Другие войска, их состав и предназначение. Другие войска не входят в состав Вооруженных Сил РФ, но вместе с ними выполняют задачи по обороне страны и обеспечению безопасности личности, общества и государства от ЧС мирного и военного времени. К этим войскам относятся: пограничные войска ФСБ России, внутренние войска МВД России, железнодорожные войска, войска гражданской обороны МЧС России.
Пограничные войска ФСБ РФ предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа страны, а также природных ресурсов. Основными задачами пограничных войск являются: защита и охрана государственной границы РФ и обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима границы; охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ и их природных ресурсов с целью их сохранения и рационального использования, а также для защиты морской среды, экономических и иных законных интересов России.
Внутренние войска МВД РФ обеспечивают безопасность личности, общества и государства а также защиту прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств. К основным задачам этих войск относятся: предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов и действий, направленных против целостности государства; разоружение незаконных формирований; соблюдение режима чрезвычайного положения; усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо; обеспечение нормального функционирования всех государственных структур и органов власти; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т. д. Одна из важнейших задач внутренних войск состоит в том, чтобы совместно с Вооруженными Силами по единому замыслу и плану участвовать в территориальной обороне страны.
Железнодорожные войска предназначены для строительства в мирное и военное время новых железных дорог и для повышения живучести, пропускной способности действующих железных дорог, восстановления железных дорог, разрушенных в результате стихийных бедствий, а также для выполнения задач, предусмотренных международными договорами РФ. На железнодорожные войска возложено решение следующих задач: строительство железных дорог на стратегических направлениях, а также восстановление, техническое прикрытие и заграждение этих дорог; проведение капитального и среднего ремонта железнодорожных путей; организация взаимодействия различных сил и средств в части технического прикрытия и восстановления железнодорожных коммуникаций при решении задач обороны страны; подготовка кадров для ведения восстановительных работ; обеспечение накопления и хранения мобилизационного резерва восстановительных материалов и конструкций; организация и проведение испытаний парков наплавных железнодорожных мостов.
Войска гражданской обороны выполняют задачи, связанные с гражданской обороной населения и территорий, предупреждением ЧС. В мирное время такими задачами являются: участие в мероприятиях, направленных на предупреждение ЧС, обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ЧС и в результате военных действий; проведение работ по локализации и ликвидации угроз уже возникших ЧС, эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы; доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны ЧС в качестве гуманитарной помощи; оказание медицинской помощи пострадавшему населению, обеспечение его продуктами питания, водой и средствами первой необходимости; борьба с пожарами, в том числе с крупными лесными, торфяными и др.
Войска гражданской обороны В военное время эти войска решают задачи, связанные с выполнением мероприятий по защите и выживанию гражданского населения: строительство укрытий; проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения и катастрофического затопления; борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению; поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении боевых действий или вследствие этих действий; участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных объектов и других элементов системы жизнеобеспечения населения и инфраструктуры тыла аэродромов, дорог, переправ и т. д
Войска гражданской обороны состоят из: отдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков и батальонов, отдельных батальонов, вертолетных отрядов рот специальной защиты. В них также входят аварийно-спасательные, инженерные, механизированные пожарные, медицинские, водопроводные, пиротехнические подразделения, подразделения радиационной и химической защиты и др. Соединения и части гражданской обороны расположены в тех регионах и местах, где высока вероятность возникновения ЧС природного и техногенного характера. Особенности регионов учтены в структуре и составе этих соединений и частей. В сейсмоопасных регионах больше механизированных подразделений, в районах, подверженных наводнениям, преобладают понтонно -переправочные силы и средства. В местах с большим количеством радиационно или химически опасных производственных объектов находится больше частей и подразделений, специально подготовленных для выполнения задач в условиях аварий на этих объектах.
Мчс России Департаменты Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны Гражданской защиты Территориальной политики Инвестиций и капитального строительства Надзорной деятельности Тыла и вооружения Организационно-мобилизационный Финансово-экономический Международной деятельности Административный Кадровой политики
Мчс России Управления Научно-техническое Государственная инспекция по маломерным судам Организации программно-целевого планирования Медико-психологического обеспечения Авиации и авиационно-спасательных технологий Федеральной поддержки территорий Информации Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ Контрольно-ревизионное Правовое Военизированных горноспасательных частей
Мчс России Территориальные органы Региональные центры: Северо-Западный Центральный Южный Северо-Кавказский Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный *83 Главных управления МЧС России по субъектам Российской Федерации (отдельно - Главное управление МЧС России по г. Москве)
Реформа войск гражданской обороны МЧС России В России на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны (ГО) будут созданы спасательные воинские формирования МЧС России. Президент РФ подписал Указ от 30 сентября 2011 г. N 1265, которым утверждены положение об указанных формированиях, их структура и состав. Согласно указу формирования являются составной частью сил ГО. Они предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие последних, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера (в том числе за пределами России). В мирное время формирования применяются главой МЧС России, в военное время - на основании распоряжения Президента РФ. Штатная численность военнослужащих формирований составит 7 230 человек, гражданского персонала - 17 220 человек.
Спасательные воинские формирования МЧС РФ 3225 -я Центральная база материально-технического снабжения МЧС России, г. Москва 294 -й Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» (войсковая часть 35489), п. Мосрентген Ленинского района Московской области Центр обеспечения пунктов управления (войсковая часть 73407), Рузского района Московской области 149 -й Телекоммуникационный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Москва 179 Спасательный центр, г. Ногинск, Московской области Специальный центр специальной связи и информационной безопасности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Москва Вертолётная база (войсковая часть 42663), п. Сокол Суздальского района Владимирской области Авиационно-спасательный центр (войсковая часть 57272), г. Жуковский ул. Наркомвод д. 8, Московской области 346 -й Краснознамённый спасательный центр МЧС России (войсковая часть 01630), г. Колпино (г. Санкт-Петербург) 996 -й Спасательный центр (войсковая часть 11349), п. Кураково Ленинского района Тульской области 495 -й Спасательный центр (войсковая часть 11350), п. Ковалёвка Аксайского района Ростовской области 1001 -й Спасательный центр (войсковая часть 73403), 443065, г. Самара, Долотный переулок, д. 19 653 -й Спасательный Центр (войсковая часть 52987), р. п. Коченёво Новосибирской области 1043 -й Спасательный центр (войсковая часть 44138), п. Раздольный Елизовского р-на Камчатского края 1042 -й Спасательный центр (войсковая часть 52985), с. Анастасьевка Хабаровского района Хабаровского края
Силы и средства МЧС России Поисково-спасательная служба МЧС России – ФГУ Госакваспас МЧС России – ФГУ Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» (ФГБУ НЦУКС) Центры управления в кризисных ситуациях МЧС России субъектов РФ (ЦУКСы) Федеральная противопожарная служба – Государственный пожарный надзор МЧС России Спасательные воинские формирования МЧС России (бывшие войска гражданской обороны МЧС России) Государственная инспекция по маломерным судам Центр экстренной психологической помощи МЧС России ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности» МЧС России Военизированные горноспасательные части Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)
Авиация МЧС России была образована 10 мая 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 457 «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России» . За время своего существования, авиация МЧС России приняла участие почти в 400 спасательных операциях как в России, так и за рубежом. Авиация МЧС имеет в своем составе базу аэродромно-технического и материального обеспечения на аэродроме «Раменское» и региональные подразделения. На 2011 г. авиация Министерства насчитывает 53 воздушных судна - 18 самолетов и 35 вертолетов. Самолетный парк состоит из воздушных пунктов управления на базе самолетов Ил-62 М и Як-42 Д, транспортно-десантных Ил-76 ТД, транспортных самолетов короткого взлета и посадки Ан-74 П, многоцелевых самолетов Ан-3 Т и противопожарных Бе-200 ЧС. Вертолетный парк включает вертолеты Ми-8 и Ка-32, легкие аварийно-спасательные вертолеты Бо 105 и БК-117, а также тяжелые многоцелевые вертолеты Ми-26 Т.
Высшие учебные заведения МЧС России Академия гражданской защиты МЧС России Академия Государственной противопожарной службы МЧС России Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
Основу обороны любой страны составляют люди. От их патриотизма, самоотверженности и самоотдачи зависел ход и исход большинства войн и вооруженных конфликтов.
Безусловно, в плане предотвращения агрессии Россия отдаст предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Об этом нам постоянно напоминает история России — история ее войн и вооруженных конфликтов. Во все времена Россия боролась за свою независимость, с оружием в руках отстаивала свои национальные интересы, защищала народы других стран.
И сегодня России не обойтись без Вооруженных Сил. Они нужны для отстаивания национальных интересов на международной арене, для сдерживания и нейтрализации военных угроз и опасностей, которые, исходя из тенденции развития современной военно-политической обстановки, более чем реальны.
О составе и организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации, системе комплектования и руководства ими, воинской обязанности и и пойдет речь в этом разделе.
Состав и организационная структура вооруженных сил России
Вооруженные Силы Российской Федерации образованы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. Они представляют собой государственную военную организацию, составляющую оборону страны.
Согласно Закону Российской Федерации «Об обороне» Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Вооруженные Силы могут быть привлечены и к решению задач, не связанных с их основным предназначением, но затрагивающих национальные интересы России. Такими задачами могут быть:
- участие вместе с внутренними войсками и правоохранительными органами в борьбе против организованной преступности, в защите прав и свобод граждан России;
- обеспечение коллективной безопасности стран Содружества Независимых Государств;
- выполнение миротворческих миссий, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье и др.
Эти и другие сложные задачи российские войска решают в определенном составе и организационной структуре (рис. 2).
Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, частей, подразделений и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.
К центральным органам управления относятся Министерство обороны, Генеральный штаб, а также ряд управлений, ведаюших определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов управления входят Главные командования видами Вооруженных Сил.
Вид Вооруженных Сил — это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде (на суше, в воде, в воздухе). Это Сухопутные войска. Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот.
Каждый вид Вооруженных Сил состоит из родов войск (сил), специальных войск и тыла.
Рода войск
Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач. Кроме того, имеются самостоятельные рода войск. В Вооруженных Силах России — это Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска и Воздушно-десантные войска.
Рис. 1. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации
Объединения — это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся армия, флотилия, а также военный округ — территориальное общевойсковое объединение и флот — военно-морское объединение.
Военный округ — это территориальное общевойсковое объединение воинских частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов войск Вооруженных Сил. Военный округ охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации.
Флот является высшим оперативным объединением . Командующие округами и флотами руководят своими войсками (силами) через подчиненные им штабы.
Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования. Слово «соединение» обозначает — соединить части. Штаб дивизии имеет статус части. Этой части (штабу) подчиняются другие части (полки). Все вместе это и есть дивизия. Однако в ряде случаев статус соединения может иметь и бригада. Это происходит в том случае, если в состав бригады входят отдельные батальоны и роты, каждый из которых сам по себе имеет статус части. Штаб бригады в этом случае как и штаб дивизии имеет статус части, а батальоны и роты как самостоятельные части подчиняются штабу бригады.
Часть — это организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. Под понятием «часть» чаше всего подразумеваются полк и бригада. Кроме полка и бригады частями являются и штаб дивизии, штаб корпуса, штаб армии, штаб округа, а также иные воинские организации (военторг, армейский госпиталь, гарнизонная поликлиника, окружной продовольственный склад, ансамбль песни и пляски округа, гарнизонный дом офицеров, гарнизонный комбинат бытового обслуживания, центральная школа младших специалистов, военный институт, военное учи- лише и т. п.). Частями могут быть корабли 1-, 2- и 3-го рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое Знамя, а кораблям ВМФ — Военно-морской флаг.
Подразделение — все воинские формирования, входящие в состав части. Отделение, взвод, рота, батальон — все они объединяются одним словом «подразделение». Слово происходит от понятия «деление», «делить» — часть делится на подразделения.
К организациям относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил, как военно-медицинские учреждения, дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха, турбазы и т. п.
Тыл Вооруженных Сил предназначен для обеспечения Вооруженных Сил всеми видами материальных средств и содержания их запасов, подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, оказания медицинской помощи раненым и больным, проведения санитарно-гигиенических и ветеринарных мероприятий и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. В состав тыла Вооруженных Сил входят арсеналы, базы, склады с запасами материальных средств. Он имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные, инженерно-аэродромные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие части и подразделения.
Расквартирование и обустройство войск — деятельность Министерства обороны Российской Федерации по созданию и инженерному обеспечению объектов военной инфраструктуры, расквартированию войск, созданию условий для стратегического развертывания Вооруженных Сил и ведения боевых действий.
К войскам, не входящим в виды и рода войск Вооруженных Сил, относятся Пограничные войска, Внутренние войска МВД России, Войска Гражданской обороны.
Пограничные войска предназначены для защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также для решения задач по охране биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и осуществлению государственного контроля в этой сфере. Организационно Пограничные войска входят в состав ФСБ России.
Из предназначения Пограничных войск вытекают и их задачи. Это защита государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; охрана морских биологических ресурсов; защита государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств на основе двусторонних договоров (соглашений); организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации; разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность в интересах защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и охраны морских биологических ресурсов, а также государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств.
Внутренние войска МВД России предназначены обеспечивать безопасность личности, общества и государства, защищать права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств.
Основными задачами Внутренних войск являются: предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов, действий, направленных против целостности государства; разоружение незаконных формирований; соблюдение режима чрезвычайного положения; усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо; обеспечение нормального функционирования всех государственных структур, законно избранных органов власти; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т. д.
Одна из важнейших задач внутренних войск состоит в том, чтобы совместно с Вооруженными Силами по единому замыслу и плану участвовать в системе территориальной обороны страны.
Войска Гражданской обороны — это воинские формирования, владеющие специальной техникой, вооружением и имуществом, предназначенные для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Организационно войска Гражданской обороны входят в состав МЧС России.
В мирное время основными задачами войск Гражданской обороны являются: участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС); обучение населения способам зашиты от опасностей, возникающих при ЧС и в результате военных действий; проведение работ по локализации и ликвидации угроз уже возникших ЧС; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы; доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зону ЧС в качестве гуманитарной помощи, в том числе в зарубежные страны; оказание медицинской помощи пострадавшему населению, обеспечение его продуктами питания, водой и средствами первой необходимости; борьба с пожарами, возникающими в результате ЧС.
В военное время войска Гражданской обороны решают задачи, связанные с выполнением мероприятий по защите и выживанию гражданского населения: строительство укрытий; проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения и загрязнения, катастрофического затопления; борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению; поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных объектов и других элементов системы обеспечения населения, инфраструктуры тыла — аэродромов, дорог, переправ и т. д.
Система руководства и управления вооруженными силами
Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является Президент России.
Реализуя свои полномочия. Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил, которым определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.
Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.
Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-мор- ском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.
Дважды в год Президент издает указы о , а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.
Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает Указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).
При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.
Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.
Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.
Таким образом, выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню страны.
Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы в области обороны
В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.
Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.
Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.
Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.
Правительство Российской Федерации — один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно этому закону правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.
Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.
Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет Вооруженными Силами через Министерство обороны и Генеральный штаб Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.
Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.
В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Министерства обороны (МО) РФ входят Главные командования видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В структурном отношении Главное командование вида ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.
В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.
Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
с учетом концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» кдругим войскам относятся:
Пограничные войска Российской Федерации;
Внутренние войска Министерства внутреннихдел Российской
федерации;
Железнодорожные войска Российской Федерации;
Войска Федерального агентства связи правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;
Войска гражданской обороны.
Пограничные войска предназначены для охраны Государственной границы РФ на суше, море, реках, озерах и иных водоемах (вклейка, фото 23). Пограничные войска-составная часть Вооруженных Сил РФ. Непосредственное руководство Пограничными войсками осуществляет Федеральная пограничная служба. Структурно Пограничные войска состоят из пограничных округов, отдельных соединений, специальных частей (подразделений) и учебных заведений.
Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ - составная часть Вооруженных Сил России. Предназначаются для охраны государственных объектов и выполнения других служеб-
но-боевых задач, возложенных на МВД РФ.
Исторически предшественниками Внутренних войск были Войска внутренней охраны Республики, Войска внутренней службы и Войска Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Термин «внутренние войска» появился в 1921 г. для обозначения частей ВЧК, несущих службу во внутренних районах страны, в отличие от пограничных войск. В Великую Отечественную войну они охраняли тылы фронтов и армий, несли гарнизонную службу в освобожденных районах, участвовали в обезвреживании агентуры противника.
Железнодорожные войска - специальные войска Тыла Вооруженных Сил РФ. Железнодорожные войска предназначены для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок.
Организационно состоят из соединений и различных специализированных частей. Железнодорожные войска были созданы в период гражданской войны. В мирные годы выполняли работы по реконструкции существующих и сооружению новых железных дорог.
За годы Великой Отечественной войны совместно со специальными формированиями наркомата путей сообщения восстановили около 120 тыс. км железных дорог.
Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ предназначены для обеспечения информационной безопасности.
Войска гражданской обороны- воинские формирования, специально предназначенные для решения задач по ликвидации последствий ЧС. На вооружении войск гражданской обороны находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки.
Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях.
Войска гражданской обороны в мирное время осуществляют свою деятельность при стихийных бедствиях, эпидемиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
1 августа 1998 г. Президентом РФ был подписан основополагающий документ «Основы (концепция) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года», в котором изложены принципиальные положения политики России по военному строительству.
В «Основах...» дано определение положения военной организации Российской Федерации, которая включает: Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач в области обороны страны и безопасности государства военными методами,а также органы управления ими.
Решение этих задач будут осуществлять:
Министерство обороны (при сохранении его головной роли)- в части обеспечения обороны страны, защиты и охраны Государственной границы РФ в воздушном пространстве и надводной среде, а также ее защиты военными методами на суше и море;
Министерство внутренних дел - в части пресечения, локализации и нейтрализации внутренних конфликтов на территории РФ;
Федеральная служба безопасности - в части решения задач борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом, разведывательной деятельностью специальных служб и организаций иностранных государств;
Федеральная пограничная служба - в части охраны Государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водоемах;
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)-в части решения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Федеральная служба Железнодорожных войск -в части обеспечения технического прикрытия и восстановления железнодорожных коммуникаций в целях обороны страны (техническое прикрытие путей сообщения - это комплекс мероприятий по обеспечению живучести путей сообщения и их восстановлению в
случае разрушений);
Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ - в части обеспечения информационной
безопасности.
В «Основах...» определены хронологические рамкивоенного
строительства до 2005 г.
В рамках совершенствования оргструктуры Внутренних войск МВД предусмотрено преобразование их в Федеральную гвардию. С Внутренних войск будут сняты в мирное время функции по охране объектов на коммуникациях и конвоированию. Округа Внутренних войск будут упразднены. Вместо них будут созданы региональные командования (управления) Федеральной гвардии. Комплектование Федеральной гвардии предполагается осуществлять исключительно на контрактной основе.
Состав и структура Федеральной пограничной службы РФ будут приведены в соответствие с задачами охраны Государственной границы и преобразованием пограничных округов в региональные управления, а Пограничных войск в пограничную охрану. Предусмотрено наращивание усилий по созданию органов пограничной охраны на участках, где войсковая охрана Государственной границы РФ нецелесообразна.
Вопросы и задания
1. Подготовьтесообщение на тему «Другие войска и их
предназначение».
2. В чем заключается реорганизация Внутренних войск МВД РФ и реорганизация Пограничных войск федеральной пограничной службы РФ?
Боевые традиции Вооруженных Сил России
Слайд 2
План урока:
1. Пограничные войска Федеральной службы безопасности РФ. 2. Внутренние войска Министерства Внутренних дел РФ. 3. Железнодорожные войска Российской Федерации. 4. Войска гражданской обороны.
Слайд 3
Пограничные войска Федеральной службы безопасности РФ
Слайд 4
Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации
предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов.
Слайд 5
На основании Указа Президента Российской Федерации от 1 августа 1998 г. пограничные округа и группы преобразованы в региональные управления.
Слайд 6
Всего их 10:
Арктическое, Северо-Западное, Калининградское, Западное, Северо-Кавказское, Юго-Восточное, Забайкальское, Дальневосточное, Тихоокеанское и Северо-Восточное.
Слайд 7
Войсковая компонента ФПС Российской Федерации включает также авиационные части и подразделения.
Авиация пограничных войск участвует в охране Государственной границы и исключительной экономической зоны, ведет воздушные разведывательно-поисковые действия, обеспечивает аэромобильность войск и доставку боевой техники, эвакуацию раненых и больных из труднодоступных районов.
Слайд 8
эмблема ПВ Парадная форма ПВ
Слайд 9
Внутренние войска Министерства Внутренних дел РФ
Слайд 10
Предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств.
Слайд 11
Основные задачи ВВ:
предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов, действий, направленных против целостности государства; разоружение незаконных формирований; соблюдение режима чрезвычайного положения; усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо; обеспечение нормального функционирования всех государственных структур, законно избранных органов власти; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т. д.
Слайд 12
Эмблема ВВ Главком ВВ
Слайд 13
Железнодорожные войска РФ
Слайд 14
Железнодорожные войска Российской Федерации предназначены для строительства как в мирное, так и в военное время новых железных дорог и для повышения живучести, пропускной способности действующих железных дорог, восстановления железных дорог, разрушенных в результате стихийных бедствий, а также выполнения задач, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Слайд 15
2 марта 1999 г. Президент Российской Федерации подписал Указ «О железнодорожных войсках Российской Федерации». В целях приведения структуры, состава и численности железнодорожных войск в соответствие с объективными потребностями обороны страны и безопасности государства произошло их значительное сокращение.
Слайд 16
ЖВ состоят из управлений корпусов, отдельных бригад, воинских частей и учреждений. Целью проводимого реформирования является вывод войск на более высокий уровень готовности к выполнению задач по предназначению. Флаг ЖВ Знамя ЖВ Эмблема ЖВ
Слайд 17
Войска гражданской обороны
Слайд 18
Предназначены для проведения мероприятий, связанных с гражданской обороной населения и территорий, предупреждением чрезвычайных ситуаций. Их задачами в мирное время являются: участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, в обучении населения способам защиты от опасностей, возникающих при ЧС и в результате военных действий; проведение работ по локализации и ликвидации угроз уже возникших ЧС; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы; доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зону ЧС в качестве гуманитарной помощи, в том числе и в зарубежные страны; оказание медицинской помощи пострадавшему населению, обеспечение его продуктами питания, водой и средствами первой необходимости; борьба с пожарами, возникающими в результате ЧС, крупными лесными, торфяными и другими пожарами.
Слайд 19
В военное время войска решают задачи, связанные с выполнением мероприятий по защите и выживанию гражданского населения они занимаются строительством укрытий; проведением мероприятий по световой и другим видам маскировки; обеспечением ввода гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения и загрязнения, катастрофического затопления; борьбой с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие этих действий; обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоационному, химическому, биологическому и иному заражению; поддерживают порядок в районах, пострадавших при ведении боевых действий или вследствие этих действий; участвуют в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных объектов и других элементов системы жизнеобеспечения населения, инфраструктуры тыла - аэродромов, дорог, переправ и т. д.
Рассмотрим более подробно силы и средства, входящие в состав понятия «военная организация государства». Как уже говорилось выше, Вооруженные Силы РФ являются ее ядром.
Правовой основой создания ВС РФ явились Указ Президента РФ от 7 мая 1992 года № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» и распоряжение Президента РФ от 17 мая 1992 года № 219 «Об организационных мерах по созданию Министерства обороны Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации».
Вооруженные Силы РФ - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации (ФЗ «Об обороне»).
Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами РФ.
Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.
Применение Вооруженных Сил РФ для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».
Часть состава ВС РФ может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами РФ.
Кратко раскроем задачи и функции некоторых других войск, входящих в состав военной организации государства.
В РФ перечень организаций и органов, которые входят в военную организацию и в которых предусмотрена военная служба, определен ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». К ним отнесены:
а) войска - Вооруженные Силы Российской Федерации, Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны;
б) воинские формирования - инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;
в) государственные органы - Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации;
г) создаваемые на военное время специальные формирования.
Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации подчинены министру внутренних дел РФ и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. Они состоят из соединений и воинских частей оперативного назначения и воинских частей специального назначения.
На внутренние войска возлагаются следующие задачи: пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях; разоружение и ликвидация незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, пресечение массовых беспорядков, сопровождающихся вооруженным насилием, изъятие у населения незаконно хранящегося оружия; пресечение актов терроризма; участие в обезвреживании лиц, захвативших заложников, важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, а также здания органов государственной власти; участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в территориальной обороне РФ; оказание содействия пограничным войскам в охране Государственной границы РФ и др.
Для решения возложенных на них задач военной безопасности внутренние войска имеют право применять оружие, боевую и специальную технику и как следствие применять военные методы. Основное назначение внутренних войск заключается в устранении внутренних угроз военной безопасности РФ. Во внутренних вооруженных конфликтах они действуют в составе объединенных (разноведомственных) группировок войск и сил, участвуя в основном в противоди- версионных специальных действиях, задачами которых являются: охрана тыла действующей объединенной группировки, коммуникаций, противодействие диверсионным группам противника и их уничтожение и др. При агрессии против РФ участвуют в территориальной обороне, а также оказывают содействие ВС РФ по ее отражению.
Пограничная служба решает следующие основные задачи: защита и охрана Г осударственной границы в целях недопущения противоправного изменения ее прохождения, обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима в пункте пропуска через нее; охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов РФ и др.
Пограничные войска совместно с ВС РФ участвуют в отражении агрессии против РФ, а также привлекаются к выполнению иных задач в области обороны государства. Органы пограничной службы решают другие задачи, а также участвуют в выполнении возложенных на пограничные войска задач и обеспечивают деятельность указанных войск. Задачи и функции пограничной службы реализуются через различные виды деятельности ее органов и войск: войсковую, разведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и др.
В пределах своих полномочий пограничные войска применяют оружие, специальные средства, боевую, специальную и другую технику и иные средства, решают задачи военной безопасности, в том числе военными методами.
Железнодорожные войска Российской Федерации предназначены для технического прикрытия, восстановления и заграждения железных дорог в целях обеспечения боевой и мобилизационной деятельности ВС РФ и других войск, для строительства как в военное, так и в мирное время новых и повышения живучести и пропускной способности действующих железных дорог, для восстановления железных дорог, разрушенных в результате стихийных бедствий, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ.
На Железнодорожные войска возлагаются следующие основные задачи: в мирное время - организация и проведение подготовительных работ по техническому прикрытию и восстановлению порученных Железнодорожным войскам наиболее важных объектов железных дорог РФ; накопление, размещение, хранение и своевременная замена вооружения, военной и специальной техники, других материальных средств для развертывания войск на военное время, а также решение других возложенных на них задач; в военное время - техническое прикрытие, восстановление и заграждение наиболее важных объектов железных дорог во фронтовой полосе и в глубине страны; разминирование и эксплуатация головных участков восстанавливаемых железнодорожных направлений; наведение и эксплуатация наплавных железнодорожных мостов и инвентарных эстакад; строительство новых железнодорожных линий, обходов узлов и мостов на территориях стратегических (оперативно-стратегических) объединений и другие задачи.
Железнодорожные войска являются составной частью сил, привлекаемых к обороне, и состоят из федерального органа управления Железнодорожными войсками, соединений, воинских частей, научноисследовательских учреждений, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования. Таким образом, Железнодорожные войска, выполняя обособленные от других войск функции, обеспечивают решение задач военной безопасности военными методами другими войсками (ВС РФ, пограничными, внутренними войсками и др.).
Войска гражданской обороны, входящие в состав сил гражданской обороны, являются воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач в области гражданской обороны. Под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Понятие «гражданская оборона» входит в содержание более широкого понятия «гражданская защита», под которой понимается совокупность всей гуманитарной деятельности, связанной с защитой населения, окружающей природной среды и собственности (имущества) в случае аварий, стихийных бедствий и воздействия оружия в мирное и военное время. Конкретным содержанием этой деятельности является спасение жизни, имущества и окружающей среды в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях специальными гражданскими силами, средствами и мерами в мирное и военное время.
Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Основными задачами войск гражданской обороны являются:
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий и др.
Таким образом, войска гражданской обороны решают задачи военной безопасности, в том числе военными методами, и соответственно этому включены в военную организацию РФ.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации
является федеральным органом исполнительной власти. Она создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, которыми являются контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью.
Задачами органов военной контрразведки являются: выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против РФ, ее Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей); добывание разведывательной информации об угрозах безопасности РФ, ее Вооруженных Сил и иных воинских формирований и частей; ограждение Вооруженных Сил и иных воинских формирований и частей от диверсионных и террористических актов и др.
Функциональное предназначение Федеральной службы безопасности состоит в осуществлении контрразведывательной деятельности и противодействии терроризму в целях национальной безопасности РФ. Указанная деятельность осуществляется в интересах не только военной, но и всех других видов национальной безопасности. Следовательно, ФСБ России в сфере военной безопасности играет обеспечивающую роль по отношению к другим организациям, непосредственно решающим задачи военной безопасности.
Служба внешней разведки. Часть личного состава Службы внешней разведки является военнослужащими и проходит военную службу по общим правилам военной службы с учетом специфики своей деятельности. Внешняя разведка обеспечивает национальную безопасность от внешних угроз. В Концепции национальной безопасности РФ отмечено особое значение для обеспечения национальной безопасности разведки и контрразведки, поскольку эффективное использование и всестороннее развитие их возможностей решают задачи своевременного обнаружения угроз национальной безопасности и определения их источников.
Органы государственной охраны. Органы государственной охраны комплектуются, в частности, военнослужащими. Под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Федеральным органом охраны является Федеральная служба охраны РФ (ФСО России).
Анализ Концепции национальной безопасности и Военной доктрины РФ позволяет сделать вывод, что Федеральная служба охраны РФ также участвует в решении задач военной безопасности, поскольку, реализуя функции охраны высших должностных лиц государства, обеспечивает поддержание внутриполитической стабильности, защиту конституционного строя и решение других задач.
Инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования, в которых также предусматривается прохождение военной службы, в настоящее время реформируются в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по реформированию специального строительства в Российской Федерации». Указанные воинские формирования занимаются специальным строительством в интересах обороны и безопасности государства.
Служба специальных объектов при Президенте РФ, являющаяся федеральным органом обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, также входит в военную организацию государства.
Основными задачами службы являются: разработка предложений по нормативному правовому и научному обеспечению мероприятий по мобилизационной подготовке федеральных органов государственной власти и их аппаратов, а также Администрации Президента РФ, в том числе по условиям их функционирования при размещении на пунктах управления государством и ВС РФ и на иных специальных объектах мобилизационного назначения при проведении мобилизации, в военное время и в чрезвычайных условиях мирного времени; реализация в пределах своей компетенции мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки федеральных органов государственной власти и их аппаратов, а также Администрации Президента РФ; разработка и реализация мобилизационных планов обеспечения функционирования специальных объектов по предназначению, согласованных с мобилизационными планами федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обеспечении мобилизационной, оперативно-технической готовности, и функционирования специальных объектов в военное время и в чрезвычайных условиях мирного времени и др.
В структуру военной организации включены создаваемые на военное время специальные формирования, правовое положение которых до настоящего времени не определено.
На сегодняшний день стоит вопрос о выводе из военной организации РФ органов, участвующих в обеспечении военной безопасности государства невоенными методами (Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главного управления специальных программ Президента РФ (Службы специальных объектов)).
Рассмотрим более подробно состав Вооруженных Сил РФ и его законодательное закрепление.