Одиночный полет – работа большой команды. Подготовка федора конюхова к кругосветке на воздушном шаре За чей счет путешествует федор конюхов

Если все пойдет, как он задумал еще два года назад, то через несколько дней его рискованное путешествие завершиться в Австралии , откуда 12 июля он стартовал на самом большом в мире воздушном шаре «Мортон». А, у тех, кто заключил пари на успех этого рискованного предприятия, начинается предпризовой азарт - будет выигрыш или нет? Деньги на кону приличные. По словам Максима Афанасьева , заместителя генерального директора по трейдингу букмекерской компании «Лига Ставок», большинство их клиентов поставили как раз на успех.

Самая популярная позиция среди всех пари кругосветного перелета - будет ли достигнута цель Федором Конюховым , то есть, приземлиться ли его воздушный шар в Австралии, - рассказывает Максим Афанасьев. - На втором месте среди наших клиентов ставка на то, побьет ли Федор Конюхов рекорд Стива Фоссета - пока единственного путешественника, которому удалось совершить кругосветный перелет вокруг Земли на воздушном шаре. Следом идут более сложные пари: какую дистанцию пройдет Федор Конюхов, ведь особенность этого перелета в том, что нельзя заранее сказать, каким будет его итоговое расстояние. Так же можно попытаться угадать широту и долготу точки приземления шара «Мортон». Мы даже немного упростили задачу для клиентов - достаточно предположить будет это четное число или нечетное.

- Ну и какие прогнозы у тех, кто ставит?

Сейчас 90 процентов тех, кто заключил пари, уверены, что Федор Конюхов успешно завершит свое путешествие, а 70 процентов ставят на то, что наш пилот побьет рекорд американца Стива Фоссета.

- Если они угадают, сколько денег смогут заработать на отваге и опыте нашего путешественника?

Больше всех выиграют те, кто ставил с самого начала, сразу после взлета шара из Австралии. Тогда мы давали коэффициент 2,02. То есть, если вы поставили 100 рублей на то, что Федор Конюхов успешно облетит вокруг Земли, то выиграли бы 202 рубля - 102 рубля чистой прибыли. Сейчас, когда видно, что Федор Филиппович очень близок к цели, мы коэффициент уменьшили и ставки идут 1 к 1,4, то есть со ста рублей можно заработать сорок.


Федор Конюхов близок к финишу своего уникального перелета.Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

- Сейчас ставок больше, ведь полет, тьфу-тьфу, идет успешно и близится к завершению?

Надо сказать, что рост ставок идет плавно в процессе всего перелета - с каждым днем все больше людей ставит на Конюхова.

Федор Филиппович часто удивляет мир своими рискованными предприятиями - это первая возможность заключить пари на его успех?

Наша компания следит не только за миром спорта - мы предлагаем и неспортивные пари, например, на лауреатов Нобелевской премии, или вот сейчас можно поставить на кандидатуру будущего президента США . Но знаменитого Федора Конюхова мы выбрали впервые. Когда узнали о его новом проекте - таком большом событии для нашей страны и всего мира, то решили сделать на него и свою ставку. Мы и сами следим за его кругосветным перелетом, желаем ему успешно приземлиться, несмотря на то, что это самый популярный заказ наших клиентов.

Сейчас воздушный шар Федора Конюхова летит у берегов Антарктиды на высоте 7700 метров со скоростью 203 километра в час. Пройдено уже три четверти пути!

КСТАТИ

За кругосветным перелетом Федора Конюхова можно следить в режиме реального времени на сайте

Федор Конюхов, путешественник:

1 | Земной шар весь прекрасен, нет на нем некрасивых уголков. И джунгли, и степи, и болота, и пустыня, и Арктика, и горы - высокие и низкие - везде хорошо. Только вот жаль, что политическая, экономическая, религиозная, военная системы искажают облик Земли. Идут войны… Я вот был два раза в Сомали: в 1993 году и в 2011-м. Это очень красивая страна- когда цветет пустыня, зрелище завораживающее! А помидоры там какие! Я такие ароматные томаты ел только в детстве на Украине. А люди в Сомали какие красивые! А верблюда когда обнимешь- от него пахнет вечностью! И вот в мой второй визит там было сложно, напряженно. Потому что сомалийцев мировое сообщество превратило в каких-то пиратов, бандитов. Это очень печально.

2 | Взойти на Эверест - это большой риск, как и обойти на яхте вокруг света. Но я отправляюсь в свои путешествия не чтобы рисковать или искать приключения и близко стоять к смерти. Есть совсем другие цели и задачи. Например, я готовлюсь полететь на воздушном шаре в стратосферу, установить новый рекорд - ранее представитель Индии поднимался на 21 км, я планирую на 25 км. И если мне это удастся, первым делом все будут трубить именно о рекорде. Но это совсем не главное. Ученые, которые борются с дырами в озоновом слое, придумали технологию, которая позволяет восстанавливать озоновый слой. Уже все обкатано на земле, в планах - запустить 19 спутников, которые будут создавать молнии в проблемных участках и за счет этого «латать» дыры. Рассчитано, что за 20 лет удастся «починить» большую озоновую дыру над Австралией. И вот я, когда поднимусь в стратосферу, должен буду нажать кнопку на специальном приборе, сделать разряд, потом собрать пробы и привезти их на землю. Это лишний раз привлечет внимание к проблеме, к уже готовой технологии и поможет получить финансирование в проект. Так что когда вы услышите про очередной рекорд Конюхова, знайте: я еще и кнопочку нажал.

3 | Я всегда говорю: если нет у тебя денег на экспедицию, значит, она никому не нужна. И смысла в ней нет. Мои экспедиции всегда или научные, или спортивные, или рекламные или творческие. Я почти не хожу по людям и не прошу деньги, не доказываю, что это будет выгодно. Просто ставлю цель, начинаю готовиться к экспедиции, постепенно обрастаю контактами и деньги находятся всегда. Сейчас, например, готовлю полет на самолете вокруг света без посадки - на высоте 17 тыс. м за пять дней хочу облететь Земной шар. Днем буду двигаться за счет солнечных батарей, двигатель будет электрическим. Лайнер строит несколько стран, в том числе и наша, сейчас главная задача найти аккумуляторы. И меня поддерживают разработчики - это вписывается в мой проект. Когда все получится, технологию можно будет использовать в других сферах, в частности, сделать аккумуляторы смартфонов более мощными. Вот увидите, через пару лет мы перестанем всюду таскать с собой съемные аккумуляторы, зарядные устройства. То есть мы подталкиваем технологии вперед, и это выгодно всем.

4 | У каждой компании есть рекламный бюджет, и некоторые бизнесмены поняли : тупо баннеры на улицах и ролики по телевизору уже всем надоели, молодежь сейчас другая, к этой аудитории нужен иной подход. Такие компании вкладываются в мои путешествия, им выгодно. Один университет покупал мне лодку, я на ней ходил два года, и ректор потом сказал: «Мы за это время сделали рекламы больше, чем за предыдущие 10 лет». Любопытно было сотрудничать с компанией «Алые паруса» - они тоже покупали мне яхту, за 1,2 млн евро. Я поставил на ней мировые рекорды, ходил через Атлантику, вокруг Антарктиды. Когда мы завершили проект, и нужно было куда-то лодку девать, владелица компании рассудила так: «Мы же когда плакаты рекламные вешаем, по истечение контракта их назад не забираем. Так и лодка - пусть стоит». Она и стояла два года в Англии, потом ее испанцу продали за 300 тыс. евро в рассрочку. По-моему, это правильный подход. Хотя многие пиарщики в крупных компаниях до сих пор думают, что привычные рекламные инструменты эффективнее

5 | Я не хочу, чтобы кто-то думал, будто я получаю зарплату за свои путешествия. Никогда Федор Конюхов не взял себе ни одного рубля.

Я живу за счет того, что пишу книги, преподаю в университете, а основной мой источник дохода - картины. Я профессиональный художник, делаю этюды во время свой путешествий, по возвращении домой пишу на эти сюжеты картины в мастерской. Однажды подошел на весельной лодке к Австралии, греб уже 150 дней. Устал, прилег отдохнуть, вижу: чистое синее небо, белая дневная луна, над водой парит черный фрегат, высматривая летучую рыбу - та спасается от скоростных дорадо, выпрыгивает из воды и, бедняга, попадает в клюв птицы. Я думаю: картина! Взял альбомчик, карандаш, зарисовал. Потом, когда приехал домой, тут же написал картину. Забавно, что наброски зачастую ценятся даже больше. У меня написано 3 тыс. работ, весной будет выставка в Русском музее. Каждый год коллекционеры из разных стран покупают 2-4 картины - каждая стоит примерно $30 тыс. Этих денег достаточно и мне, и всей моей семье. Больше нам не нужно.

6 | Каждая моя экспедиция готовится очень долго. В 2002 году я прошел через Атлантику, а Тихий океан пересек потом только в 2014-м. Все это время мы изучали течения. Это я должен знать досконально: течение - это как дорога на суше. Прежде чем отправиться через Атлантику на весельной лодке, я 17 раз прошел маршрут на яхте - и с командой, и в одиночку. 17 раз! Зато я очень четко знал течения и был относительно спокоен. Я убежден: всегда к каждому делу нужно хорошо готовиться. Благодаря этому можно показывать высокие результаты в любом возрасте и превосходить молодых соперников. Я, например, в 50 лет на 11 дней обогнал 28-летнего француза Эммануила Каунда при пересечении Атлантики. Все смеялись: куда старику победить крепкого молодого парня! Но за счет знания течений я шел быстрее.

7 | В экспедициях должна быть жесточайшая дисциплина. Вообще, я считаю, у всех она должна быть, но в больших проектах особенно. Перед 180-дневной экспедицией я, например, рассчитываю: выхожу на весельной лодке из Чили в Австралию. За один гребок я продвигаюсь на три метра, а всего должен преодолеть 17,3 тыс. км. Стало быть, в день мне нужно делать 111 км. Хочу, не хочу - должен. Тогда успею дойти, иначе пассаты сменят свое направление, будут дуть в обратную сторону и все коту под хвост. Я понимаю: в сутки я должен буду грести 15-18 часов, что осталось - на все остальное: еда, сон - по получасу-часу несколько раз, рисование, работа с навигацией и т. д. И никак иначе.

8 | В экспедиции у меня все четко распланировано. На еду я трачу минимум времени. Не думаю, что бы сегодня приготовить, не лазаю никуда в поисках продуктов. Питаюсь сублимированными продуктами - по технологии их сначала замораживают при высоких температурах в -70 градусов, а потом сразу высушивают в специальных камерах. Так остается все полезное, и продукт получается калорийным. Интересно, что я приносил домой пакетики с такой едой - угощал сына, жену. Реакция была одинаковая: «Ой, как противно!». Это именно из-за повышенной калорийности. Дело в том, что нам, путешественникам, в отличие от тех же космонавтов, нужно в день 6 тыс. калорий (в обычной жизни человеку достаточно 1,5-2 тыс.). Потому что в космосе человек особенно не двигается и его скафандр поддерживает температуру тела постоянной - калории не тратятся. У нас - наоборот. На лодке я достаю пакет с такими продуктами (бывают овощи, говядина, курица, рыба), открываю газовый баллон (одного хватает на полторы недели), кипячу маленький чайник за две минуты, заливаю воду в пакет и жду семь минут. В это время или по телефону разговариваю, или занимаюсь навигацией. Потом все съедаю минуты за две, из посуды у меня только одна ложка - плюс есть запасная. А после могу себе позволить полежать отдохнуть пять минут. И снова на весла.

9 | Почему-то все думают, что если во время путешествия что-то случится, меня легко спасут. Вовсе нет, не так все просто. Помню, перед одним из своих проектов встречался с президентом Чили, с чиновниками Минобороны. Они честно сказали: «У нас военные корабли старые, не смогут дойти до удаленного сектора, если вы там тонуть вздумаете. Особенно в шторм». Кроме того, работа спасателей - удовольствие не бесплатное. Перед тем как отправиться в путешествие, в полет на воздушном шаре в стратосферу, например, я обязан застраховать свой путь на $2 млн, без этого меня просто не выпустят. Потому что если я потерплю крушение и упаду в океан, за мной отправятся спасатели той страны, в чьем секторе я окажусь. И если кто-то из них погибнет или ногу сломает, страховая компания выставит счет мне. Еще $2 млн я должен выложить в том случае, если, не дай бог, упаду. Шар гигантский, весит 10 тонн плюс 35 газовых баллонов по 150 кг каждый - рухну на населенный пункт, будет катастрофа, там так рванет! Так что тоже надо страховать. Сам шар стоит около $2 млн, его страхование - по желанию, это забота тех компаний, что финансируют проект. А страхование моей жизни - это уже моя проблема, личное дело нашей семьи.

10 | Я немного недоволен ХХI-ым веком. Помню, в 1969 году летал на самолетах, это были лайнеры ТУ - вот там было роскошно! Много места между рядами, столики, тканевые салфетки, хорошая посуда, и кормили прилично, а сейчас - бутерброд бросят, и все. И сидишь в кресле весь зажатый, места мало. Все потому, что самолет - это дорого: турбины, топливо, аэродромы. Обнадеживает, что сейчас ученые работают над электросамолетом: там будут не турбины, а электродвигатель.

Скорость такой лайнер сможет развивать в два раза меньшую, чем обычный: 400 км/ч против 800. Зато можно будет сильно удешевить самолет и его обслуживание, и за счет этого сделать его просторным, туалетов больше предусмотреть и т. п. Я бы с легкостью согласился лететь из Москвы, например, в Екатеринбург, не два часа, а четыре - но с комфортом.

11 | Я не понимаю: как можно жить на Земном шаре и даже на 3% не изучить свой океан?! Никто до сих пор не погрузился в Марианскую впадину на 11 025 м. Да и вообще, погружений с человеком было всего два: в 1960 году Дон Уолш и Жак Пикар сели на плато на глубине 10 800 м, в 2012 году кинорежиссер Джеймс Кэмерон достиг той же отметки - не смог войти в трещину плато, у его батискафа двигатели отказали. Но туда нужно попасть и взять пробы с двух тектонических плит - это очень важно для ученых, для военных. Мы готовим такое погружение, но тут не все просто. Власти страны решили так: проект должен быть сугубо российским - только отечественные деньги, только наши технологии и материалы. Такое полное импортозамещение. Причем технологии у нас лучшие, чем в других странах, финансирование тоже есть, но вот беда: нет конструктора. Есть один спец в Австралии, который делал батискаф Джеймсу Кэмерону, он бы смог разработать аппарат и для нашего проекта. Но нам надо вырастить своего. Для этого нужно время. И пока мы ждем, нас опередят китайцы.

12 | Меня очень огорчает, когда я слышу: «А кому это надо?». Этих нехороших слов стало много с конца прошлого века. Если в 1960-х была бешеная динамика: Гагарин полетел в космос, потом и десяти лет не прошло, а человек уже высадился на Луну. Я убежден: был бы жив Сергей Королев, мы бы уже на Марс слетали. А потом началось «Кому это надо?» - апатия, безразличие какое-то у всех. Вот и получается, что мы до сих пор летаем на таких самолетах, что стыдно, ходим с аккумуляторами для смартфонов, которые постоянно садятся, машины все так же загрязняют воздух - больше 100 лет двигателю, а ничего принципиально нового в массы не запущено. Электромобиль я вот себе не куплю, пока он может проехать максимум 70 км и заправок для него раз-две и обчелся. И я рад, что есть такие ребята как Ричард Бренсон, Стив Фоссет, которым не все равно и которым надо. Их волнует развитие, они двигают мир вперед. Я таких и ищу - чтобы вместе создавать новое.

13 | Путешествуйте. Планируйте свои отпуска так, чтобы было максимально интересно. Да, на поездки нужны деньги, а вы заранее наметьте даты и копите. И накопите. Я так же делаю.

Материал написан на основе выступления на пресс-брифинге, организованного компанией . Автор текста: Екатерина Стихина

Как то посмотрев пару роликов о преодолении Конюховым океана на веслах среди изобилия икон, крестов и прочих РПЦшных атрибутов, сразу пришел к выводу, что этот "великий путешественник" не боле чем проект по религиозному одурманиванию и так отупевшего в край населения.
Весь смысл в том, что бы вбить в бошки, что все это возможно, лишь благодаря фанатичной вере, молитвам и множеству икон. Народ должен больше и больше уповать на господа Бога и ждать помощи во всех своих проблемах с неба, ну и конечно постоянно помнить, что всякая власть от Бога. В общем сюжет все тот же - захватившим страну упырям, для успешного процветания. нужен не народ, а уповающее на Бога стадо.

Оригинал взят у nuk18 в Новости мракобесия: С мощами и иконами в кругосветное путешествие

КРУГОСВЕТКА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ УДАЛАСЬ ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ БОЖИЕЙ, — СВЯЩЕННИК ФЕДОР КОНЮХОВ

Облететь Землю на воздушном шаре и преодолеть при этом целый ряд испытаний удалось только благодаря помощи Божией , в этом признался известный российский священник-путешественник Федор Конюхов, недавно завершивший свой кругосветный полет. Отец Федор рассказал, что с собой он взял крест с частицами мощей 46 святых , изготовленный специально для перелета, передает РИА Новости .

— Когда я летел, то молился и говорил Господу и святым, что нельзя упасть в океан и утонуть. Ведь сколько бы мощей ушло в океан! А на мощи надо молиться, ими нельзя разбрасываться . Федора Конюхова потеряете — не обеднеете, а мощи жалко , — сказал священник-путешественник на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня». Также, по словам священника, с ним в полете была икона Божией Матери «Путеводительница».

— Были проблемы с кислородом, взорвался один баллон, когда не работали горелки, печка отказала… пришлось воровать для печки газ от горелок, но температура не поднималась выше минус 20, все приборы замерзли… Но с Божией помощью все решилось , — поделился отец Федор.

---------
Как еще шар не разбился о твердь небесную???

Детство Федора Конюхова

Федор Филиппович Конюхов родился на берегу Азовского моря в украинском селе Чкалово Запорожской области в обычной крестьянской семье. Отец будущего путешественника, Филипп Михайлович, происходил из рода архангельских рыбаков-поморов, а мать, Мария Ефремовна – уроженка Бессарабии.

Семья была многодетной – трое сыновей и две дочери. С раннего детства Федор привык к нелегкому сельскому труду в поле, на огороде. Отец рыбачил в Азовском море и часто брал сына с собой. Федор с удовольствием нес вахту рулевого, помогал вытаскивать сети. Отец Конюхова воевал в Великой Отечественной войне, дошел с советскими войсками до Будапешта и часто делился с детьми историями, связанными с военной частью своей биографии.

Много интересного рассказывал Конюхову и его дед Михаил, подполковник царской армии. Михаил Конюхов служил в одном гарнизоне со старшим лейтенантом Георгием Седовым, знаменитым русским полярным исследователем. Незадолго до своей последней экспедиции на Северный полюс, закончившейся трагедией, Георгий Седов оставил Михаилу Конюхову нательный крест с просьбой подарить его самому крепкому и смелому из детей, который сможет добраться до полюса. Завещание Седова довелось выполнить Федору Конюхову – он побывал на Северном полюсе трижды, один раз из которых достиг крайней точки планеты в одиночку, с крестиком Седова на шее.

Тяга к путешествиям, особенно морским, жила в Федоре с раннего детства. Стоя у руля рыбацкого суденышка, Федор всматривался в азовскую даль и мечтал побывать на противоположном берегу Азова. В пятнадцать лет он совершил свою первую экспедицию – пересек Азовское море на весельной лодке в одиночку. Готовился к этому несколько лет – практически все свободное время посвящал гребле, хождению под парусом и плаванию. Активно занимался также футболом и легкой атлетикой, а спал практически всесезонно на сеновале. А еще Федор любил читать и запоем «проглатывал» книжки Жюля Верна, Станюковича, Гончарова и других писателей-маринистов и путешественников.

Федор Конюхов установил новый рекорд

Образование и служба Федора Конюхова

Уже в выпускных классах Конюхов понял, что море – его призвание. По окончании школы вопросов, куда поступать, не возникало – Конюхов пошел в Одесское мореходное училище (специальность судовой механик). Останавливаться на этом Федор не стал и поступил в Ленинградское полярное училище, получив по окончании вторую специальность – штурман-навигатор. Срочную военную службу Федор проходил на Балтийском флоте в Калининградской области. Во время службы в результате одного из конфликтных инцидентов со старослужащими Федор попадает на гауптвахту, откуда капитан третьего ранга, отбиравший самых отважных матросов в спецотряды, забирает его во Вьетнам. Два с половиной года Федор служит матросом на катере в спецотряде, задачей которого была поставка боеприпасов вьетконговцам.

После службы Федор оканчивает ПТУ №15 города Бобруйска в Беларуси по специальности резчик-инкрустатор.

Арктические экспедиции Федора Конюхова

Начало экспедиционно-исследовательской деятельности приходится на 1977 год. В этом году Федор организовывает переход на парусной яхте по маршруту Витуса Беринга в северной части Тихого океана. Будучи патриотом, следопыт стремился воспроизвести все условия, в которых наши соотечественники более трехсот лет назад плавали на утлых суденышках, открывали острова и заливы, исследовали Америку и основывали там поселения.


Далее были экспедиции, преследовавшие подобные цели – Камчатка, остров Сахалин, Командоры. Долгое время Федор провел на Чукотке, осваивая науку езды на собачьих упряжках, строительства хижин из льда и выживания в экстремальных полярных условиях. К этому времени была поставлена цель – достичь в одиночку Северного полюса. Подготовка к экспедиции заняла несколько лет. Предшествовали беспрецедентному путешествию лыжный поход к Полюсу относительной недоступности во время полярной ночи, участие в канадской экспедиции по Баффиновой земле, трансантарктическая советско-канадская лыжная экспедиция СССР – полюс – Канада, первая автономная экспедиция к Северному полюсу «Арктика» в составе группы В. Чукова. Таким образом, к моменту начала собственного одиночного марш-броска Конюхов уже дважды побывал на Северном полюсе.

В 1990 году, получив достаточный опыт полярных исследований, Федор отправился к заветной цели на лыжах. Помимо тяжелого рюкзака, путешественник тащил на буксире нарты с провиантом и снаряжением. Спал Федор прямо на льду в палатке и спальнике. Путь был сложным – постоянно приходилось преодолевать торосы и полыньи, но Конюхов неуклонно приближался к полюсу. За 200 км до заветной цели Федор чуть не повторил судьбу Георгия Седова – во время торошения льда путешественник едва не погиб. Однако на 72 день путешествия Федор все-таки достиг Северного полюса, став первым в мире человеком, совершившим такое путешествие в одиночку. Именно тогда Конюхов выполнил завещание Седова.


Антарктическая экспедиция

Следующей целью Конюхова стал Южный полюс. В 1995 году отважный исследователь отправился в одиночную экспедицию в Антарктиду, достигнув в итоге крайней южной точки планеты на 59-й день похода и водрузив там флаг России. Во время продвижения к полюсу Конюхов вел целый ряд исследований: измерение естественного радиационного поля Антарктиды, физическое состояние организма в экстремальных условиях большой высоты (выше 5 тыс. м), недостатка кислорода, сильных ветров и низких температур.

По итогам экспедиции Конюховым было написано несколько научных работ, внесших неоценимый вклад в развитие полярной науки. За научно-исследовательскую деятельность и научные труды после этой экспедиции Конюхов был принят в почетные члены Русского географического общества.

Восхождения

Не только приполярные районы привлекают внимание отважного исследователя. Посетив Южный полюс, Федор завершил выполнение программы «Большой шлем» - посещение Северного, Южного полюса и горы Эверест. Конюхов стал первым россиянином, выполнившим «Большой шлем».


История восхождений Конюхова по программе «Семь вершин мира» начинается в 1992 году, когда путешественник в одиночку покорил высочайшую точку Европы – гору Эльбрус. В том же году совместно с Евгением Виноградским Федор совершает восхождение на Эверест, высочайшую точку Азии и планеты. В рамках своей антарктической экспедиции исследователь 19 января 1996 года покоряет высочайшую точку южного континента – массив Вильсон. В марте того же года альпинист восходит в одиночку на Аконкагуа в Южной Америке, а в 1997 году завершает программу одиночным восхождением на вулкан Килиманджаро в Африке, австралийский пик Косцюшко и совместно с Владимиром Яночкиным покоряет сложнейшую вершину – североамериканскую гору Мак-Кинли.

В 2012 году Конюхов еще раз поднимается на Эверест в составе российской команды, восходившей на Джомолунгму в ознаменование тридцатилетнего юбилея первого покорения Эвереста советской альпинистской командой.

Сухопутные экспедиции

В 1981 году Федор Конюхов пересек Чукотку на собачьей упряжке в рамках подготовки к покорению Северного полюса. Готовясь к полярному марш-броску, Федор выбирал между двумя вариантами передвижения – лыжами и собачьей упряжкой. В итоге более перспективным он признал лыжное передвижение. В 1985 году Федор организовал пешеходную экспедицию по маршруту знаменитых исследователей тайги В. Арсеньева и Дерсу Узала.

Летом-осенью 1989 года Конюхов курировал совместный советско-американский велопробег по СССР Находка – Москва – Ленинград. Второй пробег из Находки в столицу России, на этот раз на внедорожниках, российско-австралийский, прошел летом 1991 года. В 2002 году Федор Конюхов организовал первую в истории России караванную экспедицию на верблюдах по следам Великого Шелкового пути на территории Калмыкии, Дагестана, Астраханской, Волгоградской областей и Ставропольского края. В 2009 году экспедиция получила продолжение – второй этап исследования прошел по маршруту Калмыкия – Монголия.


Морские экспедиции и кругосветные путешествия

Морские путешествия занимают самую большую часть исследовательской деятельности Конюхова. Федор совершил более сорока уникальных морских экспедиций, 17 раз пересек Атлантический океан в одиночку, причем один раз – на весельной лодке в автономном режиме за 46 суток, поставив абсолютный мировой рекорд. Шесть раз Федор совершал кругосветные путешествия. Одно из этих путешествий на яхте прошло без остановок, в режиме «нон-стоп». Были и «серьезные», по словам путешественника, приключения – во время одной из кругосветок Федор серьезно заболел и попал в больницу на Филиппинах, В это время пираты угнали его яхту на соседний остров. Чтобы вернуть судно, Конюхову пришлось самому на время стать морским разбойником – он угнал катер у пьяных пиратов, чтобы вернуть свою яхту. Федор – постоянный участник и призер морских экстремальных гонок на парусных и гребных судах.

Творчество

В своих путешествиях Федор занимается не только исследовательской деятельностью. Он рисует и пишет книги. Всего из-под его кисти вышло более 3 тысяч картин. С 1983 года Конюхов – член Союза художников СССР. На момент принятия в Союз художников был самым молодым членом СХ СССР. Также Федор состоит в Московском союзе художников и скульпторов, является почетным академиком Российской Академии художеств. По итогам своих экспедиций Федором написано девять книг. Конюхов – член Союза писателей и Союза журналистов Российской Федерации.

Федор Конюхов. Арктика 2013. Прелюдия

Религиозный сан

22 мая 2010 года Федор Конюхов принял сан иподиакона Русской Православной Церкви Московского патриархата. Рукополагал в иподиаконы Конюхова митрополит Киевский и всея Украины Владимир. После принятия сана Федор стал меньше времени посвящать путешествиям и экспедициям, однако не прекратил эту деятельность окончательно. В декабре 2010 года в Запорожье Конюхов, окончивший к тому времени Санкт-Петербургскую духовную семинарию, был рукоположен в священники и отправлен на служение в Запорожскую епархию.

Семья Федора Конюхова

Федор Конюхов женат на Ирине Анатольевне Конюховой, профессоре, докторе юридических наук. У них трое детей – общий сын Николай, старший сын Федора Оскар и дочь Татьяна – дети от первого брака. Оскар Конюхов также путешествует, занимается парусным спортом, является исполнительным директором федерации парусного спорта Российской Федерации.

У Федора шесть внуков – Полина, Филипп, Аркадий, Итэн, Блейк и Кейт.

ФЕДОР КОНЮХОВ: Я НИКОГДА НЕ ПОЛУЧАЛ ЗАРПЛАТЫ

Путешественник Федор Конюхов убежден: жить надо сегодня и сейчас, а копить на будущее - бессмысленно

Федор Конюхов - профессиональный путешественник, писатель, художник - признался корреспонденту "Водяного знака", что денежные знаки распознает только по внешнему виду, деля их на русские рубли и американские доллары. Он не знает, сколько стоит хлеб, молоко и сахар, хотя путешествует по Атлантике на макси-яхте, арендованной за полтора миллиона евро.

Вы вызываете в людях разные эмоции.

Одни говорят - "Конюхов - великий мистификатор и авантюрист", другие - "Он гений, обласканный небом". Стараетесь людей удивлять, чтобы не забывали?

Я не смотрю телевизор и не читаю газет, поэтому спокойно осуществляю свои замыслы, которые кажутся бредовыми людям других профессий. Мои друзья и журналисты часто объявляли, что я обезумел от своих одиночек и ухожу в очередное плавание, чтобы избежать психбольницы. Я действительно стал бы сумасшедшим, если бы оправдывался перед каждым.

Мой отец, рыбак, в детстве мне говорил: "Федька, если ты почувствуешь и поймешь море, то сможешь раскрыть себя в жизни".

Возвращаясь в Москву, я заново учусь разговаривать и ходить - мой язык костенеет от долгого молчания, а ноги не ощущают земли, как у годовалого младенца. Начинаю учиться говорить и передвигаться по твердому полу не качаясь. Радуюсь!

Я ввязался в одну престижную гонку "Венди Глоб". Там на яхтах гоняют только профессионалы и за очень большой приз. Я точно знал, что не выиграю денег, но сам факт участия стоил того - там сроду русских не было. Яхту мне арендовал Современный гуманитарный университет. Старой конструкции и неповоротливую.

Я ее боялся. И она меня плохо слушалась. А потом легла на борт.

Я остался без работы - сотни тонн ее веса нельзя поднять руками. Это был конец. Где-то в мозгу стучало и доходило до сознания, что я еще живой и что можно жить без работы, что за тебя сейчас трудятся другие, кто тебя любит и ждет.

Забился в уголок своей яхтенной койки, прижал к груди иконку Николая Чудотворца. Я молился.

Это и была моя работа - самая тяжелая, которую человек всегда оставляет на потом. Но я знал, что от этого зависит моя жизнь, и не прекращал этой работы три дня и три ночи. С рассветом третьего дня яхта начала подниматься, как боксер на ринге после нокдауна. Так и она начала вставать. А я все медленнее и медленнее читал молитву, засыпал, я так устал, за всю свою жизнь я не делал такой тяжелой работы. Спасся. И тогда решил больше в океан не ходить, потому что он меня не принял. А через два года передумал.

У вас есть имя, и, наверное, уже можно было бы спокойно и комфортно пожить в свое удовольствие - в той же Москве, например?

А я боюсь. Не знаю, что делают люди города. Я романтик, искатель приключений и профессиональный путешественник. Для меня находиться в море не составляет труда, а вот получить какую-то справку в ЖЭКе - тяжкое испытание.

Ходить по магазинам и видеть горы продуктов - невыносимое занятие. Я привык самостоятельно ловить рыбу и тут же ее готовить, пить опресненную морскую воду, питаться только рисом или сутками не есть вообще.

Я знаю, как организовать экспедицию и вести яхту вокруг света, как приготовить "сашими" из летучей рыбки, а вот как проехать по Москве до Государственной Думы или Кремлевского

Дворца съездов - не знаю. Хотя и получал там какие-то награды и грамоты.

Мой дом в Москве - мастерская от Союза художников. Там есть стол для рисования, краски, кисти, компьютер, которым пользуется моя жена, и маленькая спальня, где проживаем мы с Ириной и две старенькие черепашки.

Ваша жена не мечтает о другой, красивой жизни? Подарки, бриллианты, платья от кутюр?

Я могу подарить ей путешествие на яхте по Атлантике. Причем она пойдет со мной не как туристка, а как член экипажа. И такие романтические путешествия со мной она совершала несколько раз. Что касается нарядов, то, выходя замуж за странника, она отдавала себе отчет в том, какая жизнь ее ждет. У нас - домострой. Я не разрешаю жене носить брюки, краситься. Ей пришлось отказаться от светской жизни, и это произошло очень легко - мы так похожи в своем желании приблизиться к Богу, в которого верим оба. Только не подумайте, что мы религиозны, религия - это политика. А вера - от души. Но одежду Ирина носит парижскую. Мы часто там бываем, и я сам выбираю вещи. Однажды искали простую длинную юбку белого цвета чуть ли не весь день. Все какую-то ерунду предлагали в этой стране - "законодательнице мод".

У жены своя интересная жизнь. Она профессор, доктор юридических наук, преподаватель.

Пишет книги. Ей тоже много не надо. Мы и в ресторане никогда не были - скучно. Полгода я ее не вижу, и за это время случается столько всего интересного в ее и моей жизни, что мы не можем наговориться после разлуки.

У вас есть слабости?

Раньше был тщеславен. Однажды чуть не согласился сняться на обложку "Плейбоя". Гордился, что меня позвали. Сейчас стыдно об этом вспоминать. Несколько лет назад не отказывал никому в интервью, пускал в дом случайных людей, раскрывал перед ними душу. До сих пор люблю быть центром внимания.

Люблю конфеты и пирожные. Жена всегда снабжает меня сладостями в экспедиции, так я все съедаю сразу, даже до яхты не доношу.

Вы не живете на зарплату. Откуда берутся деньги на путешествия?

Деньги, как бумажки, ничего не стоят.

Деньги - это энергия. Они приходят, когда есть идея. И чем она интереснее для большого числа людей, тем мощнее денежные потоки.

Мои первые путешествия стоили и сто, и двести долларов. Я был молод, никому не известен и рисковал жизнью для того, чтобы осуществить свою детскую мечту. В семь лет мой дед, служивший вместе с известным полярным исследователем Георгием Седовым, повесил мне на шею крестик, подаренный ему Седовым. С тех пор больше я ничем не интересовался в жизни, кроме путешествий. 40 экспедиций, которые я совершил в командах и в одиночку, вывели меня в элиту всемирно известных путешественников. Я, что называется, лез напролом и старался принять участие в таких яхтенных гонках или восхождениях, куда русские просто не попадали. Так я нарабатывал авторитет. Наглостью и бесстрашием. Взбирался на неприступные вершины, погибал там от голода и страха.

Самое главное у человека что? Жизнь. Вот я и ставил ее на карту. Шел не за деньгами или славой, а ради того, чтобы понять себя - что мне надо. Признание, покаяние, свобода? Свобода для чего? Для творчества. Я заработал право писать книги и картины, как никто другой их не напишет. Потому что я вижу другие вещи и обостренным зрением. Можно сказать, что я пишу там на грани нервного срыва. Но не под воздействием вина или наркотиков, что, в общем-то, нормально для творческих людей, а от безысходной тоски по дому, земле и обычной жизни, в которую меня пока что-то не пускает. Не дошел еще.

Хотя после каждого путешествия заявляю, что оно - последнее и больше рисковать не буду. Если Бог дает мне возможность видеть мир - я еще не исчерпал лимита риска. Моя последняя яхта - одна из самых больших в мире. Когда я ее впервые увидел во Франции, я подумал: на ней точно пойду в Атлантику. Громадная такая посудина, вместе с мачтой в высоту почти как Триумфальная арка в Париже. Эта яхта стала сниться мне по ночам. Я занимался другими проектами - ходил на верблюдах по Великому

Шелковому пути, переплыл Атлантику на весельной лодке по пути Христофора Колумба, но не забывал о макси-яхте, которую увидел в Ле Сабль де Олон.

Деньги под нее нужны были огромные. Найти их на путешествие не просто. Я очень люблю буддийские изречения и вот одно из них запомнил на всю жизнь: "Путник, рад встретить тебя, рад видеть, как твердо идешь. Ты знаешь, что ищешь, и тебе можно помочь". Если у тебя есть точная цель и она интересна другим, тебя будут рады встретить и помогать. Надо знать, куда и зачем ты идешь.

Я нашел эти деньги! А когда показал на фотографии свою яхту разным людям, то появилась армия богатых людей,которым тоже захотелось поучаствовать в этом проекте и разместить названия своих компаний на ее борту. Потому что это принято во всем мире и сейчас у нас другая Россия.

В 53 года вы стали членом Союза писателей РФ и Союза художников РФ. Зачем вам нужны эти звания?

Я научился зарабатывать. С этими званиями, наверное, лучше продавать свой труд.

Мои книги и картины приносят небольшой доход. На него я построил часовню во дворе мастерской в центре Москвы. Эта часовенка в честь всех моих погибших друзей-путешественников.

Их имена я высек на досках и повесил внутри храма. Я выполнил обет, который дал сам себе в Атлантике, во время шторма. Тогда мы с женой чуть не погибли.

А мог бы положить эти деньги в банк, ждать, когда на них нарастут проценты, и потом что-нибудь купить. Я только не знаю что. Все, что нужно, у ме ня есть - жена, четверо детей и стол для рисования. По-моему, деньги - это просто аванс, выданный нам Богом, а наша задача - решить, на какие цели они пойдут - хорошие или дурные. Жить надо сегодня и сейчас. Бессмысленно копить на будущее. В моем случае совсем глупо.

Каждый раз, уходя в океан, я рискую в нем так и остаться.

Татьяна Калашникова

Читайте также: