких болезненных явлений и ограничений движения (чесотка, лишай и др.) Момент полного выздоровления устанавливается лечащим врачом-специалистом и характеризуется полным отсутствием проявления болезни и рецидивов в течение 8-15 дней. Занятия физкультурой – через 5-6 дней, тренировки – через 7-10 дней, участие в соревнованиях – через 15-20 дней.

    ОСТРОЕ РАСШИРЕНИЕ СЕРДЦА (вследствие спортивных или других напряжений). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие, отсутствие одышки при движениях; восстановление нормальных размеров сердца, чистые, ясные тоны, удовлетворительный результат функциональных проб сердечно - сосудистой системы. Занятия физкультурой – через 30-45 дней, тренировки – через 60-75 дней, участие в соревнованиях – через 90-120 дней. Необходим систематический медицинский и педагогический контроль (в кабинете врача и на занятиях физкультурой).

    ОТИТ (острый). Признаки выздоровления: Нормальная температура не менее 5 дней; отсутствие болезненных явлений. Занятия физкультурой – через 14-16 дней, тренировки – через 20-25 дней, участие в соревнованиях – через 30-40 дней. Необходима особая осторожность на занятиях плаванием.

    ПЛЕВРИТ: а) сухой. Признаки выздоровления: нормальная температура не менее 20 дней; удовлетворительное самочувствие; отсутствие болезненных симптомов в области легких и бронхов; восстановление обычного веса. Занятия физкультурой – через 14-16 дней, тренировки – через 20-24 дня, участие в соревнованиях – через 30-35 дней. Рекомендуется закаливание. Избегать простуды.

    б) экссудативный. Признаки выздоровления: отсутствие признаков выпота в плевре. Занятия физкультурой – через 40-50 дней, тренировки – через 60-80 дней, участие в соревнованиях – через 90-105 дней. Рекомендуется закаливание, избегать простуды.

    РЕВМАТИЗМ ОСТРЫЙ. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 30 дней; полное отсутствие деформаций и болей в суставах при движениях; отсутствие болезненных явлений в области сердца. Занятия физкультурой – через 6-8 месяцев, тренировки – через 1-1,5 года, участие в соревнованиях – через 2-2,5 года. Через 3-4 месяца возможны занятия лечебной гимнастикой в специальных группах. Необходимы особая осторожность и постепенность тренировки. Если болезнь протекает в зимнее время, желательно не начинать тренировку до лета.

    СОТРЯСЕНИЕ МОЗГА. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; полное отсутствие головных болей и головокружений, как в спокойном состоянии, так и при движение (не менее 15 дней); нормальные рефлексы. Занятия физкультурой – через 20-25 дней, тренировки – через 30-40 дней, участие в соревнованиях – через 60-90 дней. Исключаются в течение полугода тренировки, связанные с резким сотрясением тела (прыжки на лыжах, футбол, акробатика и др.), а также занятия боксом, каратэ, борьбой.

    СКАРЛАТИНА. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 20 дней; полное отсутствие шелушения кожи; отсутствие патологических изменений в моче. Занятия физкультурой – через 30-40 дней, тренировки – через 50-60 дней; участие в соревнованиях – через 75-80 дней. Необходимы особая осторожность и постепенность нагрузки на занятиях. Обязателен анализ мочи перед началом тренировки и после одного из первых занятий.

    Вопрос о допуске к занятиям физкультурой и спортом учащихся, перенесшим тяжелые формы заболеваний легких, сердца, печени, остаточные явления полиомиелита, последствия различных травм опорно-двигательного аппарата, решается индивидуально врачами - специалистами.

    Примерные сроки возобновления занятий физической культурой учащимися учебных заведений основной медицинской групп ы, представлены в данной таблице:

            • Таблица № 1

Наименование заболевания (травмы)

Сроки назначения

Примечание

Ангина

Через 2-3 недели

Для возобновления занятий необходимо дополнительное медицинское обследование. Избегать переохлаждения во время занятий лыжным спортом, плаванием и т.п.

Острые респираторные заболевания

Через 1-3 недели

Избегать переохлаждений. Зимние виды спорта и плавание могут быть временно исключены. Зимой, во время занятий на открытом воздухе, дышать только через нос.

Острый отит

Через 3-4 недели

Запрещается плавание. Избегать переохлаждения. При хроническом перформативном отите противопоказаны все водные виды спорта. При вестибулярной неустойчивости, наступающей часто после операции, исключаются также упражнения, которые могут вызывать головокружение (резкие повороты, вращения, перевороты).

Пневмония

Через 1-2 месяца

Избегать переохлаждения. Рекомендуется шире использовать дыхательные упражнения, а также плавание, греблю и зимние виды спорта (свежий воздух, отсутствие пыли, положительное влияние на систему дыхания).

Плеврит

Через 1-2 месяца

Исключаются (сроком до полугода) упражнения на выносливость и упражнения, связанные с натуживанием. Рекомендуются плавание, гребля, зимние виды спорта.

Грипп

Через2-3 недели

Необходимо наблюдение врача, ЭКГ-контроль

Острые инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия, дизентерия и др.)

Через 1-2 месяца

Возобновление занятий возможно лишь при удовлетворительной реакции сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы.

Острый нефрит

Через 2-3 месяца

Категорически запрещаются упражнения на выносливость и водные виды спорта. После начала занятий физкультурой необходим регулярный контроль за составом мочи.

Ревмокардит

Через 2-3 месяца

Занятия разрешаются лишь при условии санации очагов хронической инфекции. Не менее года занимаются в специальной группе. Необходим ЭКГ-контроль.

Гепатит инфекционный

Через 6-12 месяцев (в зависимости от течения и формы заболевания)

Исключаются упражнения на выносливость. Необходим регулярный контроль за функцией печени.

Аппендицит (после операции)

Через 1-2 месяца

Первое время следует избегать натуживания, прыжков и упражнений, дающих нагрузки на мышцы живота.

Перелом костей конечностей

Через 3 месяца

В первые три месяца следует исключать упражнения, дающие активную нагрузку на поврежденную конечность

Сотрясение мозга

Не менее чем через 2-3 месяца (в зависимости от тяжести и характера травмы)

В каждом случае необходимо разрешение врача-невропатолога. Следует исключить упражнения, связанные с резкими сотрясениями тела (прыжки, футбол, волейбол, баскетбол и т.д.)

Растяжение мышц и связок

Через 1-2 недели

Увеличение нагрузки и амплитуды движений в поврежденной конечности должно быть постепенным

Разрыв мышц и сухожилий

Не менее чем через 6 месяцев после операции

Предварительно необходима (длительное время) лечебная физкультура

    При возобновлении занятий физической культурой после перенесенных заболеваний необходимо особое внимание уделять нормированию физических нагрузок и физиологической кривой нагрузки (ответной реакцией организма на предлагаемую нагрузку – по ЧСС) и не допускать усталости и утомления.

      • ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ

    Утомление возникает в результате чрезмерной физической нагрузки и проявляется временным снижением работоспособности. Различают умственное и физическое «утомление», но это деление весьма условно. Нередко как синоним слова «утомление» употребляют термин «усталость». Однако усталость не всегда соответствует утомлению. Занятия физическими упражнениями, которые осуществляются целенаправленно, с большим интересом, вызывают положительные эмоции и меньшую усталость. И наоборот, усталость наступает раньше, когда нет интереса к занятиям, хотя признаки утомления отсутствуют.

    Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослабленным вниманием и т.п. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением скорости, интенсивности, согласованности и ритмичности движений. Недостаточный по времени отдых или чрезмерная физическая нагрузка в течение длительного времени приводит к переутомлению (хроническому утомлению).

    Для предупреждения переутомления необходимо нормализовать режим дня: исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых.

    Определить соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности по внешним признакам утомления преподавателю физкультуры поможет таблица №2.

        • ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ.

Таблица № 2

Признаки

Наибольшее физиологическое утомление

Значительное утомление (острое переутомление 1 степени)

Резкое переутомление (острое переутомление 2 степени).

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, синюшность

Потливость

Небольшая

Большая (выше пояса)

Резкая(ниже пояса) выступание солей на коже

Дыхание

Учащенное (до 22-26 в мин. На равнине и до 36 – при подъеме в гору)

Учащенное (38-46 в 1 мин.), поверхностное

Очень учащенное (более 50-60 в мин.,) через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием.

Движение

Бодрая походка

Неуверенный шаг, легкое покачивание при ходьбе, отставание на марше

Резкие покачивания при ходьбе, появление некоординированных движений. Отказ от дальнейших движений.

Общий вид, ощущения

Обычный

Усталое выражение лица, небольшая сутулость. Снижение интереса к окружающему.

Изможденное выражение лица, сильная сутулость, апатия, жалобы на очень сильную слабость (до прострации). Учащенное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота.

Внимание

Четкое, безошибочное выполнение команд

Неточность в выполнении команд, ошибки при смене направления движения

Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимаются только громкие команды.

Пульс – уд/мин.

110 – 150

160 – 180

180 - 200

Мимика

Спокойная

Напряженная

Искаженная

    Только при систематическом и научно обоснованном врачебно-педагогическом контроле занятия физической культурой становятся эффективным средством сохранения и укрепления здоровья учащихся, улучшения их физического развития. В связи с этим преподаватель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на организм, гигиены физических упражнений, организации и методики физической культуры с учетом анатомо-физиологических особенностей организма занимающихся для решения следующих задач:

    - укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма

    - повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

    - повышение физической и умственной работоспособности;

    - повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма для борьбы с простудными заболеваниями и инфекциями;

    - формирование правильной осанки и ее коррекции;

    - обучению рациональному дыханию;

    - освоение основных двигательных умений и навыков;

    - воспитание морально-волевых качеств;

    - воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня;

    - создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности.

    Не следует забывать еще об одном оздоровительном аспекте физических упражнений. Они связаны с определенными усилиями, совершив которые, человек испытывает определенную удовлетворенность, так как чувствует, что одержал победу над собой. В результате этого создается положительный эмоциональный фон, который позитивно сказывается на здоровье человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Э.Г.Булич. - М.,Высшая школа 1986г.

Учебное пособие "Физическое воспитание в специальных медицинских группах.

2 А.А.Бишаева. Учебник" Физическая культура- М. Издательский центр "Академия" 2010год.

3. М.Горин, Осипова "Путь к здоровью"- СПб.1994г.

4. Л.П.Матвеев под ред.Б.А.Ашмарина. Учебник "Теория и методика физического воспитания" - М.,1990год

5. Климова В.И. "Человек и его здоровье"- М.,1990 год.

6. Г.И.Погадаев " Настольная книга учителя физической культуры" М.,"Физкультура и спорт" 2000 год.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

2.Понятие о силе, выносливости, быстроте, гибкости, ловкости.

3.Профилактика заболеваний сердечно – сосудистой системы.

4.Профилактика заболеваний органов дыхания.

5.Профилактика заболеваний органов пищеварения и почек.

6.Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата.

7.Профилактика и коррекция зрения, нарушения обмена веществ.

8.Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний.

9. Признаки утомления.

10. Заключение.

Пояснительная записка.

В предлагаемом пособии реализуется положение о базовых элементах техники бега,прыжков, метания.Весь учебный материал в пособие изложен по темам,что дает возможность овладеть и совершенствовать изучаемые виды.

Легкая атлетика занимает большое место в программе по физическому воспитанию. Объединяет таких физические упражнения, как бег,прыжки,метание (состоящие из различного вида бега, прыжков, и метаний). Бег занимает центральное место в легкой атлетике. С помощью систематической тренировки в беге можно добиться развития таких важных качеств,как быстрота,выносливость и др.

На уроках физической культурой преподаватель формирует у учащихся знания о технике спортивных движений, способа двигательных задач. Образовательные задачи будут решаться успешнее в том случае, когда учитель совместно с учениками рассмотрит двигательное действие, кинематику и динамику частей движения.

Необходимым элементом каждого урока,на котором изучается, закрепляется и совершенствуется техника основных легкоатлетических видов, является работа над ошибками.

Для студентов существуют следующие основные виды: бег на короткие дистанции(100м. и 400м.),бег на средние дистанции (от 500м. до 1000м.), бег на длинные дистанции (2000м.,3000м.) по пересеченной местности, эстафетный бег, прыжок в длину способом “согнув ноги”, в высоту способом “перешагивания”, метание гранаты.

Содержание.

1. Пояснительная записка.

2. Бег на короткие дистанции.

2.1 Методическая последовательность обучения технике низкого старта.

2.2 Дополнительные упражнения для освоения техники низкого старта.

2.3 Методическая последовательность обучения техники стартового разгона.

2.4 Методическая последовательность обучения бегу по дистанции.

2.5 Методическая последовательность обучения финишированию.

3. Методическая последовательность обучения бегу на средние и длинные дистанции.

4. Методическая последовательность обучения эстафетному бегу.

5. Методическая последовательность обучения метанию гранаты.

6. Методическая последовательность обучения прыжка в длину способом «согнув ноги».

7. Методическая последовательность обучения прыжку в высоту, с разбега « перешагиванием».

8. Общие положения о проведении соревнований.

9. Заключение.

10. Литература.

2. Тема: Бег на короткие дистанции.

Бег на короткие дистанции по интенсивности нервно-мышечного напряжения и кратковременности работы является типичным упражнением на быстроту.Правильная техника бега характеризуется мощным задним толчком,эффективным углом выноса маховой ноги и отсутствием тормозных усилий при постановке ее на опору несколько впереди линии общего центра тяжести тела. При этом туловище принимает прямое или несколько наклонное положение, а руки совершают быстрые и экономные движения.Все указанное выше позволяет бегуну преодолевать дистанцию свободно и непринужденно на высокой скорости.

На уроках легкой атлетики с техникой бега связаны и другие двигательные действия – прыжки в длину и в высоту с разбега, метание гранаты с разбега,подвижные игры и эстафеты. Поэтому в первую очередь необходимо решать задачи обучения технике бега.

2.1

технике низкого старта .

1 .Старты из разных положений(из упора присева, наклона вперед,выпада,

из упора лежа и т.д.)

2 .Стоя на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад.Руки полусогнуты,одна впереди,

другая сзади. Из этого положения начать бег,сохраняя горизонтальное

положение туловища как можно дольше.

3 . Выполнение команд”На старт!” и “Внимание!” без стартовых

колодок. Учитель проверяет правильность принятия стартовых поз

всеми занимающимися и устраняет ошибки, если они обнаружены.

4 .Бег с низкого старта без колодок(без сигнала и по сигналу)

5 .Установка стартовых колодок.Передняя колодка для сильнейшей

(толчковой ноги) устанавливается на расстоянии 1,5 стопы от линии

старта,а задняя 1-1,5 стопы от передней (или расстоянии длины голени

от передней колодки).Опорная площадка передней колодки наклонена под

углом 45 – 50,задняя 60- 80. По ширине расстояние между колодками обычно

равно10-12 см.

6 . Выполнение команд “ На старт!” , “ Внимание!”,”Марш!”.

Выталкивание из стартовых колодок.Движение при выходе со старта

выполняется максимально быстро.Двигательная установка для

учащихся должна быть направлена не на сильное отталкивание от

колодок,а на быстрое выполнение первого шага.

2.2 Дополнительные упражнения для освоения

техники низкого старта .

Упр. 1. Из положения руки в упоре(туловище вертикально) оттолкнуться руками от опоры выполняя ими беговое движение.

Упр. 2. И.п. стоя на одной ноге в упоре у стенки. Толчковая нога

поднята, согнута в колене.По команде резкая смена ног.

Упр.3. И.п.стоя в упоре у гимнастической стенки на согнутой(толчковой)

ноге, разгибание и сгибание опорной ноги в сочетании с движением

маховой.

Упр.4. Наклоны туловища в ходьбе.Впереди стоящая нога слегка согнута,

руки опущены.По сигналу учителя резкое движение вперед головой

и плечами.

Упр.5. Выпады в ходьбе. Туловище наклонено,голова слегка опущена.

По сигналу учителя быстро перейти на бег.

Упр.6. И.п. стоя, ноги полусогнуты. Руки оттянуты назад партнером.

Туловище подается вперед. При отпускании рук быстрый выход

в стартовое положение с переходом на бег.

Упр.7.Прыжки в длину с места из положения низкого старта:

а) без колодок; б) с опорой о стартовые колодки;

Упр.8. Старты из разных положений: сидя на полу лицом(спиной) вперед,

лежа на животе, лежа на спине головой (или ногами) к линии старта.

Упр.9. Из упора присев выполнить кувырок вперед с переходом в

бег по дистанции.

Упр.10.Прыжок в длину с места с последующим мгновенным стартом

и бегом по дистанции.

Упр.11.И.п. полу присед или присед.Бросок мяча вперед с последующим

быстрым стартом,пытаясь догнать летящий мяч.

Упр.12. Максимальное давление на стартовые колодки при

различных углах в коленном суставе в изометрическом режиме.

2.3 Тема : Методическая последовательность обучения

технике стартового разгона .

Упр.1. Выбегание с низкого старта под “ воротами “,сделанными из веревочки,резиновой ленты или планки для прыжков в высоту.

Упр.2.Выбегание с низкого старта,с преодолением сопротивления.Партнер

удерживает стартующего резиновой лентой, наложенной на пояс или грудь и пропущенной под мышками бегущего.

Упр.3.Выбегание с низкого старта, преодолевая сопротивление

партнера.Партнер упирается прямыми руками в его плечи.

Упр.4. Бег с низкого старта по отметкам с сохранением оптимального

наклона туловища.

Упр.5. Бег с низкого старта через расставленные на первых пяти-шести

шагах набивные мячи,с учетом возрастания длины шагов.Мячи

устанавливаются на местах,определяющих середину бегового

шага. На первом шаге мяч не ставится.

Упр.6. Бег с низкого старта 10-15 м.с сохранением оптимального

наклона туловища.

2.4 Тема: Методическая последовательность обучения

технике бега по дистанции .

После стартового разгона бегун переходит к бегу по дистанции. Перед

ним стоит важная задача удержать развитую горизонтальную скорость.

Это достигается сохранением длины и частоты шагов.

Упр.1.Ходьба с высоким подниманием бедра. Руки на пояс или опущены

вниз. Туловище прямо (не отклоняется).

Упр.2.Бег с высоким подниманием бедра, сохраняя правильную осанку и

выполняя различные указания: а)поднимать бедро выше; б)быстрее

опускать и ставить ногу;в) чаще работать бедрами; г)выше держаться

на стопе;.

Упр.3.Освоение прямолинейности движения, постановка стоп без разворота

носков. Бег по коридору(узкой дорожке) шириной 20-30см.,сделанному

из резиновой ленты, затем 5см.(стопы ставятся по линии и параллельно)

Упр.4. Бег прыжками с ноги на ногу.Это упр. способствует выработке

широкого шага. Нога в момент отталкивания полностью выпрямляется

во всех суставах,а другая, согнута в коленном суставе,выносится

вперед-вверх,туловище слегка наклоняется вперед, руки согнуты

в локтевых суставах и работают так же,как во время бега.

Упр.5.Бег с высоким подниманием бедра 10-15м. с переходом в бег

по дистанции.

Упр.6. Бег прыжками 10-15м. с переходом в бег по дистанции.

Упр.7. Бег в ровном, спокойном темпе,с постановкой стопы на переднюю

часть,с увеличением скорости по сигналу учителя.

Упр.8. Бег с ускорением(постепенное увеличение скорости).

Упр.9. Бег с быстрым наращиванием скорости и последующим

продвижением по инерции.

Упр.10.Бег на время с хода.(20-30м.)

2.5 Тема: Методическая последовательность обучения

финишированию .

Основной задачей бегуна при подходе к финишу является сохранение

высокой скорости бега. Для этого следует усилить задний толчок и,

увеличив темп движения рук, на большей частоте преодолеть финишную линию.

Финиширование – это усилие бегуна на последних метрах дистанции.

Финишную линию пробегают с полной скоростью,выполняя на последнем

шаге “ бросок “ на ленточку грудью.

Упр.1. И.п. стоя в шаге,левая нога впереди, правая сзади,руки опущены

вниз. Выполнять быстрый наклон туловища вперед с отведением рук

назад и выставлением правой ноги вперед:

а) без натягивания финишной ленты;

б) с натягиванием финишной ленты;

Упр.2. То же, но стоя в шаге правая нога впереди, левая сзади.

Упр.3. Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе.

Упр.4.Наклон вперед на ленточку с отведением рук назад при медленном

и быстром беге.

Упр.5.Бег на 20-30м.спробеганием финишной линии, не замедляя

скорости бега.

Упр.6. Бросок на линию грудью вперед небольшими группами по 3-4

человека с ускоряющегося бега.

При обучении финишированию важно приучить учащихся заканчивать

бег не у линии финиша,а после нее. Для успешного обучения следует

проводить упражнения парами, небольшими группами(3-4 человека),

подбирая учащихся,равных по силам.

3. Тема: Методическая последовательность обучения бега на

средние и длинные дистанции.

Бег на средние дистанции является упражнением преимущественно

на выносливость. Проводится на беговой дорожке и по пересеченной

местности.

Бег на средние и длинные дистанции начинается с высокого старта.

По команде “На старт “ учащиеся подходят к линии старта и занимают

наиболее выгодное положение для начала бега. При этом бегун ставит у

стартовой линии толчковую ногу,отставляя другую назад на расстоянии

одной стопы от пятки впереди стоящей ноги. Противоположная выставлен-

ной вперед ноге согнутая рука выносится вперед.

По команде «Внимание!»возможна опора рукой,но перед линией старта.

Другая рука – сзади.В таком положение бегун, ждет команды « Марш!».

По команде быстрым отталкиванием ног и сильным взмахом рук

спортсмен начинает бег, делая первый шаг сзади стоящей ногой.

Движение бегуна маховым шагом свободные и непринужденные, без

перенапряжения мышц, вызывающего утомление.При изучении техники

бега обратить внимание на постановку ступней и умение расслаблять

мышцы ног. Шаг бегуна должен быть естественным и удобным.

Финиширование состоит в переходе на более быстрый бег в конце

дистанции за 150-300м. до финиша.

1. Кроссы от 500 до 800м.

2. Повторный и переменный бег в доступном темпе(2х150,3х60,3х200 и т.д.)

3. Соблюдение темпа,задавать темп, увеличение нагрузки.

4. Силовая тренировка.

4.

эстафетному бегу .

Командный вид соревнований,в котором участники поочередно пробегают

Отрезки дистанции, передавая друг другу эстафетную палочку.

Научить технике передачи и приема эстафетной палочки в зоне передачи.

1. Передача эстафетной палочки из правой руки в левую. Учащиеся

выстраиваются в две шеренги с интервалом 1-1,5м.Вторая шеренга

с эстафетной палочкой в руке. Руки должны находиться в одной

вертикальной плоскости.

2. Передача и прием (в парах),стоя на месте,с имитацией движения рук

как при беге,по команде учителя.

3. То же,но с имитацией движения рук и ног при беге(на месте).

4. Передача с одного шага.

5. Передача и прием в ходьбе, затем в легком беге.

6. Передача и прием эстафетной палочки в свободном темпе,по сигналу

учителя.

7. Постепенное увеличение скорости,передача палочки.

8. Передача и прием палочки в зоне.

5. Тема:Методическая последовательность обучения

метанию гранаты.

Метание спортивной гранаты выполняется с места и с разбега.Гранату

захватывают четырьмя пальцами,а свободный мизинец сгибается,

упираясь в основание рукоятки.

Разбег состоит из двух частей: а) предварительной- от старта(и.п.) до

контрольной отметки; б) заключительной – от контрольной отметки до

линии броска.Разбег начинается легким бегом с постепенным ускорением.

1. Ознакомление с техникой метания.

2.Держание гранаты и бросок с места.

3.Изучение финального усилия при бросках с места и с шага левой ногой.

4.Изучение техники бросковых шагов и прихода в исходное положение

для броска.

5.Изучение техники отведения гранаты(на месте,в ходьбе, в легком беге.)

6.Свободный бег с гранатой в руке.

7.Метание гранаты с разбега.

На контрольную отметку учащийся должен попасть левой ногой(при

метании правой рукой).В фазе финального усилия вначале включаются

мышцы ног, затем туловище и руки.

6. Тема:Методическая последовательность обучения

прыжку в длину способом « согнув ноги».

Дальность прыжка в длину зависит от угла вылета общего центра

массы тела,определяемого действием прыгуна в отталкивании,и

величины скорости полета,во многом зависящей от скорости разбега

перед отталкиванием.

Обучение и последующее совершенствование техники прыжка в

длину обычно сопровождается многократным повторением его элементов

и целостного упражнения.

1.Научить основам техники прыжка в длину с места.

а) И.П. – полу присед,руки отведены назад. Выполнить энергичный мах

руками вперед-вверх с одновременным разгибанием ног и подъемом

на носки.

б)Выполнить прыжок вверх толчком двумя ногами.

в) И.П.- упор присев. Выполнить прыжок вверх со взмахом рук вверх

и приземлением в положение полу приседа руки вперед.

г) Встать на скамейку. И.П. – ноги на ширине плеч,руки опущены

вниз. Выполнить полу присед с отведением рук назад и не задерживаться,

сочетая отталкивание со взмахом рук, прыгнуть со скамейки в положение

полу присед, руки вперед.

д) Прыжки в длину с места.

2.Упражнения для овладения техники прыжка в длину с разбега.

а)Прыжки на одной ноге из круга в круг. Круги делаются из гимнастических обручей.

б)Прыжки в шаге с 4 беговых шагов через «ров» шириной 1 м. с мягким

приземлением на две ноги.

в)Прыжки в длину с разбега (6-8 беговых шагов) с преодолением

препятствий(скамейка, скакалка).

г)Прыжки в длину с разбега(6 – 8 беговых шагов).

3. Техника отталкивания и приземления .

а)Прыжки в длину с места толчком одной ногой с приземлением на обе

ноги.

б) То же,но с одного шага.И.П.- маховая нога впереди,толчковая

толчковая сзади.

в) То же,но с трех шагов.

г) Прыжки в шаге по кружкам, начерченным на земле.

д) Прыжки в шаге, отталкиваясь при медленном беге через один шаг.

е) Прыжки в беге, отталкиваясь при медленном беге через три шага

на четвертый.

ж) Прыжки в длину с короткого разбега.

з) Прыжки в длину с разбега с приземлением в зоны,обозначенные.

и) Прыжки в длину со среднего разбега.

к)Прыжки в длину с полного разбега с мягким приземлением.

7. Тема: Методическая последовательность обучения

прыжку в высоту с разбега «перешагиванием».

Начальное обучение прыжкам в высоту целесообразно проводить в зале.

1. Создать правильное представление о технике прыжка.

2. Имитация упрощенной техники преодоления планки(резиновой ленты).

Перешагивание выполнять не в сторону,а по ходу движения.

3. Отталкивание вверх – вперед и махом вдоль планки. Приземление на

толчковую ногу.

4.Выполнить имитацию в шаге.

5.Отталкивание с 3 шагов.

6.Прыжок в высоту с упрощенной техникой преодоление планки.

С 5 шагов.

7.Освоение ритма трех последних шагов разбега.

8. Подбор разбега каждому ученику.

При обучении технике следует использовать разметку направления разбега,

мест отталкивания и приземления. Она дает возможность правильно

ориентироваться не только в направление разбега, но и в выполнение маховых движений.

8. Тема: Общие положения о проведении соревнований .

Соревнования по легкой атлетике проводятся на открытом воздухе (стадион, шоссе, лесной массив) и в закрытых помещениях (спортивные манежи, залы). По характеру соревнования подразделяются на личные, командные и лично-командные. Личные соревнования определяют победителей и призеров в личном первенстве, а также занимаемые места всеми остальными участниками. Командные соревнования определяют победителей в командной борьбе, не выявляя личного первенства, также определяют места, занимаемые всеми остальными командами. Лично-командные соревнования соединяют два предыдущих, определяя и личное, и командное первенство.

По значению соревнования могут быть кубковые, первенства, чемпионаты. Кубковые соревнования определяют победителя и награждают его переходящим кубком, проводятся ежегодно или через год. Чемпионом в каком- либо виде спорта можно стать на чемпионате соответствующих соревнований. Говоря о ранге соревнований, условно можно выделить четыре уровня: высший, первый, второй и третий.

Соревнования бывают следующих видов:

    основные - соревнования по видам легкой атлетики, где происходит распределение мест;

    квалификационные - соревнования по видам легкой атлетики проводятся с целью отбора на основные соревнования;

    классификационные - соревнования проводятся обычно в конце сезона, с целью определения спортивного уровня спортсменов;

    разрядные - соревнования спортсменов определенных разрядов, где младшие разряды могут участвовать, а высшие разряды не участвуют;

    с «уравниванием» цель соревнований - уравнять силы спортсменов или команд, давая фору слабейшим командам (по возрасту, разрядности и т. д.), проводятся обычно в средних школах для поднятия интереса к спорту и развития здорового спортивного азарта;

    отборочные (контрольные) - соревнования проводятся с целью отбора спортсменов в состав сборной команды или для контроля за уровнем их подготовленности;

    заочные - соревнования проводятся одновременно в разных городах, после чего определяются места по количеству набранных очков;

    открытые - соревнования проводятся для всех желающих, необходим только допуск от врача;

    отдельные или видовые - соревнования проводятся по одному виду или по группе однородных видов легкоатлетического спорта («День бегуна», «День прыгуна», «День марафона» и т. д.);

    матчевые встречи - соревнования проводятся между командами для определения сильнейшей.

Все соревнования независимо от характера и вида должны быть включены в календарь соревнований. Соревнования, не включенные с календарь соревнований соответствующих организаций, не могут проводиться и финансироваться. Принцип составления календаря соревнований - сверху вниз, то есть должна соблюдаться субординация, сначала вышестоящая организация составляет свой календарь, затем нижестоящая, и так далее до низового коллектива. Время проведения соревнований нижестоящих организаций, не должно совпадать со временем проведения вышестоящих соревнований. Соревнованиям вышестоящих организаций должны предшествовать соревнования нижестоящих с целью составления сборных команд (например, первенству России должны зональные, региональные соревнования, а в свою очередь этим соревнованиям - первенства областей, далее - городов, коллективов).

Все соревнования проводятся согласно положению, составленному и утвержденному соответствующей организацией. Положение - основной документ соревнований, которым руководствуется судейская коллегия для их проведения. Изменить положение, внести добавки или поправки может только главная судейская коллегия совместно с представителем организации, проводящей соревнования, и представителями команд.

Организации, проводящие соревнования по легкой атлетике, обязаны выслать положения участвующим командам (организациям) в сроки, обеспечивающие необходимую подготовку к данному соревнованию.

Заключение

Данное пособие написано в соответствии с программой курса по легкой атлетике.

Легкая атлетика –вид спорта,объединяющий упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и составленных из этих видов многоборьях. В учебном заведении легкая атлетика является составной частью учебных программ физического воспитания учащихся образовательных учреждений различного типа.Специалистов физической культуры привлекает разностороннее воздействие двигательной деятельности в легкой атлетике на организм занимающихся,на повышение их функциональных возможностей и на комплексное развитие физических качеств. Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развивают силу,быстроту,выносливость,улучшают подвижность в суставах,

Позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков,способствуют воспитанию волевых качеств.

Учебно-воспитательный процесс на уроках легкой атлетики дает возможность педагогам активно воздействовать на нравственность учащихся, воспитывать этику поведения, взаимоотношения в коллективе,нравственные качества

Вопросы физического развития, овладение разнообразными двигательными навыками и вопросы воспитания личности решаются в системе оздоровительных,образовательных и воспитательных задач. Эти задачи отражаются в данном пособии,основные задачи могут дополняться частными задачами,которые их конкретизируют и уточняют.

Литература

1. Аракелян Е.Е., В.П.Филин, А.В.Коробов, А.В.Левченко - Бег на короткие дистанции (спринт). – М.: Инфра-М.: 20 10 ..

3. Валик Б.В. Развитие скоростно-силовых качеств. В книге: Легкая атлетика для юношей. М., «Физкультура и спорт», 2011

6. Холодов Ж.К. и др. Легкая атлетика в школе: Пособие для учителя / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 1993. - 128 с. 2011

Во всех субъектах Российской Федерации учатся по различным программам и методикам, но в целом они схожи. Так вот в этом разделе вы найдете все основные учебники и книги по физической культуре, которые активно используются в нашей стране.

По данным учебникам составляются годовые и четвертные календарно-тематические планы, а так же поурочные.

Во всех книгах есть множество методик в обучении детей. Советую всем учителям по возможности изучить данные материалы, особенно молодым специалистам.

Всем молодым специалистам, а так же остальным учителям физкультуры рекомендую заходить в «Литературу по физкультуре». Здесь вы найдете много полезного для себя. Весь раздел регулярно пополняется и обновляется.

Эта статья посвящена одной из самых востребованных книг по физической культуре. Речь пойдет о книге «Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 — 11 классов».

Читайте также: