Карачаевцы — истинные горцы. Современные проблемы науки и образования Карачаевские националисты

1

В статье анализируется феномен роста национализма на государственном и общественно-политическом уровнях в национальных автономиях РСФСР: Карачаево-Черкесской и Чечено-Ингушской в позднесоветский период. Исследуются условия формирования национализма: действия «центра» и процессы роста этнонационального самосознания в национальных автономиях. Методом сравнительного анализа исследуется генезис национализмов, его основания и формы, исследуется деятельность общественно-политических движений. Отдельного внимания удостоилось поведение национальных элит и их роль в динамике развития политического суверенитета субъектов Российской Федерации. Сравнение ситуации противостояния двух типов национализма в двух российских автономиях показало, что события происходили примерно в одно и то же время, но привели к совершенно различному результату. Анализ этих событий имеет прямое практическое значение, помогая извлекать уроки для практической политики во избежание дальнейших ошибок при решении сложных проблем межнациональных отношений.

государство

переходный период

автономия

Карачаево - Черкесской автономной

Чечено-Ингушская АССР

политика

национализм

элита суверенитет

1. Васильева О. Республика Карачаево-Черкессия и карачаевский национализм // Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе: в 3 тт. [под общ.ред. Э.Яна] Т.3: национализм в национально-территориальных образованиях – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.

2. Гакаев Дж. Очерки политической истории Чечни (ХХ век). В 2 ч. – Ч. 1. – М., 1997.

3. Государственные акты Карачаевской Республики. – Карачаевск, 1990.

4. Декларация о государственном суверенитете чечено-ингушской республики [Электронный ресурс] // Российский правовой портал: Библиотека Пашкова - URL: http://constitutions.ru/?p=2915 - (дата обращения: 30.04.2015).

5. Джамагъат. – 1990. – № 3-4.

На рубеже 80-90-х годов XX века распалось единое союзное государство, но под угрозой распада оказалось и выделившееся из него новое Российское государство. Важнейшая причина этих воистину драматических событий - формирование национализма, получившего повсеместное распространение. Сам термин «национализм» неоднозначен. В советские времена ему придавали сугубо негативное значение. И в последующий период национализм в негативном смысле получил наименование «этнонационализм». Имеется в виду гипертрофирование интересов и потребностей того или иного этноса за счет ущемления прав других этносов, с которыми соответствующий этнос так или иначе соприкасается. Однако этот термин получил и другое, более или менее «позитивное» значение: отстаивание законных прав соответствующего этноса, его самоидентификация, что в конкретных исторических условиях приняло форму утверждения собственной государственности. Наиболее остро процесс самоидентификации протекал среди народов, подвергшихся репрессиям по этническому признаку в сталинский период отечественной истории (чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, калмыки и др.). Процесс их реабилитации в период «оттепели» носил частичный, незавершенный характер, сами эти события не были проанализированы с должной степенью глубины, их причины до конца не были выявлены, а в период «застоя» рассмотрение этой темы вообще было свернуто. Далее на первый план вышла проблема восстановления территориальной автономии. Она существовала у карачаевского народа до выселения, и ее восстановление рассматривалось карачаевцами в качестве гаранта их окончательной реабилитации. Это требование выдвигалось обществом «Джамагъат» («Народное собрание»), созданном в июле 1989 года. Оно получило массовую поддержку карачаевцев.

В октябре 1989 года под лозунгом восстановления карачаевской автономии прошел первый съезд народов Карачая, в котором приняли участие представители всех населенных пунктов, входивших в Карачаевскую АО в 1943 году. Поддержала национальное движение партийно-государственная номенклатура карачаевского происхождения во главе с хозяйственным руководителем Владимиром Хубиевым (в 1992 году он стал главой администрации автономии). Это было связано со стремлением усилить карачаевское представительство в органах власти автономии и как запасной вариант - все же добиться реанимации Карачаевской АО в соответствии с лозунгами неформального национального движения. Эта поддержка выразилась в решении вопросов финансирования создания районных отделений общества «Джамагъат». В результате уже к декабрю 1990 года численность общества составила 10000 человек .

Здесь и обнаружились существенные расхождения между карачаевской номенклатурой и представителями не входящего в номенклатуру карачаевского национального движения. Наиболее радикальная часть этого движения считала, что для полной и окончательной реабилитации карачаевского народа необходим более выгодный статус карачаевской государственности - статус суверенной республики, что вполне вписывалось в уже проходивший по всей стране «парад суверенитетов».

Шаг в этом направлении был сделан в ноябре 1990 г., когда на съезде карачаевских депутатов всех уровней была принята декларация о провозглашении Карачаевской ССР - «суверенного государства в составе РСФСР». Однако Москва не была заинтересована в расчленении единой Карачаево-Черкессии, равно как и номенклатура, представляющая другие народы автономии. Поэтому вскоре после данного события состоялась сессия областного совета автономии, где было принято постановление о суверенитете уже единой Карачаево-Черкесской ССР. За это решение голосовали и депутаты - карачаевцы (они представляли карачаевскую номенклатуру. В апреле 1991 года по инициативе карачаевских, чеченских и ингушских депутатов Верховный Совет РСФСР принял закон о реабилитации репрессированных народов, где содержалось положение и о территориальной реабилитации. Таким образом, создавалась правовая основа для восстановления самостоятельной карачаевской автономии. Однако руководство федерального центра понимало всю нежелательность и потенциальную опасность перестройки границ субъектов РФ, поэтому уже вскоре после этого был дан задний ход. В июле 1991 года был принят закон РСФСР «О преобразовании Карачаево-Черкесской автономной области в Карачаево-Черкесскую ССР в составе РСФСР» и назначены выборы в Верховный Совет новой республики на основе декларации о суверенитете Карачаево-Черкесской ССР, принятой областным советом. Столь резкое изменение позиции федерального центра не привело к умиротворению, а только обострило ситуацию. Лидеры «Демократического Джамагъата» пошли по пути создания альтернативных органов власти, для чего ими был инициирован созыв четвертого съезда карачаевского народа в том же июле 1991 года. На съезде был избран Временный комитет по восстановлению национальной государственности карачаевского народа, а президенту РСФСР было предложено наделить этот комитет властными полномочиями в рамках закона о реабилитации. В ноябре 1991 года по инициативе «Демократического Джамагъата» начался бессрочный общенациональный митинг с требованием восстановления государственности Карачая. В противном случае было решено через месяц приступить к формированию «конституционных органов власти и управления в Карачае». Под давлением этого митинга Совет народных депутатов Карачаево-Черкесской АО, где были представлены не только лица карачаевской национальности, обратился в Верховный Совет РСФСР с просьбой принять постановление «О полной реабилитации карачаевского народа и восстановлении его незаконно ликвидированной государственности в статусе Республики Карачай в составе РСФСР». Очевидно, это был тактический маневр с целью недопущения дальнейшей эскалации конфликта. Президент РСФСР Б.Н. Ельцин направил в российский Верховный Совет законопроект о создании Карачаевской автономии в составе РСФСР. Цель, таким образом, была достигнута: руководство «Демократического Джамагъата» расценило это решение как своей успех и прекратило митинг .

Истинные намерения как федеральных, так и региональных властей прояснились несколько позже. Понимая всю нежелательность расчленения единой многонациональной автономии, официальные власти пошли по пути организации опроса населения о возможности сохранения единства Карачаево-Черкессии. Проведенный 28 марта 1992 года опрос дал положительный результат: за сохранение единства Карачаево-Черкессии высказались 75 % из 79 % пришедших на голосование . В результате в апреле 1992 года Президент РФ отозвал из Верховного Совета РСФСР проект Закона «О восстановлении Карачаевской АО и Черкесской АО». Еще ранее, 31 марта 1992 года власти Карачаево-Черкессии (в отличие от властей Чечни и Татарстана) подписали инициированный руководством России федеративный договор, не сделав при этом никаких оговорок. Территориальная целостность автономии была сохранена.

В рассматриваемый период для карачаевского национального движения были характерны постоянные колебания между политическим национализмом и этнонационализмом. Это нашло свое выражение, в частности, в проекте конституции будущей Карачаевской Республики, предложенном «Демократическим Джамагъатом». В этом проекте, с одной стороны, утверждается, что «карачаевский народ (нация) конституируется в своей республике, осуществляет государственную власть через формируемые им органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все государственные и общественные органы Карачая подотчетны и подвластны ее народу (ст.4), а с другой - утверждается, что «за пределами акта конституирования как нации, обретения государственности ее коренное население никакими привилегиями не пользуется (ст. 23), а «карачаевский народ, пользуясь правом на самоопределение и правом на самоуправление, вместе с другими национальными группами образует самостоятельное государство - Карачаевскую ССР - суверенное государство в составе РСФСР» (ст. 3) . В дальнейшем ход межэтнического противостояния в Карачаево-Черкессии обусловил закрепление понятия этнонации.

Карачаевский этнонационализм не принял крайнюю форму своего выражения, что было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, сказалась острота межэтнического противостояния в автономии. Другие этнические группы образовали свои национальные движения, лишавшие карачаевское национальное движение монополии, а в численном отношении карачаевский народ отнюдь не доминировал. Во-вторых, политическая элита Карачая оказалась достаточно сильна и консолидирована, чтобы успешно противостоять «неформалам». К тому же в ходе политической борьбы она проявила способность к гибкому маневрированию. В-третьих, к гибкому политическому маневрированию оказался предрасположен и федеральный центр, извлекая уроки из своей неудачи в Чечне. В-четвертых, политическая культура карачаевцев была более толерантна, чем у ряда других кавказских народов. Карачаевцы не принимали участия в кавказской войне XIX века, и соответственно их историческая память не была отягощена опытом противостояния с Россией. Да и обычай кровной мести у них не был так распространен, как у чеченцев: в таких случаях они обычно предпочитали выкуп. Наконец, сказался и такой фактор, как отсутствие сильного харизматичного лидера типа Дж. Дудаева, способного возглавить движение в русле этнонационализма.

В отличие от карачаевского национализма чеченский национализм принял гораздо более радикальный характер. В первую очередь следует указать на причины социально-экономического плана: по оценке Дж. Гакаева, главным итогом модернизационных процессов в республике является значительное отставание чеченцев от других народов России. Оно проявляется в высокой рождаемости, ведущей к росту людей нетрудоспособных возрастов в популяции, в численном преобладании сельских жителей над горожанами (70 % чеченцев жили в селах), в сравнительно невысоком уровне образования (в 1989 году на тысячу чеченцев людей с высшим образованием приходилось в 5-7 раз меньше, чем на такое же число коренных жителей в соседних республиках), в деформированной социально-профессиональной структуре общества, в отсутствии национального отряда индустриальных рабочих, среднего класса, в самом низком (среди республик России) уровне жизни и самой высокой смертности, в самом высоком проценте безработных (40 %) и рекордном числе отходников (100000 в год) .

Как и в Карачаево-Черкессии, в Чечено-Ингушетии периода 1988-1991 гг. можно выделить и политический, и этнонационализм, но с весьма существенными отличиями. В первую очередь лозунги политического национализма первоначально прокламировались не официальными властями республики, а представителями впервые возникшего в начале 1988 года национального движения, несколько позже обозначившегося как «Союз содействия перестройке» (еще позже оно было переименовано в «Народный фронт Чечено-Ингушетии»). Политический (принявший форму государственно-бюрократического) национализм чеченской политической элиты стал разыгрываться с июня 1989 года, когда на пленуме Чечено-Ингушского обкома КПСС первым секретарем обкома впервые за всю историю коммунистической власти был избран чеченец Доку Завгаев, ранее работавший вторым секретарем обкома. Первые шаги Завгаева на этом поприще давали надежды на достижение межнационального согласия в республике. Однако обострение социально-экономической ситуации порождало недовольство среди широких слоев населения и появление новых политических сил. Так, в мае 1990 г. на свет появилась Вайнахская демократическая партия (ВДП). На первом этапе партия выдвигала достаточно умеренные лозунги общедемократического характера, но уже осенью того же года появилась резкая антироссийская риторика и требования достижения полной независимости, т.е. выхода из состава СССР и РСФСР. Таким образом, эта партия приобрела экстремистскую окраску и скатилась к этнонационализму.

Тенденции к этнонационализму проявились и на съезде чеченского народа, состоявшемся в ноябре 1990 года. На нем с крайне националистической речью выступил генерал ВВС Джохар Дудаев, имевший статус приглашенного лица. На съезде проявилась тенденция к обособлению «чеченской части» все еще единой Чечено-Ингушетии: от имени чеченского народа съезд декларировал государственный суверенитет Чечни «Нохчи - Чоъ». Еще ранее, в сентябре 1989 года, на аналогичном съезде ингушского народа была декларирована необходимость создания Республики Ингушетия вместе со спорным Пригородным районом, входившим в состав Северной Осетии. Обе декларации послужили фактором давления на Верховный совет Чечено-Ингушской АССР, который 27 ноября 1990 года принял наконец «Декларацию о государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики» . Декларация была выдержана вполне в духе политического национализма. О выходе из состава СССР и РСФСР речи не было, но Чечено-Ингушетия объявлялась суверенным государством, которая будет подписывать союзный и федеративный договоры на равноправной основе. Вполне в духе политического национализма к нации причислялись все жители республики, постоянно проживающие на ее территории, независимо от их этнической принадлежности. Во всех законодательных актах республиканского Верховного Совета говорилось о многонациональном народе Чечено-Ингушской Республики.

В конце 1990 года радикальные националистические партии и организации, действовавшие в Чечено-Ингушской Республике (ВДП, «зеленое движение», Исламская партия возрождения, партия «Исламский путь» и Общество «Кавказ») создали оппозиционный блок «Общенациональное движение чеченского народа» (ОДЧН) с целью реализации идеи «народного суверенитета чеченского народа». Этот блок провел серию митингов с требованием отставки правительства Завгаева и проведения новых выборов. Для этой цели ими был использован и исполком съезда чеченского народа, проведенного, как мы отмечали ранее, в ноябре 1990 года. Первоначально в исполкоме преобладали политики умеренной ориентации, но в июне 1991 года сторонники этнонационализма провели второй этап съезда чеченского народа, предварительно профильтровав соответствующий делегатский корпус. Этот съезд, возглавляемый Дж. Дудаевым, объявил о низложении существующей власти и о провозглашении суверенной чеченской Республики «Нохчи-Чоъ», не входящей ни в РСФСР, ни в СССР. В последующие месяцы отделения исполкома съезда были созданы в районах республики. Так создавался организационный механизм для последующего захвата власти. Применив большевистские методы захвата власти, этнонационалисты во главе с Дудаевым захватили основные общественные здания и электронные СМИ, развернув интенсивную антироссийскую пропаганду. На этом фоне 27 октября 1991 года они провели «выборы» Парламента и Президента Чеченской Республики, которым и был «избран» Дудаев.

Окончательно власть в их руки, впрочем, еще не перешла. Многие жители республики их еще не поддерживали, а силовые структуры продолжали подчиняться Москве. Ситуация резко изменилась в первой декаде ноября 1991 года, когда Президент РФ опрометчиво ввел в республике чрезвычайное положение, организационно отнюдь не подкрепленное. Это вызвало возмущение чеченского народа, воспринятое как имперское вмешательство в дела республики. Настроения качнулись в пользу Дудаева, который реально овладел теперь и всеми рычагами власти. Итак, де-факто произошел раскол до этого единой Чечено-Ингушской Республики, а вновь образованная Чеченская Республика «Нохчи Чоъ» реально вышла из состава СССР и РСФСР, что и было закреплено принятой вновь «избранным» Парламентом ЧР Конституцией Республики в марте 1992 года. Поскольку официальный национализм нового «государства» принял этнократическую окраску, идеология политического национализма в дальнейшем была представлена демократической оппозицией режиму Дудаева (движение «Даймохк», «Движение демократических реформ», «Ассоциация интеллигенции», «Гражданское согласие», движение «Маршо», Республиканская партия). Подводя итог рассмотрению темы чеченского национализма, отметим следующие моменты:

1. Чеченский политический национализм, в отличие от карачаевского, первоначально выступал в форме государственно-бюрократического национализма и лишь потом, после взятия власти национал-радикалами, принял форму демократической оппозиции этнократическому режиму.

2. Чеченский этнонационализм, первоначально представленный оппозиционными силами национал-радикализма, принял в дальнейшем государственную форму, противопоставив себя Российской Федерации.

3. Российское руководство в ряде случаев проявило самоуверенность и некомпетентность при решении «чеченского вопроса», вызвав недовольство и протест чеченского народа и этим усилив позиции этнонационализма. Ошибкой также оказалось игнорирование демократической оппозиции режиму национал-радикализма.

4. Не был в полной мере учтен силовой фактор чеченской ментальности, предопределенный длительной историей российско-чеченского противостояния.

5. Существенную роль сыграл фактор харизматического лидера (Дж. Дудаева), способного повести за собой значительную часть населения с невысокой политической культурой. Игнорирование этого фактора привело к неверным политическим оценкам, вызвавшим отрицательный политический эффект.

В данной статье мы сравнили ситуации противостояния двух типов национализма в двух российских автономиях. События происходили примерно в одно и то же время, но привели к совершенно различному результату. Анализ этих событий помогает извлекать уроки для практической политики, чтобы избежать дальнейших ошибок при решении сложных проблем межнациональных отношений.

Рецензенты:

Восканян С.С., д.пол.н., профессор, профессор кафедры государственного управления и политологии Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО «РАНХиГС», г. Волгоград;

Шелекета В.О., д.фил.н., профессор, профессор кафедры социально-гуманитарных наук филиала ФГБУ ВПО «НИУ МЭИ» в г. Волжском, г. Волжский.

Библиографическая ссылка

Дильман Ю.В., Буров А.Н., Сарматин Е.С. НАЦИОНАЛИЗМ ДЕПОРТИРОВАННЫХ НАРОДОВ НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ: НА ПРИМЕРЕ КАРАЧАЯ И ЧЕЧНИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19321 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Карачаевцы населяют Карачаево-Черкесию и являются по происхождению тюрками. Это очень интересный народ, характеризующийся многочисленностью, особыми свадебными традициями и красивой культурой.

Численность

В России проживает более 200 тысяч карачаевцев. Большая часть сосредоточена в Карачаево-Черкесии. В СНГ живет не более 5000 человек - это Казахстан и Киргизия.

История

Карачаевцы жили в области Карачай, у них были свои князья и налаженный жизненный уклад. Однако в начале 19 века сюда вторглась русская армия, что привело к присоединению Карачая к Российской империи. Это помогло уберечь Карачай от разгрома и сохранить все обычаи, которые сформировались за долгие годы жизни народа. Движение за независимость началось в 1831 году, что стало причиной покидания родных земель некоторыми карачаевцами. Их потомки и сейчас живут в других странах, например, Турции. Самым сложным периодом жизни народа стала депортация, начавшаяся в 1943 году. Ее причиной стала оккупация территории фашистскими войсками. Во избежание возможного сотрудничества с фашистской армией Советская власть массово переселяла людей в Казахстан и Киргизию. Реабилитироваться народу удалось только в 1957 году. Одновременно произошло создание Карачаево-Черкесской автономной области, позже преобразованной в республику.

Язык

Основной язык - карачаево-балкарский. Считается достаточно сложным ввиду малоизученности. Одной из его главных особенностей является наличие нескольких числительных систем, в том числе четверичная, десятичная и двадцатеричная. Карачаевцы также знают русский язык.

Жизнь

Основу быта карачаевцев всегда составляло животноводство. Фермерское дело тоже было развито, карачаевцы занимались выращиванием пшеницы, кукурузы, огородных культур. Из ремесел наибольшее распространение получили изготовление ковров, обработка кожи, вязание, изготовление изделий из дерева.
Самой значимой в жизни каждого карачаевца была община, которой он принадлежал. Земля и всякий скот были имуществом общины, пользоваться ими могли все ее члены.

Жилище


Дома карачаевцы строили из бревен, причем бревна могли иметь различную длину. Из-за большой толщины каждый дом казался монументальном. Некоторые жилые постройки носили оборонительных характер. Например, арбазы представляли собой множество соединенных вместе корпусов, в центре которых располагался двор. У каждого такого корпуса был выход в арбаз. Здесь складировали все оружия и припасы, причем двор был накрыт сверху. Главным входом во двор служили ворота из прочных пород дерева.
Чтобы свет попадал внутрь дома, использовали дымоход. Очаг располагали возле стены, а сам дымоход выходил на крышу. Карачаевцы селились вместе, даже женатые сыновья жили с родителями в специальных помещениях. Для приема гостей выделяли особое помещение, иногда его роль играл целый дом.

Характер

Карачаевцы являются народом гор, что характеризует их как изолированных от остальных людей. Их главными чертами стали независимость и стремление к взаимопомощи.
Определяющую роль играет «Ёзден Адет», регламентирующий права и этикет. В этом кодексе есть правила, которым следуют мужчины и женщины. Уважение к женщине в первую очередь основано на понимании того, что она является дочерью своих родителей.

Внешность

Одежда


Основными элементами мужского национального костюма карачаевцев являются:

  1. Рубашка в виде туники.
  2. Кёлек, который шьют из черной или белой ткани. Праздничный вариант может быть полосатым.
  3. Чепкен - верхняя одежда, которую сейчас называют черкеской. Это преимущественно праздничный вид одежды, изготавливаемый из сукна. Чепкен украшали серебряными монетами. Характерной особенностью этого элемента одежды стали специальные вырезы, в которых хранили заряды. Называют их газыри.
  4. Пояс у карачаевцев обычно узкий, делается из кожи, украшается бляшками из серебра. Пояс всегда является важным элементом одежды, без него мужчине не положено появляться на людях.

Штаны в традиционном карачаевском костюме называется кёнчек. Они слегка заужены, имеют широкий клин. Поверх них надевают ноговицы, которые могут доходить до колен. Головной убор представляет собой шапку-папаху, характерную для многих кавказских народов. На праздники надевают каракулевую шапку, а в поход надевают бурку. Обувь делают из сыромятной кожи и носят почти круглый год. С наступлением зимы надевают сапоги из войлока.

Женская одежда имела свои особенности. Девушки носили платья, украшенные пряжами. Праздничное платье шили из бархата, как правило, оно имело темно-красный цвет. Украшали такие платья вышивкой из золотых нитей. Пояс кямар считался самым дорогим, не менее роскошно смотрелась шапочка.

Традиции

Самой яркой традицией карачаевского народа является «воровство невесты». Носит похищение чисто формальный характер, однако иногда это событие случается весьма неожиданно. Часто невесту крадут по сговору, что позволяет ей выбрать себе спутника. Он должен быть в любом случае - играть роль сопроводителя.
Кража обычно совершается друзьями или родственниками жениха. Невесту доставляют к жениху в дом, а родители спешат девушку вернуть. Девушке надлежит остаться, но ее родные так просто сдаваться не должны. Они отправляют друзей и родственников, чтобы те сумели ее вернуть. На этот случай у дома жениха будет дежурить целый отряд его друзей.
Все это - воссоздание старой традиции, которая наглядно иллюстрирует нравы карачаевцев. Невест действительно похищали и удерживали в доме до тех пор, пока они не давали согласия. Сейчас настоящие похищения являются редкостью, хотя и не исключены.
Другим свадебным обрядом было обережение - жениху положено праздновать свадьбу в отдельной комнате со своими друзьями. После этого он должен был уходить в военный поход, поэтому появление на свадьбе перед всеми могло навлечь сглаз. Невеста же должна всю свадьбу сидеть в углу и проявлять сдержанность.
Очень важным элементом каждой свадьбы был платок невесты. Перед тем, как его снять, невеста должна была зайти в зал, пока ее осыпали монетами, а над головой держали кинжал. Такой обряд должен был защитить ее и всю семью, подарить богатство и счастье. Платок на голове невесты был не простым, а тройным: один она шила сама, а два других делали родственники со стороны ее семьи и семьи мужа.

Свадьба


События свадьбы всегда ассоциировалось с большой радостью и большими тратами. Такое событие могли позволить себе далеко не все. Свадьба обязательно предполагала организацию торжества и выплату калыма. Организацией свадьбы тогда и сейчас занимаются родственники, они же собирают деньги, хотя молодые в этом тоже обязаны участвовать. Основные элементы свадьбы таковы:

  • калым;
  • приданое со стороны невесты;
  • подарки;
  • затраты на само торжество.

Сначала семья жениха отправляет деньги после получения согласия, вместе с ними нужно дарить угощение, в том числе вина и сладости. Затем идет уплата калыма. Раньше калым выплачивался деньгами и скотом. Теперь скот дарить не нужно, а вот деньги являются обязательным условием. Без них выкуп невесты невозможен. Третий раз жених платит деньги на смотринах. Помимо заранее оговоренной суммы им должны быть преподнесены украшения и подарки, которые он вручит родственникам невесты. Причем делать это он должен не в одиночку - его родственники тоже участвуют в преподнесении подарков и дарят украшения, купленные за собственные средства.
Может создаться впечатление, будто семья жениха и сам жених должны потратить огромные суммы, однако траты семьи невесты несоизмеримо больше. В приданое, которое она обязана преподнести, обязательно входит вся утварь, которой молодые будут пользоваться в быту. Родственники с ее стороны тоже должны дарить подарки семье жениха. Нести дары приходится дважды: первый раз - до свадьбы, второй раз - после так называемой побывки. Самым же дорогим становится свадебное торжество, которое может длиться несколько дней. Зачастую родственники с обеих сторон вкладывают суммы, которые приходится занимать.
Последние годы свадьбы проходят более скромно, что обусловлено проникновением в жизнь карачаевцев ислама. Мусульманские свадьбы исключают выпивку, которая может стоить очень дорого, подарки и калым. Гостей приглашают только из числа близких и доверенных.

Культура


Карачаевцы научились в совершенстве отделывать ткани из войлока. Техника позволяла им быстро наносить узор на ткань с двух сторон. Основными узорами являются ромбы и треугольники. Если требовалось провести инкрустацию, использовали другую технику. Для этого брали два разных войлока и накладывали их один на другой. Широкое распространение получила аппликация, обычно исполненная в красном и белом цветах. Карачаевцы не ограничивались исключительно геометрическими узорами, вышивая животных, человека и растительные орнаменты.
В наши дни развивается изготовление ковров. Карачаевцы ткут ковры со сложными узорами, перенимая технику у черкесов и создавая абсолютно уникальные узоры. Золотое шитье устаревает, так как является трудоемким делом. Чаще пользуются шелковыми нитями, благодаря которым можно создавать тонкие работы. Активно развивается хореографическое искусство - у карачаевцев много танцев. Самым популярным музыкальным инструментом является свирель. Народной стала гармонь, которая была позаимствована у русского народа. В хоровых песнях мужчины тянут одну ноту, в то время как один начитывает текст. Хоровое пение может сопровождаться танцем, в котором тоже участвуют мужчины.

Фольклор

В фольклоре отражалась жизнь народа, каждодневные занятия, борьба за жизнь. Многие произведения посвящены восхвалению образцовости горцев и высмеиванию самых тяжких грехов, которыми, по их мнению, были обжорство и трусость. Мужчины сочиняли песни для работы, а женщины пели про любовь и сочиняли колыбельные. Советский период был связан с войной, чему посвятили множество легенд и хоровых песен.
Карачаевцы уделили внимание сказками и анекдотам, пословицам, историям о борьбе с ханами.
В советский период стала преобладать поэзия, восходящая к традициям народа. Немало вдохновения карачаевцы черпали из работ русских авторов. Многие карачаевские авторы призывали соотечественников бороться с фашизмом, взывали к гордости и чувству долга, призывали быть храбрыми во время боя.

Карачаевцы являются одним из тех народов, который ориентировался на культуру других, чтобы создать собственную. Им приходилось сталкиваться с очень тяжелыми временами, когда произошла депортация. Но они все пережили и сейчас живут в мире.

Черкес, карачай, абаза и ногай. Заметки мусульманина

Карачаевский аул Учкекен, черкесский аул Адыге-Хабль, ногайский аул Эркен-Шахар, абазинский аул Эльбурган, а также две столицы Карачаево-Черкесии – города Черкесск и Карачаевск за 4 дня. С 12 по 15 февраля Рабочая группа Общественной палаты РФ по Кавказу во главе с журналистом и политологом Максимом Шевченко проводила в городах и аулах Карачаево-Черкесии серию круглых столов и встреч в рамках гражданского проекта «Мир Кавказу».

Обнищание духа

Нас немного – старший группы Максим Шевченко, журналист Орхан Джемаль, ведущий специалист по Исламу Центра Карнеги Алексей Малашенко, главный редактор «Кавказского узла» Григорий Шведов, наш организатор Мария, я и съемочная бригада канала «Russia.Ru». Каждый из нас по-своему восхищается красотами республики, обилием молодых лиц, кавказским гостеприимством, ломящимися от обилия угощений столами. Я для себя отмечаю непривычное количество молодых ребят во власти – молодые главы районов, мэр Карачаевска, десятка два депутатов Народного собрания, министр по делам молодежи. Красивые, статные, мужественные ребята. Это Кавказ – моя Родина.

Больше всего во время посещений аулов и городов Карачаево-Черкесии меня поразила та огромная разница в проблемах, которые волнуют людей разной национальности и разного возраста. Ногайцы из Эркен-Шахара, а также большинство черкесов, карачаевцев и абазин старшего возраста говорят о социально-экономических и бытовых проблемах.

Не хватает работы и денег, не хватает детских садов, плохие дороги, инфраструктура, бюджеты на всех уровнях разворовываются. Но, в отличие от многих вымирающих русских областей, – кругом крепкие хозяйства, приличные машины, опрятно одетые люди. Народы Кавказа любят и умеют работать. Они предприимчивы и находчивы. Они кормят семьи и растят детей.

Но почему-то почти всем кажется, что этого недостаточно. Многие ждут какой-то особой государственной заботы и легких денег. Я объясняю себе это двумя катастрофами кавказского народа. Первая случилась в советские годы, когда государство отучило людей проявлять инициативу, развивать свои хозяйства, приучив их к социальному иждивенчеству.

Вторая катастрофа произошла в 90-е после краха СССР. То было время легких денег. Молодежь стремительно криминализировалась, училась отбирать и хапать. А сегодня эти времена прошли. Сегодня надо проявлять предпринимательскую и карьерную инициативу, сегодня надо получать образование и трудиться в поте лица. А советское и постсоветское поколения этого пока не умеют в полной мере.

Кроме того, я успел поговорить с черкесскими, карачаевскими и абазинскими имамами. Большинство из них отмечает, что народ больше стремится к мирскому и материальному, нежели к духовному обогащению. Это при том, что со слов этих же имамов, никогда их народы не жили так хорошо, как сейчас. Машины, дома, крепкие хозяйства, мобильные телефоны...

А предки наши раньше выживали в каменных саклях, без воды, света и газа, без пенсий и пособий, без машин и телефонов. Но при этом умудрялись и детей растить, и честь, и свободу народа отстаивать, и хафизами становиться, и религию свою развивать. Так что с нами случилось? – задаются вопросом имамы. Ответ очевиден – обнищание духа.

Я не призываю вернуться в прошлое. Я призываю осознать всю ту милость, которую нашему поколению оказал Всевышний. Я призываю сравнивать наше благосостояние не с голливудскими звездами, а с положением наших предков и теми поколениями мусульман, которые, несмотря на скромный достаток, обеспечили процветание Ислама. Я призываю использовать все те блага, которые дарованы нашему поколению на стремительное повышение уровня образования наших детей, на помощь друг другу, на благие дела, на развитие своей национальной, но пропитанной исламской нравственностью и чистотой, кавказской культуры.

Слепящая боль

Стоит проехать несколько километров от озабоченного бытовыми проблемами ногайского Эркен-Шахара до черкесского Адыге-Хабль, как картина коренным образом меняется. Каждый черкес, подходивший к микрофону, пытается выкричать и донести до московского десанта вековую боль своего народа, который после геноцида в царское время оказался в меньшинстве на своей родине.

Черкесы, действительно, пережили страшную трагедию – истребление целых племен царскими войсками по завершению Кавказской войны, ужасы переселения на турецкую чужбину, потерю значительной части миллионного народа. Некогда один из крупнейших народов Кавказа, давший умме величайших героев, сопротивлявшийся царской агрессии даже после пленения имама Шамиля, вписавший в мировую историю легендарную битву в урочище Кбаада (Красная поляна), сегодня вынужден кричать о том, что его права ущемляются на его же родной земле.

О том же самом говорят и абазины в ауле Эльбурган – представители маленького народа, очень близкого абхазам. Особую остроту беседе с абазинами неожиданно придает вопрос об Олимпиаде в Сочи. А именно о том, что олимпийские объекты возводятся на костях черкесских и абазинских шахидов Красной поляны. При том, что власть никоим образом перед черкесской и абазинской общиной не пытается даже обсудить этот вопрос.

Абазины также¸ как и черкесы, беспокоятся о том, что окружающие народы постепенно растворяют их. Абазинская молодежь забывает свою культуру и язык. Однако стоит расспросить подробнее, выясняется, что условия для сохранения культуры для черкесов и абазин созданы – уроки национального языка, своя газета, свои районы. Выходит проблема забвения национальной культуры кроется в другом.

В чем же? В ходе беседы я пытаюсь найти этот ответ. Начинаю с того, что мне, как представителю разделенного лезгинского народа, понятна та боль, которую пытаются донести до нас молодые черкесы и абазины. Но почему-то эта боль вся описывается через ежедневные бытовые проблемы – стычки на национальной почве, дискриминация при приеме на работу. Почему-то, как решение этих бытовых проблем предлагаются предельно радикальные методы и утопичные проекты – разделить республику на Карачай и Черкесию, закрепить плоскостные районы за определенными национальностями, создать национальные дружины, запретить проведение Олимпиады в Сочи.

Один народ – два подхода

Эмоции настолько захлестывают говорящих и слушающих в Адыге-Хабль и Эльбургане, что никто не вспоминает о том, что основной проблемой черкесов и абазин сегодня является не отсутствие собственной республики, а страшный уровень бездуховности, которая разъедает молодые души, распространение алкоголизма, наркомании, распущенности парней и девушек, низкий уровень образования.

Пугает то, что ни один из выступающих даже не ощущает все это, как проблему. Не ощущает то, насколько именно эти пороки и беды подкосили волю и способность черкесского и абазинского народов к социальной конкуренции, выживанию и развитию.

Я ощущаю, что молодая и горячая кровь, как прежде, уже не подымает черкесский и абазинский народ на подвиги и свершения во имя веры, народы и родины. Поскольку эту кровь кто-то сознательно подсаживает на алкоголь, табак, наркотики, и подрывает духовные устои народа. Эта проблема актуальна для всех народов Кавказа, но более всего для черкесов, абазин и абхазов. Я ищу перед собой тех черкесов, которых воспел Лермонтов:
Но отдохнуть черкесы не дают,
То скроются, то снова нападут!
Они как тень, как дымное видение,
И далеко, и близко в то ж мгновение!

Я верю, что они есть. Но им нужно время, чтобы вновь расправить плечи. Им нужна братская помощь соседних народов, чтобы вновь взять на свои плечи всю ответственность за судьбы своей родины

Это не только мое ощущение. Об этом же говорят все образованные черкесы, с которыми я делюсь своими ощущениями. Черкесская и абазинская молодежь, которая прежде была движущей силой истории Кавказа, сегодня «кучкуется» на пятачках и решает, кому пойти за водкой, или где достать дозу.

Молодежь, в которой так сегодня нуждаются черкесский и абазинский народы, которая должна быть атомной электростанцией, дающей народу бешеную социальную энергию созидания, блуждает, потеряв вектор и забыв свою историю. Вместо борьбы с пороками, повышения духовной культуры и готовности к социальной конкуренции, она с предельной горячностью переводит все проблемы в национальную плоскость.

Но ведь в прошлом, когда ни черкесам, ни абазинам никто не создавал особых условий, отдельных районов и республик, они вписали в мировую историю самые славные страницы истории. Породили самых великих сынов своего народа, которые, не ожидая ни от кого пенсий, пособий и грантов, в братстве с соседними народами, жизнями своими платили за сохранение народа, культуры, свободы и чести.

Я еще больше укрепляюсь в своем прежнем мнении. Когда мусульманские народы забывают о своем истинном предназначении в этом мире… когда они перестают усердствовать на пути Истины… Когда они перестают щедро расходовать себя на пути Аллаха…. Когда они перестают по-братски помогать своим соседям…. Тогда начинается постепенная деградация мусульман.

Когда из сердец вымывается понимание Истины, в сердца проникают ядовитые семена национализма, размежевания, поиска врагов и виновников в собственных бедах. Я осознаю, насколько разительным образом от сегодняшних молодых черкесов и абазин Кавказа отличаются те черкесы и абазины, которые в свое время с потоками мухаджиров оказались на Балканах и Ближнем Востоке.

Яркие примеры тому – мой преподаватель арабского языка и истории жизни Пророка Мухаммада (мир ему) в дамасском университете Абу-Нур, черкесский устаз Рамадан Наджда и молодой мухаджир Абази из Косово – студент того же университета. Их сердца тоже полны боли за сегодняшнее состояние своего народа. Но они видят корни этих проблем совершенно в другом.

А именно в оставлении черкесами религии, утрате черкесами духовного стержня Единобожия, оставления ими верви Аллаха и исламского братства. Они в решении проблем своего народа призывают не к национальному размежеванию, а к возвращению черкесов в лоно исламской культуры, к борьбе с моральным разложением народа, с пороками пьянства и наркомании, к повышению уровня образования и братскому отношению ко всем соседним народам.

Недозревшая община

В Карачаевске и духовной цитадели карачаевского народа Учкекене круг обсуждаемых вопросов – совершенно иной. Отсутствие Джума-мечети в столице республики, внесудебное преследование молодых мусульман, дискриминация верующих, пытки в отношении задержанных. В отличие от черкесов и абазин, карачаевская молодежь говорит не о межнациональном расколе, а о внутринациональном расколе – на «верующих» и «неверующих».

Карачаевцы в основной массе стремительно возвращаются в Ислам, строят мечети, с готовностью женятся и щедро рожают детей. Мусульманская религиозная община республики стремительно растет в основном за счет карачаевцев, хотя и среди них проблемы пьянства, наркомании, криминала – не пустой звук.

Не все, конечно, проходит гладко. Один за другим выступающие говорят о том, что при решении проблем мусульман, власть предпочитает силовые методы, а не конструктивные социальные, экономические и политические технологии.

Даже выбритые парни и девушки без хиджабов говорят о том, что в отношении быстро растущей мусульманской общины республики ведется неправомерно жесткая политика в нарушение всех законов. «В отношении верующих ребят не действует презумпция невиновности», - эти слова произнесены не имамом и не адвокатом задержанных, а преподавательницей госуниверситета с непокрытой головой.

Раздаются голоса о том, что, чем больше денег власть закачивает в анти-террор, тем больше расширяется в республике угроза радикализма. Один из имамов в сердцах восклицает: «Когда мне десять лет подряд говорят, что я бандит, я в конце концом им стану!»

Но при этом и среди карачаевских практикующих мусульман раздаются голоса о том, что власть-де «не помогает» и «не дает». Многие, слишком многие, для здорового кавказского общества ожидают помощи «от дяди». Я жажду услышать от кого-нибудь хоть слово о том, что мы сами можем справиться с проблемами, лишь бы не мешали… Но не слышу.

Исламовед Алексей Малашенко из московской делегации говорит в ответ о некоем комплексе неполноценности, который сформировался у кавказских народов. Говорит о том, что кавказским мусульманам не достает уверенности в том, что они могут и должны защищать свои права, не достает уровня образования, правовой грамотности, готовности отстаивать свои права, гражданской мобилизации.

Дерзкие цели

В беседах с людьми действительно осознаешь, что кавказцы, при всем взрывном возвращении Ислама в их жизнь, при всем том, что они помнят о своем славном прошлом, потеряли некоторые навыки и социальный опыт. Забыли о том, что некогда они были примером сильной общинной демократии, забыли о том, что русские дворяне, декабристы, европейские поэты и писатели были вдохновлены гражданским мужеством горцев, готовых отстаивать истину перед лицом самых несправедливых и жестоких правителей.

Забыли о том, что в своей истории умма породила сильнейшие институты гражданского общества – гражданские объединения молодых торговцев и ремесленников «футувва», мощные сообщества улемов, факихов и кадиев. Ничто из опыта прошлого сегодня не используется мусульманами Кавказа.

Мы не готовы, как наши предки все свое имущество и жизни свои отдавать за защиту своей веры, родной земли, интересов своей общины. Вместо того, чтобы поддерживать в собственной же груди тот огонь, который пылал в сердцах наших предков, мы только храним пепел памяти об их героизме. Но этот пепел не поможет нам ни построить мечети, ни защитить своих братьев от преследований, ни отстоять свое право на справедливость…

Вне всякого сомнения, будущее наших народов, будь то лезгины или абазины, чеченцы или черкесы, ногайцы или русские, карачаевцы или аварцы, в том, чтобы поставить перед собой самые дерзкие цели и самые большие высоты. Выдвинуть из своей среды новых Бейбарсов и Клыч Гиреев, породить собственных Ломоносовых и Толстых, Махатхтиров и Эрдоганов… Стать экономическим, социальным, политическим локомотивом страны… Превратить наш Кавказ из окраины России в интеллектуальный, деловой и энергетический центр Евразии…

По силам ли нам все это? Конечно, будущее ведомо только Аллаху. Но именно Он даровал нам все средства для достижения этого – легендарную и героическую историю, невероятно отважную, мужественную и целомудренную молодежь, горячую и не знающую покоя кровь, дерзкий ум и готовые вырваться из тесной груди сердца… А все остальное – зависит от нас.

Руслан Курбанов, политолог, исламовед

По теме: || ||

«Айнзатцкоманда... была принята с воодушевлением»

"...Немецкие войска с самого начала были уверены в полнейшей и радостной поддержке со стороны горцев. В то время, когда у черкесов в бывших автономных областях Адыгеи и Черкессии сначала можно было наблюдать только спонтанную готовность к самообороне против партизан, у весьма активных карачаевцев уже заметны политические цели. Когда немецкие вооруженные силы вошли в Карачаевскую область, они были встречены всеобщим ликованием. В готовности помочь немцам они буквально превзошли самих себя.

Так, например, айнзатцкоманда полиции безопасности и СД, прибывшая в начале сентября в расположенную южнее Кисловодска карачаевскую деревню, была принята с воодушевлением, сравнимым с днями присоединения Судетской области. Сотрудников команды обнимали поднимали на плечи. предлагали подарки и произносились речи, которые заканчивались здравницей в честь фюрера. На многих митингах карачаевцы заверяли через своих уполномоченных в безусловной преданности Адольфу Гитлеру и безграничном доверии местным немецким органам. Они передали благодарственный адрес на имя фюрера. Во всех этих выражениях резко подчеркивается ненависть к большевистскому режиму и воля карачаевцев к свободе. Кроме того, были выражены четко означенные пожелания об определенном самоуправлении, о роспуске колхозов и о воспитании молодежи в соответствии с особенностями рода. К этим предложениям присоединились также представители балкарцев, которые стремились выделиться из существовавшего административного объединения с кабардинцами и объединиться с карачаевцами.

Из имеющихся наблюдений выявляется, таким образом, различное поведение русско-украинского населения и горских племен.

...Примечательным является стремление примерно 60 000 балкарцев отделиться от кабардинцев и присоединиться к карачаевцам, насчитывающим 120 000 жителей. Обе племенные группы выразили свое единение с Великой германской империей во многих мероприятиях через своих депутатов".

[РГВА. Ф. 500к. Оп. 1. Д. 776. Л. 15 - 32.]

Документ я оставляю без комментариев.

Этого оказалось достаточно, для того чтобы после освобождения Кавказа Сталин дал команду переселить карачаевцев за «нелояльность советской власти и сочувствие оккупантам»

Депортация карачаевского народа происходила в конце 1943 года, сразу же после освобождения Кавказа от фашистских захватчиков. Незадолго до начала Великой Отечественной войны, согласно данным всесоюзной переписи 1939 года, на всей территории СССР проживало 75 763 карачаевца, 92,79% (70 301) из которых жили в пределах Карачаевской АО. Во время всеобщей мобилизации 15 600 карачаевцев были призваны на поля сражений с немецкими войсками, еще 3000 человек были задействованы как т.н. «трудовые резервы». Оставшиеся в тылу карачаевцы тоже не сидели без дела: в первые годы войны они собрали и отправили 6 вагонов вещей для фронта (валенки, полушубки, бурки, шапки-ушанки, шерстяные носки и т.д.).

Однако первые дни Великой Отечественной войны обернулись для СССР весьма печальным образом. Вермахт двигался семимильными шагами и уже в августе 1942 года немецкие войска заняли территорию Карачаевской АО. Около 1200 жителей, в т.ч. женщины, Карачаевской АО сформировали порядка 17 партизанских отрядов.

Оккупировав территорию, вермахт установил свои порядки на всей области: комендантский час (с 19:00 до 4:00), использование немецкой валюты, немецкое написание названий населенных пунктов и учреждений на оккупированной территории, листовки, в которых сообщалось о ликвидации колхозов. Последнее использовалось для вербовки коренного населения Карачаевской АО: предполагалось, что ликвидация колхозов спровоцирует переход рабочих к единоличному землепользованию, что улучшило бы жизнь крестьян. Напряжение в рядах карачаевцев области сопровождалось продолжающимся ухудшением материального положения населения и новым репрессиям против него. Карачаевцы, которые в годы Гражданской войны выступали на стороне белогвардейцев, раскулаченные и противники советской власти стали переходить на сторону оккупантов. Антисоветские элементы начали формировать отряды для поддержки режима оккупантов и борьбы с партизанами.

Во времена Второй Мировой войны командование немецкого вермахта зачастую прибегало к формированию на оккупированных территориях разного рода организаций с целью поддержки оккупационного режима, например, «Карачаевский национальный комитет». Этого было достаточно для того, чтобы принять решение о депортации карачаевского народа.

Обвинения в коллаборационизме были поводом для депортации не только карачаевцев, но и большинства других народов Северного Кавказа. Одной из причин переселения были антисоветские движения 30-х годов XX века в период насильственной коллективизации. «Перегибы и искривления, допущенные при проведении коллективизации» спровоцировали выступление более двух тысяч карачаевцев, среди которых были не только сторонники белогвардейцев, но и религиозные деятели и князья. Несмотря на то, что выступления были подавлены, некоторые карачаевские семьи перешли на подпольную деятельность, стали создаваться т.н. «бандитско-повстанческие организации».

Оперативно-чекистская кампания по выявлению и аресту активных членов повстанческих организаций 1941-1942 гг. не принесла особых результатов. За указанный период на территории Карачая была выявлена 21 банда и 135 ее участников. С немецким наступлением антисоветские элементы активизировали свою работу. Некоторые историки не исключают того, что антисоветские выступления карачаевцев и немецкое наступление было спланировано синхронно. На это указывают тесные контакты руководителей повстанческих организаций с немецкими оккупантами, а некоторые из них даже проходили подготовку в немецких разведывательных школах. Об этом факте свидетельствовал доктор исторических наук Иван Бугай в своем труде «Их надо депортировать».

«Карачаевский национальный комитет», созданный при оккупационном режиме, пообещал, что колхозы будут упразднены, ее собственность, равно как и руководство экономикой и культурой автономии, будет передана в руки комитета. Комитет, по задумке вермахта, должен был отчитываться перед немецким дипломатом Эрнст-Августом Кестрингом, который позже принимал активное участие в заговоре против Гитлера.

Тема антисоветских выступлений карачаевцев присутствует и в исследованиях немецкого военного историка Йоахима Хоффмана. В своем труде «Немцы и калмыки 1942-1945» он указывает на то, что итогом образований административных управлений в Карачаевской АО было «признание на основе невмешательства независимых республик карачаевцев, кабардинцев и балкарцев на Северном Кавказе, которые поднялись на борьбу с советской властью еще до прихода немцев ».

В январе 1943 года советская армия вытеснила немецкие войска с территории Карачаевской АО и начала борьбу против антисоветских элементов. Повстанцы («главари бандповстанческих формирований», «мусульманское духовенство и националисты») в результате этих мероприятий были частично ликвидированы, а скрывшиеся продолжили деятельность в подполье. В ходе столкновений 10-15 февраля 1943 года карачаевцы ликвидировали 115 солдат и офицеров Красной Армии и сотрудников Государственной безопасности. Со стороны советских вооруженных сил были привлечены порядка двух тысяч сотрудников милиции и военнослужащих. Столкновения продолжались вплоть до октября 1943 года. За этот период было проведено 37 операций, в результате которых погибли как антисоветские элементы, так и сотрудники НКВД.

В разгар этих противостояний, 15 апреля 1943 года , вышла совместная директива НКВД и Прокуратуры СССР о переселении 573 членов семей главарей повстанцев. Позднее эта цифра была уменьшена до 472 человек. 9 августа все они были выселены за пределы области.

12 октября 1943 года Президиум Верховного Совета СССР принял решение о ликвидации административного устройства Карачаевской АО и переселении оставшихся представителей карачаевского этноса (62 842 человека) в Казахскую и Киргизскую ССР. Решение вступило в силу со 2 ноября 1943 года .

Войска НКВД численностью 53 тысяч человек взяли в кольцо аулы и преградили пути въезда и выезда из города. В четыре часа утра чекисты начали аресты, а для выселения одного аула тратили в среднем от 3 до 6 часов.

К 5 ноября 1943 года из Карачаевской АО было вывезено 34 эшелона , каждый из которых состоял из 58 вагонов, вмещавших порядка 2-2,1 тысяч человек. Первые эшелоны из Карачаевской АО прибыли в Джамбульскую и Южно-Казахстанскую область 10 ноября. К декабрю на территории Казахской и Киргизской ССР было расселено 15 987 семей (12 500 мужчин, 19 444 женщин и 36 670 детей). На территории Южно-Казахстанской области была расселена основная часть спецпереселенцев - 25 142 человека (3689 мужчин, 6674 женщин и 14 679 детей).

Из сообщения начальника ГУЛАГа В. Г. Наседкина Л. П. Берии:

К моменту прибытия эшелонов на станциях разгрузки своевременно концентрировался автогужевой транспорт. Разгрузка эшелонов проходила организованно и планомерно. Как при приеме эшелонов, так и при вселении в колхозные и совхозные дома никаких эксцессов и происшествий, как со стороны прибывших карачаевцев, так и местного населения не было. Подавляющее большинство спецпереселенцев в первые же дни после расселения приступило к работе в совхозах и колхозах по уборке хлопка, свеклы, очистке ирригационной системы.

Через несколько месяцев, 3 марта 1944 года , на основании приказа Государственного комитета обороны были демобилизовано 2543 карачаевца, которые должны были направиться к месту расселения своих семей или родственников.

Специально к приезду спецпереселенцев в Казахской ССР было создано 488 спецкомендатур , к каждой из которых было прикомандировано 5-7 чекистов и офицерский состав. Особое внимание было уделено предотвращению попыток побега спецпереселенцев, однако на 1 июня 1944 года из мест поселения сбежало 77 человек, еще 19 человек было задержано.

Нехватка жилплощади для спецпереселенцев с Северного Кавказа заставило местное население уплотниться, а тем, кому не хватило мест, пришлось довольствоваться клубными зданиями, временными бараками, землянками и полуразрушенными домами. Кроме того, депортированные не имели никакой пригодной для местного климата одежды. Люди нуждались в большом количестве ткани на пошив зимней одежды и обуви, однако принятых мер было недостаточно. Стоит ли говорить, что у депортированных не было права покидать пределы района, а неповиновение жестоко каралось. Кроме того, глав переселенческих семей обязали в трехдневный срок сообщать о всех изменениях в своих семьях (побег, рождение ребенка или смерть члена семьи). Нарушение этого правила наказывалось штрафом до 100 рублей или же арестом до пяти суток. Для беглецов же указ Президиума Верховного Совета СССР предусмотрел наказание в виде 20 лет каторжных работ.

Первые годы за пределами родных земель были особенно трудны для карачаевского народа. К 1948 году у выселенных балкарцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев родилось 28 120 ребенка , а умерло 146 892 человека .

Первые послабления для режима содержания северокавказских народов на территории республик Средней Азии были приняты в 1954 году , с граждан, рожденных после 31 декабря 1937 года, был снят статус спецпоселенцев. Это позволило детям старше 16 лет поступать в учебные заведения, выезжать за пределы пункта проживания.

16 июля 1956 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны». К тому моменту численность спецпоселенцев сильно сократилось (30 100 человек) во многом за счет указа 1954 года о снятии статуса спецпоселенцев с граждан, рожденных позже 31 декабря 1937 года.

Указы об отмене особого режима в отношении депортированных народов и других групп людей отличались половинчатостью, стремлением не подвергать ни малейшей критике проводившуюся ранее политику массовых депортаций. Речь шла о том, что люди были выселены «в связи с обстоятельствами военного времени», а теперь, мол, их пребывание на спецпоселении «не вызывается необходимостью». Из последней фразы логически вытекало, что раньше это «вызывалось необходимостью». Ни о какой политической реабилитации депортированных народов не было и речи. Они как считались народами-преступниками, так таковыми и оставались, с той разницей, что из наказанных народов превратились в помилованные.

В. Н. Земсков.

Среди карачаевцев, имеющих отношение к Казахстану, был карачаево-балкарский поэт, прозаик и драматург Альберт Узденов , который появился на свет в поселке Задарья, Арысского района Южно-Казахстанской области. Кроме него стоит отметить первого председателя Верховного суда Карачаево-Черкесской республики Магомета Абрекова , третьего президента Карачаево-Черкесской республики Мустафу Батдыева , председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа, председателя ДУМ КЧР, муфтия Исмаила Бердиева , актера, уроженца Джамбулской области Шукура Тебуева и Героя Социалистического Труда Патию Шидакову .

Карачаевская АО была восстановлена 9 января 1957 года , но теперь Карачаево-Черкесская автономная область входила в состав Ставропольского края. Ей были возвращены некоторые районы, вошедшие в состав пограничных областей в период ликвидации области. Первые эшелоны карачаевцев прибыли на родину 3 мая 1957 года , что в истории карачаевского народа отмечается как «День возрождения карачаевского народа».

Читайте также: