Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров. Проблемы образования молодежи в россии Отношение молодежи к получению высшего образования

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное агентство образования

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

по теме: Отношение студентов к образованию

Выполнила:

студентка

группы №7044

Маслова Татьяна Андреевна

Руководитель:

Страхова Ирина Борисовна

Новосибирск 2009


I. Методологический раздел

1. Описание научной проблемы.

Обоснование актуальности:

Необходимость специального изучения ценностного отношения студенчества к высшему образованию определена связью этого отношения с формированием и реализацией потребности будущих специалистов в данной форме специального образования.

Студент - взрослеющий человек, определяющийся профессионально и потенциально включающийся в общественное разделение труда конкретной культурно-исторической эпохи. Эти факторы определяют специфику менталитета студента и отличают его от других.

· Студенты будущая рабочая сила, общество заинтересовано в ее качестве. А высшие учебные заведения непосредственно выпускают специалистов.

· Важное место в мотивации студентов отдается надежда в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов, несколько меньше – у экономистов, у студентов других вузов этот показатель колеблется от 20% до 28%.

· Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, поэтому следует выявлять отношение студентов к образованию каждый год.

Высшие учебные заведения Российской Федерации (тысяч человек).

2006-2007 2007-2008
Число высших учебных заведений - всего 1090 1108
в том числе:
государственных и
муниципальных
660 658
негосударственных 430 450
Численность студентов - всего, тыс. человек 7310 7461
в том числе в учебных заведениях:
государственных и муниципальных 6133 6208
очных 3251 3241
очно-заочных (вечерних) 291 280
заочных 2443 2532
экстернат 147 155
негосударственных 1177 1253
из них обучалось на отделениях:
очных 331 331
очно-заочных (вечерних) 81 72
заочных 753 835
экстернат 12 14
На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек 514 525
в том числе государственных и муниципальных 431 437

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев.

2. Цель исследования

· Изучить отношение студентов к образованию.

3. Задачи исследования.

· Выявить потребность студентов в образовании.

· Определить место образования в системе ценностей студентов.

· Изучить факторы социализации студентов в отношении образования.

· Дифференцировать студентов по отношению у образованию.

4. Объект исследования.

· Студенты.

5. Предмет исследования.

· Поведение студентов в отношении образования.

6. Интеграция основных понятий.

· Студенчество – особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.

· Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи».

· Рассматриваются проблемы лишь студентов высших учебных заведений, так как при изучении особенностей учащихся средних специальных учебных заведений возникло бы много трудностей при сопоставлении их учебной деятельности, досуге, мировоззрении и оценки своей будущей роли в жизни общества в качестве специалиста.

7. Гипотеза.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций, с определенными социально значимыми устремлениями и задачами, обладающую присущими только ей особенностями.

Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.

II. Методический раздел

Построение выборочной совокупности.

Генеральная совокупность: студенты Новосибирска.

Выборочная совокупность:

1 ступень – отбор крупных и престижных ВУЗов Новосибирска.

Это НГУЭиУ, НГУ, НГТУ.

2 ступень – отбор студентов по полу, курсу обучения, уровню успеваемости.


III. Организационный раздел

Связь потребности в образовании с потребностью в изменении социального статуса, то есть образование выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим личности определенный социальный статус, престиж в обществе, определенный уровень материальной обеспеченности.

Потребность в образовании органически переплетается и с потребностью в труде. Обе эти потребности взаимно дополняют друг друга: не существует внутренняя потребность в труде именно как первая жизненная потребность, если она органически не дополняется потребностью в овладении наукой, пополнении знаний, навыков и умений. С другой стороны, получение знаний требует их применения в практике, то есть в трудовой деятельности.

Потребность в образовании есть потребность в развитии и самовоспитании личности. И в данном случае она включает в себя познавательные потребности, образование – это не только процесс приобретения знаний, но и навыков и практических умений.

Отсюда следует, что перечисленные связи потребности в высшем образовании с другими потребностями вытекают из основополагающих функций высшей школы: социальной, профессиональной и общекультурной.

Сравнительные материалы социологических обследований позволяют увидеть, что среди ценностей, связанных с социальной функцией образования, наиболее значима для студентов получаемая в результате образования возможность своей работой приносить большую пользу людям. Эту точку зрения в 1995 году разделяло 75,8% опрошенных, в 2000 году - 78,6% и в 2002 году - 63,6%.

Значительно ниже была оценена возможность образования как средства достижения высокого положения в обществе и высокой материальной обеспеченности. Так, реальным достижение высокого социального статуса в 1995 году считало 22,4% опрошенных студентов, в 2000 - 34,3%, а в 2002 году эта цифра равнялась 30,3%. Добиться материальной обеспеченности считали возможным в 1995 году 14,9%, в 2000 – 40%, в 2002 году – 12,1% опрошенных.

При оценке студентами общекультурной функции образования, то есть образование дает возможность повысить свой общекультурный уровень, число давших положительный ответ в 1995 году было равно 73,1%. Однако в 2000 году эту точку зрения разделило уже 57%, а в 2002 42,4% опрошенных.

Профессиональная функция образования открывает возможности студентам заниматься интересной профессиональной деятельностью. От 54,5 до 81,1% опрошенных студентов разных лет считают эту возможность вполне реальной.

Общекультурная функция высшего образования во многом раскрывается в сфере студенческого досуга. Материалы проведенного обследования показали, что студенты в свободное время отдают предпочтение занятиям спортом, общению в кругу друзей и общению с любимым человеком. Такие занятия как: просмотр телепередач, прослушивание радио, музыкальных записей, посещение кинотеатра, а так же посещение театров, концертов, выставок, чтение художественной литературы не популярны в среде обследованных студентов. Для подтверждения сказанного отметим, что если в 1995 году посещение театров, концертов и чтение художественной литературы было любимым занятием для 22,2% опрошенных, то в 2000 году этот показатель был равным всего лишь 3,1%.

Ценностное отношение субъекта к высшему образованию обеспечивает превращение способности, готовности к обучению в действительный процесс обучения. Внутреннее условие возникновения у индивида потребности в образовании – наличие у него соответствующих условиям обучения в ВУЗе знаний, умений и навыков. По степени развития их можно судить об уровне развития потребности в образовании.

Профессиональные планы у молодежи возникают под влиянием различных средств воздействия – мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т. д.

Более активная роль родителей в жизни студентов. Родители как никогда ранее опекают своих повзрослевших детей: сдают за них приемные документы, выторговывают льготы, заполняют регистрационные бланки и всячески опекают свое чадо, вмешиваясь в процесс обучения.

С другой стороны, массовое стремление к высшему образованию и среднему специальному образованию приводит к тому, что собственные возможности, склонности и способности оцениваются порой не в соответствии с избранной профессией, а по принципу «лишь бы с дипломом». И где уж тут думать о том, чтобы избираемая профессия соответствовала твоим склонностям и способностям, когда главным и определяющим становится принцип: «Не важно в какой вуз поступать, лишь бы поступить».

Для социологии образования важно изучение и самой личности студента. Характер будущей профессии во многом определяет и поведение студента. Студентов в этом отношении можно разделить на 3 группы:

1) Студенты, ориентированные на образование, потому что оно дает возможность получить профессию. Они хотят работать именно по этой специальности, у них есть интерес к работе, стремление реализовать себя именно в ней.

2) Студенты, ориентированные на бизнес. Отношение к образованию у них уже другое - для них учеба выступает в качестве инструмента, возможной стартовой ступени.

3) Неопределившиеся. Все параметры их отношения к учебе, профессии размыты, в их оценках и позициях нет ясности и определенности первых двух групп.

Типы культуры, поведения и всего образа жизни студентов:

1) Коллегиалы - общественники, которые отличаются активностью в студенческой жизни и тратят на это много своего времени.

2) Профессионалы - для которых будущая работа, профессия - самое главное, и этому подчиняется вся их студенческая жизнь.

3) Академики - будущие преподаватели университетов.

4) Нонконформисты - аристократическая богема, золотая молодежь, которая учится ради диплома, престижа, чтобы угодить родителям.

Современным студентам характерно:

Потребительское отношение к жизни (немедленное удовлетворении своих желаний, наиболее выгодные сделки, склонность торговаться. Студенты полагают, что имеют право на получение товара (курсового зачета или даже диплома) уже просто потому, что оплатили обучение), склонность торговаться, ориентация на развлечение (представления о том, что обучение должно быть увлекательным, легким и доставлять удовольствие плохо сочетаются с усердием и кропотливым трудом, необходимыми для получения серьезного высшего образования, студенты хотят получать хорошие оценки при минимуме усилий), несдержанность желаний, щепетильное отношение к личным потребностям, приспособляемость, высокая самооценка, они знают, чего хотят, недостаток воспитанности и отзывчивости, интеллектуальное равнодушие (для многих целью является вовсе не приобретение знаний – внимания удостаиваются лишь предметы, имеющие непосредственное отношение к будущим заработкам. Современная молодежь имеет доступ к небывало широкому объему информации, но не обладает способностью отличать важное от второстепенного. Они живо интересуются лишь тем, какой материал войдет в экзаменационные билеты и что потребуется, чтобы получить хорошую оценку), более активная роль родителей в их жизни, искушенность в технике (современные молодые люди прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других).

Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что ВУЗ является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

1

В проведённом исследовании предпринята попытка изучения субъективного отношения молодежи к современным социально-экологическим проблемам.Подробно рассмотрены проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения. В исследовании принимали участие студенты 1, 2, 4 и 5 курсов, обучающиеся по специальности «Социальная работа» факультета экономики и управления Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова.В работе чётко определены цели и задачи, объект и предмет исследования.Представлен методический инструментарий:авторская анкета «Взгляд на экологические проблемы»; проведен качественный и количественный анализ полученных результатов.Обоснована актуальность формирования в массовом сознании студентов идеи о необходимости сегодняшнего решения социально-экологических проблем на региональном уровне, что обеспечит их успешное решение и на глобальном уровне.

молодёжь.

ценности

природная среда

пути решения

окружающая среда

загрязнение

отношение к окружающей среде

экологическое образование

Экологическая проблема

1. Гринёва, Е.А. От экологического просвещения к экологическому образованию для устойчивого развития: ретроспективный анализ / Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина // Фундаментальные исследования. – 2013. - № 8 (часть 2). – С. 434-438.

2. Гринёва, Е.А. Экологическое образование через сердце. Настольная книга для педагога: учебно-методическое пособие / Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина. – Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014. – 105 с.

3. Давлетшина, Л.Х. Формирование экологической культуры младших школьников: духовно-нравственный аспект: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Х. Давлетшина. – М., 2015. – 26 с.

4. Кочетков, Н.В. Определяющие компоненты субъективного отношения к экологическим проблемам учащейся молодежи // Социальная психология и общество. / Н.В. Кочетков. – 2011. - №1. –С.83-96.

5. Николина, В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: автореферат дис. ... доктора пед. наук: 13.00.02 / В.В. Николина. – СПб., 1999. – 28 с.

Библиографическая ссылка

Гринёва Е.А., Давлетшина Л.Х. СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЁЖИ К СОВРЕМЕННЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20686 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В последние годы в России произошли серьезные изменения в сферах образования, науки, высококвалифицированных занятий и наукоемких отраслей экономики. Эти изменения еще не завершились, них долгосрочные последствия пока до конца не ясны. Помимо институциональных преобразований в секторах производства, воспроизводства и практического применения знания, важным ресурсом поддержания надлежащего уровня интеллектуального оснащения общества является наличие у его членов заинтересованного, позитивного отношения к знанию, выражающегося в реальных действиях. Без этого ресурса развитие, базирующееся на знаниях, становится проблематичным. Настоящая глава посвящена анализу этого ресурса.

Интеллектуальный капитал общества воспроизводится главным образом в сфере образования. Существенные изменения в этой сфере за последние 15 лет происходят на фоне устойчивых тенденций в отношении россиян к образованию как таковому. С середины 1990-х гг., после недолгого падения интереса к получению образования в период радикальных рыночных реформ, интерес к образованию в обществе устойчиво растет. Об этом свидетельствует развитие таких элементов инфраструктуры образования, как платные дополнительные занятия в школе, сеть репетиторства, подготовительные отделения вузов и т. п. Конкурсы в вузы и ссузы растут; увеличивается прием студентов на бюджетные и платные места. Иметь хорошее образование сегодня, в общем и целом, стало престижно.

Особенно важна в этом плане явно выраженная тяга к образованию у тех, кто сегодня вступает в жизнь, В 1990-е гг. ориентация на высшее образование стала одной из наиболее характерных черт этой возрастной когорты: молодежь с полным средним образованием отчетливо нацелена на поступление в вузы. В наибольшей мере эта установка свойственна городским школьникам, достигая максимума у детей руководителей, высококвалифицированных специалистов и состоятельных родителей: в этих группах желают получить высшее образование от 75 до 90% детей.

Реализуется или нет установка старшеклассников на поступление в вуз, во многом зависит от их родителей. По данным Фонда «Общественное мнение» 63% родителей детей, заканчивающих школу, желают дать своим детям высшее образование. Это желание подкрепляется готовностью пойти на неизбежные (и довольно большие) расходы, связанные с реализацией этого устремления. Сюда входят расходы на дополнительные занятия в школе и наем репетиторов, оплата обучения на подготовительных отделениях и заочных курсах, покупка книг и учебников, оплата проезда до места, где расположено учебное заведение, взятки для обеспечения поступления ребенка в вуз, взятки преподавателям вуза для получения ребенком зачетов и желаемых экзаменационных оценок и т. д. 42% родителей готовы идти на любые траты для того, чтобы их дети имели высшее образование, По некоторым данным, готовы дать взятку за поступление своего ребенка в вуз 56,2% родителей: из них 18,9% готовы платить 1-3 тыс. долл. США, 6,4% - 3-5 тыс. долл. США, 2,8% -5-10 тыс. долл. США, 28,1% -- «заплатят сколько скажут». Подготовка ребенка к поступлению в вуз обходится в среднем по России в 1 тыс. долл. США, а в Москве и Санкт-Петербурге -- значительно дороже. Ради обеспечения нужных сумм на достижение данной цели родители готовы идти на неизбежные жертвы. Так, учителя (низкооплачиваемая социальная группа) готовы ради поступления своего ребенка в вуз отказаться от полноценного отдыха, приобретения товаров, поездок к родственникам и друзьям, покупки книг, посещения театров, кино, концертов и т. д.; отказаться от намерения дать детям хорошее образование они готовы в самую последнюю очередь (от 4,2 до 9,1% опрошенных). Таким образом, образование в нынешнем российском обществе является реальной ценностью, и ради его получения россияне готовы идти на серьезные траты и самоограничения.

Стремление граждан к образованности -- важный ресурс для сохранения и приумножения интеллектуального капитала в обществе, но этот ресурс будет работать лишь при условии, что получение образования напрямую связывается с установкой на получение знаний и их дальнейшее применение в практической профессиональной жизни. В какой мере ценность образования связывается у россиян с этой установкой?

Социологические исследования показывают, что россияне относятся к получению образования преимущественно утилитарно. Оно является не столько самостоятельной ценностью, сколько средством для достижения более высоких позиций в обществе, связанных с материальным благосостоянием и властью. В какой-то степени образование используется как средство подъема в социальной иерархии и доступа к более высоким позициям еще с советских времен. Однако в последние годы произошел заметный сдвиг в целевых ориентациях россиян, и на сегодняшний день ценность образования подчинена задачам обогащения. Иными словами, образование ценится в той мере, в какой оно приносит доход и повышает статус; если оно не приносит таких результатов, его ценят довольно невысоко.

Какие же жизненные цели, с точки зрения россиян, чаще всего ставит перед собой современная молодежь?

Более половины опрошенных (53%) убеждены, что главная цель молодых -- обогащение, достижение материального благополучия («все хотят стать миллионерами»; «жить лучше родителей»; «денежный вопрос -- самый важный"). Другие цели назывались значительно реже (данные в % от числа опрошенных):

образование ………………………………...19

работа, карьера………………………………………........17

самореализация …………………………………………….4

удовольствия, развлечения, веселье…………………........4

создание собственной семьи………………………………...3

обретение свободы, независимости, самостоятельности...1

В общественном мнении присутствует понимание того, что жизненный успех человека (в том числе материальный) зависит от наличия у него диплома об образовании и от престижности этого диплома. Если в первой половине 1990-х гг. торжествовал взгляд, что для успеха в жизни образование необязательно, то сегодня его обязательность редко кем ставится под сомнение.

Ориентации россиян на разные образовательные уровни оказываются при этом проекцией притязаний на разные социальные статусы, а сама система образования -- средством для реализации этих притязаний. Дипломы разных видов (школьный аттестат зрелости, дипломы ссузов и профучилиш, вузовские дипломы, в том числе «красные» и полученные в сравнительно престижных или непрестижных вузах, кандидатские и докторские дипломы) по-разному ценятся на рынке труда. Аттестат зрелости малоэффективен как пропуск в достойную жизнь и в большей степени рассматривается как необходимое средство доступа к высшему образованию (так, в 1998 г. работали всего 2% выпускников средних школ). Вузовский диплом, особенно если он получен в престижном учебном заведении, существенно расширяет для человека возможности трудоустройства, но при конкурсном наборе на престижные и высокооплачиваемые должности в негосударственных компаниях не позволяет его обладателю конкурировать с кандидатами и докторами наук.

Ориентация на образование и продолжение его после школы у молодых россиян и их родителей во многом связана именно со стремлением расширить возможности достижения более высокого статуса. Молодежь, в принципе, не против получить при этом еще и знания -- однако знания только такие, которые будут напрямую способствовать реализации ее статусных устремлений. Другие знания, менее «практичные», зачастую не находят в ней отклика.

Утилитарное отношение к образованию оказывает мощное давление на учебные заведения -- от школы до вуза, подталкивая их к «практической» переориентации учебных курсов на основе текущей рыночной полезности.

Что касается юношей, то их стремление к поступлению в вузы и готовность родителей оказать им в этом всемерное содействие связаны также с таким важным фактором, как предоставление студентам отсрочки от призыва в армию. Рост конкурсов в вузы в последние годы был отчасти обусловлен и этим фактором.

Тяга к образованию соединяется в сознании молодежи с пониманием того, что знание как таковое не гарантирует высокого, а часто и сколько-нибудь достойного социального положения: для большинства профессий, связанных с производством, воспроизводством и применением знания (таких, как школьные учителя, преподаватели вузов, врачи, ученые, инженеры, многие категории высококвалифицированных рабочих и т. д.), характерен низкий уровень оплаты труда. Стремления работать в этих профессиях в настоящее время почти не наблюдается. Даже получив специализированную подготовку для работы в этих родах занятий, молодежь зачастую делает выбор в пользу более перспективных карьер, не связанных с полученными в учебных заведениях знаниями. Капитал профессиональных знаний не находит применения и безвозвратно теряется.

Молодое поколение, вступающее сегодня во взрослую жизнь, нацелено на успех, выраженный прежде всего в материальном достатке и высоком уровне потребления. Получение хорошего образования расценивается как всего лишь одно из средств достижения жизненного успеха. Инструментальное отношение к знанию в сочетании с неравенством в сфере образования, охватившим все ее ступени {от начальной школы до вуза и докторантуры), ведет к концентрации в учебных заведениях, дающих лучшие шансы на жизненный успех, молодых людей (прежде всего из состоятельных слоев общества), использующих диплом как трамплин для занятия высоких социальных позиций, в которых полученные ими профессиональные знания уже не требуются. Многие поступают в учебные заведения и учатся в них вовсе не ради знаний.

В вузах происходит передача накопленного в обществе научного знания от поколения к поколению, и от того, насколько эффективно оно передается, зависит состояние интеллектуального потенциала общества. Знания передаются эффективнее всего, если у студентов есть сильные личные мотивы к овладению ими. Насколько эти мотивы у них выражены?

Исследования показывают, что обучение в вузе в значительной степени подчинено у студентов более важной ценности: повышению будущего статуса и перспективе успешной карьеры. Оценивая роль высшего образования, студенты указывают прежде всего на его инструментальную значимость, видя в нем средство, позволяющее получить привлекательную работу и сделать хорошую карьеру; овладение знаниями и высокая профессиональная подготовка уступают в значимости перспективам, открывающимся благодаря диплому, и порой менее значимы, чем отсрочка от призыва в армию. Для тех, кто учится по выбранной специальности, получение знаний в вузе может быть очень важным; для тех, кто учится в вузе в основном ради диплома, ради избежания армейской службы или ради откладывания на будущее нелегкой проблемы трудоустройства, овладение собственно знаниями отходит на второй план. Между тем собираются работать по изучаемой в вузе специальности далеко не все студенты. Опрос московских студентов (2001) показал, что планируют работать по специальности лишь 60%; 10% опрошенных не связывали свою будущую жизнь с изучаемой профессией, а 29% затруднились ответить. Следует иметь в виду, что студенты не всегда адекватно оценивают ситуацию на рынке труда и, получив специальность, часто не находят соответствующей ей работы. В этих условиях становятся типичными случаи, когда студент, эмоционально вложившись в учебу и получив диплом, не находит возможности применить полученные знания, или когда студент, трезво и цинично оценивающий невостребованность знаний как таковых, отказывается тратить силы и время на серьезное и глубокое овладение профессией.

Отношение студентов к учебе -- прямое продолжение преимущественно утилитарного отношения к образованию. Исследование студентов четвертых курсов российских вузов (2001) показало широкое распространение стратегии сокращения усилий на учебу и получение диплома, не гарантирующего доступ к социально привилегированным позициям. Лишь 17,3% опрошенных выражали готовность идти на самоограничения ради овладения знаниями; 81,3% не имели желания ради этого в чем-то себя ограничивать. Среднестатистический студент больше включен не в учебу, а в досуг, молодежное потребление, работу. Прямым следствием этого становится снижение качества знаний выпускаемых вузами специалистов.

Сокращение усилий на учебу открывает студенту возможность поискать себе подходящую работу. Практика совмещения учебы с работой получила широкое распространение. Такая ситуация негативно влияет на качество подготовки студентов, но гармонично вписывается в их общую систему ценностных ориентации: учеба лишена смысла, если мешает выгодному трудоустройству и карьере.

Иерархия ценностей студентов тяготеет к следующей формуле: диплом важнее знаний, а выгодная работа важнее диплома. Это никак не способствует нормальному воспроизводству интеллектуального капитала в обществе.

Примечательно, что студентов научные и преподавательские карьеры не привлекают. Хотя 27% студентов ориентированы на обучение в аспирантуре, из них только 22% собираются заниматься наукой (6% от общего числа студентов) и только 14% -- преподаванием (4% от числа студентов). Иначе говоря, лишь треть потенциальных аспирантов нацелена на карьеры, предполагаемые учебой в аспирантуре. Сферы науки и образования, имеющие ключевое значение для общества б XXI в., испытывают острый дефицит высококвалифицированных кадров.

ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН)

Я.М. Ахметова, Л.К. Мухаметзянова, Р.Р. Хизбуллина1

1Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Республики Татарстан (проект №14-13-16003)

Аннотация. В представленной статье рассматриваются процессы социальной трансформации, происходящие в российском обществе, связанные с отношением к системе и качеству образования студенческой молодежи. С методологических позиций определяется проблемное поле и обозначается вектор развития системы подготовки кадров в высшей школе в современных условиях. Проанализированы результаты исследования по изучению отношения студенческой молодежи к организации учебного процесса и учебного заведения на региональном уровне, определены мотивы выбора профессии.

Ключевые слова: высшее образование, качество образования, студенческая молодежь, самооценка качества образования, организация образовательного процесса, профессиональное образование.

THE ATTITUDE TO EDUCATION OF THE STUDENTS (ON THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

Ya. Akhmetova, L. Mukhametzyanova, R. Khizbullina

Abstract. In the article the authors review the processes of social transformation that are happening in the Russian society and are connected with the system and quality of student’s education. The authors define the problem itself and direction of the development of personnel training system from the methodological point of view. The results of research on the studying of the student"s youth attitude towards the educational process and educational establishment at the regional level are analysed, motives of choice of occupation are defined.

Keywords: higher education, quality of education, student"s youth, self-assessment of quality of education, educational process management, professional education.

Актуальность изучения проблемы, касающейся места и роли высшего образования в системе ценностей и жизненных стратегий молодежи, детерминирована повышением роли и значимости системы образования в современном российском социуме.

Поскольку система образования является важнейшей подсистемой социальной сферы нашего государства, которое обеспечивает получение систематизированных знаний, умений и навыков с дальнейшей целью применения их в профессиональной деятельности, постольку она сохраняет и поддерживает существование человеческой цивилизации в целом .

Получать высшее образование в нашей стране всегда было престижно, а в последние годы число поступающих в высшие учебные заведения, заметно выросло. Количество поступающих в вузы и число выпускников школ в 2015 году составило 719 тыс. школьников. Количество бюджетных мест для

поступающих в вузах РФ в 2015 году увеличилось до 576 тысяч .

Согласно авторскому социологическому исследованию, посвященному выявлению отношения учащейся молодежи Республики Татарстан к качеству образования, организации образовательного процесса, выбора профессии и учебного заведения , 78% опрошенных из числа сельской молодежи Республики Татарстан ориентированы на получение высшего образования и делают выбор в пользу обучения в высшем учебном заведении, в то время как только 22% сельских старшеклассников для получения дальнейшего профессионального образования выбирают колледж (училище, техникум). Что касается городских школьников, то данные распределились следующим образом: 87%

опрошенных ориентированы на поступление в вуз (институт, академия, университет) и получить высшее образование и только 13% респондентов желают ограничиться начальным и средним профессиональным образованием .

В целом, среднее значение по выбору начального и среднего профессионального образования по состоянию на 2014 соответствует 17% выбора старшеклассников и 83% ориентируются на получение высшего образования. В основном, повышение доли выпускников школ, получающих высшее образование - это общемировая тенденция.

Ценности являются самым сильным регулирующим фактором развития общества. В последнее время ценностная компонента получения высшего образования неизменно повышается. Тем не менее, в современных условиях ценность образования реализуется у молодежи через преодоление дисбаланса между высоким престижем получения высшего образования и сложностью его реализации по завершении вуза .

Данные авторского исследования в период 2014 - 2015 гг. позволяют говорить о том, что опрошенные старшеклассники, потенциально находящиеся на этапе профессионального самоопределения, по значимости приоритетов профессиональную деятельность ставят на 4-е место, в то время как, в первую очередь, старшеклассники ориентированы на «жизненный успех». Последний, по мнению, сельских и городских школьников, в первую очередь зависит от целеустремленности и от наличия высшего образования, на втором месте стоит высокооплачиваемая работа, на третьем месте - материальная обеспеченность . Из полученных данных следует, что сегодня высокооплачиваемая работа,

материальная обеспеченность и наличие высшего образования являются

приоритетными факторами в системе профессионального самоопределения

современных старшеклассников.

В результате формирования жизненных и профессиональных стратегий молодежь, как правило, рассматривает высшее образование как обязательный, инструментальный фактор для достижения жизненного успеха .

Эмпирическим путем подтверждено, что жизненные стратегии молодых людей определяются их изначально неравными стартовыми социально-экономическими

возможностями. Уровень материального положения, культурный уровень родителей, место поселения во многом предопределяют возможности реализации жизненных стратегий молодых людей.

Согласно исследованию 55% студенческой молодежи обучаются за счет государственного бюджета, 44% за счет личных финансовых средств и всего 1% - за счет средств

предприятия, работодателя и т.п. При этом для поддержки своего финансового состояния подрабатывают треть опрошенной (30%) молодежи. Вместе с тем 57% из числа опрошенной студенческой молодежи дневного обучения отметили, что нуждаются и регулярно получают финансовую поддержку родителей (родственников). Только 6% респондентов указали, что они живут только на получаемую стипендию и 2% опрошенных затруднились с ответом.

В условиях современного общества успешность жизненного пути человека, в частности, его социально-профессиональной траектории все в большей степени определяются приобретаемыми знаниями, навыками, компетенциями, квалификациями, способностью адаптации к социальным изменениям, что составляет основу человеческого капитала .

Известно, что между планами молодежи «на входе» в систему высшего образования и «на выходе» из нее существует значительное расхождение. Зачастую, молодые люди не видят необходимости в осуществлении профессиональной деятельности в рамках полученной специальности. Данное

утверждение было актуально, скорее, для молодежи 1990 - 2000 гг., поскольку

результаты авторского исследования констатируют, что значительная часть респондентов из числа учащейся молодежи (72%) собираются работать по специальности. Причем, данный показатель соответствует мнению студентов всех вузов Республики Татарстан, принявших участие в исследовании. Не собираются работать по специальности всего 11% респондентов.

В жизненной стратегии молодежи получение высшего образования и специальности рассматриваются в качестве важного составляющего в достижении «жизненного успеха» и ресурса дальнейшего жизнестроительства. По оценкам социологов, молодые специалисты, работа которых в полной мере соответствует полученной специальности, в большей степени обладают не только качествами, которые можно отнести к традиционным для российской ментальности, но и присущими современной этике труда. Современные характеристики трудовых отношений влияют на жизненные позиции молодых специалистов, усиливая мотивацию выбора работы по специальности. Важное место в мотивации студентов отдается надежде в перспективе найти хорошую работу. Профессиональная функция образования,

конечно же, должна играть положительную роль в возможности заниматься интересной профессиональной деятельностью в будущем. К сожалению, в реальности, оказывается «каждый второй» (молодой специалист), чья работа соответствует полученной в вузе специальности, относится к категории малообеспеченных (20,5%), либо

обеспеченных ниже среднего уровня (30,2%)»

образование

специалистом

деятельности,

получив качественное

и став образованным в определенной области должен реализоваться в

профессиональной деятельности. Именно высокое качество профессионального образования должно проявляется в уровне востребованности выпускником учреждений профессионального образования на рынке труда. С этой точки зрения нам было

интересно узнать, насколько студенты оценивают качество обучения и процесс организации образовательного процесса. Термин «качество обучения» включает в себя результат учебного процесса: организация

учебно-методического процесса, состояние материально-технической базы, уровень квалификации профессорскопреподавательского состава и

интеллектуальный потенциал студентов высшего учебного заведения .

Выявлено, что 47% молодежи полностью удовлетворены уровнем организации учебного процесса и учебного заведения в целом. Скорее удовлетворены организацией учебы треть опрошенных - 35%. Менее 10%

респондентов скорее не удовлетворены (9%) и только 7% опрошенных не устраивает ни вуз, ни организация обучения; 2% затруднились с ответом, см. рис. 1.

Рисунок 1. - Удовлетворенность уровнем организации учебного процесса и учебного заведения

(% к опрошенным респондентам)

Процесс профессионального

самоопределения и становления молодежи во многом опосредован удовлетворенностью качеством обучения в учебном заведении. Большая часть опрошенной молодежи (53%) удовлетворены качеством обучения, треть опрошенных (32%) - скорее устраивает, чем нет. Противоположное мнение высказал всего 8% респондентов («скорее нет, чем да») и только 5% учащейся молодежи не удовлетворены качеством образования своего учебного заведения; 2% опрошенных затруднились с ответом, см. рис. 2.

Образовательный процесс, реализуемый в стенах учебного заведения, помимо передачи профессиональных знаний, призван

раскрывать и личностные, индивидуальные способности учащихся. Большая часть опрошенной молодежи (45%) считают, что образовательный процесс учебного заведения помогает им оценить свои индивидуальные способности и раскрывать их в рамках учебного процесса; 27% учащейся молодежи уверены, что индивидуальные способности могут быть раскрыты только после окончания вуза в практической деятельности.

Рисунок 2. - Удовлетворенность качеством образования в выбранном учебном заведении

(% к опрошенным респондентам)

Мнение о том, что образовательному учреждению трудно раскрыть индивидуальные способности учащихся при существующей организации учебного процесса и раскрытие способностей во время обучения не определяет успех профессиональной деятельности специалиста в будущем, в равной степени высказали 12% опрошенных, соответственно.

В результате исследования, респонденты определили причины, снижающие качество образования. Среди факторов негативизации были выделены: 1) изучаемые дисциплины не соответствуют получаемой специальности (18% ответов респондентов); 2) неудовлетворительное качество преподавания дисциплин (13% ответов респондентов); 3) недостаточность практических занятий - 29% (наибольшее количество у студентов медицинского профиля (66%), инженерного профиля - 36% из числа опрошенных); 4) недостаточность теоретических занятий - 3%;

5) перегруженность аудиторными занятиями -8%; таких причин нет - 25% (наибольшее количество опрошенных экономического профиля (51%); 6) другое - 4%.

Современная молодежь достаточно серьезно относится к выбору профессии и учебного заведения. Профессиональные планы молодежи на будущее, так же как и выбор учебного заведения возникают под влиянием различных средств воздействия - мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т.д. В ходе авторских исследований были выявлены мотивы выбора учащейся молодежью учебного заведения. Ответы респондентов о рекомендации учебного заведения демонстрируют, что большинство из опрошенных (55%) сделали выбор в пользу образовательного учреждения самостоятельно (наибольшее значение по определенному учебному заведению - 73%), решение было

принято совместно с родителями - 22% ответов респондентов. О том, что непосредственно родители определили, где будут учиться их дети, отметили 11% опрошенных. На долю друзей, знакомых и других ответов по выбору учебного заведения приходится 12% ответов учащейся молодежи.

Также были выявлены мотивы выбора молодежью учебного заведения. Наиболее распространенными причинами выбора учебного заведения респонденты назвали: хорошая репутация образовательного учреждения (27%), престиж учебного заведения (26%), качественное образование (10%) и низкая оплата обучение, по сравнению с другими образовательными учреждениями. Менее 10% респондентами были определены мотивы - «учатся знакомые, родственники» (9%), «всегда мечтал учиться здесь» (8%), «попал случайно» (5%), другое (5%).

Также выявлено соответствие выбранного учебного заведения ожиданиям респондентов. По мнению, 46% учащейся молодежи выбранное учебное заведение полностью соответствует ожиданиям, частично образовательное учреждение соответствует ожиданиям 41% опрошенных, частично не соответствует ожиданиям у 8% респондентов и 4% опрошенных считают, что выбранное учебное заведение совершенно не соответствует их ожиданиям, см. рис. 3.

В целом учащаяся молодежь Республики Татарстан, принимавшая участие в исследовании оценивает свою учебу преимущественно на «хорошо» (64%), часть на «удовлетворительно» - 21%. Только 15% опрошенных оценивают свою учебу на «отлично».

Рисунок 3. - Соответствие выбранного учебного заведения ожиданиям респондентов (%)

Результаты исследования позволяют говорить, что в современных условиях социальной неопределенности именно система высшего образования может помочь сформировать профессиональные и жизненные ориентиры молодежи, что в конечном итоге предопределяет целостность и стабильность современного общества.

В настоящее время социологами все чаще фиксируется разрыв в доступности получения высшего образования молодыми людьми из различных социальных страт, что в конечном итоге оказывается существенным, а порою решающим фактором дальнейшего

жизненного пути личности. Кроме того, на региональном уровне существуют свои специфические особенности реализации полученного высшего образования при построении жизненной стратегии .

В результате проанализированных данных можно сделать следующий вывод: в настоящее время качество высшего образования остается одним из основополагающих механизмов формирования профессиональной и личностной самореализации, определяя ее характер и направленность.

Необходимость дальнейшего изучения отношения молодежи к образу, характеру и проблемам профессионализации и

профессионального образования в целом продиктована тесной связью формирования будущих специалистов, их профессиональной самореализации с качеством получаемого образования, удовлетворением молодежи организации процесса обучения и социальнопрофессиональных потребностей будущих специалистов.

Литература:

1. Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л.К.

Факторы влияния на выбор профессии у

старшеклассников (на примере Республики

Татарстан) // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 19. - С. 28-30.

2. Ефимова И.А. Повышение качества высшего образования в Российской Федерации // Российское предпринимательство. - 2011. - № 5. - Вып. 1(183). - С. 151-154.

3. По данным газеты «Известия».

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia. ru/news/583428

4. В статье использованы данные исследований,

проведенных в 2014 - 2015 гг., среди студентов. В нем приняли участие 1000 студентов из 8 учебных заведений г. Казани Республики Татарстан; возраст - от 17 до 23 лет. В опросе участвовали: юношей -39%, девушек - 61%. Работа выполнена при

финансовой поддержке Российского гуманитарного

научного фонда и Правительства Республики Татарстан (проект № 14-13-16003).

5. Большов В.Б. Высшее образование в системе жизненных стратегий молодежи (региональный аспект): Автореф. дисс. на соискание ученой степени / В.Б. Большов. - Краснодар, 2007.

6. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников средней школы // Социологические исследования. -2010. - № 7. - С. 88-96.

7. Хизбуллина Р.Р. Обучение как

профессиональной социализации:

методологический аспект // Молодой ученый. -2014. - № 5(64). - С. 445-447.

8. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодые специалисты: подготовка и востребованность на рынке труда // Социология молодежи. - 2015. - С. 114-122.

Ахметова Язглем Мубаракшевна (г. Казань, Россия), кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранные языки, Казанский государственный энергетический университет, e-mail: yazgul_ahmetova@mail. ru

Мухаметзянова Лилия Касымовна (г. Казань, Россия), кандидат биологических наук, главный специалист, организационный отдел, Академия наук Республики Татарстан.

Хизбуллина Радмила Радиковна (г. Казань, Россия), кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии, политологии и права, Казанский государственный энергетический университет.

Data about the authors:

Ya. Akhmetova (Kazan, Russia), candidate of philological sciences, assistant professor at the Department of Foreign Languages, Kazan State Power Engineering University, e-mail: [email protected]

L. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), candidate of biological sciences, chief specialist at the Administrative Department, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan.

R. Khizbullina (Kazan, Russia), candidate of sociological sciences, assistant professor at the Department of Sociology, Political Science and Law, Kazan State Power Engineering University.

Пока я не перешёл на последний курс колледжа, я особо не задумывался о том, буду ли учиться дальше. Родители говорили, что буду. «Ну ладно, им наверное виднее», - думал я. И ошибался. Родители советовали то, что было верно в СССР, то есть: главное, чтобы было высшее образование, а какое не важно, да и качество знаний не первостепенно, главное диплом! А сегодня-то как раз первостепенны именно знания. И хотя отправляли они меня в нужное место, на вопрос зачем, отвечали неправильно.

Когда я понял, что со своим средним специальным образованием я промахнулся, я стал возлагать какие-то свои надежды на высшее образование. Однако в голове мысль была и такая: «И без него прекрасно смогу зарабатывать». Когда поступил, был доволен: бюджет да еще и заочный. Круто.

К 20 годам учение уже порядком надоедает, и будь я очником, бросил бы на первой сессии. Но и на заочке я порядком понервничал, и бросить ух как хотелось. И не зря хотелось: понимал, что научить меня тут ничему не научат, а сил и времени потрачу массу. Уже решенные сессии я покупал в ларьке, который стоял напротив универа. Полный комплект решенных задач, написанных рефератов и т.п. Сдавать было гораздо проще с такой помощью, но учиться всё равно не хотелось. Вот какие мысли меня тогда посещали: «Мне УЖЕ 20, и я сам зарабатываю, я сам знаю, что мне лучше, не понадобится мне этот диплом, я буду заниматься бизнесом, а если вдруг понадобится, то пойду и куплю».

Родня давила со всех сторон: не бросай, учись, потом спасибо скажешь. Ну не могли меня убедить взрослые, ведь в 20 лет веришь в свои силы, как никогда. А люди, которые учат меня жизни, родились при социализме, в век промышленности, да еще в прошлом тысячелетии к тому же. И то, что я не бросил учёбу на 2 курсе, - случайность. После третьего семестра, который я закрыл не полностью, решил: ВСЁ! На следующую сессию не поеду. Пусть отчисляют. И в эти пол года, прошедшие между 2 сессиями жизнь меня так помотала, что я понял: мне нужна вышка! К тому же понял и то, какая профессия мне нужна. А то, что я экономлю год или два, решив перевестись, вместо того, чтобы бросить и поступать снова, было очевидно.

Случайно я оказался в чужом городе, среди осени. И имея иностранный паспорт, был вынужден работать там, где устраивали неофициально. В общем стал гастарбайтером. За 6 месяцев я успел поработать на двух автомойках, на двух шиномонтажках, во фрейзерной мастерской, и на стройке. Работал я в это время за копейки, но даже не это произвело на меня большое впечатление. А люди, которые работали там, самый низший класс людей. И вот тогда я понял, что можно прожить жизнь без диплома и без образования, и можно при этом более или менее себя обеспечивать. Но жизнь эта будет проходить на грязной тяжелой работе, в окружении несостоявшихся людей.

Я не считаю получение диплома о высшем образовании необходимым условием успеха. В профессии, которую я выбрал, диплом обязателен, во многих других можно и без него. Самообразование - вот, что важно.

Возраст поступления в ВУЗ, это возраст когда просыпается бунтарский характер. И с этим бунтарским настроем сделать правильный выбор гораздо сложнее.

Эта статья написана мной для родителей, чтобы они, направляя своих детей, понимали, с чем те сталкиваются, как всё воспринимают. И чтобы они старались с одной стороны удержаться от навязывания выбора, а с другой стороны -- не пускали бы всё на самотёк.

Читайте также: