Публикации. Лётчик от Бога Герои не сдаются. И не умирают

Вот такие фильмы и истории нужно показывать современным школьникам.

Фильм о легендарном вертолётчике, полковнике Николае Майданове, герое Советского Союза, герое России, прошедшем Афган и Чеченские войны. Николай Майданов в сложных горных условиях разработал свою систему посадки и взлёта вертолёта. Погиб в Чечне в 2000 году, при выполнении боевого задания. Взяв на борт раненых и десант, попав под перекрёстный огонь противника, истекая кровью, вывез всех с поля боя, и скончался, посадив вертолёт.

Николай Майданов - один из четырёх человек, удостоенных как звания Героя Советского Союза, так и Героя Российской Федерации, и единственный, кому оба звания были присвоены за подвиги на поле боя.

Несмотря на то, что его отец был казахом, а мать - немка, Николай Майданов в 40 лет решил креститься, принять православную веру. Крёстным отцом стал генерал-майор А. М. Филипенок.

Борттехником на вертолёте Майданова во время его службы в Забайкалье и Афганской войны был Анатолий Вячеславович Лебедь - будущий Герой России, единственный офицер спецназа, служивший с протезом.

Николай Майданов - человек беспримерного мужества и отваги. Его боевые качества помнят Афганистан и Чечня. Герой Советского Союза и Герой России. По признанию сослуживцев, летное мастерство Майданова было столь высоко, что ему - одному из немногих пилотов - разрешали поиск бандформирований в режиме «свободной охоты», то есть, без согласования с командованием авиационной части.

АФГАНИСТАН ЗВУЧАЛ В ЕГО ДУШЕ

То, что Николай Майданов свяжет свою жизнь с небом, было предопределено.

Он появился на свет 7 февраля 1956 года в селе с небесным названием Таскудук (в переводе с казахского означает «колодец из звезд») Джамбульского района Уральской области в дружной многодетной семье. Срочную отслужил в Группе советских войск в Германии. Сразу по возвращении, в 1976 году, поступил и в 1980 году окончил Саратовское высшее военное авиационное училище. Службу нес в Одесском, Туркестанском и Забайкальском военных округах, летая на боевом «Ми-24» - знаменитом «крокодиле.

В 1984 году Майданов впервые попал в Афганистан. В первую свою командировку он провел там «всего» год. Но слава пришла к нему во время второй командировки. Он принимал участие в десантных операциях в районе Пандшера, Ташкудука, Мазари-Шарифа, Газни, Джелалабада, высадив более двухсот разведывательных групп. Выходил на караваны регулярно. Именно тогда за Николаем Майдановым закрепилось прозвище Коля-счастливчик.

Свой первый крупный караван в сто девяносто три вьючных животных Майданов записал на боевой счет 12 мая 1987 года. Трофеи взяли такие, что в Кабуле не знали, что делать от радости: шестьдесят ПЗРК, пятьсот реактивных снарядов, выстрелы к гранатометам, цинки с патронами.

Экипаж Коли-счастливчика в составе штурмана Валерия Альмакова и борттехника Сергея Лазарева за год обнаружил и уничтожил десять караванов с оружием. Это не считая ежедневной доставки продуктов, почты и лекарств. Душманы на собственной шкуре почувствовали, что на участке границы с Пакистаном работают асы. В пакистанских лагерях создали специальный отряд по борьбе с вертолетчиками, работающими «по караванам».

После гибели нескольких экипажей вертолетчикам нужно было менять тактику. Сам Майданов однажды чуть не попал в ловушку. На «охоту» вылетели вечером. Шли, как обычно, на сверхмалой высоте. Сразу за горным хребтом ведущий заметил оседланных лошадей. Сели. Десантники их захватили. И тут по ним ударили минометы, стараясь отсечь их от вертолетов. Оказалось, «духи» специально оставили животных на видном месте, а вертолетчиков ловили «на живца». Тогда удалось выскользнуть из капкана, но пилот второго экипажа лейтенант Андрей Прозоров получил тяжелое ранение.

В 1988 году Николай Майданов совершил подвиг, за который был удостоен звания Героя Советского Союза. Группа спецназа и два вертолета попали в душманскую засаду. Винтокрылые машины были сожжены, их экипажи вместе с десантом, окопавшись, вели бой. Оставалось надеяться только на чудо. Но... или все, или никто! Майданов одним рейсом под ураганным огнем противника эвакуировал всех сорок шесть солдат и офицеров!

Есть в его биографии случай спасения катапультировавшегося летчика «Су-25» в районе Тулукана. К сожалению, имя и фамилию летчика автору публикации установить пока не удалось. Две афганские командировки Коли-счастливчика были подытожены записью в его аттестационных документах: «Военный летчик 2-го класса капитан Майданов дважды выполнял интернациональный долг в Республике Афганистан. За этот период совершил 1250 боевых вылетов. Общий налет составил 1100 часов. Награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени».

ГЕРОИ НЕ СДАЮТСЯ. И НЕ УМИРАЮТ

Контртеррористическая операция на Северном Кавказе стала решающим периодом в жизни государства и полковника Майданова. Россия начала по-настоящему, без остановок и топтания на месте наводить порядок в охваченной хаосом Чечне. Военные авиаторы приняли самое прямое участие в восстановлении законности и правопорядка. Николай Майданов всегда находился на острие событий. С августа 1999 года он принимает участие в контртеррористической операции в Дагестане - высаживает шесть тактических десантов. За Ботлих награжден орденом Мужества.

За полтора месяца чеченских боев к советским наградам Майданова добавились еще медаль Суворова, наградное оружие, часы от министра обороны и представление к ордену «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней.

13 декабря 1999 года Майданов снова оказался на волосок от гибели, спасая экипажи и десант с трех сбитых вертолетов в горловине Аргунского ущелья. По его вертушке били с сорока (!) огневых точек.

Пятнадцать пробоин на борту и перебитый топливный провод... Но Майданов выполнил приказ. Через две недели он спас от гибели командующего группировкой на Северном Кавказе генерал-полковника Виктора Казанцева и журналистов, сумев остановить обледенелый вертолет на краю пропасти.

Жена Николая Майданова Татьяна вспоминала: «Николай примерно за сутки до убытия в Чечню задумался и замолчал, что с ним редко бывало. И вот завтра ему лететь (в шесть часов у них уже отъезд из гарнизона), он в три часа ночи просыпается, садится на кровать и говорит: «Таня, пойдем сегодня покрестимся».

29 января 2000 года полковнику Майданову была поставлена задача высадить группу десанта в зоне действия ваххабитов. На деле это означало посадить боевые машины в самом логове бандформирований. Сказать, что задание было связано с риском для жизни, значит, не сказать ничего. Вертолетчики отправились в самое пекло.

Сразу после высадки стало понятно, что наших военных здесь уже ждали. Отряд десантников попал в засаду - под мощный перекрестный огонь до поры затаившегося противника. В первые мгновения скоротечного боя несколько наших бойцов получили ранения.

Десант был обречен на гибель. У Николая Майданова времени на раздумье почти не осталось. Командир вертолетчиков принял единственно возможное в этой ситуации решение - забрать группу спецназа обратно к себе на борт. По словам сослуживца Николая Майданова вертолетчика Виктора Николаева, суворовский закон «Сам погибай, а товарища выручай» был растворен в горячей крови Майданова. «Никогда он не бросал боевых товарищей в беде. Перед Богом свидетельствую об этом всем своим опытом, когда мы вместе с Николаем сражались плечом к плечу в Афгане», - вспоминал Николаев.

Противник сосредоточил огонь на вертолете Майданова. По командиру бил снайпер. Пуля угодила в приборную доску и срикошетировала ему в грудь, попав область сердца. Но даже такая тяжелая рана не была смертельной для него. Майданов не выпустил штурвала из рук.

«Уже в момент набора высоты Николай снова был тяжело ранен - в шею. Поврежденными оказались важнейшие артерии, перебиты шейные позвонки. Но он продолжал лично управлять винтокрылой машиной - и почти довел ее до базы. На то он и был - летчиком от Бога! В этом почти уже мертвом состоянии он управлял бортом еще в течение пятнадцати минут. И только когда убедился, что уже все спасены и никому не угрожает опасность, находясь в воздухе, передал управление правому пилоту и на руках у борттехника в небе умер. Вертолет посадил его второй пилот... - рассказывал о последних минутах жизни прославленного пилота В.Николаев. - В отряде вертолетчиков никто не хотел верить в смерть любимого командира. Матерые мужики, прошедшие пекло множества жесточайших баталий, плакали от такой утраты навзрыд, как малые дети. До сих пор и я не могу осознать смерть своего боевого друга. Несмотря на запоздалые усилия фронтовых врачей, душа героя отлетела от нас, земных, в недостижимую пока небесную даль».

Николай Майданов похоронен на аллее Героев кладбища во имя преподобного Серафима Саровского в Санкт-Петербурге. В 2000 году Указом Президента Российской Федерации Майданову Николаю Сайновичу было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

7 февраля - День рождения Николая Майданова - вертолетчика от Бога, человека беспримерного мужества и отваги. Его боевые качества помнят Афганистан и Чечня. Герой Советского Союза и Герой России. По признанию сослуживцев, летное мастерство Майданова было столь высоко, что ему - одному из немногих пилотов - разрешали поиск бандформирований в режиме «свободной охоты», то есть, без согласования с командованием авиационной части.

АФГАНИСТАН ЗВУЧАЛ В ЕГО ДУШЕ

То, что Николай Майданов свяжет свою жизнь с небом, было предопределено.

Он появился на свет 7 февраля 1956 года в селе с небесным названием Таскудук (в переводе с казахского означает «колодец из звезд») Джамбульского района Уральской области в дружной многодетной семье. Срочную отслужил в Группе советских войск в Германии. Сразу по возвращении, в 1976 году, поступил и в 1980 году окончил Саратовское высшее военное авиационное училище. Службу нес в Одесском, Туркестанском и Забайкальском военных округах, летая на боевом «Ми-24» - знаменитом «крокодиле.

В 1984 году Майданов впервые попал в Афганистан. В первую свою командировку он провел там «всего» год. Но слава пришла к нему во время второй командировки. Он принимал участие в десантных операциях в районе Пандшера, Ташкудука, Мазари-Шарифа, Газни, Джелалабада, высадив более двухсот разведывательных групп. Выходил на караваны регулярно. Именно тогда за Николаем Майдановым закрепилось прозвище Коля-счастливчик.

Свой первый крупный караван в сто девяносто три вьючных животных Майданов записал на боевой счет 12 мая 1987 года. Трофеи взяли такие, что в Кабуле не знали, что делать от радости: шестьдесят ПЗРК, пятьсот реактивных снарядов, выстрелы к гранатометам, цинки с патронами.

Экипаж Коли-счастливчика в составе штурмана Валерия Альмакова и борттехника Сергея Лазарева за год обнаружил и уничтожил десять караванов с оружием. Это не считая ежедневной доставки продуктов, почты и лекарств. Душманы на собственной шкуре почувствовали, что на участке границы с Пакистаном работают асы. В пакистанских лагерях создали специальный отряд по борьбе с вертолетчиками, работающими «по караванам».

После гибели нескольких экипажей вертолетчикам нужно было менять тактику. Сам Майданов однажды чуть не попал в ловушку. На «охоту» вылетели вечером. Шли, как обычно, на сверхмалой высоте. Сразу за горным хребтом ведущий заметил оседланных лошадей. Сели. Десантники их захватили. И тут по ним ударили минометы, стараясь отсечь их от вертолетов. Оказалось, «духи» специально оставили животных на видном месте, а вертолетчиков ловили «на живца». Тогда удалось выскользнуть из капкана, но пилот второго экипажа лейтенант Андрей Прозоров получил тяжелое ранение.

В 1988 году Николай Майданов совершил подвиг, за который был удостоен звания Героя Советского Союза. Группа спецназа и два вертолета попали в душманскую засаду. Винтокрылые машины были сожжены, их экипажи вместе с десантом, окопавшись, вели бой. Оставалось надеяться только на чудо. Но... или все, или никто! Майданов одним рейсом под ураганным огнем противника эвакуировал всех сорок шесть солдат и офицеров!

Есть в его биографии случай спасения катапультировавшегося летчика «Су-25» в районе Тулукана. К сожалению, имя и фамилию летчика автору публикации установить пока не удалось. Две афганские командировки Коли-счастливчика были подытожены записью в его аттестационных документах: «Военный летчик 2-го класса капитан Майданов дважды выполнял интернациональный долг в Республике Афганистан. За этот период совершил 1250 боевых вылетов. Общий налет составил 1100 часов. Награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени».

ГЕРОИ НЕ СДАЮТСЯ. И НЕ УМИРАЮТ

Контртеррористическая операция на Северном Кавказе стала решающим периодом в жизни государства и полковника Майданова. Россия начала по-настоящему, без остановок и топтания на месте наводить порядок в охваченной хаосом Чечне. Военные авиаторы приняли самое прямое участие в восстановлении законности и правопорядка. Николай Майданов всегда находился на острие событий. С августа 1999 года он принимает участие в контртеррористической операции в Дагестане - высаживает шесть тактических десантов. За Ботлих награжден орденом Мужества.

За полтора месяца чеченских боев к советским наградам Майданова добавились еще медаль Суворова, наградное оружие, часы от министра обороны и представление к ордену «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней.

13 декабря 1999 года Майданов снова оказался на волосок от гибели, спасая экипажи и десант с трех сбитых вертолетов в горловине Аргунского ущелья. По его вертушке били с сорока (!) огневых точек.

Пятнадцать пробоин на борту и перебитый топливный провод... Но Майданов выполнил приказ. Через две недели он спас от гибели командующего группировкой на Северном Кавказе генерал-полковника Виктора Казанцева и журналистов, сумев остановить обледенелый вертолет на краю пропасти.

Жена Николая Майданова Татьяна вспоминала: «Николай примерно за сутки до убытия в Чечню задумался и замолчал, что с ним редко бывало. И вот завтра ему лететь (в шесть часов у них уже отъезд из гарнизона), он в три часа ночи просыпается, садится на кровать и говорит: «Таня, пойдем сегодня покрестимся».

29 января 2000 года полковнику Майданову была поставлена задача высадить группу десанта в зоне действия ваххабитов. На деле это означало посадить боевые машины в самом логове бандформирований. Сказать, что задание было связано с риском для жизни, значит, не сказать ничего. Вертолетчики отправились в самое пекло.

Сразу после высадки стало понятно, что наших военных здесь уже ждали. Отряд десантников попал в засаду - под мощный перекрестный огонь до поры затаившегося противника. В первые мгновения скоротечного боя несколько наших бойцов получили ранения.

Десант был обречен на гибель. У Николая Майданова времени на раздумье почти не осталось. Командир вертолетчиков принял единственно возможное в этой ситуации решение - забрать группу спецназа обратно к себе на борт. По словам сослуживца Николая Майданова вертолетчика Виктора Николаева, суворовский закон «Сам погибай, а товарища выручай» был растворен в горячей крови Майданова. «Никогда он не бросал боевых товарищей в беде. Перед Богом свидетельствую об этом всем своим опытом, когда мы вместе с Николаем сражались плечом к плечу в Афгане», - вспоминал Николаев.

Противник сосредоточил огонь на вертолете Майданова. По командиру бил снайпер. Пуля угодила в приборную доску и срикошетировала ему в грудь, попав область сердца. Но даже такая тяжелая рана не была смертельной для него. Майданов не выпустил штурвала из рук.

«Уже в момент набора высоты Николай снова был тяжело ранен - в шею. Поврежденными оказались важнейшие артерии, перебиты шейные позвонки. Но он продолжал лично управлять винтокрылой машиной - и почти довел ее до базы. На то он и был - летчиком от Бога! В этом почти уже мертвом состоянии он управлял бортом еще в течение пятнадцати минут. И только когда убедился, что уже все спасены и никому не угрожает опасность, находясь в воздухе, передал управление правому пилоту и на руках у борттехника в небе умер. Вертолет посадил его второй пилот... - рассказывал о последних минутах жизни православного пилота В.Николаев. - В отряде вертолетчиков никто не хотел верить в смерть любимого командира. Матерые мужики, прошедшие пекло множества жесточайших баталий, плакали от такой утраты навзрыд, как малые дети. До сих пор и я не могу осознать смерть своего боевого друга. Несмотря на запоздалые усилия фронтовых врачей, душа героя отлетела от нас, земных, в недостижимую пока небесную даль».

Николай Майданов был похоронен второго февраля на аллее Героев кладбища во имя преподобного Серафима Саровского в Санкт-Петербурге. В 2000 году Указом Президента Российской Федерации Майданову Николаю Сайновичу было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

О таком человеке говорят, что он рождён в небе, что он лётчик от Бога. Ещё
в детстве он мечтал стать вертолётчиком. То, что в семье старший брат Александр тоже готовил себя к будущим полётам, для Владимира не явилось решающим фактором, просто ему самому хотелось летать.

Владимир Никитич Бессонов родился в Москве, почти в самом его центре, недалеко от Арбата в 1959 году. В школе учился на «хорошо» и «отлично», занимался спортом. Он уже тогда чётко понимал, что для достижения поставленной цели необходимо усердно трудиться, получать знания. Пролетающие вертолеты всегда вызывали у него трепет в душе, и он провожал их взглядом с надеждой, что и сам вскоре тоже сможет летать.

После окончания средней школы Владимир поступил и с успехом закончил Волчанское авиационное училище лётчиков ДОСААФ СССР, получив специальность лётчика-инструктора на вертолётах. Понимая, что этого образования недостаточно, он в 1986 году закончил Московский институт инженеров гражданской авиации, став пилотом-инженером. По распределению был направлен для работы в НПО «Взлёт», где сразу же был направлен на обучение в Центр подготовки и совершенствования лётного состава Министерства авиационной промышленности. В октябре 1987 года ему была присвоена квалификация лётчика-испытателя 3-го класса. Так воплотилась в жизнь мечта детства, Владимир стал летать.

Когда я встретился с Владимиром, то ждал от него захватывающих рассказов о сложных полётах, о различных историях испытания авиационной техники, о работе за рубежом. При включённом диктофоне он на все вопросы отвечал однозначно - обычная работа, выполняем поставленные задачи.

Вот вы, полицейские, ловите жуликов и бандитов, а я просто летаю.

Без диктофона разговор пошёл более доверительно.

В настоящее время у Владимира Никитича более 9 500 часов налёта на различных модификациях вертолётов и самолётов. Он освоил более 20 типов воздушных судов, а именно: Ми-1, Ми-2, Ми-8 и его модификации, Ми-17 и его модификации, Ми-171, Ми-172, Ми-6 и его модификации,
Ми-10К, Ми-24 и его модификации, Ми-26Т, Ми-34, Ка-32 и его модификации, МD-500,
ВК-1171С2, Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-12. Имеет разрешение летать на зарубежных вертолётах Е-480, АS-350, BELL 206 L-3, ES-145, A-139. Но более всего ему нравилось летать на Ми-1. Он сожалеет, что этот вертолёт сейчас не выпускается. Говорит, что это
уникальная модель, позволяющая быстро познать технику её пилотирования, адаптироваться к машине и грамотно её эксплуатировать.

Сегодня Владимиру доверяют выполнять уникальные задачи, с которыми в России могут справиться только избранные лётчики. На Северном Кавказе он в горах восстанавливает вышки сотовой связи. Причём работу его вертолёта страхуют боевые Ми-24, которые при необходимости отстреливают тепловые ракеты, защищая его, таким образом, от попадания «Стингеров» в зависший вертолёт.

Недавно, в Санкт-Петербурге, он производил замену аналоговой антенны на цифровую на городской телевизионной башне. Эту работу необходимо производить с ювелирной точностью. Чётко взаимодействовать с наземными монтажниками, которые регулируют процесс закрепления и монтажа конструкции. При этом не должно быть никаких перекосов, нужно выдерживать вертикальную линию постановки груза.

Русская Православная Церковь доверяет ему реконструкцию церквей. Так, в Тамбове Владимир установил 21-метровый позолоченный крест на колокольню. Под Курском он поставил 16-тонный купол на церковном соборе. В Ногинском районе ему пришлось установить сначала колокола, а затем церковный купол.

Наверно, каждый лётчик в своей работе испытывал минуты, когда его жизнь зависела от решений, принимаемых за считанные секунды. Владимира Никитича судьба испытывала на прочность не раз. Работая в Украине, при заходе на посадку на вертолёте Ми-2, загорелся левый двигатель. Датчики, сигнализирующие возгорание, не сработали, поэтому не была включена вовремя система пожаротушения. Благодаря высокому мастерству, Владимир посадил горящий вертолёт, который потушили наземные службы. Совсем недавно он выполнял задание в Индии. Маршрут полёта проходил так, что пришлось пролетать в горах над территорией Бутана. На Ми-8, на котором он летел, вышла из строя аппаратура и пришлось выполнять вынужденную жёсткую посадку. Запомнилось Владимиру радушное отношение местных жителей, принёсших лётчикам еду и воду и оказавших помощь в устранении недостатков вертолёта.

В 1992 году Владимир Никитич вместе с группой московских милиционеров был направлен в США для обучения работе на полицейском вертолёте. Американские педагоги сильно удивлялись, почему русские пилоты садились в американский вертолёт и через непродолжительное время могли сами взлетать и без проблем выполнять любые полётные задания. Их лётчики на российских вертолётах летать вообще не могли. Владимир объяснил всё очень просто:

Методика подготовки российских пилотов лучше, чем американских. У нас она всесторонняя. Все действия пилот производит на своё усмотрение. У американцев всё выполняется по инструкции. Наш пилот работает по принципу «возможно» или «невозможно», а американцам надо всё разъяснять, давать приказ. У них невозможен отход от инструкции. Помню, как я сам сел в кабину американского вертолёта, изучил все приборы, понял что и как устроено и уже был готов к полету.

Вернувшись после обучения из США, именно Бессонов на Манежной площади во время презентации милицейского вертолёта получил ключи от BELL 206 L-3, на котором летал в качестве первого пилота. 14 лет Владимир проработал в вертолётном подразделении московской милиции. Кроме BELLа, летал на Ми-8, Ка-32. Все милицейские пилоты-обозреватели, кто работал с Владимиром, благодарны ему за то, что он обучал их, давал грамотные советы: как летать в сложных метеоусловиях, в тумане, при сильном ветре. Сам он с удовлетворением вспоминает о милицейской работе. Говорит, что ему нравился процесс организации работы. Ставилась задача и сотрудники милиции знали, что делать, как выполнить эту задачу. Часто ощущал единство во взаимодействии воздух-земля. Вспоминает, как спасли тонущего человека, как первыми обнаруживали пожары, как задержали с помощью патрульных милиционеров квартирных воров, которые проникли в квартиру по верёвке с крыши дома. Владимир Никитич утверждает, что период работы в вертолётном подразделении ГУВД Москвы был для него лучшим в его жизни.

Владимир считает себя счастливым человеком. Он наслаждается жизнью, любит свою работу, семью, воспитывает двух сыновей. Кстати, старший сын Максим пошёл по стопам отца, служит в одном из подразделений ГУ МВД России по г. Москве, имеет звание старший лейтенант полиции. В свободное от полётов время Владимир увлекается компьютером.

За высокие показатели в работе, профессионализм и мужество при выполнении заданий Владимиру Никитичу Бессонову Президент России Владимир Владимирович Путин присвоил высокое звание «Заслуженный лётчик-испытатель России». Спасибо тебе, Владимир, за службу. Мы гордимся знакомством с тобой.

Александр ОБОЙДИХИН

Фото из архива В. БЕССОНОВА

Читайте также: