Моторная плотность урока формула. Плотность урока физической культуры проект на тему. Моторная плотности на уроке физическая культура

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.I

Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесообразные мероприятия:

1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач;

ение и закрепление теоретических сведений;

3) проведение общеразвивающих упражнений;

4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;

5) подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;

6) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;

7) методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

8) мотивацию учащихся;

9) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

10) педагогический контроль;

11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий;

12) воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока: AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

ОП = tад * 100% / tобщ

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

Неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

Неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;

Излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

Неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.

Например, если простой на уроке по вине преподавателя составил 1 мин, то общая плотность урока будет равна:

ОП = 39 мин * 100% / 40 мин = 97,5 %

Моторная плотность урока - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений tфу умножить на 100% и разделить на общее время занятия, урока tобщ:

МП = tфу * 100% / tобщ

Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин. В этом случае моторная плотность урока будет равна:

МП = 25 мин * 100% / 40 мин = 62,5%

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70-80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Урок – основная форма организации занятий физическими упражнениями.

По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.

Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 раза в неделю по 40-45 мин каждый. Их основное содержание - двигательная деятельность.

Требования к уроку.

1. Четкость постановки целей и задач.

2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач.

3. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока.

4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими.

5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

6. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения.

7. Обеспечение травмобезопасности урока.

8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся.

Образовательные задачи

Оздоровительные задачи

Воспитательные задачи

Классификация уроков в зависимости от решаемых задач.

По признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных или воспитательных задач различают четыре разновидности уроков.

1. Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.

2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью проводятся в двух вариантах: первый – развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй – восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности.

3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.

4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью делятся на пять типов:

Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового раздела учебной программы.

Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи – ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение.

Уроки совершенствования применяются для углубленною изучения и закрепления учебного материала.

Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков.

Контрольные уроки направлены на определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы.

Общая и моторная плотность на занятиях по физической культуре у детей дошкольного возраста

Подготовил статью. Турчев В.В.

Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводят по показателю моторной плотности и среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей.

В методике различают общую и моторную плотность занятий.

Общая плотность характеризуется отношением педагогически оправданного времени занятия (восприятие детьми объяснений, указаний, показа воспитателя, проделывания упражнений, наблюдение и анализ, установка и уборка пособий и т.д.) к продолжительности всего занятия.

Например: занятие длится 20 минут, дети были в движении 16 минут, 4 минуты = 2 минуты дети стояли без пользы для дела + 2 минуты: на раздачу пособий, на построение – они педагогически оправданы.

Вывод: общая плотность – это педагогически оправданная деятельность детей на занятии. Её можно записать следующим образом: общая плотность = чистое время + педагогически оправданное время, делённое на длительность занятия.

(16 минут + 2 минуты оправданное время = 18 мин).

18 мин х 100:20 = 90% Общая плотность составляет 90 %.

Моторная плотность характеризует объем непосредственной двигательной деятельности ребенка на занятии. Она выражается отношением времени, затраченного на выполнение физических упражнений и игры ко всей продолжительности занятия.

В моторную плотность занятия входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.

В данном случаи - 16 мин х 100:20 =80%

Моторная плотность занятия в зале (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять не менее 70%; на воздухе – не менее 80%.

Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний уровень ЧСС у детей 3-4 лет составляет – 130-140 уд/мин, на воздухе – 140-160 уд/мин; у детей 5-7 лет – в зале 140-150 уд/мин; на воздухе – 150-160 уд/мин.

Методика определения величины моторной плотности.

До начала занятия из состава группы выбирается любой ребенок, за которым ведётся наблюдение в течение всего занятия. Причём ни ребенок, ни педагог, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ребенка: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.

Высокая моторная плотность от 80 – и более %, средняя – 60-80%, а низкая – все, что ниже 60%. Моторная плотность зависит от возраста детей, от подбора упражнений.

Вместе с тем величина МПЗ больше зависит от типа занятия. Естественно, что на занятиях ознакомления с новым материалом и его разучивания МПЗ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы педагога. С другой стороны, если на занятии совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и дети тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПЗ должна быть одним из основных критериев методической грамотности педагога.

Что касается частоты сердечных сокращений.

Проверка величины нагрузок и приспособляемости организма к тем или иным упражнениям осуществляется путем подсчета пульса в процессе занятий и построения физиологической кривой занятия. Для этого подсчитывают пульс за 15 сдо начала занятий, в начале занятия и в конце каждой его части (вводной, основной, заключительной). На основании полученных данных чертят физиологическую кривую урока, по вертикали - реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

По данным Г. П. Юрко, при правильном распределении нагрузки в вводной части занятия пульс должен повыситься на 15-20 % от исходного, увеличение пульса после выполнения общеразвивающих упражнений может составлять 40% от исходного; выполнение основных движений и проведение подвижной игры должны приводить к увеличению пульса на 70-80% от исходного, а в заключительной части занятия оно увеличивается всего на 10-15% от исходного.

Спустя 3-4 мин после занятия пульс должен прийти к исходному уровню.

Примерный график пульсометрии

Зязева Светлана Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ школа с. Вознесенка
Населённый пункт: Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТИ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Дата публикации: 03.09.2019
Раздел: среднее образование

МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТИ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Одним из показателей эффективности урока является его плотность.

Плотность

отношение

рационально

использованного

времени, отведенному на урок.

остается

нерешенной

проблема эффективности

процесса

обучения, за счет повышения моторной плотности урока.

Это связано с недостаточной

материальной базой и отсутствием интереса у школьников к занятиям физкультурой.

Многие исследователи (Шитиков, 1997) отмечают, что двигательная активность детей

резко снизилась. Решение этой задачи приобретает поиск более рациональных путей.

Качество урока физическая культура зависит от применения научно-обоснованных средств

и методов обучения.

Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Для повышения

высокого

качества

эффективности

процесса

обучения

необходимо

стремиться

обеспечить

нагрузки,

неоправданные затраты учебного времени на уроке сводились бы к минимуму.

выступает

структурно-целостное,

относительно

самостоятельное

состоящее,

взаимосвязанных

структура которых определяется логикой обучения, физиологическими закономерностями

задачами

Закономерности

построения

различных

неодинаково. Так большое внимание уделяется исследованиям основной части урока и

малое подготовительной части, которая в значительной степени определяет успешное

решение главных задач основной части урока. Это объясняется тем, что применяемые

методы обучения продолжают значительно отставать от уходящей вперед спортивной

практики. На школьном уроке педагоги часто пользуются недостаточно эффективными

приемами

овладения,

основами

применяют

неинтересные

однообразные

средства, а также недостаточные практические умения составлять и планировать уроки,

что приводит к снижению двигательной активности, что подтверждает выбранную тему

выпускной квалификационной работы.

Все раннее изложенное является актуальным научным направлением, от успешного

развития

которого

обучения,

подтверждает

выбранная

выпускной

квалификационной

повышения

моторной

плотности

физическая культура как фактор физической активности у учащихся.

Объект исследования – образовательный процесс повышения моторной плотности

на уроке физической культуры

Предмет исследования – формы и методы деятельности педагога, организующие

двигательную деятельность учащихся.

теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методов по

повышению двигательной активной у учащихся.

целесообразность

возможность

формирования

учащихся

двигательной активности в процессе проведения уроков физическая культура.

Экспериментально

эффективность

подобранных

физических

упражнений

повышения

моторной

плотности

учащихся

физической

культуры.

Гипотеза: Повышение эффективности моторной плотности учащихся на уроках

физическая культура, может быть достигнуто засчет интеграции педагогических форм и

методов образовательного процесса.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Общее понятие и виды плотности урока физкультуры

Чем рациональнее используется время на уроке физической культуры, тем выше

двигательная

активность

занимающихся,

позволяет

увеличить эффективность

В педагогической практике различают два вида плотности урока: общая плотность

и моторная (или двигательная) плотность урока.

плотностьюурока

называется

отношение

использованного

педагогически оправданно (рационально), ко всей продолжительности урока.

Она должна приближаться к 100 % в зависимости от типа урока.

Для определения

плотности

суммируются

показатели

активной

деятельности на уроке.

снижение

плотности

влияют следующие виды

деятельности,

компоненты урока: время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание,

наблюдение

организацию

затраченного

неоправданное

ожидание и простои).

Сюда входят:

опоздание на урок;

преждевременное завершение урока;

несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря;

ожидание очереди перед выполнением упражнения, простои в занятиях,

вызванные нарушениями дисциплины, поломкой инвентаря и т. д.).

Моторная плотность (МП) – это отношение времени, затраченного на двигательную

деятельность занимающихся к общей продолжительности урока. Для расчёта моторной

плотности

необходимо

суммарное

затраченное

выполнение упражнений

умножить на 100 % и разделить на общее время. Моторная плотность в процессе урока

постоянно меняется. Изменения можно объяснить, прежде всего, различием содержания

применяемых

упражнений,

использования

методами

применения.

Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока. Так, на

уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств оно может

достигать 70 – 80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования

требующих

значительных затрат

умственную

деятельность

занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

Факторы, влияющие на моторную плотность:

Тип урока (начального разучивания, совершенствования)

Вид программы (гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры)

Количество и качество инвентаря

Количество учащихся в классе, их подготовленность

Мастерство педагога.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так

противном

оставалось

объяснения

материала,

осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества

и эффективности учебной работы в целом.

Существуют факторы влияющие на повышение моторной плотности. Наиболее

эффективными и доступными приёмами являются:

Изменение количества повторение одного и того же упражнения;

Изменение скорости выполнения;

Увеличение или уменьшение амплитуды движений;

Величины отягощений;

Выполнение упражнений в осложнённых или облегчённых условиях;

Изменение исходных положений;

Увеличение

уменьшение

временного

интервала

характера

между выполнением упражнений.

В каждом конкретном случае преподавателем применяется наиболее оптимальные

способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач.

При анализе урока по физическому воспитанию моторную плотность, как правило,

определяют за весь урок или в основной его части. Наибольших величин моторная

плотность в основной части урока может достигать в тех случаях, когда её основным

является

воспитание

аэробной выносливости непрерывным

таких случаях основная часть может иметь стопроцентную плотность.

Значительно меньше моторная плотность тогда, когда содержанием основной части

урока является начальное разучивание сложных двигательных действий, поскольку при

этом требуются немалые затраты времени на объяснение, демонстрацию, обдумывание и

другие операции. Также невелика моторная плотность, когда в процессе выполнения

упражнений, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей,

приходится соблюдать полные внутрисерийные интервалы отдыха. Поэтому нормировать

моторную плотность основной части урока можно лишь с учётом поставленных задач и

особенностей её содержания.

Зависимость плотности урока от методов организации деятельности учащихся

на уроке

качественного

проведения

преподаватель

приемами организации всех видов деятельности на уроке.

Различают

основных

характеризующих

организацию

занимающихся на уроке (класса, команды, секции), а также порядок постановки и порядок

выполнения ими заданий преподавателя: фронтальный, групповой и индивидуальный.

фронтальном

контингенту

занимающихся

преподаватель

предлагает одно и то же задание, и оно выполняется сразу всеми (одновременно или с

небольшими различиями во времени) под общим руководством преподавателя.

групповом

занимающиеся

подразделяются

получают отдельные задания. Преподаватель, не выпуская из-под своего контроля по

возможности всех, работает преимущественно одной группой или поочередно переходит

от одной группы к другой.

индивидуальном

занимающийся

получает

выполняет его самостоятельно. Преподаватель выборочно руководит работой отдельных

занимающихся.

Каждый из названных методов имеет достоинства и недостатки. Так, организация

занимающихся фронтальным методом позволяет более полно держать всех их в поле

внимания

руководить

деятельностью.

затрудняется

индивидуальный подход. Применение группового и индивидуального методов, наоборот,

увеличивает возможности индивидуального подхода к отдельным занимающимся или

группе их, но ограничивает возможность преподавателя держать под контролем всех

учащихся.

наиболее

пригодный

сложности

материальной

оснащенности

возраста

занимающихся, уровня их подготовленности и других обстоятельств.

комплексное

использование всех трех методов. В начале урока применяют обычно фронтальный метод,

основной

занимающихся

работают

индивидуально, завершают урок чаще всего вновь фронтальным методом.

Методику

организации

характеризует

выполнения

занимающимися заданий во времени: одновременно всеми или поочередно (по группам

или каждый один за другим), слитно (поточно) или раздельно. Выполнение серии заданий,

направленных на комплексное развитие физических качеств, в последние годы все чаще

организуют в форме круговой тренировки по методу непрерывной и интервальной работы.

Поточное выполнение упражнений обеспечивает большую моторную плотность,

чем раздельное. Однако в образовательном отношении оно может быть менее эффективно,

отсутствие

перерывов

упражнениями

затрудняет

объяснения,

движений и использование других элементов обучения.

Двигательная активность и здоровье человека

Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых

человеком

процессе

жизнедеятельности.

особенности

организма,

околопредельные

резервные

возможности,

пользоваться арсеналом упражнений для активизации интеллектуальной деятельности,

повышения работоспособности, дыхательной, восстановительной, аутогенной гимнастики,

массажа и самомассажа.

Физические упражнения являются средством сохранения и укрепления здоровья,

гармонического

развития

личности,

профилактики

заболеваний.

Непременной

составляющей

двигательной

активности

являются

регулярные

физической

культурой и спортом.

Двигательная

активность

благотворно

становление

развитие

функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных

процессов.

Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом

более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок

увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается

артериальное

давление.

функциональному

совершенствованию

кровообращения.

Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох,

усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное

расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой

возможных заболеваний.

Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму

приспосабливаться

трудовой

деятельности.

Постоянные

физические

упражнения

способствуют

увеличению

скелетной

мускулатуры,

укреплению суставов, связок, росту и развитию костей. У крепкого, закаленного человека

увеличиваются

умственная

физическая

работоспособность

сопротивляемость

различным заболеваниям.

Любая работа мышц тренирует и эндокринную систему, что способствует более

гармоничному и полноценному развитию организма.

выполняющие

необходимый

двигательной

активности,

выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у

них меньше проблем со здоровьем.

Продолжая тему о здоровье, остановимся на двигательной деятельности человека,

гигиеническом

Установлено

утренней

гигиенической

гимнастике

целесообразно не только помочь «проснуться» организму, размять мышцы, но и получить

существенную

физическую

нагрузку,

является

двигательной

активности.

Энергозатраты

(1700-2000ккал.в

реализовываться в виде мышечных нагрузок упражнениями с акцентом на укрепление

мышц ног, живота, спины, влияющие на развитие таких важных физических качеств, как

общая выносливость, быстрота, ловкость, координация движений, сила, гибкость.

влияет трудовая деятельность. При малоподвижном образе жизни, недостаточном уровне

двигательной

активности, слаборазвитом мышечном аппарате передаются импульсы

низкой, едва необходимой частоты, что ухудшает в первую очередь работу мозга и других

внутренних органов. У таких людей снижены энергетические резервы в нервных клетках,

уровень иммунной защиты, повышается вероятность заболевание желудочно-кишечного

тракта, остеохондроза, радикулитом. Нарушаются обменные процессы, увеличиваются

жировая ткань, масса тела.

Наиболее важным физическим качеством для здоровья человека является общая

выносливость,

позволяющая

выполнять

длительную

интенсивно

предельного уровня) с участием более половины мышц тела.

Научными

исследованиями

последних

десятилетий

обнаружена

положительная связь между состоянием здоровья и выносливостью.

планирования

двигательной

активности

необходимо

определить

степень своего здоровья, что позволит более целенаправленно организовать для себя (что

комплекс

оздоровительных

факторов

физической

культуры.

Способ определения плотности на уроке физическая культура

Сущность хронометрирования заключается в определении времени, затраченного

на выполнение различных видов учебной деятельности учителя и учащихся на уроке

физической культуры, и на этой основе выявляется определение и оценка его, общей и

моторнойплотности.

Хронометрирование ведется в процессе наблюдения за деятельностью одного из

учащихся данного класса. Для большей объективности наблюдать следует за учеником со

активностью.

пропускать

выполнения

упражнения, ни опережать ее. В случае снижения им активности или ее чрезмерного

повышения наблюдение ведется за другим учеником. Поэтому нужно заранее определить

таких учеников.

Процедура

хронометрирования

подготовленного

протокола

соответствующей формы(форма 2).

Протокол №________

Хронометрирования урока физической культуры

Учитель____________________Дата_______________Время____________

Школа__________________Класс__________Место проведения________________

Количество учащихся______Из них юношей______Девушек___________________

Количество групп___Наблюдаемый ученик__________________________________

Номер урока с начала учебного года________________________________________

Задачи урока ____________________________________________________________

Окончания

Деятельности,мин

Наблюдаемые компоненты

деятельности

Примечания

Выполнение физических

упражнений

Слушание педагога

(объяснение)

Наблюдение

за учителем (показ)

Действие по

организации

учеников

Построение

Орг.момент

При вычислении плотности урока время необходимо перевести в секунды. Подводя

хронометрирования

рациональных

непроизводительных затрат времени должны равняться общей продолжительности урока.

На основе данных хронометрирования дается всесторонний письменный анализ

деятельности учителя, и оценка его умения правильно и рационально использовать время

Оценивая плотность урока, необходимо учитывать поставленные перед уроком

проведения.

Необходимо

проанализировать,

специальные

педагогические

мероприятия

проведены

преподавателем

эффективного

использования

плотности

конкретно изложить причины, которые обусловили соответствующие показатели.

заключение

предложения

устранению

отмеченных

недостатков

повышения

плотности

протокол хронометрирования обрабатывается следующим образом. Определяется общее

количество времени (сумма цифр в каждой из граф), затраченного на все наблюдаемые

компоненты. Суммирование

полученных

позволяет

определить

процентное

соотношение расхода времени на все действия занимающихся и плотность урока.

Вывод: Изучив данные вопросы

  • 2.3.1. Кровеносная система
  • 2.3.2. Сердечно-сосудистая система
  • 2.3.3. Дыхательная система
  • 2.3.4. Системы пищеварения и выделения
  • 2.3.5. Нервная система
  • 2.3.6. Эндокринная система
  • Тема 2. Социально-биологические основы
  • 2.4.Организм человека как единая саморазвивающаяся
  • 2.5. Внешняя среда – природные и социально-экологические
  • 2.6. Биологические ритмы и работоспособность
  • 2.7. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное
  • 2.8. Средства физической культуры в совершенствовании
  • 2.8.1. Физиологические механизмы и закономерности
  • 2.9. Двигательная функция и повышение уровня адаптации
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 3. Основы здорового образа жизни студента,
  • 3.1. Понятие «Здоровье», его содержание и критерии
  • 3.2. Функциональные возможности проявления здоровья человека
  • 3.3. Влияние образа жизни на здоровье
  • 3.3.1. Факторы риска и здоровье
  • 3.4. Направленность поведения человека на обеспечение
  • 3.4.2. Индивидуально-психологические особенности личности
  • 3.5. Содержательные особенности составляющих
  • 3.5.1. Режим труда и отдыха
  • 3.5.2. Сон и профилактика его нарушений
  • 3.5.3. Личная гигиена и закаливание
  • 3.5.4. Культура сексуального поведения
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 4. Психофизиологические основы учебного
  • 4.1. Объективные и субъективные факторы обучения
  • 4.2. Типичные особенности жизнедеятельности студентов
  • 4.3. Работоспособность и ее общие закономерности
  • 4.4. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления
  • 4.5. Формы и методы психорегуляции в учебной и спортивной
  • 4.6. Особенности рационального использования малых форм
  • 4.7. Средства физической культуры в регулировании
  • 4.7.1. Понятие о релаксации и аутотренинге
  • 4.7.2. Оперативная тонизация
  • 4.8. Роль оздоровительно-спортивного лагеря
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка
  • 5.2. Специальная физическая подготовка
  • 5.2.1. Спортивная подготовка
  • 5.2.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка как
  • 5.3. Интенсивность физических нагрузок
  • 5.4. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
  • 5.5. Значение мышечной релаксации (расслабления)
  • 5.6. Коррекция физического развития телосложения, двигательной
  • 5.7. Формы занятий физическими упражнениями
  • 5.8. Построение и структура учебно-тренировочного занятия
  • 5.9. Общая и моторная плотность занятия
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка
  • 5.10. Методические принципы физического воспитания
  • 5.11. Средства и методы физического воспитания
  • 5.11.1. Средства физического воспитания
  • 5.11.2. Методы физического воспитания
  • 5.12. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
  • 5.14. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 6. Основы методики самостоятельных
  • 6.1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на организм, здоровье и работоспособность
  • 6.2. Формирование мотивов и организация
  • 6.2.1. Управление процессом самостоятельных занятий
  • 6.3. Формы и содержание самостоятельных занятий
  • 6.3.1. Планирование объема и интенсивности физических упражнений
  • 6.4. Возрастные особенности самостоятельных занятий для женщин
  • 6.5. Гигиена самостоятельных занятий:
  • 6.6. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 7. Индивидуальный выбор видов спорта
  • 7.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие
  • 7.2. Массовый спорт. Спорт высших достижений
  • 7.3. Спортивная классификация
  • 7.4. Национальные виды спорта
  • 7.5. Студенческий спорт
  • 7.6. Специальные зачетные требования и нормативы.
  • 7.7. Спортивные соревнования
  • 7.8. Нетрадиционные виды спорта
  • 7.9. Мотивы индивидуального выбора студентом
  • 7.10. Характеристика основных групп видов спорта, развивающих
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 8. Особенности занятий избранным видом
  • 8.1. Краткая историческая справка о видах спорта
  • 8.1.1. Волейбол
  • 8.1.2. Баскетбол
  • 8.1.3. Футбол
  • 8.1.4. Плавание
  • 8.1.5. Лыжный спорт
  • 8.1.6. Легкая атлетика
  • 8.1.7. Борьба
  • 8.1.8. Пауэрлифтинг
  • 8.1.9. Аэробика
  • 8.2. Влияние различных видов спорта на физическое развитие, функциональную подготовленность, психические качества и свойства личности
  • 8.3. Определение целей и задач спортивной подготовки.
  • 8.4. Основные пути достижения необходимой структуры
  • 8.5. Специальные зачетные требования и нормативы
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 9. Врачебно-педагогические исследования
  • 9.1. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям
  • 9.2. Методы исследований, применяемые во врачебном контроле
  • 9.2.2. Метод стандартов
  • 9.2.3. Метод корреляции
  • 9.2.4. Метод монограмм
  • 9.2.5. Метод индексов
  • 9.3. Исследование функционального состояния организма
  • 9.4. Исследование функции дыхания
  • 9.5. Исследование нервной системы
  • 9.6. Объективные и субъективные показатели самоконтроля
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 10. Профессионально-прикладная физическая
  • 10.1. Краткая историческая справка
  • 10.2. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической подготовки человека к труду в современных условиях
  • 10.3. Понятие ппфп, ее место в системе физического
  • 10.4. Основные факторы, определяющие содержание ппфп
  • 10.5. Дополнительные факторы, влияющие на содержание ппфп
  • 10.6. Методика подбора средств ппфп и видов спорта
  • 10.7. Организация, формы и средства ппфп в вузе
  • 10.8. Особенности ппфп студентов на учебных занятиях
  • 10.9. Система контроля ппфп студентов
  • 12 Минутный тест ходьбы и бега (по к. Куперу)
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 11. Физическая культура в производственной
  • 11.1. Производственная физическая культура (пфк)
  • 11.2. Методические основы пфк
  • 11.2.1. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм,
  • 11.2.2. Производственная физическая культура в рабочее время
  • 11.2.3. Методика составления комплексов в различных видах
  • 11.2.4. Профилактические комплексы физических упражнений для работников умственного труда и студентов технического вуза
  • 11.3. Физическая культура и спорт специалиста в свободное от работы время
  • 11.3.1. Утренняя гигиеническая гимнастика (угг)
  • 11.3.2. Утренние специально направленные занятия физическими
  • 11.3.3. Попутная тренировка
  • 11.3.4. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха
  • 11.4. Использование дополнительных средств повышения
  • 11.5. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры
  • 11.6. Влияние индивидуальных особенностей,
  • 11.7. Роль личности руководителя во внедрении физической
  • Список рекомендуемой литературы
  • Оглавление
  • Тема 3. Основы здорового образа жизни студента
  • Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе
  • Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий
  • Тема 7. Индивидуальный выбор видов спорта или системы
  • Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта
  • Тема 9. Врачебно-педагогические исследования и самоконтроль
  • Тема 10. Профессионально-прикладная физическая
  • Тема 11. Физическая культура в производственной деятельности
  • 5.9. Общая и моторная плотность занятия

    Проблема оптимизации нагрузки зависит от ее дозирова­ния в физических упражнениях, от плотности занятия. Различают общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия.

    Общая плотность – отношение педагогически оправданного вре­мени ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправдан­ное время – это время, затраченное на подготовку инвентаря и обору­дования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физичес­ких упражнений и заданий, на отдых между упражнениями.

    К неоправданным затратам времени относятся задержки начала за­нятий, недостаток или отсутствие необходимого инвентаря, нерацио­нальная трата времени из-за нарушения дисциплины.

    При проведении учебно-тренировочного занятия следует стре­миться к стопроцентной общей плотности.

    Моторная плотность – отношение времени, затраченного непо­средственно на выполнение физических упражнений, ко всей продол­жительности занятия. Моторная плотность может колебаться от 10–15 до 79–90 %. Рациональная моторная плотность и дозирование учеб­но-тренировочной нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, общей физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий занятий, от характера конкретных учебных или тренировоч­ных заданий.

    Именно моторная плотность часто определяет пульсовую «стои­мость» занятий, т.е. определяет кривую изменения ЧСС в течение всего занятия и, следовательно, фактическую интенсивность физичес­кой нагрузки занимающегося.

    Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка

    В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (часть 2)

    Чтобы понять основные положения общей фи­зической, специальной и спортивной подготовки, необходимо хотя бы кратко познакомиться с принципами и методами физического вос­питания, с основами обучения движениям и развития физических (двигательных) качеств, а также психических качеств, черт и свойств личности, которые могут формироваться в процессе физического воспитания.

    5.10. Методические принципы физического воспитания

    Методические принципы физического воспитания совпа­дают с общедидактическими, и это оправданно, так как физическое воспи­тание – один из видов педагогического процесса и на него распростра­няются общие принципы педагогики:

      сознательность и активность;

      наглядность;

      доступность;

      систематичность;

      динамичность.

    Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполня­ются содержанием, отражающим специфику процесса.

    Принцип сознательности и активности

    Этот принцип предусматривает формирова­ние осмысленного отношения и устойчиво­го интереса к занятиям физическими уп­ражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оцен­ку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сфор­мулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнения­ми и развился устойчивый интерес к ним. Студентам следует пояс­нить, что путь к физическому совершенству – большой напряженный труд, где неизбежны утомительные, нередко однообразные упражне­ния и скучные задания, преодоление определенных индивидуальных трудностей.

    Принцип наглядности

    Наглядность – необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тре­нировочного занятия главное – создать пра­вильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

    Непосредственная наглядность – это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными действиями с помощью предметов, и образными выраже­ниями.

    В некоторых спортивных движениях важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядность» вклю­чает и слуховое восприятие, дополняющее зрительное.

    Принцип доступности

    Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также инди­видуальные различия в физических и пси­хических способностях занимающихся.

    Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-трениро­вочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, ко­торые могут быть успешно преодолены. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности.

    Конкретные данные о возможностях занимающихся преподаватель или тренер получает путем тестирования и систематического врачеб­ного контроля. Вот почему в начале каждого учебного года в высшем учебном заведении программой по физической культуре предусмотре­но тестирование студентов в основных упражнениях, характеризую­щих их физическую подготовленность: и скоростно-силовых упражне­ниях, в упражнениях «на выносливость» и силу основных мышечных групп.

    Таким образом, принцип доступности в практике физического вос­питания студентов предусматривает определение посильного упраж­нения, задания, оптимальных методических условий для их реализа­ции.

    В практике работы с учебными группами приходится сталкиваться с разным уровнем общей физической подготовленности. Поэтому чаше всего всей группе даются задания усредненной сложности, до­ступные «средней части» студентов.

    Индивидуальный подход учитывает возможности каждого занима­ющегося при определении учебно-тренировочного задания. Его чаще применяют в спортивной подготовке, где тренер встречается с учеником на учебно-тренировочных занятиях почти ежедневно в течение ряда лет, а количество одновременно занимающихся на одном заня­тии – 1–8 чел. (за исключением некоторых спортивных игр).

    В практике работы по физический культуре преподаватель исполь­зует индивидуальный подход, чтобы определить дополнительные до­ступные задания студенту, отстающему по какому-либо разделу, для самостоятельных занятий во внеурочное время.

    Границы доступного изменяются по мере развития физических и духовных сил занимающихся; что было недоступным на одном этапе подготовки, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответ­ствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к их возможностям.

    Принцип систематич­ности

    Принцип систематичности – это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

    Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по фи­зической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематич­ности объясняется программное требование по дисциплине «Физи­ческая культура» – регулярное посещение всех занятий, предусмот­ренных учебным расписанием.

    Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последователь­ность в освоении учебного материала.

    Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.

    Многими исследователями детально изучено замечательное свойство живых систем, состоящее в том, что организм не просто воз­мещает рабочие траты, а компенсирует их «с избытком». Путем сверхвосстановления израсходованных энергетических веществ и обновле­ния белковых структур создается основа отставленного эффекта вы­полненной работы.

    Данное положение и раскрывает суть совершенст­вования функциональных систем организма (повышение тренирован­ности) под влиянием систематических (регулярных) целенаправлен­ных учебных занятий-тренировок (рис. 1)

    Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным заня­тием последует слишком большой перерыв, то указанный аффект в той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Это относится прежде всего к уровню работоспособности (сформирован­ные умения и навыки сохраняются в течение более длительного вре­мени). Стало быть, интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем наступает редукционная фаза. Это положение подчеркивает важ­ность принципа систематичности и одной из его сторон – непрерыв­ности учебно-тренировочного процесса.

    Рис. 1. Изменение уровня работоспособности под влиянием повторных

    физичес­ких нагрузок в тренировочном цикле (по Н.Г. Озолину)

    Повторяемость и вариативность в применении различных упраж­нений и заданий в оптимальных временных отрезках также являются обязательными составляющими принципа непрерывности.

    Фактор повторяемости в физическом воспитании выражен в боль­шей мере, чем в других видах воспитания. Это объясняется специфи­ческими закономерностями приобретения и закрепления умений и на­выков, совершенствования форм и функции организма.

    Не меньшее значение имеет и вариативность, т.е. видоизменение упражнений, динамичности нагрузок, обновление форм и содержания занятий без изменения их целевой направленности. Это разнообразит учебно-тренировочный процесс, снизит психологические перегруз­ки, возникающие при выполнении однообразных заданий.

    Последовательность в освоении учебно-тренировочных заданий и учебного материала в рамках одного занятия, многомесячного и многолетнего процесса физического воспитания также является одной из сторон принципа систематичности.

    Принцип динамичности

    Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в по­становке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регуляр­но обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интен­сивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков – координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.

    Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возможности организма, возросшие в результате приспособления к не­изменной работе, позволяют ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит биологический смысл адаптации к на­грузкам.

    Динамика нагрузок характеризуется постепенностью, проявляю­щейся в различных формах (рис. 2).

    Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу.

    Ступенчатая же динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы.

    Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годо­вом циклах являются своеобразным фоном, на который накладывают­ся прямолинейная и ступенчатая динамика.

    Рис. 2. Основные формы динамики нагрузки (сплошная линия – динамика объе­ма недельной нагрузки, пунктирная – динамика интенсивности).

    Эффективность занятия во многом зависит от нагрузки, доли интенсивной работы и отдыха во время занятий. Так, одним из показателей эффективности занятия является его плотность.

    Общая плотность - это отношение времени, использованного педагогически оправданно, но ко всей продолжительности занятия.

    Чем рациональнее используется время на уроке, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы. Определяется плотность занятия в целом и по частям

    Моторная плотность - это отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия.

    Факторы, влияющие на моторную плотность:

    • 1 Тип урока (начального разучивания, совершенствования)
    • 2 Вид программы (гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры)
    • 3 Количество и качество инвентаря
    • 4 Количество учащихся в классе, их подготовленность
    • 5 Мастерство педагога.

    Пути повышения моторной плотности.

    • 1 Использование безостановочных методов (поточный, круговой)
    • 2 Заблаговременная подготовка инвентаря.
    • 3 Увеличения количества отделений и групп
    • 4 Хорошая дисциплина.
    • 5 Использование временно освобождённых учеников.
    • 6 Сочетание объяснения с показом (если это возможно) .
    • 7 Введение дополнительных заданий во время ожидания.
    • 8 Методические указания давать во время выполнения упражнений (если это возможно)

    Требование к моторной плотности занятия не исключает осуществления учебно - воспитательных задач. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.

    Определять плотность занятия необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях занятия. Точный учёт времени деятельности педагога и воспитанников на уроке определяется по скользящей стрелке секундомера.

    Общее время, затраченное на занятия (или его часть), принимается за 100%. Относительно общего времени занятия рассчитываются процентные величины.

    Так как моторная плотность занятия - это отношение времени, затраченного учащимися непосредственно на двигательную активность, к общей плотности занятия, то для ее расчета необходимо прохронометрировать время выполнения учениками физических упражнений (t), умножить на 100% и разделить на общее время занятий (t общ):

    Время, педагогически оправданное *100% общая плотность = время занятия

    В числитель (педагогически оправданное время) входит выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение, организация занятия, словом всё то, без чего нельзя провести занятие. Это время умножается на 100% и делится на общее время занятия. Общая плотность полноценного занятия по физической культуре должна приближаться 100%.

    Моторная плотность урока в процессе постоянно меняется и зависит от различия применяемых упражнений, места их использования и методов применения. Показатели моторной плотности меняются также в зависимости от типа урока.

    На необходимые вспомогательные действия - раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов - в процессе занятия отводится минимальное время. Необходимо заранее обдумать организацию этих действий и исключить возможность непроизвольной затраты времени.

    Случайные организационные неполадки - недостатки в физкультурной форме ребенка, отсутствие необходимого инвентаря на занятии, появление посторонних лиц - определяется как педагогически неоправданная затрата временим.

    Педагогически оправданным является восприятие детьми объяснений, указаний, словесных инструкций, наблюдение демонстрации воспитателем физических упражнений, осмысливание заданий, объяснение способа выполнения упражнений детьми, выполнение физических упражнений и отдых.

    При подготовке к занятию воспитатель обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть просто показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

    На плотность занятия влияет и его содержание, в котором упражнения должны сочетаться по характеру, сложности, длительности выполнения, эмоциональности воздействия.

    Рациональное использование времени, занятия во многом зависит от способов организации детей для выполнения упражнений. Основными из них являются фронтальный, поточный, сменный, групповой и индивидуальный.

    При фронтальном способе организации группы упражнения выполняются сразу всеми детьми. Этот способ эффективен для достижения высокой плотности занятия и обеспечения большой активности детей, он широко применяется при ознакомлении с учебным материалом и его закреплением. При фронтальном способе: педагог не может удержать в поле зрения всех детей; ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других детей; применим к движениям, не требующим подстраховки от травматизма.

    Поточный способ заключается в выполнении одного и того же упражнения по очереди, беспрерывным потоком. Применение этого способа целесообразно с детьми старшей и подготовительной групп. Чаще применяется для закрепления и совершенствования умений и навыков, воспитания физических качеств.

    Способ выполнения упражнений сменами заключается в распределение детей на группы - смены, которые по очереди проделывают упражнения. При сменном способе воспитателю удобно следить за выполнением задания; обращать внимание детей на требования к правильности движения. Этот способ эффективен при разучивании учебного материала.

    При групповом способе дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет самостоятельное задание воспитателя. Этот способ позволяет: рационально использовать время занятия; воспитывать самостоятельность, сознательность, ответственность, сдержанность; сохранять высокую двигательную активность и плотность занятия; одновременно разучивать 2-3 вида упражнений; углубленно разучивать движения одной подгруппой.

    Индивидуальный способ заключается в выполнении упражнения каждым ребенком отдельно, а остальные наблюдают за ним. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого на качество движения, увидеть основные недостатки. При этом способе снижается активность детей и физиологическая нагрузка, повышается отвлекаемость детей.

    Комбинация фронтального и группового способов позволяет повысить физическую нагрузку. Групповой способ в виде круговой тренировки увеличивает моторную плотность занятий при условии, что упражнение в основных движениях проводится без интервалов».

    Объяснения на занятиях должны быть краткими, четкими, выразительными, с тем, чтобы представления о движениях у детей создавались точные и правильные.

    Важным средством повышения плотности занятия является их музыкальное сопровождение. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха; воспитанию временной ориентировки.

    Стоит отметить, что при всей важности моторной плотности занятия она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления детьми, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

    Таким образом, методы руководства, рациональное сочетание показа и объяснения воспитателя также оказывают влияние на плотность занятий. Также повышению плотности занятия способствует подготовленность воспитателя к ведению занятия.

    Читайте также: