Где родился рождественский. Биография рождественский роберт иванович. Семейная жизнь поэта и Музы

Роберт Иванович Рождественский (настоящее имя - Роберт Станиславович Петкевич). Родился 20 июня 1932 года в с. Косиха Западно-Сибирского края (ныне - Алтайский край) - умер 19 августа 1994 года в Москве. Советский поэт, переводчик.

Роберт Рождественский, урожденный Роберт Станиславович Петкевич, родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Западно-Сибирского края (ныне - Алтайский край).

Свое имя получил в честь Роберта Эйхе, советского государственного и партийного деятеля, одного из организаторов репрессий 1930-х (впоследствии был репрессирован и он сам).

Отец - Станислав Никодимович Петкевич, по национальности поляк, работал в ОГПУ - НКВД. В 1941 году призван в ряды Красной Армии. В звании лейтенанта командовал взводом 257-го отдельного сапёрного батальона 123-й стрелковой дивизии. Погиб в бою в Латвии 22 февраля 1945 года, похоронен на «250 м южнее деревни Машень Темеровского района Латвийской ССР», перезахоронен в братской могиле в посёлке «Слампе» Тукумского района.

Мать - Вера Павловна Фёдорова, военный врач (1913-2001), до войны была директором сельской начальной школы, одновременно училась в медицинском институте.

Родной брат - Иван Иванович Рождественский.

Родители развелись, когда Роберту было пять лет. Мать вышла замуж повторно, отчим - Иван Иванович Рождественский, военный (1899-1976).

Он взял фамилию и отчество своего отчима.

С 1934 года Роберт жил с родителями и бабушкой в Омске.

С началом войны мать была призвана на фронт. С уходом матери на войну Роберт остаётся с бабушкой Надеждой Алексеевной Фёдоровой.

Первая публикация Роберта - это стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход...» («Омская правда», 8 июля 1941 года).

В 1943 году учился в военно-музыкальной школе.

В апреле 1943-го умерла бабушка, Вера Павловна приехала в отпуск, чтобы прописать в свою квартиру сестру. Далее Роберт жил с тётей и двоюродной сестрой до 1944 года. Потом мать забрала сына к себе, оформив его как сына полка. Однако по дороге, в Москве, изменяет своё решение, и Роберт попадает в Даниловский детский приёмник.

В 1945 году Вера Павловна выходит замуж за однополчанина, офицера Ивана Ивановича Рождественского (1899-1976). Они забирают его в Кёнигсберг, где оба служат. После Победы Рождественские переезжают в Ленинград, а в 1948 году в Петрозаводск.

В 1950 году в журнале «На рубеже» (Петрозаводск) появляются первые взрослые публикации стихов Роберта Рождественского. В этом же году Рождественский пробует поступить в Литературный институт им. М. Горького, но неудачно.

Год учится на историко-филологическом отделении Петрозаводского государственного университета.

В 1951 году со второй попытки поэту удается поступить в Литинститут (окончил в 1956), он переезжает в Москву. Тогда же знакомится с , позже - с и .

В 1955 году в Карелии издаётся книга молодого поэта «Флаги весны». Год спустя здесь же выходит поэма «Моя любовь». За время учёбы в институте выпустил в свет сборники стихов «Флаги весны» (1955) и «Испытание» (1956), напечатал поэму «Моя любовь» (1955).

В 1955 году Роберт во время практики на Алтае познакомился со студентом консерватории Александром Флярковским, с которым была создана первая песня поэта Рождественского - «Твоё окно».

Рождественский - автор текстов множества всенародно любимых песен для и кино- и телефильмов: «Огромное небо», «Стань таким, как я хочу», «Песня неуловимых мстителей», «Где-то далеко», «Ноктюрн», «Погоня», «Мгновения», «Позвони мне, позвони».

7 марта 1963 года участвует во встрече Хрущева с интеллигенцией, подвергается разносу за стихотворение «Да, мальчики». Его жена вспоминала: "Хрущев в бешенстве закричал: «Товарищ Рождественский, пора вам встать под знамена ваших отцов!». Последовало наказание, о Рождественском многие старались забыть. Его не издавали, не приглашали на встречи... Затем секретарю ЦК КПСС Капитонову почему-то не понравилось стихотворение «Утро», в результате Роберт вынужден был вообще уехать из Москвы в Киргизию. Подрабатывал там, переводя стихи местных поэтов на русский язык".

В 1966 году Роберт Рождественский получил премию "Золотой венец" Стружских вечеров поэзии - международного поэтического фестиваля в городе Струга (Югославия).

1970 год – удостоен премии Московского комсомола.

В 1972 Роберт Рождественский получает премию Ленинского комсомола.

Член КПСС с 1977 года.

В 1979 году удостоен Государственной премии СССР.

В 1970-е Рождественский был ведущим шедшей на Центральном телевидении телепередачи «Документальный экран», представляющей документальные сюжеты.

С 1976 года секретарь Союза писателей СССР.

В 1979 году за поэму «210 шагов» ему была присуждена Государственная премия СССР.

Роберт Рождественский в фильме "Застава Ильича"

Роберт Рождественский вошёл в литературу вместе с группой талантливых сверстников, среди которых выделялись Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Владимир Цыбин. Молодая поэзия 1950-х начинала с броских манифестов, стремясь как можно скорее утвердиться в сознании читателей. Ей помогла эстрада: сам стих молодых лет не мог существовать без звучания. Но прежде всего, подкупали гражданский и нравственный пафос этой внутренне разнообразной лирики, поэтический взгляд, который утверждает личность творящего человека в центре вселенной.

Творчество Роберта Рождественского

Характерное свойство поэзии Рождественского - постоянно пульсирующая современность, живая актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами. Эти вопросы касаются столь многих людей, что мгновенно находят отклик в самых различных кругах. Если выстроить стихи и поэмы Рождественского в хронологическом порядке, то можно убедиться, что лирическая исповедь поэта отражает некоторые существенные черты, свойственные нашей общественной жизни, её движение, возмужание, духовные обретения и потери.

Постепенно внешнее преодоление трудностей, весь географический антураж молодёжной литературы того времени сменяются другим настроением - поисками внутренней цельности, твёрдой нравственной и гражданской опоры. В стихи Рождественского врывается публицистика, а вместе с ней и не утихающая память о военном детстве: вот где история и личность впервые драматически соединились, определив во многом дальнейшую судьбу и характер лирического героя.

В стихах поэта о детстве - биография целого поколения, его судьба, решительно определившаяся к середине 1950-х годов, времени серьёзных общественных сдвигов в советской жизни.

Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь целен, как и в других проявлениях своего характера. Это вовсе не означает, что, вступая в зону чувства, он не испытывает драматических противоречий, конфликтов. Напротив, все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта - всегда непростой путь, это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе.

Печататься начал в 1950 году. В многочисленных сборниках проявил себя как один из представителей (наряду с Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенским, Б. А. Ахмадулиной и другими), «молодой поэзии» 1950-1960-х годов, творчество которого отличали не только искренность и свежесть поэтического языка, но и ярко выраженная гражданственность, высокая патетика, масштабность и контрастность изображения в сочетании с известной рационалистичностью. Обращаясь к актуальным поэтическим темам (борьба за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки Второй Мировой войны), проблемам освоения космоса, красоты человеческих отношений, морально-этических обязательств, трудностей и радостей повседневной жизни, зарубежным впечатлениям, Рождественский со своим энергичным, пафосным, «боевым» письмом выступил продолжателем традиций В. В. Маяковского.

С годами отходя от свойственной ему декларативности и разнообразив ритмическую структуру стиха, Рождественский в органичном сплаве публицистической экспрессивности и лиризма создал много текстов популярных песен («Мир», «Стань таким, как я хочу», «Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых», 1968, режиссёр Э. Г. Кеосаян, «Неоткрытые острова», «Огромное небо», «Сладка ягода», «Желаю вам» и др., в том числе песни к спектаклям и опереттам «Голый король», муз. Т. Н. Хренникова, «Тётушка Чарли», муз. О. Б. Фельцмана, «Путешествие Нильса с дикими гусями», муз. В. Я. Шаинского). На слова поэмы «Реквием» написал музыку Д. Б. Кабалевский. Оставил книгу литературно-критических записок «Разговор пойдёт о песне».

Переводил зарубежных и советских поэтов.

Роберт Иванович Рождественский сотрудничал со многими композиторами. Его соавторами были: Арно Бабаджанян, Игорь Шамо, Александр Флярковский, Марк Фрадкин, Давид Тухманов, Оскар Фельцман, Микаэл Таривердиев, Александра Пахмутова, Евгений Птичкин, Ян Френкель, Максим Дунаевский, Владимир Шаинский, Раймонд Паулс, Евгений Мартынов, Яков Хаскин, Борис Мокроусов, Георгий Мовсесян, Игорь Лученок, Матвей Блантер, Эдуард Ханок, Борис Александров, Евгений Дога, Юрий Саульский, Алексей Экимян, Тихон Хренников, Олег Иванов, Вадим Гамалия, Александр Морозов, Станислав Пожлаков, Евгений Крылатов, Зиновий Бинкин, Александр Зацепин, Дмитрий Кабалевский, Муслим Магомаев, Никита Богословский, Роберт Амирханян, Богдан Троцюк, Александр Журбин, Евгений Жарковский, Мурад Кажлаев, Геннадий Подэльский, Марк Минков, Александр Броневицкий, Виктория Чернышёва, Юрий Гуляев, Борис Емельянов и многие другие.

С 1986 года - председатель Комиссии по литературному наследию Осипа Мандельштама, принимал непосредственное участие в деле о реабилитации О.Э. Мандельштама. Председатель Комиссии по литературному наследию Марины Цветаевой, добился открытия Дома-музея Цветаевой в Москве.

Председатель Комиссии по литературному наследию , составитель первой изданной в СССР книги стихов Высоцкого «Нерв» (1981 г.).

В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».

Роберт Рождественский трижды был в жюри Каннского кинофестиваля. Впервые он оказался на Каннском фестивале в 1968 году, в 1979 году он уговаривал Франсуазу Саган дать приз «Сибириаде» , а в 1973 году поддерживал «Большую жратву» Феррери.

Болезнь и смерть Роберта Рождественского

В начале 1990 года Рождественский тяжело заболел, врачи поставили диагноз рак головного мозга. На постигший его недуг поэт откликнулся саркастическими стихами: «В мозгу у меня находится опухоль размером с куриное яйцо, - (интересно, кто ж это вывел курицу, несущую такие яйца?!..)». В результате успешной операции, сделанной во Франции, Рождественский прожил ещё более 4 лет и продолжал творить.

Роберт Иванович Рождественский умер в Москве 19 августа 1994 года, непосредственной причиной смерти стал инфаркт.

Похоронен на Переделкинском кладбище. В том же году в Москве вышел сборник «Последние стихи Роберта Рождественского».

В 1997 году имя Роберта Рождественского было присвоено малой планете, зарегистрированной в международном каталоге малых планет под № 5360.

О Роберте Рождественском в 2007 году был снят документальный фильм «Жил я впервые на этой Земле».

Рост Роберта Рождественского: 188 сантиметров.

Личная жизнь Роберта Рождественского:

Жена - Алла Борисовна Киреева, литературный критик, художник (1933-2015). Они познакомились в 1956 году, она была его однокурсницей.

Вскоре они поженились. Вместе прожили более 40 лет. В браке родились две дочери - Екатерина и Ксения.

(род. 17 июля 1957), переводчик художественной литературы с английского и французского языков, журналист, фотограф. Как студийный фотохудожник стала известна благодаря серии работ под названием «Частная коллекция» в глянцевом журнале «Караван историй», а также ряду других работ. Замужем, имеет трёх сыновей.

Ксения Робертовна Рождественская (род. 1970), журналист.

Библиография Роберта Рождественского:

1956 - Испытание
1962 - Необитаемые острова
1962 - Ровеснику
1965 - Радиус действия
1965 - Реки идут к океану
1966 - Сын Веры
1970 - Всерьёз
1970 - Посвящение
1971 - Горячий Север
1971 - Радар сердца
1971 - И не кончается земля...
1972 - Возвращение
1973 - За двадцать лет
1973 - Линия
1974 - Перед праздником
1975 - Огромное небо
1976 - Не просто спорт
1977 - Всё начинается с любви
1979 - Разговор пойдёт о песне
1979 - Избранные произведения в 2-х томах
1980 - Семидесятые
1981 - Стихотворения. Поэмы
1982 - Выбор
1982 - Голос города. Двести десять шагов
1982 - Двести десять шагов
1982 - Двести десять шагов (с параллельным переводом на латышский язык)
1982 - Семь поэм
1983 - Это время
1984 - Стихи. Баллады. Песни
1985 - Собрание сочинений в 3-х томах
1986 - За того парня
1988 - Возраст
1988 - Стихотворения
1992 - Пересечение

Песни на стихи Роберта Рождественского:

«А ты полюбишь» (А. Колца) - исп. Валентина Толкунова;
«Баллада о бессмертии» (О. Фельцман) - исп. Иосиф Кобзон;
«Баллада о знамени» (О. Фельцман) - исп. Иосиф Кобзон;
«Баллада о красках» (О. Фельцман) - исп. Иосиф Кобзон;
«БАМ» (О. Фельцман) - исп. Владислав Коннов;
«Белая ночь» (В. Лебедев) - исп. Геннадий Бойко;
«Благодарю тебя» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Будь Пожалуйста Послабее» - исп. Алексей Воробьев;
«Была судьба» (Е. Птичкин) - исп. Юрий Богатиков;
«В сиреневых сумерках» (М.Фрадкин) - исп. Олег Ухналёв;
«Вальс прощания» (А. Бабаджанян) - исп. Андрей Миронов;
«Вера в людей» (О. Фельцман) - исп. Валентин Никулин;
«Ветры» (О. Фельцман) - исп. Иосиф Кобзон;
«Верит людям земля» (Е. Птичкин) - исп. Галина Невара;
«Во все века» (О. Фельцман) - исп. Муслим Магомаев;
«Воскресная прогулка» (Я. Френкель) - исп. Андрей Миронов;
«Воспоминание» (А. Бабаджанян) - исп. Эдита Пьеха, Муслим Магомаев, Геннадий Каменный;
«Воспоминание о полковом оркестре» (Ю. Гуляев) - исп. Юрий Гуляев;
«Встретились два человека» (О. Фельцман) - исп. Лев Лещенко, Иосиф Кобзон;
«Встреча» (А. Бабаджанян) - исп. Араик Бабаджанян;
«Встреча друзей» (Е. Мартынов) - исп. Евгений Мартынов;
«Вся жизнь впереди» (А. Экимян) - исп. ВИА «Самоцветы»;
«Где он этот день» (Б. Троцюк) - исп. Олег Даль;
«Где-то» (А. Флярковский) - исп. Виктор Беседин;
«Глухо спит война» (Я. Френкель) - исп. Владимир Трошин;
«Говорила я ветру» (Ю. Зацарный) - исп. Майя Кристалинская;
«Город детства» (Т. Гилкисон) - исп. Эдита Пьеха.;
«Города, города» (М. Таривердиев) - исп. Иосиф Кобзон;
«Громыхает Гражданская война…» или «Льют свинцовые ливни» (Б. Мокроусов) - исп. Владимир Трошин;
«Грустная песня» (Р. Паулс) - исп. София Ротару;
«Давай поговорим» (Г. Мовсесян) - исп. Лев Лещенко;
«Даль великая» (Е. Птичкин) - исп. Иосиф Кобзон;
«Два слова» (А. Флярковский) - исп. Мария Лукач;
«День рождения любви» (А. Чёрный) - исп. Валерий Чемоданов;
«До свидания» (А. Флярковский) - исп. Георг Отс;
«Добро пожаловать в Москву, Олимпиада!» (Г. Мовсесян) - исп. Лев Лещенко;
«Доброта» (Т. Непомнящая) - исп. Мария Пахоменко;
«Добрые сказки детства» (Е. Мартынов) - исп. Евгений Мартынов и Анне Вески;
«Дождь» (А. Флярковский) - исп. Людмила Исаева;
«Долги» (Г. Мовсесян) - исп. Владимир Попков, Юрий Богатиков;
«Друг» (О. Фельцман) - исп. Валентин Никулин;
«Если б камни могли говорить» (И. Лученок) - исп. Эдуард Хиль, Валерий Кучинский;
«Если в мире есть любовь» (М. Магомаев) - исп. Муслим Магомаев;
«Если мы войну забудем» (В. Шаинский) - исп. Иосиф Кобзон;
«Если разозлишься на меня» (А. Морозов) - исп. Муслим Магомаев;
«Если ты любить устал» (С. Туликов) - исп. Мария Лукач, Майя Кристалинская;
«Есть на земле любовь» (А. Бабаджанян) - исп. Раиса Мкртычян;
«Есть на земле Москва» (Е. Мартынов) - исп. Лев Лещенко;
«Желаю вам» (Ю. Гуляев) - исп. Юрий Гуляев, Виктор Вуячич;
«Жизнь моя - моя Отчизна» (М. Магомаев) - исп. Муслим Магомаев;
«За того парня» (М. Фрадкин) - исп. ВИА «Самоцветы», Лев Лещенко, Иосиф Кобзон;
«Завтра» (О. Фельцман) - исп. Иосиф Кобзон;
«Завтрашний день» (М. Фрадкин) - исп. Эдуард Хиль;
«Загадай желание» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«За фабричной заставой» (М. Фрадкин - Р. Рождественский и Е. Долматовский) - исп. ВИА «Пламя»;
«Зачем снятся сны» (С. Пожлаков) - исп. Эдита Пьеха;
«Звучи, любовь!» (Е. Мартынов) - исп. Евгений Мартынов;
«Здравствуй, мама» (Д. Тухманов) - исп. Геннадий Белов, Людмила Сенчина;
«Земле моей» (Е. Крылатов) - исп. Сергей Захаров, Муслим Магомаев;
«Земля моя» (О. Иванов) - исп. ВИА «Оризонт»;
«Земля - наш дом» (В. Добрынин) - исп. Сергей Мазаев (ВИА «Здравствуй, песня»);
«Зимняя любовь» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Зову Икара» (Ю. Саульский) - исп. София Ротару, Ирина Понаровская, Тамара Гвердцители, Виктор Шпортько;
«И пока на земле существует любовь» (И. Лученок) - исп. Ярослав Евдокимов;
«Игра» (В. Шаинский) - исп. Серёжа Комиссаров и Рома Рязанцев (Большой Детский хор Гостелерадио п/у Виктора Попова);
«Идут по БАМу поезда» (В. Шаинский) - исп. Иосиф Кобзон;
«Имя твоё» (А. Журбин) - исп. Евгений Головин;
«История любви» (Ф. Лей) - исп. Муслим Магомаев, Ренат Ибрагимов;
«К Вам я обращаюсь» (А. Флярковский) - исп. Георг Отс;
«Как рождаются звёзды» (М. Фрадкин) - исп. Тамара Синявская;
«Капель» (А. Бабаджанян) - исп. Жан Татлян, Александр Серов;
«Когда же я с тобой встречусь» (О. Фельцман) - исп. Людмила Черепанова;
«Когда уезжал» (О. Иванов) - исп. Дмитрий Ромашков;
«Колокола рассвета» (М. Магомаев) - исп. Муслим Магомаев;
«Кораблик» (А. Флярковский) - исп. Татьяна Доронина;
«Куплеты шансонетки» (Я. Френкель) - исп. Людмила Гурченко;
«Лучшая дорога нашей жизни» (И. Ефремов) - из одноимённого кинофильма;
«Лебеди» (Э. Ханок) - исп. Тамара Гвердцители, Людмила Гурченко;
«Любит-не любит» (А. Флярковский) - исп. Людмила Дворянинова;
«Любить друг друга» (О. Иванов);
«Любовь настала» (Р. Паулс) - исп. Валерия, Ольга Пирагс, Роза Рымбаева, Людмила Сенчина;
«Любовь не гаснет первая» (М. Фрадкин) - исп. Иосиф Кобзон;
«Любовь» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Р. Рождественский) - исп. Сергей Захаров;
«Любовь, счастливой будь» (Н. Богословский) - исп. Валентина Толкунова;
«Люди как реки» (О. Фельцман) - исп. Майя Кристалинская;
«Марш - воспоминание» (Е. Мартынов) - исп. Евгений Мартынов;
«Мгновения» (из к/ф «Семнадцать мгновений весны») (М. Таривердиев) - исп. Иосиф Кобзон;
«Мои года» (Г. Мовсесян) - исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Монолог шофёра» (Г. Мовсесян) - исп. Георгий Мовсесян;
«Мы для песни рождены» (М. Магомаев) - исп. ВИА «Самоцветы», Муслим Магомаев;
«Мы совпали с тобой» (И. Николаев) - исп. Игорь Николаев;
«Над синей водой» (А. Бабаджанян) - исп. Араик Бабаджанян и Роза Рымбаева;
«Назло» (А. Флярковский) - исп. Тамара Миансарова, ВК «Аккорд»;
«Начало» (Г. Мовсесян) - исп. Лев Лещенко;
«Наша служба» (Д. Тухманов) - исп Лев Лещенко;
«Не успеваю» (Ю. Саульский) - исп. Яак Йоала;
«НЛО» (Д. Тухманов) - исп. гр. «Москва»;
«Ноктюрн» (А. Бабаджанян) - исп. Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев;
«Обещание» (М. Фрадкин) - исп. Алла Абдалова и Лев Лещенко;
«Облака» (А. Броневицкий) - исп. Эдита Пьеха;
«Облако-письмо» (А. Зацепин) - исп. София Ротару;
«Огромное небо» (О. Фельцман) - исп. Эдита Пьеха или Марк Бернес;
«Озарение» (А. Бабаджанян) - исп. Роза Рымбаева;
«Олимпиада-80» (Д. Тухманов) - исп. Тынис Мяги;
«Он и она» (Я. Френкель) - исп. Лариса Голубкина и Андрей Миронов;
«Отцовская песня» (Г. Мовсесян) - исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Памяти гитариста» (Д. Тухманов) - исп. Александр Евдокимов;
«Память» (В. Иофе) - исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Перед рассветом» (Л. Рощин) - исп. Анатолий Королёв;
«Песня Веры» (Я. Френкель) - исп. Майя Кристалинская;
«Песня матери» (О. Фельцман) - исп. Людмила Зыкина;
«Песня о далёкой Родине» (М. Таривердиев) - исп. Иосиф Кобзон;
«Песня о друге» (Е. Птичкин) - исп. Виталий Соломин;
«Песня о риске» (А. Флярковский) - исп. В. Мака;
«Песня о счастье» (А. Журбин) - исп. Яак Йоала и Людмила Сенчина;
«Песня прощения» (Ф. Лей) - исп. Муслим Магомаев;
«Песня, в которой ты» (Е. Мартынов) - исп. Евгений Мартынов;
«Письмо» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Повезёт - не повезёт» (Г. Мовсесян);
«Погоня» (Я. Френкель) - исп. Иосиф Кобзон, Большой Детский хор Гостелерадио п/у Виктора Попова;
«Позвони мне, позвони» (М. Дунаевский) - исп. Жанна Рождественнская, Ирина Муравьёва;
«Позови меня» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Пой, гитара» (Т. Попа) - исп. Дан Спатару;
«Пока я помню, я живу» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Полынь» (А. Пахмутова) - исп. Людмила Сенчина;
«Пора домой» (В. Добрынин) - исп. Лев Лещенко;
«Придёт и к вам любовь» (М. Фрадкин) - исп. Эдита Пьеха;
«Приснившаяся песенка» (М. Магомаев) - исп. Муслим Магомаев;
«Притяжение земли» (Д. Тухманов) - исп. Лев Лещенко;
«Прости, прощай» (Игорь Крутой) - исп. Александр Серов;
«Просьба» (А. Пахмутова) - исп. Костя Елисеев (Большой Детский хор Гостелерадио п/у Виктора Попова);
«Ревность» (Н. Богословский) - исп. Николай Гнатюк;
«Река детства» (В. Шаинский) - исп. Лев Лещенко, Валерий Леонтьев;
«Реквием» или «Помните» (Д. Тухманов) - исп. Сергей Захаров;
«Родимая земля» (Г. Мовсесян) - исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Родина моя» (Д. Тухманов) - исп. София Ротару;
«Самотлор» (А. Бабаджанян) - исп. Лев Лещенко;
«Свадебный вальс» (Е. Мартынов) - исп. Евгений Мартынов;
«Свадьба» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Свет вечного огня» (Г. Мовсесян) - исп. Юрий Гуляев;
«Синева» (В. Гамалия) - исп. Эдуард Хиль;
«Сладка ягода» (Е. Птичкин) - исп. Ольга Воронец, Валентина Толкунова, Мария Пахоменко, Людмила Сенчина;
«Сможем выстоять снова» (Г. Мовсесян) - исп. Лев Лещенко;
«Спрячь за высоким забором» (Б. Мокроусов) - исп. Василий Васильев;
«Стань таким» (А. Флярковский) - исп. Тамара Миансарова;
«Старые друзья» (Р. Паулс) - исп. Андрей Миронов;
«Старые слова» (О. Фельцман) - исп. Валентина Толкунова;
«Сыну» (М. Таривердиев) - исп. Иосиф Кобзон;
«Такая нам судьба дана» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев;
«Такой у нас характер» (Е. Птичкин) - исп. Людмила Гурченко;
«Там, за облаками» (М. Фрадкин) - исп. ВИА «Самоцветы»;
«Твоя свадьба» или «А свадьба твоя продолжается» (А. Морозов) - исп. Сергей Захаров;
«Товарищ Песня» (И. Шамо) - исп. Юрий Рожков, Вячеслав Турчанинов, Дима Голов (Большой Детский хор Гостелерадио под управлением Виктора Попова);
«Только тебе» (О. Фельцман) - исп. София Ротару;
«Торжественная песня» (М. Магомаев) - исп. Муслим Магомаев;
«Ты полюбишь меня» (Р. Паулс) - исп. Андрей Миронов;
«Утренняя песня» (М. Фрадкин) - исп. ВИА «Добры молодцы»;
«Цена быстрых секунд» (А. Журбин) - исп. Александр Хочинский;
«Человеческий голос» (Е. Дога) - исп. Надежда Чепрага;
«Шаги» (А. Флярковский) − исп. Эдита Пьеха;
«Этот большой мир» (В. Чернышёв) - исп. Геннадий Белов;
«Эхо любви» (Е. Птичкин) - исп. Анна Герман и Лев Лещенко;
«Эхо первой любви» (Е. Мартынов) - исп. Евгений Мартынов;
«Я всегда возвращаюсь к тебе» (М. Фрадкин) - исп. Иосиф Кобзон;
«Я жизнь не тороплю» (Б. Емельянов) - исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Я люблю тебя» (Е. Крылатов) - исп. Валерий Леонтьев, Сергей Захаров;
«Я тебя не забуду» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Р. Рождественский) - исп. Лев Лещенко;
«Я тебя не забуду» (Ю. Антонов - Р. Гамзатов, пер. Р. Рождественский) - исп. Юрий Антонов

Годы жизни – с 1932 по 1994 год

Великий поэт родился в селе Косиха, это в Троицком районе Алтайского края в 1932 году 20 июня, в семье военнослужащего.

У поэта было «бродячее» детство, а после того, как родители ушли на фронт, он воспитывался в детском доме.

Учился Рождественский в Петрозаводском университете. А в 1956 году смог окончить Литературный институт имени Максима Горького. Но, как автор стал печататься немного раньше, в 1950 году.

Перечень напечатанных сборников.

1955 год, Флаги весны;

1956 год, Испытание;

1959 год, Дрейфующий проспект;

1962 год, Необитаемые острова, Ровеснику;

1965 год, Радиус действия;

1966 год, Сын Веры;

1970 год, Всерьёз;

1971 год, «радар сердца;

1983 год, Это время.

Перечень напечатанных поэм.

Рождественский нам известен больше, как поэт-песенник, но мало кто знает, что он писал восхитительные лирические, захватывающие душу и заставляющие думать поэмы. Приводим перечень напечатанных поэм:

1955 год, Моя любовь;

1963 год, Письмо в тридцатый век;

1967 год, Поэма о разных точках зрения;

1968 год, Поэма о любви, До твоего прихода;

1969 год, Посвящение;

1978 год, 210 шагов;

1979 год, Государственная премия СССР;

1982 год, Ожидание.

50-60-е годы …

В 1950 – 1960 годах Роберт Рождественский проявил себя.

Как один из представителей «молодой поэзии», наряду с такими поэтами, как А. Вознесенский, Е.Евтушенко, Б. Ахмадулина.

Творчество поэта отличалось некой свежестью, яркое выражение, гражданственность, высочайшая патетика … Контрастность, рационалистичность, масштабность … Многие просто восхищались его слогом и не могли выразить это словами.

Поэт всё чаще обращался в своём творчестве к самым, на то время, актуальным темам – это преодоление несправедливости, борьба за мир и честь, национальная вражда человечества, красота человеческих отношений, труд, радость повседневной жизни … Как тогда всем казалось, что Рождественский просто стал продолжателем традиций Маяковского.

Годы спустя …

Годы спустя, Рождественский ушёл от свойственных ему тем и создал множество красивейших песен, которые популярны до сих пор. Это и «Песня неуловимых», и «Огромное небо», а также 2Сладка ягоды», «желаю Вам». Он писал песни к спектаклям, опереттам, его песни звучали в известных кинофильмах: «Тётка Чарлея», «Голый король», Путешествие Нильса с дикими лебедями», «Судьба», «неуловимые мстители» ….

Рождествеский написал замечательную поэму – «реквием», и вот на её слова Д. Кабалевкий написал музыку.

Поэт оставил не только множество поэм и стихов, но и книгу литературно-критических записок, которая называется просто – «разговор пойдёт о песне».

Роберт Рождественский. Жизнь и творчество.

РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Роберт Рождественский со своими стихами оказался гораздо современнее и актуальнее той эпохи, в которой жил. Наверное, именно поэтому он и остается всенародно любимым.
Роберт Иванович Рождественский (настоящая фамилия - Петкевич) русский поэт, публицист. Родился 20 июня 1932 г. в селе Косиха - районном центре на Алтае. Отец - офицер, мать - военный врач. Отец его - Станислав Никодимович Петкевич - потомок ссыльных поляков. Мальчик запомнил об отце немного, так как в 1937 году родители разошлись. А в 1941-м отец ушел добровольцем на фронт и вскоре погиб.
Мать, Вера Павловна, накануне войны окончила Омский медицинский институт и сразу ушла на фронт военным врачом.Военврач, хирург медсагбата московской пролетарской дивизии В.П. Рождественская с сыном робертом 1943 г. Роберт остался с бабушкой. В июле 1941-го в «Омской правде» появилось небольшое стихотворение, написанное школьником - Робертом Петкевичем. Свой первый - девятирублевый гонорар Роберт перечислил в Фонд обороны.

Учился сперва на филологическом факультете Петрозаводского университета, затем, в 1951-1956 годах, в Литинституте им. Горького.Молодой поэт сразу же окунулся в атмосферу литературных споров, коридорных дискуссий, дружеских застолий. Тогда здесь учились Евгений Евтушенко, Расул Гамзатов, Григорий Бакланов, Владимир Соколов. С ними будущий поэт познакомился, подружился. Здесь в 1953 году, Роберт встретил свою первую и единственную любовь, студентку отделения критики Аллу Кирееву, будущую жену. Ему было 21 год, а Алле 20.



Любовная лирика занимает особое место в творчестве поэта. Проживший 41 год с любимой супругой Аллой Киреевой, Роберт Рождественский разбирался не только в настоящих чувствах, но и в тонкостях устройства женской души. Невозможно, кажется подсчитать, сколько у Рождественского стихотворений посвящено любимой жене, ставшей его музой.

Без тебя
Хотя б во сне давай увидимся с тобой.
Пусть хоть во сне
твой голос зазвучит...
В окно -
не то дождём,
не то крупой
с утра заладило.
И вот стучит, стучит...

Как ты необходима мне теперь!
Увидеть бы.
Запомнить всё подряд.
За стенкою о чём-то говорят.
Не слышу.
Но, наверно, - о тебе!..

Наверное, я у тебя в долгу,
любовь, наверно, плохо берегу:
хочу услышать голос -
не могу!
Лицо пытаюсь вспомнить -
не могу!..

Давай увидимся с тобой хотя б во сне.
Ты только скажешь, как ты там.
И всё.
И я проснусь.
И легче станет мне...

Наверно, завтра
почта принесёт
письмо твоё.
А что мне делать с ним?
Ты слышишь?
Ты должна понять меня -
хоть авиа,
хоть самым скоростным,
а всё равно пройдёт четыре дня.

Четыре дня!
А что за эти дни
случилось -
разве в письмах я прочту?!
Как это от грозы, придут они.

Давай увидимся с тобой -
я очень жду -
хотя б во сне!
А то я не стерплю,
в ночь выбегу
без шапки,
без пальто...

Увидимся давай с тобой,
а то...
А то тебя сильней я полюблю.


Ноктюрн исполняет Муслим Магомаев

Поэт, который ворвался в жизнь свежим ветром перемен. Поэтических строк от него ждали, как ответов на многие вопросы. Его цитировали, обожали, буквально носили на руках.

И еще он заикался (друг попал в детстве под машину на глазах у Роберта, и он испугался, получается, на всю жизнь). Его заикание и его знаменитая родинка делали его еще более обаятельным. Популярность огромная: книги расхватывались, творческие вечера при полных залах. В 60-е он был одним из тех, кто покорял Политехнический и дворцы спорта.
Он входил в «великолепную пятерку», не менее любимую, чем тогдашние хоккейные: Рождественский, Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Окуджава.

Стихи Роберта Рождественского передают воздух того времени, неповторимую атмосферу «оттепели» 60-х годов прошлого века. Творчество Рождественского в хорошем смысле «пестрое». Тут и героические баллады, и шутливые зарисовки, и любовная лирика, и едкая сатира, и «Реквием», и философские стихи о смысле жизни, и беглые заграничные зарисовки, и даже своеобразная научная фантастика, и публицистика, и песни.

А сколько грандиозных песен он написал! «Погоня» из «Неуловимых» и «Позвони мне, позвони» из «Карнавала», «Эхо любви» и «Свадьба», «Огромное небо». Так, замечательная песня «Эхо любви» возникла после общения с актёром Евгением Матвеевым, много рассказавшем поэту о переживаниях своего героя. Анна Герман, получив в Варшаве ноты и текст этой песни, тут же отправила телеграмму композитору Евгению Птичкину: «Готова немедленно вылететь для записи». Песню эту она исполнила вместе с Львом Лещенко. Песня давно уже оторвалась от фильма и живёт своей жизнью более 30 лет.

Звучит песня «Эхо любви» в исп.А.Герман (муз. Е. Птичкина)

В конце 1980-х годов Рождественский стал часто падать в обмороки. Поначалу врачи думали, что все проблемы в сосудах. Позже у поэта обнаружили доброкачественную опухоль. Специалисты посоветовали отправить его на лечение в иностранную клинику. И родные Рождественского вынуждены были ходить в поисках средств для лечения по всем инстанциям.

О Францию поэта перевозили уже на носилках. Он перенёс две операции. Это помогло продлить ему жизнь на целых пять лет. Рождественский знал, что времени у него осталось в обрез. И он стал писать совершенно по-другому. Уединившись в Переделкине, поэт создал лучшую свою лирику, которая впоследствии и составила редкий по своей пронзительности и жизнелюбию сборник «Последние стихи Роберта Рождественского».

Утром 19 августа 1994 года Рождественскому вновь стало плохо. Его старшая дочь Екатерина позвонила другу семьи - врачу Рошалю. Поэта увезли в больницу Склифосовского. На следующий день поэта не стало. Было ему шестьдесят два года.

Эти пронзительные строки трогают до слез!

Есть поэты, которых забывают ещё при жизни.
Есть поэты, со смертью которых уходит в небытие их творчество. Но есть и такие, стихи которых продолжают жить и звучать после их ухода. Таким поэтом является Роберт Иванович Рождественский. Его стихи замечательны тем, что каждый может найти в них то, что его волнует, что близко и понятно, что созвучно его душе.
Вспомним стихи этого замечательного поэта о самом важном.

Человеку надо мало...

Будь, пожалуйста, послабее

Будь, пожалуйста,
послабее.
Будь,
пожалуйста.
И тогда подарю тебе я
чудо
запросто.
И тогда я вымахну -
вырасту,
стану особенным.
Из горящего дома вынесу
тебя,
сонную.

Я решусь на все неизвестное,
на все безрассудное,-
в море брошусь,
густое,
зловещее,-
и спасу тебя!..
Это будет
сердцем велено мне,
сердцем велено...

Но ведь ты же
сильнее меня,
сильней
и уверенней!
Ты сама готова спасти других
от уныния тяжкого.
Ты сама не боишься ни свиста пурги,
ни огня хрустящего.

Не заблудишься,
не утонешь,
зла не накопишь.
Не заплачешь
и не застонешь,
если захочешь.
Станешь плавной
и станешь ветреной,
если захочешь...

Мне с тобою -
такой уверенной -
трудно
очень.
Хоть нарочно,
хоть на мгновенье,-
я прошу,
робея,-
помоги мне в себя поверить,
стань
слабее.

Все начинается с любви...

Красивая женщина - это профессия

Красивая женщина - это профессия.
И если она до сих пор не устроена,
ее осуждают и каждая версия
имеет своих безусловных сторонников.

Ей, с самого детства вскормленной не баснями,
остаться одною а, значит, бессильною,
намного страшнее, намного опаснее,
чем если б она не считалась красивою.

Пусть вдоволь листают романы прошедшие,
пусть бредят дурнушки заезжими принцами.
А в редкой профессии сказочной женщины
есть
навыки,
тайны,
и строгие принципы.

Идет она молча по улице трепетной,
сидит как на троне с друзьями заклятыми.
Приходится жить - ежедневно расстрелянной
намеками,
слухами,
вздохами,
взглядами.

Подругам она улыбается весело.
Подруги ответят и тут же обидятся...
Красивая женщина - это профессия,
А всё остальное - сплошное любительство.

Ты мне сказала...

Я в глазах твоих утону, можно?
Ведь в глазах твоих утонуть - счастье.
Подойду и скажу: Здравствуй,
Я люблю тебя. Это сложно...

Нет, не сложно, а трудно
Очень трудно любить, веришь?
Подойду я к обрыву крутому
Стану падать, поймать успеешь?

Ну а если уеду - напишешь?
Я хочу быть с тобой долго
Очень долго…
Всю жизнь, понимаешь?
Я ответа боюсь, знаешь....

Ты ответь мне, но только молча,
Ты глазами ответь, любишь?
Если да, то тогда обещаю
Что ты самым счастливым будешь
Если нет, то тебя умоляю
Не кори своим взглядом,
Не тяни своим взглядом в омут
Пусть другую ты любишь, ладно…

А меня хоть немного помнишь?
Я любить тебя буду, можно?
Даже если нельзя, буду!
И всегда я приду на помощь
Если будет тебе трудно!


"Монолог женщины" в исполнении Алисы Френдлих

"Я в глазах твоих утону,можно..." в исполнении Инны Мень

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Рождественского Роберта Ивановича

Рождественский Роберт Иванович – советский поэт и переводчик.

Детство и юность

Полное имя Роберта, данное ему при рождении, звучит следующим образом: Петкевич Роберт Станиславович. Он родился 20 июня в 1932 году в Западно-Сибирском крае (Алтайском) в селе под названием Косиха. Свое имя получил в честь государственного деятеля и революционера Эйхе Роберта Индриковича.

Отца Роберта звали Петкевичем Станиславом Никодимовичем, он был поляком. Станислав Никодимович работал на государство в политическом управлении при НКВД. Мать Роберта звали Федоровой Верой Павловной, она была директором начальной школы. Родители Роберта развелись, когда мальчику было всего пять лет от роду. Отец погиб в 1945 году, ведя бой в Латвии.

Начиная с 1934 года, маленький Роберт жил в Омске с матерью и бабушкой. Когда началась война, Вера Павловна ушла на фронт. В 1943 году бабушка Роберта умерла. Мать приехала к сыну, взяв отпуск, и прописала в квартире родную сестру. После этого Роберт вплоть до 1944 года жил с родной тетей и двоюродной сестрой. Затем Вера Павловна забрала отпрыска к себе и оформила его как воспитанника полка. Но вскоре резко изменила свое решение и Роберт, так и не добравшись до нужного пункта назначения, попал в Даниловский детский приемник.

В 1945 году мать Роберта снова вышла замуж. Ее избранником оказался офицер Рождественский Иван Иванович. Так Роберт получил свое новое имя, взяв фамилию и отчество новоявленного отчима. Маленького Роберта родители забрали к себе на службу в город Кенигсберг, а затем, когда война уже была закончена, вся семья Рождественских перебралась в Ленинград. Чуть позже, в 1948 году, они переехали в Петрозаводск.

Образование, первые шаги в поэзии

Первые работы Роберта Рождественского появились в петрозаводском журнале «На рубеже». Это было в 1950 году. В этот же период Роберт пытался поступить в Литературный институт имени , но ему это не удалось. Чтобы не терять времени даром, Роберт поступил в Петрозаводский госуниверситет на историко-филологическое отделение. Отучившись год, он снова попробовал поступить в Литературный институт. На сей раз у Роберта все получилось и он благополучно перебрался в Москву.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1955 году в Карелии была выпущена первая книга Рождественского под названием «Флаги весны». В 1956 году вышла в свет книга поэта Роберта Ивановича «Моя любовь». За все время, пока Роберт являлся студентом Литературного института имени , ему удалось выпустить из-под своего пера целых два сборника своих собственных стихов – «Флаги весны» и «Испытание».

В 1955 году Роберт проходил практику на Алтае. Там он познакомился со студентом консерватории Флярковским Александром Георгиевичем, ставшим впоследствии популярным советским композитором. Именно благодаря этому случайному знакомству появилась первая песня Рождественского – «Твое окно».

Личная жизнь

Супругу Рождественского звали Киреевой Аллой Борисовной. По профессии она была художником и литературным критиком. В браке у Роберта и Аллы родились две девочки – Екатерина и Ксения. Екатерина появилась на свет в 1957 году, впоследствии она стала переводчиком с двух языков и журналистом. Ксения родилась в 1979 году; когда она выросла, также выбрала профессию журналиста.

Достижения и награды

В 1972 году Роберт Иванович Рождественский был награжден премией Ленинского комсомола. Спустя семь лет его успехи были отмечены Государственной премией СССР.

Начиная с 1986 года, Роберт Иванович являлся председателем Комиссии по литературному наследию и Комиссии по литературному наследию . Именно Роберт Рождественский добился того, чтобы в Москве был открыт Дом-музей . Также Рождественский был председателем Комиссии по литературному наследию

Роберт Рождественский родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Западно-Сибирского края, ныне - Алтайский край.

Свое имя Роберт получил в честь революционера Наркома земледелия СССР Роберта Эйхе. С 1934 года Роберт жил с родителями и бабушкой в Омске. Отец Роберта – Станислав Никодимович Петкевич был по национальности поляком из семьи, сосланной в Сибирь после варшавского восстания. Он работал в ОГПУ - НКВД, но уволился из НКВД в 1937 году, чтобы избежать ареста, и до Финской войны работал в Лесхозе. Во время войны он был командиром взвода 257-го отдельного сапёрного батальона 123-й стрелковой дивизии, и погиб в бою в Латвии 22 февраля 1945 года. Роберт Рождественский рассказывал: «По приезде в Омск отец служил в НКВД. Был высоким, очень спортивным парнем (я, к примеру, помню его на футбольной площадке, которая находилась за зданием НКВД...). Да и вообще это был явно компанейский человек: масса друзей, баян, хороший голос, короче – «смерть мухам». Матери это, конечно, нравилось не всегда. И родители довольно часто ссорились. (Это я тоже помню). В 37-м или начале 38-го пришло время очередной «чистки». На этот раз «чистили» латышей и поляков. Друзья отца, узнав об этом, сделали так, чтобы он тихо уволился из «органов». После, по-моему, он работал кем-то на шинном заводе и в одном из лесхозов. А дальше ушел добровольцем на финский фронт. Вернулся перед самой Большой Войной. И, конечно, тоже ушел на нее. Погиб под Смоленском. А я его в последний раз увидел, когда отцовский эшелон на 10 минут остановился в Омске. Увидел почти в полной темноте на грузовом перроне. Мне было непривычно его видеть, и я чего-то жалко лепетал и плакал. Вот, собственно, и все об отце».

Мать Роберта - Вера Павловна Фёдорова, до войны была директором сельской начальной школы, одновременно училась в медицинском институте, который с отличием окончила в 1941 году. В 1937 году родители Роберта развелись. С трех до семи лет Роберт посещал детский сад в Омске, и начал учиться в нулевом подготовительном классе школы №19. Здесь он закончил четыре класса. После начала войны его мать была призвана на фронт, после чего Роберт остался с бабушкой Надеждой Алексеевной Фёдоровой. Потрясенный случившимся, он написал стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход…». Его школьный учитель отнес стихотворение в редакцию газеты «Омская правда», где оно было опубликовано 8 июля 1941 года.

В апреле 1943 года бабушка Роберта умерла, и Вера Павловна ненадолго приехала в отпуск, чтобы прописать в свою квартиру сестру. Роберт жил с тётей и двоюродной сестрой до 1944 года, после чего его мама решила забрать сына к себе, оформив его как сына полка. Однако по дороге, в Москве, она изменила своё решение, и Роберт попал в Даниловский детский приёмник. В 1943 году учился в военно-музыкальной школе, и позже рассказывал: «Было мне тогда девять лет. Мать с отцом были на войне с самого начала, я жил с бабушкой, и только когда она умерла, мать выпросила отпуск, чтобы забрать меня с собой. Оформила меня как сына полка. У меня была перешитая форма, и мы поехали на фронт. Две недели ехали. Я был дико горд - проехать полстраны в военной форме! На каждой станции ходил вдоль вагона. Но в Москве матери знакомые сказали, что фронт готовится к наступлению. Она была военным врачом, ее место - у операционного стола. А я куда? Испугалась и оставила меня в детдоме. В Даниловом монастыре половину занимала тюрьма, половину - детдом. Обидно было до смерти, что на фронт не попал. Потом пришел дяденька, стал звать в военно-музыкальное училище. И мы с приятелем поперлись - вырваться из детдома хотелось. Опять же - форма. Так я стал воспитанником Красной Армии. Дудели до посинения. А потом был День Победы. 9 мая мы были на Красной площади. Нас качали. В самый салютный час - сотни прожекторов. Люди кидали мелочь в их лучи, и она искрилась. У меня оттуда осталось ощущение: не надо быть взрослым, надо быть счастливым».

В 1945 году Вера Павловна вышла замуж за однополчанина - офицера Ивана Ивановича Рождественского, после чего Роберт получил фамилию и отчество отчима, и родители забрали его в Кёнигсберг, где оба служили. В 1946 году семья Рождественских переехала в Ленинград, а в 1948 году - в Петрозаводск.

В Петрозаводске в 1950 году в журнале «На рубеже» появились первые публикации стихов Роберта Рождественского. В этом же году Рождественский пробовал поступить в Литературный институт имени Максима Горького, но неудачно. Позже он год учился на историко-филологическом отделении Петрозаводского государственного университета, а в 1951 году со второй попытки Роберту удалось поступить в Литинститут, который он окончил в 1956 году, и переехал в Москву. В Литературном институте Роберт рождественский познакомился с однокурсницей Аллой Киреевой - будущим литературным критиком и художницей.

«Мы встретились в Литинституте. – рассказывала Алла Киреева. - Роберт перевелся на наш курс с филфака Карельского университета. Этот застенчивый провинциал (но при этом боксер, волейболист и баскетболист, игравший за сборную Карелии, где до сих пор проводятся Игры памяти Роберта Рождественского), был просто «начинен» стихами. Атмосфера в Литинституте была удивительная. Студенты в застиранных, вытертых спортивных костюмах, стоя на лестницах, читали свои стихи, то и дело слышали щедрое: «Старик, ты - гений!» Роберт был другой. Привлекали в нем доброта и застенчивость… «Мы совпали с тобой, совпали в день, запомнившийся навсегда. Как слова совпадают с губами. С пересохшим горлом – вода». Мы действительно совпали с ним. У нас во многом схожие судьбы. Мои родители развелись, меня воспитывала бабушка. Я была предоставлена сама себе. То же и Роба. После войны (когда его мама вышла замуж вторично) у него родился брат, и родителям стало не до старшего сына. Вот так «встретились два одиночества». Вместе мы прожили 41 год».

Знаешь,
я хочу, чтоб каждое слово
этого утреннего стихотворенья
вдруг потянулось к рукам твоим,
словно
соскучившаяся ветка сирени.
Знаешь,
я хочу, чтоб каждая строчка,
неожиданно вырвавшись из размера
и всю строфу
разрывая в клочья,
отозваться в сердце твоем сумела.
Знаешь,
я хочу, чтоб каждая буква
глядела бы на тебя влюбленно.
И была бы заполнена солнцем,
будто
капля росы на ладони клена.
Знаешь,
я хочу, чтоб февральская вьюга
покорно у ног твоих распласталась.

И хочу,
чтобы мы любили друг друга
столько,
сколько нам жить осталось.

В этом счастливом браке в 1957 и 1970 году у Роберта и Аллы родились две дочери. Одна из них - Екатерина Робертовна, стала переводчиком художественной литературы с английского и французского языков, журналистом и фотографом. Как студийный фотохудожник она стала известна благодаря серии работ под названием «Частная коллекция» в глянцевом журнале «Караван историй», а также ряду других работ. Другая дочь - Ксения Робертовна стала журналистом.

В 1955 году в Карелии была издана книга Рождественского «Флаги весны». Год спустя там же вышла поэма «Моя любовь». В то время Роберт Рождественский вошёл в литературу вместе с группой талантливых сверстников, среди которых выделялись Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский и Владимир Цыбин. Молодая поэзия 1950-х годов начинала с броских манифестов, стремясь как можно скорее утвердиться в сознании читателей. Ей помогла эстрада: сам стихи тех лет не могли существовать без звучания. Но читателей, прежде всего, подкупали гражданский и нравственный пафос этой внутренне разнообразной лирики, поэтический взгляд, который утверждал личность творящего человека в центре вселенной. Характерное свойство поэзии Рождественского - постоянно пульсирующая современность, живая актуальность вопросов, которые он ставил перед самим собой и перед читателями. Эти вопросы касались столь многих людей, что мгновенно находили отклик в самых различных кругах. Если выстроить стихи и поэмы Рождественского в хронологическом порядке, то можно убедиться, что лирическая исповедь поэта отражала некоторые существенные черты, свойственные нашей общественной жизни, её движение, возмужание, духовные обретения и потери. «Многие считали, что Роберт «куплен» советской властью, - рассказывала Алла Киреева, - но на самом деле Роберт просто искренне верил в коммунизм. В ранних его публикациях звучит немало признаний в любви к Родине, к «флагу цвета крови моей». Однако с властями предержащими у него не всегда были ровные отношения. Вот лишь один эпизод. Николай Грибачев написал стихотворение «Нет, мальчики», которое было направлено против поэтов-шестидесятников, якобы попиравших заветы отцов, а потому обреченных на бесславие. Рождественский воспринял это как вызов и ответил стихотворением «Да, мальчики». Накануне встречи писателей и поэтов с Хрущевым он показал стихотворение тогдашнему парторгу Союза писателей Степану Щипачеву. Тот пришел в ужас, просил уничтожить рукопись. Но стихи были прочитаны, и Хрущев в бешенстве закричал: «Товарищ Рождественский, пора вам встать под знамена ваших отцов!». Последовало наказание, о Рождественском многие старались забыть. Его не издавали, не приглашали на встречи... Затем секретарю ЦК КПСС Капитонову почему-то не понравилось стихотворение «Утро», в результате Роберт вынужден был вообще уехать из Москвы в Киргизию. Подрабатывал там, переводя стихи местных поэтов на русский язык. Из Фрунзе он прислал мне письмо с такими строчками: «Выхожу один я на дорогу, Предо мной которая легла. Ночь тиха, пустыня внемлет Богу... Это все нам партия дала». Но отношения с властью - это одно, а совсем другое - вера в идеалы. Когда они рухнули, ему жить не хотелось. В одном из последних его стихов есть такие строки: «Я писал от радости шалея, о том, как мудро смотрят с Мавзолея на нас вожди «особого закала» (Я мало знал. И это помогало.) Я усомниться в вере не пытался. Стихи прошли. А стыд за них остался».

Мы - виноваты
Виноваты очень:
Не мы
с десантом
падали во мглу.
И в ту -
войной затоптанную
осень -
мы были не на фронте,
а в тылу.
На стук ночной
не вздрагивали боязно.
Не видели
ни плена,
ни тюрьмы!
Мы виноваты,
что родились поздно.
Прощенья просим:
Виноваты мы.
Но вот уже
и наши судьбы
начаты.
Шаг первый сделан -
сказаны слова.
Мы начаты -
то накрепко,
то начерно.
Как песни,
как апрельская трава…
Мы входим в жизнь.
Мы презираем блеянье.
И вдруг я слышу разговор о том,
что вот, мол, подрастает поколение.
Некстати: непонятное:
Не то:
И некто -
суетливо и запальчиво, -
непостижимо злобой
увлечен,
уже кричит,
в лицо нам
тыча пальцем:
«Нет, мальчики!»
Позвольте,
он - о чем?
О чем?
Нам снисхождения не надо!
О чем?
И я оглядываю их:
строителей,
поэтов,
космонавтов -
великолепных мальчиков моих.
Не нам брюзжать,
Не нам копить обиды:
И все ж - таки
во имя
всей земли:
«Да, мальчики!»
Которые с орбиты
космической
в герои
снизошли!
Да, мальчики,
веселые искатели,
отбившиеся
от холодных рук:
Я говорю об этом
не напрасно
и повторять готов
на все лады:
Да, мальчики в сухих морозах Братска!
Да, мальчики, в совхозах Кулунды!
Да,
дерзновенно
умные
очкарики -
грядущее
неслыханных наук!
Да, мальчики,
в учениях тяжелых,
окованные
строгостью
брони.
Пижоны?
Ладно.
Дело
не в пижонах.
И наше поколенье -
не они.
Пусть голосят
о непослушных детях
в клубящемся
искусственном дыму
лихие спекулянты
на идеях
не научившиеся
ничему.
А нам смешны
пророки
неуклюжие.
Ведь им ответить сможем мы сполна.
В любом из нас клокочет революция
Единственная.
Верная.
Одна.
Да, мальчики!
Со мною рядом встаньте
над немощью
придуманной
возни.
Да, мальчики!
Работайте, мечтайте.
И ошибайтесь, -
Дьявол вас возьми!
Да, мальчики,
выходим в путь негладкий!
Боритесь
с ложью!
Стойте на своем!
Ведь вы не ошибетесь
в самом главном.
В том флаге, под которым мы живем!

В 1955 году Роберт во время практики на Алтае познакомился со студентом консерватории Александром Флярковским, с которым была создана первая песня Рождественского - «Твоё окно». Позже Роберт Рождественский создал много текстов популярных песен - «Мир», «Стань таким, как я хочу», «Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых», «Неоткрытые острова», «Огромное небо», «Сладка ягода», «Желаю вам» и другие произведения, в том числе песни к спектаклям и опереттам «Голый король» на музыку Тихона Хренникова, «Тётка Чарлея» на музыку Оскара Фельцмана, «Путешествие Нильса с дикими гусями» на музыку Владимира Шаинского. На слова поэмы «Реквием» написал музыку Д.Б.Кабалевский.

В разные годы Роберт Рождественский сотрудничал с очень многими композиторами. Его соавторами были Арно Бабаджанян, Игорь Шамо, Александр Флярковский, Марк Фрадкин, Давид Тухманов, Оскар Фельцман, Микаэл Таривердиев, Александра Пахмутова, Евгений Птичкин, Ян Френкель, Максим Дунаевский, Владимир Шаинский, Раймонд Паулс, Евгений Мартынов, Яков Хаскин, Борис Мокроусов, Георгий Мовсесян, Игорь Лученок, Матвей Блантер, Эдуард Ханок, Борис Александров, Евгений Дога, Юрий Саульский, Алексей Экимян, Тихон Хренников, Олег Иванов, Вадим Гамалия, Александр Морозов, Станислав Пожлаков, Евгений Крылатов, Зиновий Бинкин, Александр Зацепин, Дмитрий Кабалевский, Муслим Магомаев, Никита Богословский, Роберт Амирханян, Богдан Троцюк, Александр Журбин, Евгений Жарковский, Мурад Кажлаев, Геннадий Подэльский, Марк Минков, Александр Броневицкий, Виктория Чернышёва, Юрий Гуляев, Борис Емельянов и многие другие авторы.

Рождественский часто принимал участие в программе «Песня года».

Я прошу, хоть ненадолго,
Боль моя, ты покинь меня.
Облаком, сизым облаком,
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.

Берег мой, покажись вдали
Краешком, тонкой линией.
Берег мой, берег ласковый,
Ах, до тебя, родной, доплыть бы,
Доплыть бы хотя б когда-нибудь.

Где-то далеко, где-то далеко
Идут грибные дожди.
Прямо у реки, в маленьком саду
Созрели вишни, склонясь до земли.

Где-то далеко, в памяти моей,
Сейчас, как в детстве, тепло,
Хоть память укрыта
Такими большими снегами.

Ты гроза, напои меня,
До пьяна, да не до смерти.
Вот опять, как в последний раз,
Я все гляжу куда-то в небо,

Как будто ищу ответа...

Роберт Рождественский выпустил в свет поэтические сборники «Дрейфующий проспект» в 1959 году, «Ровеснику» и «Необитаемые острова» в 1962 году, «Радиус действия» в 1965 году, «Посвящение» в 1970 году, «За двадцать лет» в 1973 году. В 1971 году вышла его книга путевых очерков «И не кончается земля». В 1980-е годы вышел ряд его поэтических сборников: «Голос города», «Семь поэм», «Выбор», «Стихи, баллады, песни», «Друзьям», «Возраст» и другие издания. В 1990-е годы Рождественский опубликовал сборники стихов «Бессонница», «Пересечение», стихи для детей - «Алёшкины мысли».

В 1972 году Роберт Рождественский получил премию Ленинского комсомола, а в 1979 году был удостоен Государственной премии СССР.

Роберт Рождественский трижды был в жюри Каннского кинофестиваля. Впервые он оказался на Каннском фестивале в 1968 году, в 1979 году он уговаривал Франсуазу Саган дать приз «Сибириаде» Кончаловского, а в 1973 году поддерживал «Большую жратву» Феррери.

Вместе с ним наблюдала в то время ситуацию во Франции его жена Алла Киреева, которая рассказывала: «В общем, в Каннах шла абсолютно обычная жизнь, но все были очень возбуждены, рассказывали, что в Париже переворачивают и жгут машины. Это даже во Дворце Фестивалей говорили, со сцены. И вдруг все стали ходить с красными бантиками, приколотыми бриллиантовыми булавками, - поддерживали антибуржуазную революцию. Чувствовалась какая-то растерянность и устроителей фестиваля, и участников. И шла речь о том, чтобы вообще закрыть фестиваль. Члены жюри, когда заседали, решали этот вопрос. Роберт был, насколько я помню, за то, чтобы фестиваль продолжать: все-таки приехали работать, а не бастовать. И на самом деле было такое ощущение, что никто не относился к этой революции серьезно… Роберта попросили ответить на вопросы анкеты в какой-то каннской газете, и напечатали его ответы под названием «Кто вы, Рождественский?». Там были какие-то наивные вопросы, вроде: «Какого рода фильмы, по-вашему, могут глубже всего тронуть публику в международном плане?», или: «Скажите нам, что должен представлять собой идеальный фильм?» Был еще вопрос: «Существуют ли в России «идолы», за поступками и жестами которых жадно следит публика?» На этот вопрос Роберт ответил: «Идолы», в Вашем понимании, существуют. Но, по-моему, не публика следит за их жестами и поступками, а сами «идолы» ревностно следят за поступками и жестами друг друга». Ну и вообще отвечал с юмором. И вот Алекс Москович прочитал это интервью, пришел в щенячий восторг, сам нас нашел, познакомился... Мы тусовались на его яхте - он как раз только что выиграл эту яхту в карты. И вот я смотрю, сидит там тетка с вот таким бриллиантом в полпальца. Я тихо спрашиваю: «Алик, это настоящее?» Он мне: «Дура! В Каннах ненастоящего не бывает!» Водил нас в казино, я там танцевала с Омаром Шарифом».

С 1986 года Роберт Рождественский был председателем Комиссии по литературному наследию Осипа Мандельштама, принимал непосредственное участие в деле о реабилитации Мандельштама. Рождественский также был Председателем Комиссии по литературному наследию Марины Цветаевой, и добился открытия Дома-музея Цветаевой в Москве. Он был председателем комиссии по литературному наследию Владимира Высоцкого, и составителем первой изданной в СССР книги стихов Высоцкого «Нерв» в 1981 году.

Перестроечные годы дались поэту тяжело, как он сам неоднократно говорил: «Я не скрываю: я тогда был верующим - верующим Сталину, в Сталина. Это была именно Вера - со своими святыми, мучениками, заповедями. У нас тогда даже клятва была мальчишеская во дворе: «Честное ленинско-сталинское всех вождей». Мы были счастливы счастьем незнания. Потом, узнав, я ужаснулся. Особо меня потрясло, что даже когда не успевали город защитить, заводы вывезти - расстрелять заключенных успевали всегда… Отрекся ли бы я от «Реквиема» и «210 шагов»? - От «Реквиема» - нет. В «210 шагах» есть какие-то строчки, которые... нет, пусть, это все искренне. Я этими стихами ничего не добивался. К диссидентам себя не причисляю: писал о том, во что верил, на меня не давили. Хотя хреновина с цензурой все же была». Жена поэта вспоминала в интервью: «Перестроечные годы его надломили. Помню, ему предложили возглавить редакцию «Огонька». После встречи в ЦК КПСС он вернулся домой совершенно удрученный и сказал: «Алка, у меня нет на это сил». «Откажись и живи своей жизнью», - посоветовала я. Так он и сделал, порекомендовав на пост главного редактора нашего друга Виталия Коротича. Я признательна Виталию, он поддерживал Роберта в его последние годы жизни: публиковал стихи, издавал книги. Хотя «мода на «шестидесятников» уже прошла, да и новое поколение стихами не увлекалось. Роберт оказался невостребованным. Он ни с кем не выяснял отношений, избегал разговоров «по душам». Ушел в свой мир. Вот одно из его стихотворений тех лет:

Будем горевать в стол.
Душу открывать в стол...
Будем голосить в стол.
Будем сочинять в стол...
И слышать из стола стон...

Рождественский практически заперся в Переделкино в своей московской квартире. Он всегда был домоседом, не любил шумных компаний и светских мероприятий, после съемок и выступлений сразу же ехал домой. В начале 1990 года врачи поставили ему диагноз – рак головного мозга. Друзья помогли ему с операцией во Франции, и когда он чрезвычайно осунувшийся со следами операции на лбу промелькнул в одной из телепередач – страна облегченно вздохнула – жив. Я помню эту телепередачу, помню как Роберт Иванович грустно отвечал на вопросы корреспондента и, конечно же, помню его слова: «Да нормально, старик. Работаю. Много работаю…» - услышав ответ, я поняла: если что то и не так, Роберт Рождественский не опустится до жалоб. Он всегда был неравнодушен к сильным людям, не раз писал о них, и, когда пришел тяжкий час, оказалось, что ни в чем не уступает своим героям. Редкий пример, чтобы большой поэт и большой человек слились воедино:

Уважаемый доктор!
Вы еще не знаете,
что будете делать мне операцию.
А мне уже сообщили,
что в мозгу у меня находится опухоль
размером с куриное яйцо, -
(интересно,
кто ж это вывел курицу,
несущую такие яйца?!..)
В школе по анатомии у меня были плохие отметки.
Но сегодня мягкое слово «опухоль»
карябает меня и пугает, -
(тем более, что она почему-то растет
вопреки моему желанию)…
Нет, я верю, конечно, рассказам врачей,
что «операция пройдет как надо»,
верю, что она «не слишком сложна»
и «почти совсем не опасна»,
но все-таки, все-таки, доктор,
я надеюсь, что в школе у Вас,
с анатомией было нормально,
и что руки у Вас не дрожат,
а сердце бьется размеренно…
Ваша профессия очень наглядна, доктор,
слишком наглядна.
Но ведь и мы - сочиняющие стихи -
тоже пытаемся оперировать опухоли,
вечные опухоли бесчестья и злобы,
зависти и бездумья!
Мы оперируем словами.
А слова - (Вы ж понимаете, доктор!) -
не чета Вашим сверлам, фрезам и пилам
(или что там еще у Вас есть?!).
Слова отскакивают от людских черепов,
будто градины от железных крыш…
Ну, а если операция закончится неудачей
(конечно, так у Вас не бывает, но вдруг…)
Так вот: если операция окончится неудачей,
Вам будет наверняка обидно.
А я про все мгновенно забуду.
Мне будет никак.
Навсегда никак…
…Однако не слишком печальтесь, доктор.
Не надо.
Вы ведь не виноваты.
Давайте вместе с Вами считать,
что во всем виновата странная курица,
которую кто-то когда-то вывел
лишь для того,
чтоб она в человечий мозг
несла
эти яйца-опухоли.

Роберт Иванович Рождественский умер в Москве 19 августа 1994 года от инфаркта и был похоронен в Переделкино.

В том же году в Москве вышел сборник «Последние стихи Роберта Рождественского». В 1997 году имя Роберта Рождественского было присвоено малой планете, зарегистрированной в международном каталоге малых планет под № 5360.

Перед смертью Робертом Рождественским жене было написано письмо: «Милая, родная Аленушка! Впервые за сорок лет посылаю тебе письмо со второго этажа нашей дачи на первый этаж. Значит, настало такое время. Я долго думал, чего бы тебе подарить к этому - (до сих пор не верю!) - общему юбилею. А потом увидел стоящий на полке трехтомник и даже засмеялся от радости и благодарности к тебе. Целое утро делал закладки к тем стихам, которые (аж с 51-го года!) так или иначе, имеют к тебе отношение... Ты - соавтор практически всего, что я написал».

Было время, когда наши родители, осаждали Политехнический музей, Лужники, ЦДЛ ради встречи с Робертом Рождественским. Было время, когда мы, дети наших родителей, пели песни на стихи Роберта Рождественского в компаниях и походах, под гитару и на концертах школьных ВИА. Для нас - поэт Роберт Рождественский – это целая эпоха в русской советской поэзии. Своими стихами он смог рассказать о великой стране России, о героях и простых людях, о грандиозных свершениях и делах малых. У Рождественского все получалось удивительно талантливо и искренно. Поэт умел говорить о великом просто. О любви, о стране, о человеке. Его стихи звучали в песнях, ставших не только символом эпохи, но и символом целой страны, целого народа. «Погоня» из «Неуловимых мстителей», «Стань таким», «Огромное небо». И, конечно же, главный отечественный сериал страны «Семнадцать мгновений весны»! Он ведь насквозь пронизан лирикой его стихов, положенных на музыку Микаэла Таривердиева. Он оказался гораздо современнее и актуальнее той эпохи, в которой жил. Недаром песни на стихи Роберта Рождественского были и остаются популярными сегодня.

О Роберте Рождественском в 2007 году был снят документальный фильм «Жил я впервые на этой Земле».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Татьяна Халина

Использованные материалы:

Материалы сайта www.rogdestvenskij.ru
Марк Мудрик, «Последнее письмо Роберта Рождественского»
Статья «Роберт рождественский в Омске», Комсомольская правда 1995г.
Материалы сайта www.natmixru.narod.ru

Читайте также: