Функции науки и их характеристика. Основные функции науки и её социальная роль. Кыргызский Национальный Технический Университет

Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми науки и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми примерами: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРИМЕРЫ ФУНКЦИИ НАУКИ

A) экологи пре­ду­пре­ди­ли об опас­ном для живых ор­га­низ­мов загрязнении вод Байкала

Б) учёные раз­ра­бо­та­ли новую кон­струк­цию истребителя и ор­га­ни­зо­ва­ли её се­рий­ное производство

B) финансовые ана­ли­ти­ки высказали пред­по­ло­же­ния о тен­ден­ци­ях развития бан­ков­ской системы на бли­жай­шие годы

Г) поля аг­ро­фир­мы засеяли кукурузой, ко­то­рая в ре­зуль­та­те работы спе­ци­а­ли­стов по ген­ной инженерии стала не­до­ступ­на для вредителей

Д) ме­тео­ро­ло­ги высказали пред­по­ло­же­ние о том, что в ре­зуль­та­те изменения кли­ма­та практически ис­че­за­ет весна в сред­них широтах, после зим­них холодов сразу на­сту­па­ет летняя жара

Е) учёные-фармацевты сле­дят за ка­че­ством производимого ле­кар­ствен­но­го препарата

1) производственная

2) прогностическая

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Производственная функ­ция науки свя­за­на с сбли­же­ни­ем науки и производства, с внед­ре­ни­ем научных от­кры­тий в промышленность. Прогностическая функ­ция связана с осу­ществ­ле­ни­ем прогнозирования по­след­ствий изменения окру­жа­ю­ще­го мира, на ос­но­ве данных пред­ви­дит возможные ре­зуль­та­ты развития процессов, рас­кры­ва­ет возможные опас­ные тенденции раз­ви­тия общества, фор­ми­ру­ет рекомендации по их преодолению.

A) экологи пре­ду­пре­ди­ли об опас­ном для живых ор­га­низ­мов загрязнении вод Байкала - прогностическая.

Б) учёные раз­ра­бо­та­ли новую кон­струк­цию истребителя и ор­га­ни­зо­ва­ли её се­рий­ное производство - производственная.

B) финансовые ана­ли­ти­ки высказали пред­по­ло­же­ния о тен­ден­ци­ях развития бан­ков­ской системы на бли­жай­шие годы - прогностическая.

Г) поля аг­ро­фир­мы засеяли кукурузой, ко­то­рая в ре­зуль­та­те работы спе­ци­а­ли­стов по ген­ной инженерии стала не­до­ступ­на для вредителей - производственная.

Д) ме­тео­ро­ло­ги высказали пред­по­ло­же­ние о том, что в ре­зуль­та­те изменения кли­ма­та практически ис­че­за­ет весна в сред­них широтах, после зим­них холодов сразу на­сту­па­ет летняя жара - прогностическая.

Е) учёные-фармацевты сле­дят за ка­че­ством производимого ле­кар­ствен­но­го препарата - производственная.

Ответ: 212121.

Ответ: 212121

Ученые-медики про­ве­ли ряд ис­сле­до­ва­ний и нашли сред­ства борь­бы с не­ви­ди­мы­ми вра­га­ми здо­ро­вья людей - раз­лич­ны­ми ви­ру­са­ми и бо­лез­не­твор­ны­ми бактериями, вы­зы­ва­ю­щи­ми ин­фек­ци­он­ные заболевания. Эти сред­ства вошли в прак­ти­ку ле­че­ния ин­фек­ци­он­ных болезней. Какие функ­ции науки про­ил­лю­стри­ро­ва­ны этим примером? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) мировоззренческая

2) социальная

3) познавательная

4) производительной силы

5) прогностическая

6) рекреационная

Пояснение.

1) ми­ро­воз­зрен­че­ская - нет, неверно, эта функ­ция не прослеживается.

2) со­ци­аль­ная - да, верно, есть поль­за людям.

3) по­зна­ва­тель­ная - да, верно, про­ве­де­ние исследований.

4) про­из­во­ди­тель­ной силы - нет, неверно.

5) про­гно­сти­че­ская - нет, неверно, эта функ­ция не прослеживается.

6) рекреационная - нет, неверно, эта функ­ция у науки отсутсвует.

Ответ: 23.

Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и функциями наук: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ Функции науки

А) по­ка­зы­ва­ет воз­мож­ные опас­ные тен­ден­ции раз­ви­тия общества

Б) пред­ла­га­ет ре­ко­мен­да­ции по пре­одо­ле­нию угро­жа­ю­щих че­ло­ве­че­ству проблем

В) спо­соб­ству­ет по­стро­е­нию це­лост­ной си­сте­мы взгля­дов на мир и место че­ло­ве­ка в нём

Г) по­мо­га­ет че­ло­ве­ку рас­смат­ри­вать яв­ле­ния окру­жа­ю­ще­го мира в их един­стве и многообразии

Д) поз­во­ля­ет пред­ви­деть по­след­ствия из­ме­не­ния окру­жа­ю­ще­го мира

1) мировоззренческая

2) прогностическая

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

А) по­ка­зы­ва­ет воз­мож­ные опас­ные тен­ден­ции раз­ви­тия об­ще­ства - прогностическая.

Б) пред­ла­га­ет ре­ко­мен­да­ции по пре­одо­ле­нию угро­жа­ю­щих че­ло­ве­че­ству про­блем - прогностическая.

В) спо­соб­ству­ет по­стро­е­нию це­лост­ной си­сте­мы взгля­дов на мир и место че­ло­ве­ка в нём - мировоззренческая.

Г) по­мо­га­ет че­ло­ве­ку рас­смат­ри­вать яв­ле­ния окру­жа­ю­ще­го мира в их един­стве и мно­го­об­ра­зии - мировоззренческая.

Д) поз­во­ля­ет пред­ви­деть по­след­ствия из­ме­не­ния окру­жа­ю­ще­го мира - прогностическая.

Ответ: 22112.

Установите соответствие между результатами научной деятельности и функциями науки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

А) открытие закона всемирного тяготения 1) познавательно-объяснительная

Б) разработка системы беспроводной связи 3) производственная

В) создание модели изменения климата на Земле до конца XXI в. 2) прогностическая

Г) создание атомного реактора 3) производственная

Д) открытие нового вида морских черепах 1) познавательно-объяснительная

Правильный ответ: 13231

Установите соответствие между функциями науки и примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ФУНКЦИЯ

Д) В государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в агрокомплексах государства Х вошли новейшие разработки

лабораторий Института сельского хозяйства.

1) прогностическая

2) производственная

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

А) Учёные-вулканологи предупредили о необходимости эвакуации населения региона в связи с возможным извержением вулкана. Прогностическая, так как ученые предупредили о возможном извержении вулкана.

Б) Разработанная учёными химико-технологического института технология напыления зеркальных

покрытий была внедрена в массовое автомобильное производство. Производственная, так как технология внедрена в производственный процесс.

В) Финансовые аналитики компании М. предупредили о возможном спаде на фондовом рынке и необходимости реструктуризации инвестиционных портфелей. Прогностическая, так как аналитики предупредили о возможном спаде на фондовом рынке.

Г) Учёные высказали предположение, что зимой в Арктике осадков выпадет больше обычного, а протяженность морского льда будет ниже нормы. Прогностическая, так как ученые высказали предположение.

Д) В государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в агрокомплексах государства Х вошли новейшие разработки лабораторий Института сельского хозяйства. Производственная, так как речь идет о внедрение селекционных достижений в сельское хозяйство.

Ответ: 12112.

Ответ: 12112

1) раскройте смысл понятия «наука»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о функциях современной науки;

− одно предложение, раскрывающее одну из отличительных черт научного знания.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1. определение понятия: наука – это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2. одно предложение, содержащее информацию о функциях современной науки: К функциям современной науки относятся: культурно-мировоззренческая, прогностическая и т. д.;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о функциях науки.)

3. одно предложение, раскрывающее одну из отличительных черт научного знания: одной из отличительных черт научного знания является объективность.

(Может быть приведено любое другое предложение, раскрывающее отличительные черты научного знания.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)

1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.

2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.

3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.

4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.

5) Все более очевидной становится ее социальная функция.

6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.

Пояснение.

Разработки прикладных наук влияют на развитие материального производства. Один из научных методов - моделирование, в том числе общественное. Социальная функция науки возрастает, остро стоит вопрос о социальной ответственности ученых.

1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства - нет, неверно, не связано с особенностями современной науки, т. к. производство во многом определяется научными достижениями и открытиями, а влияние науки со временем возрастает.

2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным - нет, неверно, не связано с особенностями современной науки, т. к. производство во многом определяется научными достижениями и открытиями, а влияние науки со временем возрастает.

3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития - да, верно.

4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития - да, верно.

5) Все более очевидной становится ее социальная функция - да, верно.

6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых - да, верно.

Ответ: 3456.

Ответ: 3456

Предметная область: Человек и общество. Наука

Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики.

2) Построение графической модели прогноза темпов экономического роста на долгосрочную перспективу иллюстрирует познавательно-объяснительную функцию экономической науки.

3) Взаимодействие экономических систем на мировом уровне изучает макроэкономика.

4) Структурная реформа промышленности, основанная на результатах исследований перспективных тенденций мирового экономического развития, иллюстрирует реализацию производственно-преобразующей функции экономики как науки.

5) Экономика - это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах.

Пояснение.

Экономика - наука, исследующая, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют растущую потребности. Микроэкономика - деятельность отдельных действующих субъектов (предприятие). Макроэкономика - экономическая деятельность в пределах страны.

1) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики - да, верно.

2) Построение графической модели прогноза темпов экономического роста на долгосрочную перспективу иллюстрирует познавательно-объяснительную функцию экономической науки - нет, неверно, это прогностическая функция.

3) Взаимодействие экономических систем на мировом уровне изучает макроэкономика - да, верно.

4) Структурная реформа промышленности, основанная на результатах исследований перспективных тенденций мирового экономического развития, иллюстрирует реализацию производственно-преобразующей функции экономики как науки - нет, неверно.

5) Экономика - это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах - да, верно.

Ответ: 135.

Ответ: 135

Иван Хеорхе

С точки зрения изучения перспективных тенденций мирового экономического развития − познавательная. С точки зрения рекомендаций и обоснования экономической политики государству, на основе которой провели реформу − практическая.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции современной науки. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

1. Производственная (например, учёные разработали несколько алгоритмов создания сети пунктов подзарядки для миллионов электромобилей и выбрали из них наиболее честный и эффективный).

2. Прогностическая (например, учёные-вулканологи предупредили о возможном извержении вулкана на Сицилии и необходимости эвакуировать население).

3. Познавательно-объяснительная(например, с помощью новых снимков учёные пришли к выводу, что, скорее всего, Марс был в 10 раз более водным, чем показывали результаты предыдущих исследований). Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции, приведены другие примеры .

Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

Учёный био­лог Пет­ров изу­ча­ет роль ядо­ви­тых гри­бов в жизни леса. Вы­бе­ри­те из приведённого пе­реч­ня эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды исследования, ис­поль­зу­е­мые Петровым. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Вы­дви­нул ги­по­те­зу о за­щит­ных функ­ци­ях ядо­ви­тых гри­бов по от­но­ше­нию к не­ко­то­рым видам растений.

2) Уста­но­вил в ла­бо­ра­то­рии хи­ми­че­ский со­став не­сколь­ких видов ядо­ви­тых гри­бов Подмосковья.

3) Из­го­то­вил мо­дель раз­ви­тия гриб­ни­цы в раз­лич­ных при­род­ных условиях.

4) Под­го­то­вил спи­сок ос­нов­ной ли­те­ра­ту­ры по изу­ча­е­мой проблеме.

5) Под­го­то­вил ил­лю­стри­ро­ван­ный атлас с опи­са­ни­ем наи­бо­лее распространённых видов ядо­ви­тых грибов.

6) За­фик­си­ро­вал с по­мо­щью ви­део­за­пи­си ареал рас­про­стра­не­ния ос­нов­ных видов ядо­ви­тых гри­бов Подмосковья.

Пояснение.

1) Вы­дви­нул ги­по­те­зу о за­щит­ных функ­ци­ях ядо­ви­тых гри­бов по от­но­ше­нию к не­ко­то­рым видам рас­те­ний - нет, неверно, рациональное.

2) Уста­но­вил в ла­бо­ра­то­рии хи­ми­че­ский со­став не­сколь­ких видов ядо­ви­тых гри­бов Под­мос­ко­вья - да, верно.

3) Из­го­то­вил мо­дель раз­ви­тия гриб­ни­цы в раз­лич­ных при­род­ных усло­ви­ях - нет, неверно, рациональное.

4) Под­го­то­вил спи­сок ос­нов­ной ли­те­ра­ту­ры по изу­ча­е­мой про­бле­ме - нет, неверно, рациональное.

5) Под­го­то­вил ил­лю­стри­ро­ван­ный атлас с опи­са­ни­ем наи­бо­лее рас­про­странённых видов ядо­ви­тых гри­бов - да, верно.

6) За­фик­си­ро­вал с по­мо­щью ви­део­за­пи­си ареал рас­про­стра­не­ния ос­нов­ных видов ядо­ви­тых гри­бов Под­мос­ко­вья - да, верно.

Ответ: 256.

Алёна Кургина 04.06.2016 07:08

Эмпирические методы противопоставляются рациональному познанию? По-моему, это принципиально неверно. Эмпирические методы должны противопоставляться практическим, рациональное познание - чувственному. Разве не так?

Валентин Иванович Кириченко

НЕТ, Эмпирические и практические одно и тоже.

Аграфонов Пётр 07.06.2016 11:25

А разве "Из­го­то­вил мо­дель раз­ви­тия гриб­ни­цы" это не эмпирический метод?

Валентин Иванович Кириченко

Абстрактные модели - рациональное.

Кот Московский 05.11.2018 19:12

фиксация ведь относится к рациональному уровню познания. Почему фиксация эмпирический метод, а не теоретический.

Разве чувственное познание не связано с эмпирическими методами, а рациональное с теоретическими?

Иван Хеорхе

Чувственный и рациональный уровни есть у любого вида познания - научного и ненаучного. А вот эмпирический и теоретический уровни и соответствующие им методы, только у научного познания, о котором и идет речь в задании. Разница между ними следующая - эмпирический уровень предполагает взаимодействие с реальными объектами при помощи органов чувств или специальных приборов, а теоретический уровень предполагает взаимодействие с логической моделью объекта познания. Таким образом, на обоих уровнях научного познания задействованы как чувственное, так и рациональное познание. Что касается фиксации, то она предполагает взаимодействие с реальным объектом познания (видеофиксация ареала обитания в данном задании), следовательно это эмпирический метод.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают функции денег.

1) средство мены; 2) средство платежа; 3) средство накопления; 4) мера стоимости; 5) мировые деньги; 6) средство кредита.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Пункты 1 и 6 не являются функциями денег.

Ответ: 16.

Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят:

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.

Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.Рациональное познание

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:

Понятие - мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке - кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов - различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола - его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве).

Социальные функции науки многообразны и вызывают особый интерес у самих ученых и широкой общественности. Заслуга постановки вопроса о функциях науки принадлежит Дж. Берналу. В книге «Социальная функция науки» (1939 г.) были отмечены три цели науки – психологическая, рациональная и социальная (удовлетворение любознательности ученого. исследование внешнего мира и применение знаний для достижения человеческого благополучия). Социальными функциями науки Бернал считал удовлетворение потребностей людей, воздействие на промышленное производство и влияние на социальные изменения.

Не вдаваясь в длительные дискуссии о функциях науки, ведущиеся в отечественной науковедческой литературе много лет, предложим модель, состоящую из шести основных функций: познавательной, прогностической, мировоззренческой, производственно-практической, функции науки как социальной силы, гуманистической функции науки.

Познавательная функция науки.

С древнейших времен основная цель науки была связана с производством и систематизацией объективно истинных знаний. Это – основная, познавательная функция науки. Наука обслуживает все отрасли общественного производства и многие сферы человеческой деятельности благодаря раскрытию объективных законов природы.

Гносеологическая функция органически присуща науке как творческой деятельности по добыванию новых знаний. Задачей науки является объяснение – раскрытие сущности объясняемого объекта, которое может быть осуществлено лишь через познание её отношений и связей с другими сущностями или её внутренних отношений и связей. Познание может проявляться и в форме житейских знаний, художественного и даже религиозного освоения мира (познание трансцендентного, сверхприродного, доступное только посвященным в форме эзотерического знания и мистики). Даже первобытный миф выполнял функцию объяснения мира и приспособления к нему. Но научное понимание имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими видами познания.

Наука снабжает общество достоверной, проверяемой и систематизированной информацией. Важнейшим достоинством научного знания является его воспроизводимость и всеобщность. Раз полученную истину можно перепроверить, но не нужно заново открывать. Так, бином Ньютона ныне известен каждому школьнику 8-го класса, и в этом смысле научное знание от его применения не стирается и не стареет. А ведь еще в средние века ученые-схоласты жаловались на то, что самым трудным делом является для них применение четырех арифметических действий.

Познавательная деятельность зависит от многих внешних обстоятельств, в том числе от господствующего в данном обществе мировоззрения, материальных ресурсов науки, численности и профессиональной подготовки научных кадров, совершенства исследовательской аппаратуры и методов обработки полученных данных. Особое значение в познании приобретают субъективные мотивы научной деятельности, прежде всего неуемная жажда открытий, признание научных заслуг коллегами. Не последнюю роль в деятельности современных ученых играет материальное вознаграждение их труда, научная карьера, слава и почет, которыми вознаграждает общество деятельность ученых. Но главным побудителем научного поиска всегда были и остаются общественные потребности, социальная практика.

Познавательную функцию в равной мере выполняют все науки, внося свой вклад в формирование научной картины мира. Но особую роль играет философское обобщение достижений фундаментальных наук. В результате таких обобщений не только складывается единая картина мира, но и обогащается важнейший компонент мировоззрения (натуралистический элемент как знание общих закономерностей неживой и живой природы).

Отметим, что границ познания не существует. Не раз современникам выдающихся открытий в области физики и других наук казалось, что дальше познавать нечего (так полагал К.Лоренц, когда была создана электромагнитная картина мира). Прошло всего несколько лет и физики стали исследовать ядро атома (опыты Э.Резерфорда), а еще позже, в конце 20-х - начале 30-х гг., трудами Н.Бора, В.Гейзенберга, Э.Шредингера, М.Борна. Л.Д.Ландау была создана квантовая механика, и на её основе оформились основные контуры неклассической, квантово-механической картины мира. В конце XX в. на основе синергетики, релятивистской космологии возникает новая единая картина мира (постнеклассическая, по терминологии В.С.Степина).

Прогностическая функция науки.

Кроме описания, понимания и объяснения науке присущи предвидение, предсказание и прогнозирование. Предвидение имеет различные формы, начиная от случайной догадки и кончая надёжными предсказаниями.

Термин «предвидение» используется в двух значениях:

1. в первом случае - оно понимается как знание о будущем независимо от того, каким способом это знание получено;

2. во втором - предвидение рассматривается как сложное движение познания, как исследовательский процесс, целостная операция, процедура познания.

Предсказание чаще всего трактуется как рассуждение, имеющее форму дедуктивного вывода, основанием которого служат или образец утверждения (эмпирические обобщения, законы или теории), либо частные утверждения, характеризующие условия применения общих положений в частном случае.

Разновидностью научного предвидения является прогнозирование - специальное исследование перспектив какого – либо явления. Оно составляет одну из научных основ управления (целеполагания, планирования, программирования, проектирования, управленческих решений).

Для современного общества в связи с обострением глобальных проблем человечества, прежде всего остроты экологического кризиса, поставившего под сомнение саму возможность выживания человечества и ведущего к крайне пессимистическим выводам. важно опираться на научный прогноз перспектив разрешения энергетических, продовольственных, экономических и социальных проблем общества. Актуальным является и прогноз перспектив развития образования и техники.

Естественной потребностью человека всегда было узнать будущее, свою судьбу. Это служило психологической основой популярности астрологии и хиромантии, деятельности прорицателей и пророков. И только успехи точных наук позволяют с математической точностью предсказывать взаимное расположение планет, затмения солнца и луны, разливы рек, климатические катаклизмы.

Наука по своей сути не только призвана снабжать общество достоверными знаниями, отражая мир в законах, научных принципах и категориях, но и предсказывать будущий ход событий. Впервые прогностическая функция науки заявила о себе в астрономии. Но если в древности способность предвидения будущего вселяла в людей страх и трепет, то ныне точный прогноз погоды, долговременные демографические прогнозы, прогнозы будущих открытий самой науки стали обыденным явлением.

Прежде всего наука прогнозирует с помощью специфических методов (метод «дельфийского оракула», основанный на выявлении метода экспертов) будущие изобретения и открытия. Известна, например, деятельность исследовательских групп, прогнозирующих тенденции развития военной техники. В условиях динамичного развития экономики у общества появляется настоятельная необходимость не только планировать, но и предвидеть отдаленные последствия своей деятельности. знать тенденции градостроительства, миграции населения, потребности в продовольствии. В ряде стран потребность предвидения событий породила футурологический бум. Появились сценарии развития различных регионов мира, геополитических конфликтов.

Сейчас много говорится об устойчивом экономическом росте, потеплении климата, разрастании озонной дыры и т.п. И если группе ученых во главе с Н.Моисеевым удалось с помощью компьютеров создать модель «ядерной зимы» (катастрофических последствий применения лишь части накопленного ядерного оружия), то получить точный и обоснованный прогноз социального развития по-прежнему остается непосильной задачей как в силу неразвитости прогнозов в гуманитарных науках, так и в силу сложности, многовариантности развития общества. Тем не менее в экономической науке теория «длинных экономических волн», разработанная В.Кондратьевым, работы В.Леонтьева и Л.Канторовича позволяют дать прогнозы отраслевого развития экономики. На основе социологических опросов удается довольно точно предсказать результаты предстоящих выборов президента США, победу той или иной партии в парламентских выборов.

Истории известны многочисленные примеры, когда футурологи жестоко ошибались. Не удалось предвидеть такого эпохального геополитического катаклизма, как распад СССР. Поэтому было бы преждевременно заявлять о всемогуществе науки в деле прогнозирования социальных явлений. В конечном итоге прогностическая функция осуществляется лишь на основе имеющегося достоверного знания и поэтому некоторые ученые считают её лишь подфункцией познавательной функции науки.

Тем не менее научные прогнозы на основе экстраполяции тенденций развития в настоящем на обозримое будущее – реальный факт. Техника прогнозирования будет совершенствоваться с прогрессом вычислительной техники. Во всяком случае социальный заказ на прогнозы со стороны ученых, политиков, руководителей физкультурно-спортивных организаций является серьезным стимулом для совершенствования самой науки как орудия предвидения будущего.

Мировоззренческая функция науки .

Мировоззренческая функция современной науки заключается в том, что мировоззрение человека и общества в эпоху НТР включает в себя наряду с идеалами, принципами, ценностями и нормами (аксиологическая составляющая) обобщенные сведения об окружающем мире и самом человеке. Наука оказывает свое влияние на мировоззрение человека в первую очередь через научную картину мира, в которой в концентрированном виде выражены общие принципы мироустройства. Знакомство с ними составляет одну из важнейших задач современного образования, которое формирует научное мировоззрение личности.

Напомним, что основной вопрос мировоззрения есть вопрос об отношении человека к миру. Но само отношение к миру, окружающей природной и социальной действительности зависит от полноты знаний о нем. Мифологическое и религиозное мировоззрение традиционного общества базировалось на примитивных, зачастую умозрительных и фантастических представлениях о мире. Начиная с научной революции XVII в., стало формироваться механистическая картина мира как начальная фаза естественнонаучного мировоззрения. Его основу составляли принципы ньютоновской механики, согласно которой мир подчиняется действию лапласовского детерминизма, а сам мир подобен часовому механизму, где все части пригнаны друг к другу. При этом законы науки не противоречат догмам Священного писания, которое сам И.Ньютон на склоне лет хотел обосновать математическим путем.

В дальнейшем научное мировоззрение дополнялось эволюционным принципом саморазвития путем естественного отбора (Ч.Дарвин), знанием о закономерностях микромира и релятивистскими представлениями о пространстве и времени. Социальная картина мира обогатилась материалистическими представлениями об обществе (К.Маркс), изменились представления о роли бессознательного начала в психике человека (З.Фрейд). Методологической основой научного представления о природе, обществе и человеке выступают принципы диалектики и материализма.

Не следует обольщаться огромным прогрессом естественных наук с точки зрения их влияния на мировоззрение каждого человека. Миллионы людей сохраняют религиозное мировоззрение и не имеют ни малейших представлений об устройстве Вселенной и о социальных законах. К примеру, представительные опросы граждан США показали, что 60% из них не знают причин смены дня и ночи, а также времен года. Несмотря на все достижения естественных наук большое количество людей увлекается магией, верит в бессмертие души, влияние звезд и планет на судьбу человека.

Итак, ядром научного мировоззрения по-прежнему остаются философские принципы, законы и категории. Естественные науки вносят решающий вклад в современную естественнонаучную картину мира, то есть натуралистический элемент мировоззрения. Велика роль и гуманитарных наук в формировании социологического элемента мировоззрения. Достижения науки оплодотворяют и конкретизируют абстрактные, предельно общие положения о материальности мира, бесконечности Вселенной, прогрессивном развитии природы, общества и человеческого мышления, познаваемости мира.

В то же время важно уяснить, что только на базе естественнонаучных знаний может сформироваться мировоззрение позитивистского типа с лозунгом «всякая наука – сама себе философия». Мировоззренческая безграмотность ученого вредит теоретическому исследованию, приводит к ошибкам, когда дело доходит до интерпретации и объяснения фактов, которые не укладываются в традиционную картину мира. Тогда возникают кризисы в науке, которые можно преодолеть только на основе «философской разборки» (В.И.Ленин) накопившихся фактов.

Производственно-практическая функция науки.

Основное назначение науки, её конечная цель – служить благу общества. Современная наука не только объясняет мир, но все в большей степени способствует его преобразованию.

Ф.Энгельс писал: «буржуазии для развития её промышленности нужна была наука, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. До этого же времени наука была смиренной служанкой церкви и ей не позволено было выходить за рамки, установленные верой» (Т. 22. С. 307).

Впервые процесс превращения науки в непосредственную производительную силу был зафиксирован и проанализирован Марксом в середине ХIХ века. Он сумел увидеть новый мощный импульс, который наука в этот период начала получать для своего развития. По словам К.Маркса «применение науки к непосредственному производству само становится для нее одним из определяющих и побуждающих моментов» (Т.46. Ч.2. С.212). В результате само производство становится экспериментальной наукой, технологическим применением современной науки (Там же. С221).

Условиями, способствовавшими превращению науки в непосредственную производительную силу, стало следующее:

Создание постоянных каналов для практического использования научных знаний;

Появление таких отраслей деятельности как прикладные исследования и разработки;

Создание центров и сетей научно-технической информации.

В XX столетии все более широкое применение научных знаний стало обязательным условием развития современного производства. В настоящее время экономическое благосостояние стран непосредственно зависит от состояния их сферы науки. Только те страны, которые уделяют серьезное внимание научным исследованиям, успешно осваивают наукоемкие технологии, мобилизуют для этого достаточно мощные финансовые, информационные, производственные, интеллектуальные средства, лидируют в современной политико-экономической гонке. Страны, которые не выдерживают такого состязания (или вообще не участвуют в нем), быстро попадают в «тупик» социального развития и обречены вечно играть второстепенную роль на международной арене.

Наука оказывает благотворное воздействие на все стороны жизни общества, но прежде всего доказывает свои творческие потенции, воплощаясь в материализованную силу знания в виде производственной техники. Достижения наук оплодотворяют и преобразуют все элементы производительных сил – орудия и предметы труда, рабочую силу, способствуют повышению эффективности труда. В условиях НТР целые отрасли промышленности (атомная, химическая, радиотехническая, нефтехимическая, производство робототехники) вызваны к жизни и направляются выдающимися открытиями науки и техническими изобретениями.

Весомый вклад в общественный прогресс вносят биологические науки и медицина. Благодаря их достижениям резко сокращается смертность от прежде распространенных и даже неизлечимых болезней, увеличивается продолжительность жизни, а успехи геронтологии позволили увеличить активный возраст человека, отсрочить старение организма.

Точно также следует последовательно доказывать возрастающую роль науки в совершенствовании физической культуры и спорта. Благодаря научным исследованиям появились новые технические средства тренировок и реабилитации спортсменов, возникли современные технические виды спорта, совершенствуется техническое оборудование и экипировка спортсменов. Научные рекомендации позволяют тренерам повысить физические нагрузки, добиваться новых достижений и спортивных рекордов в гимнастике, плавании, тяжелой атлетике, лыжном спорте.

Функция науки как социальной силы .

В условиях научно-технической революции второй половины ХХ века у науки обнаружилась ещё одна важная функция: наука начала выступать в качестве социальной силы.

Гуманитарные и социально-экономические науки начали играть регулирующую роль в различных сферах социальной деятельности. В последних десятилетиях ХХ века достижения и методы науки стали широко использоваться для разработки масштабных программ в области экономического развития и в социальной сфере.

Функция науки как социальной силы наглядно проявилась при решении глобальных проблем современного общества. В настоящее время, когда возрастают угрозы глобальных кризисов в экологии, энергетике, в сферах сырья и продовольствия, особенно значимой становится социальная роль науки. На основе данных и достижений современной науки идет поиск путей и средств преодоления этих угроз и обеспечения тем самым дальнейшего существования и развития человечества.

Гуманистическая функция науки.

Некоторые авторы приписывают науке гуманистическую функцию - функцию развития самого человека. Предварительно отметим, что эту функцию несет в себе культура, а наука – лишь часть культуры. Правильнее было бы говорить о гуманистическом потенциале науки, использовании достижений науки для развития общественного производства, облегчения тяжелого физического труда, укрепления здоровья, повышения благосостояния граждан, совершенствования быта, продления жизни, воспитания подрастающих поколений, роста спортивного мастерства. Но для реализации перечисленных гуманных целей, не говоря уже о ликвидации голода и болезней в странах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, необходимы соответствующие социальные условия, мобилизация ресурсов. А это – дело политиков, а не ученых. Иначе говоря, в решении социальных проблем человечества наука сказала свое веское слово, но она не всесильна.

Более того, в антигуманном обществе, в условиях недемократических политических режимов достижения науки и техники могут обернуться против самого человека. Наука и техника в тоталитарном обществе (например, в гитлеровской Германии) использовалась в целях установления мирового господства, уничтожения целых народов, манипулирования сознанием людей, внушения им диких предрассудков и мифов. Само по себе научные знания идеологически нейтральны, но могут быть обращены как во благо, так и во вред человеку. В гуманном, демократическом обществе в полной мере должен воплотиться принцип, высказанный Л.Н.Толстым: «Дело науки – служить людям».

Подводя итог, подчеркнем, что все социальные функции науки взаимосвязаны. Наука как социальный институт через утилитарную, познавательную, мировоззренческую, прогностическую и др. функции в полной мере реализует свою созидательную роль в обществе.

Что касается функций науки как непосредственной производительной силы, то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека.

В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки для осуществления такого синтеза, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой, с термодинамикой. Сама же наука мало что давала практической деятельности -- промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в недостаточном уровне развития науки, но прежде всего в том, что практическая деятельность, как правило, не умела, да и не испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их. Вплоть до середины XIX века случаи, когда результаты научных исследований находили практическое применение, были эпизодическими и не вели ко всеобщему осознанию и рациональному использованию тех богатейших возможностей, которые сулило их практическое использование.

Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпирическая основа практической деятельности слишком узка и ограниченна для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь, как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.

Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и другие. Причем вслед за промышленностью такие каналы возникают и в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Все это повлекло за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Если говорить о науке, то она прежде всего получила новый мощный импульс для своего развития. Со своей стороны практика все более явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой. Для современного производства, да и не только для него, все более широкое применение научного знания выступает как обязательное условие самого существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций -- она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

1) Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

3) Производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука -- один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности, политических и государственных деятелей, хозяйственных руководителей. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств для решения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причин возникновения экологической опасности, и поиск путей ее предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения, выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения -- все это в данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, социальное управление и те социальные институты, которые участвуют в формировании мировоззрения.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.). Эта проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях ускоренного научно-технического прогресса, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

наука культура философия

Человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Наука появилась тогда, когда появилась письменность. Когда пять тысяч лет назад какой-нибудь древний шумер выбил на камне пиктограммы, где запечатлел, как его вождь напал на племя древних евреев, и сколько коров он увел, - зародилась история.

Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.

В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли - ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции . Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию .

Классификация наук.

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:

  1. Естественные науки , то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями .
  2. Технические науки - науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
  3. Общественные и гуманитарные науки - науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Функции науки.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки :

  1. Познавательная . Заключается в познании мира, его законов и явлений.
  2. Образовательная . Заключается не только в обучении , но и в социальной мотивации, выработке ценностей.
  3. Культурная . Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры .
  4. Практическая . Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).

Псевдонаука - это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:

  • борьба с официальной наукой (уфология);
  • заблуждения из-за недостатка научных знаний (графология, например. И да: это все-таки не наука!);
  • элемент творчества (юмор). (См. передачу Discovery «Мозголомы»).

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Возможно ли ненаучное познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен человека в всеобщей космической эволюции?

Обсуждение всех этих и множества других мировоззренческо-философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.

В последние годы внимание к этим вопросам в нашей стране заметно снизилось. Думается, что одна из главных причин этого в общем резком падении престижа научного знания в нашем обществе, в той катастрофе, которую переживает наука России в последние годы. Между тем совершенно ясно, что без развитой науки Россия не имеет будущего как цивилизованная страна.

1. Понятие науки

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Современная наука - чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках - статистика. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

Наука в своих глубинных основаниях всегда была связана с философией, хотя эта связь не всегда осознавалась, а иногда принимала уродливые формы - как, например, в нашей стране на протяжении 20-50-х гг. Наука появляется одновременно с философией тогда, когда миф становится бессильным объяснить мир.

Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в твор-честве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось принципиально новое научное знание. Можно вспомнить, скажем, “Правила умозаключений в физике”, разработанные великим Ньютоном, которые заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном научного метода в физико-математическом естествознании. Значительное внимание философским проблемам уделяли и создатели неклассической науки - Эйнштейн и Бор, Борн и Гейзенберг, а у нас в России - В.И. Вернадский, предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд особенностей научного метода и научной картины мира наших дней.

Решающий толчок к широкому обсуждению во всём мире последствий научно-технического прогресса, опасностей злонамеренного использования открытий современного естествознания, а также этических проблем современной науки, социальной ответственности естествоиспытателя был дан атомной бомбардировкой американцами японских городов и той ролью, которую сыграли физики в создании теоретических предпосылок и изготовлении атомной бомбы. Говоря об этих особенностях, следует иметь в виду не только научно-исследовательскую деятельность саму по себе, но и ее роль в качестве интеллектуального фундамента технологического прогресса, стремительно меняющего современный мир, а также социальные последствия современной науки.

2. Основные функции науки

Функции науки выделяют в зависимости от общего назначения ее отраслей и их роли в освоении окружающего мира с конструктивной целью. Функции науки – это внешнее проявлении каких-либо ее существенных свойств. По ним можно судить ее о возможностях участвовать в решении проблем, поставленных перед обществом, и способностях создавать более благоприятные условия для жизни людей и развития культуры.

Функции науки выделяются по основным видам деятельности исследователей, их основным задачам, а также сфере применения полученных знаний. Таким образом, основные функции науки можно определить как познавательную, мировоззренческую, производственную, социальную и культурную.

Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Производственная функция, которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода цех, в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.

Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических наук.

Культурные функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образования, технологии, методы и форму обучения. Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

Структура и функции науки тесно связаны. Объективное существование включает три основных сферы: природу, человека и общество. В связи с этим в структуре науки выделяются три главных элемента. По сфере изучаемой действительности научные знания делятся на естествознание (науки о природе) и обществознание (науки о человеке и науки об обществе).

Естествознание исследует все, что относится к природе. Оно отражает логику природы. Структура естественнонаучных учений и знаний сложна и разнообразна. В нее входят знания о веществе, взаимодействии веществ, химических элементах, живой материи, Земле, Космосе. Отсюда развиваются фундаментальные естественнонаучные направления.

Обществознание изучает общественные явления, системы, их структуры, процессы и состояния. Эти науки дают знания о различных общественных связях и отношениях между людьми. Научные знания об обществе объединяют три направления: социологическое, экономическое и государственно-правовое. Отдельным направлением являются знания о человеке и его сознании.

3. Социальная роль науки

Основная функция науки состоит в производстве новых знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы для того, чтобы в первую очередь объяснить факты, с которыми приходится постоянно встречаться в разных сферах производственно-технической, культурно-исторической, познавательно-культурной и повседневно-практической деятельности. Для осуществления этой функции наука создает понятия, выдвигает гипотезы, открывает законы и строит теории. В принципе любое объяснение представляет собой дедуктивный вывод конкретного высказывания о факте из некоторого общей посылки, чаще всего из закона или теории. Кроме того, в качестве меньшей посылки используются высказывания, уточняющие конкретные условия, относящиеся к факту (начальные или граничные условия). Однако, несмотря на всю важность и необходимость объяснительной функции науки, она ограничивается лишь исследованием существующих фактов.

Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п. Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала практической деятельности - промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что сама практика, как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Также ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

Выводы

В результате проделанной работы была достигнута цель и выполнены поставленные задачи. В ходе проведения анализа, было выполнено описание функций науки. Была определена роль этих функций, структура, а также выявлены наиболее основные функции науки.

Социальные функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие социальных функций представляет собой важную сторону самой науки. Современная наука кардинально отличается от той науки, которая существовала полстолетия назад. Изменился ее характер взаимодействия с обществом.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, к основным функциям науки можно отнести производство научно-теоретического знания, функцию наблюдения, описания, объяснения, мировоззренческую и культурную функцию науки, технологическую функцию и функцию науки как непосредственной производительной силы. Важна функция науки как фактора социальной регуляции общественных процессов, а также проективно-конструктивная функция.

Список использованной литературы

1. Наука: функции, особенности, взаимодействие с философией и образованием. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.countries.ru/library/science/scfoi.htm .
2. 2. Функции науки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/3026/funktsii-nauki .
3. Понятие науки, ее структура и функции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st049.shtml .
4. Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры / В.И. Григорьев. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1989. 158 с.
5. Алексеева Л.А., Додонов Р.А., Муза Д.Е. Философия науки и техники. Учебно-методическое пособие для магистрантов. Издание третье, испр. и доп. - Донецк: ДонНТУ, 2010. - 128с.

Читайте также: