Сценарий праздника «В мире лекарственных трав. Викторина «Удивительная жизнь растений нашего региона Викторина для школьников лекарственные растения

ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ

Конкурс 1. Лекарственные растения.

1. Перечислите правила сбора лекарственных растений. (Нельзя заготавливать вблизи дорог и в черте города; собирать только в сухую ясную погоду; нельзя собирать больные растения; собирать только в местах, где этих растений много, но нельзя собирать все растения.)

2. Назовите растение, которое дает «сердечное» лекарство. (Ландыш.)

3. Назовите растение от 90 болезней. (Зверобой.)

4. Настой какого растения дают капризным детям? Это же растение очень любят кошки. (Валериана лекарственная.)

5. Листья какого растения помогут остановить кровь? (Подорожник.)

6. Листья этого растения с одной стороны мягкие и пушистые, а с другой стороны гладкие. Их заваривают при кашле. (Мать-и-мачеха.)

7. Цветки эти любят пчелы, а мы пьем настой из них при высокой температуре. (Цветки липы.)

Конкурс 2. Грибы.

1. Какие съедобные грибы мы собираем в наших лесах? (Белые, подосиновики, подберезовики, маслята, сыроежки, опята, лисички и т. д.)

2. Назовите грибы-«подснежники». (Строчки, сморчки.)

3. Одного маленького кусочка этого гриба достаточно, чтобы человек отравился. Что это за гриб? (Бледная поганка.)

4. Этот гриб не любят мухи, но лоси и коровы едят его как лекарство. (Мухомор.)

5. Назовите грибы-двойники (съедобный и ядовитый). (Опята: ложный и настоящий; белый гриб и желчный, сатанинский; лисички: ложные и настоящие.)

6. Назовите грибы, в названиях которых есть названия растений. (Подберезовик, подосиновик, поддубовик, еловый груздь.)

Конкурс 3. Животные - предсказатели погоды.

Задание. Закончите приметы:

1. Кошка лежит, свернувшись калачиком, уткнув нос – ... (к холоду), носом кверху – ... (к теплу).

2. Если пчёлы роем гудят на цветущей рябине – ... (завтра будет ясный день).

3. Куры и голуби купаются в пыли... (к дождю).

4. Пчелы роем летят в ульи... (к дождю).

5. Большие муравьиные кучи... (к суровой холодной зиме).

Конкурс 4. Животные готовятся к зиме.

1. Как звери готовятся к зиме? (Залегают в спячку, заготавливают корм, меняют шубу, переселяются ближе к жилью человека, сбрасывают рога.)

2. Кто в лесу всю зиму спит? (Медведь, еж, барсук.)

3. О ком идет речь?

а) рыжая – серая (белка);

б) белый – серый (заяц).

4. Зачем белке длинный и пушистый хвост? (Хвост помогает при прыжках с ветки на ветку и с дерева на дерево, зимой в гнезде спасает от холода.)

5. Каких перелетных птиц вы знаете? (Скворец, грач, соловей, ласточка и т. д.)

6. Каких птиц называют «зимними гостями»? (Синица, снегирь, свиристель.)

7. Назовите зимующих птиц. (Воробей, ворона, галка, голубь.)

8. Какая птица прилетает весной самая первая? (Грач.)

Конкурс 5. Загадки.

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел.)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где плещутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения.

(Жаворонок.)

Кто без нот и без свирели

Кто же это?

(Соловей.)

Угадайте, что за птица

Света яркого боится?

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Кто это?

(Сова.)

Конкурс 6. Поющая природа.

Команды по очереди поют песни о лесе, животных, растениях. Побеждает команда, которая знает больше песен.

Конкурс 7. Кто в лесу живет?

1. Существует два забавных заблуждения, связанных с этим животным. Одно из них в том, что они неуклюжи и неповоротливы, другое – что они глупы. Ни то, ни другое не соответствует действительности. Он может показаться неуклюжим из-за особенностей своей походки. Когда этот зверь идет, он шагает одновременно обеими лапами, расположенными на одной стороне туловища. Из-за этого у него переваливающаяся походка. Но когда он бежит на четырех лапах, может догнать любого человека! Если спросить работников зоопарка или цирка об этом животном, то вам скажут, что этот зверь самый умный и сообразительный, может танцевать и кататься на роликовых коньках. (Медведь.)

2. Ни одной птице поэты не посвящали столько строк, как этой. Его пение считается самым красивым. Поют только самцы. Песня этой птицы – это способ ухаживания за своей подругой, которая сидит, не подавая голоса, на кусте или дереве где-нибудь неподалеку. (Соловей.)

3. Зимой шкура этого зверька белая. Трусливость его вошла в поговорку, не вполне справедливую. Просто у этих зверей выработался и накопился запас хитроумных уловок. Спасаясь, зверек может на ходу впрыгнуть в телегу и зарыться в сено. (Заяц.)

4. Уютные гнезда устраивают эти зверьки. Оно имеет форму шара и выстлано внутри травой, мхом, пухом, шерстью. Это очень запасливое животное. В окрестностях своего гнезда зверек устраивает множество кладовых, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает он и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей. (Белка.)

(По окончании конкурсов жюри подводит итоги, оценивает подготовленные материалы, плакаты по теме. Классы-победители награждаются грамотами.)

Интегрированная игра-викторина для школьников с ответами "Лекарственные растения".

Николаева Татьяна, ученица 7 класса, МОУ "Школа №101" города Донецка Донецкой области.
Руководитель :Фролова Валентина Ивановна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы, МОУ "Школа №101" города Донецка Донецкой области.
Описание : викторина, составленная ученицей 7 класса, может быть использована учителями природоведческого цикла, а также учителями русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности, на элективных курсах, факультативах, кружках при проведении познавательных и развлекательных мероприятий по ознакомлению с окружающим миром. В ходе мероприятия осуществляются межпредметные связи: с литературой-выразительное чтение, загадки, пословицы; с русским языком-составление предложений по каждой иллюстрации с употреблением слов на изученные правила из любого раздела русского языка.
Цель: формирование потребности в приобретении новых знаний о лекарственных растениях, способах их получения путём самообразования; развитие речи.
Задачи : пробудить познавательный интерес к лекарственным растениям;
расширить знания детей о лекарственных растениях в медицине;
определить значение растительного лекарственного сырья в жизни человека;
развивать внимание, память. любознательность, умение задавать вопросы, выражать свои мысли устно и письменно;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к природе.

Проведение викторины.

Вступительное слово учителя.
Растительный мир насчитывает более 400 тысяч растений. Многие из них обладают целебными свойствами.
-Какие растения являются лекарственными?
-Какие из лекарственных растений вы знаете?
Ваши знания мы проверим при помощи викторины о лекарственных растениях. Так как эти растения у нас сегодня главные герои, мы для удобства выделили их большой буквой. По каждой иллюстрации вы будете составлять предложения, используя разряды прилагательных.

Лекарственные растения

.
1. Где используется Алтей? (В фармацевтической промышленности, в изготовлении верёвки и грубой бумаги, при уходе за волосами и кожей, добавляют в муку). Составьте предложение.

2. Назовите полезные свойства Жасмина. (Жасминовый аромат считается сильнейшим антидепрессантом. Он лечит неврозы, бессонницу, способен бодрить лучше, чем кофе). Составьте предложение о жасмине.


3. Где произрастает Зверобой? Каково его лечебное значение?(В Европейской части России, в Средней Азии, Казахстане, на Кавказе). Лечит мигрень, кашель, заболевание почек и печени. Составьте предложение о растении.


4. Как выглядит Лаванда? (Вечнозелёный кустарник с тёмно-зелёными листьями, прямыми стеблями и нежно-фиолетовыми цветками). Составьте предложение.


5. Чем полезен Шалфей для женщин? (Он омолаживает женский организм, способствует генерации клеток, укреплению суставов, хрящей и соединительной ткани). Составьте предложение о растении.


6. В качестве чего используется Можжевельник? (Плоды можжевельника применяют для ароматизации блюд из дичи, мяса. Для приготовления приправы используют молотые высушенные ягоды). Составьте предложение о растении.


7. Почему растение Мать-и-мачеха имеет такое название? Какую пользу приносит данное растение? (Это оригинальное название «мать-и мачеха» связано с разными на ощупь листьями. С внешней стороны лист у растения мягкий и тёплый, а с внутренней-шершавый и прохладный на ощупь, что и вызвало ассоциации с материнским теплом и холодностью мачехи). Используется для лечения многих заболеваний: бронхиальной астмы, заболеваний желудочно-кишечного тракта, золотухи, почек, ожогов, мозолей. Свежий сок из листьев можно закапывать в нос при простудных воспалительных заболеваниях. Составьте предложение о растении.


8. Какие витамины и минеральные вещества входят в состав Люцерны? (Витамины группы В, аскорбиновая кислота, витамины Е, С, Д и К, каротин). Кроме того - углеводы, эфирные и жирные масла, жирные и органические кислоты, глициды, антоцианы, биофлавоноиды. Из минеральных элементов люцерна богата магнием, кремнием, железом, хлором, марганцем, фосфором, цинком). Составьте предложение о растении.


Загадка.
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
9.Какие виды Подорожника бывают? (Подорожник большой, средний, ланцетолистный, блошиный и другие). Составьте предложение о растении.


Загадка
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула)
10. Как чаще всего называют Календулу? (Ноготки).Назовите её свойства. (Растение обладает противовоспалительными, ранозаживляющими, бактерицидными, спазмолитическими, желчегонными свойствами). Составьте предложение о растении.


11. Как Бузина используется в кулинарии? (Из ягод делают кисели, компоты, варенье, а также лимонады и горькие настойки). Составьте предложение о растении.


12.Куда добавляют Имбирь? (В мясные и овощные блюда, холодные и горячие закуски, соленья и маринады, пряники). Составьте предложение о растении.


13.Куда добавляют мятное масло? (В шампуни и кремы, косметические продукты, в мыловарение). Составьте предложение о растении.


14.Когда и чем полезна Эхинацея?(Настой эхинацеи особенно полезен и даже необходим нашему организму зимой; он защищает от вирусов и простуды, повышает иммунитет, избавляет от усталости, помогает бороться с зимней депрессией, придаёт бодрости и стимулирует физическую активность). Составьте предложение о растении.


15. Знаменателем чего является Цикорий? (Кофе). Расскажите о пользе этого растения.


16. Как на Руси называли Чистотел? (Эту траву называли «подтынником из-за её широкой распространённости, живучести и способности прорастать абсолютно везде, даже под тыном). Составьте предложение о растении.


17. Какое известное и распространённое блюдо делают из Щавеля? (Зелёный борщ или щи).


18.Где можно встретить семена Мака? (В кондитерских изделиях).

Составьте предложение о растении.
19.Какое народное название имеет Ольха? (Елоха, вильха, лешенник, олешник, волька). Что является противопоказанием для использования препаратов ольхи? (Повышенная свёртываемость крови). Расскажите о лекарственных свойствах ольхи.


20. Как принимают Иван-чай? (В виде отваров и настоек для приёма внутрь, компрессов и полосканий).


Итог занятия. Чтение стихотворений учащимися о бережном отношении к природе.
-Какое главное правило мы обязаны помнить по отношению к богатствам растительного мира? (Соблюдать правила поведения в природе и бережно относиться ко всем живым организмам).
Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем: "Значение лекарственных растений в современной медицине" или "Лекарственные растения леса".

Викторина по теме: Лекарственные растения

Цель:
1) вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных;
2) показать многообразие лекарственных растений своей местности

1-й тур

1.Какая ягода заменяет лимон?
(Клюква, содержит лимонную кислоту).

2.Плоды каких кустарников богаты витамином С?
(Черная смородина, шиповник).

3. Какие болезни лечит красавица берёза?
(Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

4.Назовите самое распространенное лекарственное дерево?

5.Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?
(Шиповник и черёмуха.)

6.Какие лекарственные растения носят "звериные” названия?
(Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).

7.Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
(Торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)

8.Ты натер ногу, как помочь себе облегчить боль?
(Приложить лист подорожника)

9.Какую траву очень любят кошки? При каких болезнях она помогает?
(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах).

Краткая информация для детей.
Считалось,что название «валериана» было дано растению в честь римского императора Валериана, правящего в I веке до н.э. В переводе с латинского означает «быть здоровым».В лечебных целях используют корневище валерианы. Отвары и настои применяют в медицине при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, а также как отличное успокаивающее средство.

2-й тур называется «Узнай растение».

а) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено,холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

(Ответ: ветреница).

б) Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков- красная ягода. Но не бери ее в рот- она ядовита.

(Ответ: ландыш)

в) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

(Ответ: колокольчик)

3-й тур называется «Отгадайка».

Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:

Семя;

Взрослое растение с плодами и семенами;

Проросток с развивающим корешком;

Взрослое растение с цветками;

Проросток с развивающимися стеблем и листочком

(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающим корешком; 3. Проросток с развивающимися стеблем и листочком; 4. Взрослое растение с цветками;
5. Взрослое растение с плодами и семенами.)

4-й тур называется «Отгадай загадки».

1.На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму.
(Пастушья сумка).

2. На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы - коготочки
Стерегут цветочки.
(Шиповник)

3.Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной.
(Женьшень)

4.Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
(боярышник)

■ Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Подорожник).

■ Какое лекарственное растение используется как наружное средство при лишаях и нарывах? (Лопух).

■ Какой цветок лечит сердце? (Ландыш).

■ Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

■ Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, сосна, ель, липа).

■ Из каких ядовитых растений изготовляют лекарство? (Дурман, белладонна, белена).

■ Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха).

■ Какое растение получило название «мяун-трава»? (Валериана).

■ Какое лекарство из него изготавливают? (Сердечные капли).

■ Какое ядовитое растение употребляется для лечения в качестве глазных капель? (Вороний глаз).

■ Какое лекарственное растение питается мухами и комарами? От какой болезни готовят из него лекарство? (Росянка, от бородавок).

■ Кору какого кустарника применяли против малярии до появления хинина? (Кору ивы).

■ Соком какого растения выводят бородавки, им лечат сыпь и чесотку? (Соком чистотела).

■ Какое лекарственное растение носит название «глаза птицы»? (Вороний глаз).

■ Какое растение индейцы называют «след белого»? Почему? (Подорожник. В Америку это растение привезли европейцы).

■ Какое лекарственное растение можно есть сырым, вареным, печеным и жареным? (Лопух).

Подведение итога.

ГБУ СО Социально – реабилитационный центр для

Несовершеннолетних « Надежда».

Викторина

«Трава у нашего дома».

(знакомство с лекарственными растениями)

Воспитатель старшей группы: Куангалиева Г.Ю.


Цель:
1) вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных;
2) показать многообразие лекарственных растений своей местности

1-й тур

1.Какая ягода заменяет лимон?
(Клюква, содержит лимонную кислоту).

2.Плоды каких кустарников богаты витамином С?
(Черная смородина, шиповник).

3. Какие болезни лечит красавица берёза?
(Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

4.Назовите самое распространенное лекарственное дерево?

5.Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?
(Шиповник и черёмуха.)

6.Какие лекарственные растения носят "звериные” названия?
(Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).

7.Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
(Торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)

8.Ты натер ногу, как помочь себе облегчить боль?
(Приложить лист подорожника)

9.Какую траву очень любят кошки? При каких болезнях она помогает?
(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах).

Краткая информация для детей.
Считалось,что название «валериана» было дано растению в честь римского императора Валериана, правящего в I веке до н.э. В переводе с латинского означает «быть здоровым».В лечебных целях используют корневище валерианы. Отвары и настои применяют в медицине при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, а также как отличное успокаивающее средство.

2-й тур называется «Узнай растение».

а) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено,холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

(Ответ: ветреница).

б) Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков- красная ягода. Но не бери ее в рот- она ядовита.

(Ответ: ландыш)

в) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

(Ответ: колокольчик)

3-й тур называется «Отгадайка».

Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:

Семя;

Взрослое растение с плодами и семенами;

Проросток с развивающим корешком;

Взрослое растение с цветками;

Проросток с развивающимися стеблем и листочком

(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающим корешком; 3. Проросток с развивающимися стеблем и листочком; 4. Взрослое растение с цветками;
5. Взрослое растение с плодами и семенами.)

4-й тур называется «Отгадай загадки».


1.На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму.
(Пастушья сумка).

2. На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы - коготочки
Стерегут цветочки.
(Шиповник)

3.Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной.
(Женьшень)

4.Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
(боярышник)


Подведение итога.

Викторина про лекарственные растения для школьников. Устраивайте интересные и увлекательные конкурсы с помощью этих вопросов викторины.

Викторина «Лекарственные растения»

■ Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Подорожник).

■ Какое лекарственное растение используется как наружное средство при лишаях и нарывах? (Лопух).

■ Какой цветок лечит сердце? (Ландыш).

■ Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

■ Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, сосна, ель, липа).

■ Из каких ядовитых растений изготовляют лекарство? (Дурман, белладонна, белена).

■ Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха).

■ Какое растение получило название «мяун-трава»? (Валериана).

■ Какое лекарство из него изготавливают? (Сердечные капли).

■ Какое ядовитое растение употребляется для лечения в качестве глазных капель? (Вороний глаз).

■ Какое лекарственное растение питается мухами и комарами? От какой болезни готовят из него лекарство? (Росянка, от бородавок).

■ Кору какого кустарника применяли против малярии до появления хинина? (Кору ивы).

■ Соком какого растения выводят бородавки, им лечат сыпь и чесотку? (Соком чистотела).

■ Какое лекарственное растение носит название «глаза птицы»? (Вороний глаз).

■ Какое растение индейцы называют «след белого»? Почему? (Подорожник. В Америку это растение привезли европейцы).

■ Какое лекарственное растение можно есть сырым, вареным, печеным и жареным? (Лопух).

■ Что может заменить мох сфагнум? (Вату).

Читайте также: