Дневник. Нью Йорк. Кладбище Гринвуд. Подземные кладбища нью-йорка На территории кладбища проходили знаковые бои

В Нью Йорке сегодня был первый весенний день, и я решил по этому поводу прогуляться на кладбище. Нет, не подумайте, у меня там никто не захоронен, просто у нас в Бруклине находится кладбище Грин-Вуд, которое сильно напоминает городской парк.

В принципе в этом и была задумка, когда его основали в середине XIX века.

Тогда Нью Йорк ещё не был таким большим городом, как сегодня. Он состоял лишь из Манхэттена. А другие боро, типа Квинса и Бруклина не только не были ещё его частью, но являлись ещё коллекциями разрозненных деревушек, разбросанных по близлежащим графствам. Вот в пригородном графстве Кингс, которому суждено было потом превратиться в Бруклин, в 1838 году и основали Грин-Вуд.

Задумывалось оно городскими старейшинами, по типу кладбищ-парков в Париже и Массачусетсе. Главным инициатором этой идеи был Генри Пиерепонт, влиятельный человек в бруклинской элите. Для Нью Йорка, ухоженное зелёное пространство, куда люди могли прийти, чтоб провести время, было новшеством. Больших общественных парков в городе ещё не было (Центральный Парк в Манхэттене открылся лишь через 20 лет). Вскоре после открытия, Грин-Вуд стал популярным местом для жителей окрестности приехать на прогулку или на пикник в выходной день. К 1850 году кладбище стало туристической достопримечательностью.

В 1860х годах у главного входа построили очень красивые ворота в замысловатом нео-готическом стиле, работа архитектора Ричарда Апджона.

На территории кладбища находится несколько прудов. На берегу одного из них стоит небольшая часовня, построенная здесь уже в 1911 году. Её кстати возвело то же самое архитекторское бюро, что работало над Центральным Вокзалом Нью Йорка (Grand Central Station).

Во второй половине XIX века, кладбище зарекомендовало себя, как престижное место для похорон. Сливки Нью Йоркского общества покупали себе места в Грин-Вуде. Богатые семьи строили склепы. Чтоб поддержать репутацию кладбища, ввели запрет на погребение здесь казнённых преступников. Людям, умершим в тюрьме доступ сюда так-же был зарыт. Это правило однажды нарушили, когда семья умершего в тюрьме политика-коррупционера Уильяма Твида, известного как "босс Твид", продавила разрешение похоронить его здесь.

А в остальном - кладбище полно уважаемых людей. Сэмюэл Морзе, изобретатель телеграфной азбуки покоится здесь, неподалёку от Генри Стейнвея, основателя всемирно известной фирмы по производству фортепиано и роялей. Лучшие семьи Нью Йорка спешили обеспечить себе места наперёд.

Грин-Вуд принимает покойников всех конфессий, здесь есть католические, протестантские и еврейские могилы. Интересно, может мусульманские тоже есть?

Территория кладбища около двух квадратных километров. При этом на большей его части, могилы не стоят ровными рядами, как обычно принято. Они разбросаны то тут, то там, и эта хаотичность предаёт территории ощущение парка. Здесь много деревьев и холмов, везде мягкая зелёная трава.

Могилы хоть и всегда на виду, не заполонили ещё территорию, поэтому в Грин-Вуд приятно погулять, или устроить пикник на траве.

Кстати за травой в Грин-Вуде очень усердно ухаживают. По кладбищу припарковано множество газонокосилок, которые поддерживают газоны в хорошем состоянии. Конечно же по газонам тут можно ходить, сидеть и валяться на солнышке.

Газета New York Times как-то писала, что мечта каждого жителя города - жить на Пятой Авеню, и быть похороненным на кладбище Грин-Вуд. На данный момент здесь покоятся около 600 тысяч человек.

Самые богатые "жильцы" Грин-Вуда обзавелись семейными склепами. В таких "домиках" может быть похоронено сразу много членов семьи. Двери часто ведут вниз, в подземелье, где или лежат несколько гробов, или сразу стеллажи урн с прахом, если людей кремировали. В последнем случае, в склеп может поместиться очень много поколений. Главное, чтоб было место где выбивать новые имена.

Вот простая солдатская могила, а за ней стоит мемориал Хезикае Пиерепонту, он был отцом основателя кладбища, и умер в 1838 году, как раз когда его сын Генри решил основать Грин-Вуд. Интересно, что произошло первым?

Тут есть целая аллея склепов знатных семей.

Но самые богатые из обитателей кладбища решили построить себе склепы прямо у воды, чтоб всю вечность наслаждаться красивыми отражениями в глади пруда.

Есть в Грин-Вуде и районы попроще. Вот например общий квартал номер 1715. Тут явно похоронены люди среднего достатка.

Это одно из мест, где могилы стоят привычными ровными рядами.

Даже камень для надгробных плит использовали подешевле. За долгие годы с этих могил стёрлись абсолютно все надписи. Теперь никак не разобрать, кто тут похоронен, и когда.

Эта стена - более современная (и наверное является бюджетным вариантом).

Судя по размеру плит в ней, тут стоят сосуды с прахом кремированных людей, причём можно сразу по несколько в каждой ячейке. Ещё тут принято клеить эмалированные фотографии (я раньше такие только на русских кладбищах видел). Большинство имён здесь итальянские.

Изредка встречаются и могилы в русском стиле. Этому парню было всего 22 года. Жалко. Его памятник совсем не вписывается в окружение. Я честно говоря так и не понял, что изображено у него на плечах - погоны, или полоски от спортивного костюма.

Грин-Вуд расположен в самой высокой точке Бруклина. Вдобавок к натуральной высоте, здесь ещё навалили несколько холмов, чтоб создать более рельефный ландшафт. С некоторых из этих холмов открывается прекрасный вид на Манхэттен.

В 1920 году, на одном из холмов возвели мемориал войны за независимость. На постаменте с надписью "Алтарь Свободе", рядом с алтарём стоит римская богиня Минёрва. (Эквивалент греческой Афины.) Она поднимает руку в сторону моря.

Чтоб Минёрве не было скучно стоять у её торжественного алтаря, скульптор организовал ей подругу. Другая очень знаменитая женщина Нью Йорка тоже поднимает свою руку, застывшую в вечном привете богине.

Так они и стоят махая друг-другу через пролив, эти две железные леди. С 1920 года стоят. А в том году между прочим как раз одобрили поправку к Конституции США, гарантирующую женщинам право голосовать. Но о выборах мы как-нибудь в другой раз поговорим.

Вот такое у нас в Бруклине кладбище есть. Кстати, если ещё не видели, советую почитать про

На карте Бруклина есть большое серое пятно почти правильной геометрической формы - это старинное кладбище Грин-Вуд. Оно занимает огромную территорию и значительно превосходит по своим масштабам многие нью-йоркские городские парки. Понадобится не менее половины дня, чтобы просто пройти по всем его дорожкам и тропинкам, а на мало-мальски внимательное его изучение может уйти далеко не один день. Я уже писал небольшой в Квинсе, и в этот раз хотелось более плотно познакомится с тем, что из себя представляет кладбище в Нью-Йорке. И вот, сегодня, выдался очередной теплый ноябрьский денек, коих много в Нью-Йорке, и мы в компании xoxol_xoxlovich и его замечательной супруги отправились на исследование этой печальной, но, к сожалению, неотъемлемой части городской инфраструктуры. Внутри мы увидели много удивительных и необычных для нас вещей, а одно из зданий кладбища нас просто поразило, настолько неожиданным оказалось то, что мы там увидели.

Немного истории: кладбище было основано в 1838 году, как сельское кладбище округа Кингс, который позже стал Бруклином. Пик "популярности", если так можно сказать про кладбище, пришелся на вторую половину 19-го века, именно тогда, на нем было принято хоронить самых известных и богатых граждан города.

1. Главный вход. Ворота построены в 1861 году в стиле неоготики.

Кладбище представляет собой большой и сложный парковый комплекс с холмами, озерами, большим количеством деревьев и многочисленными дорожками и тропинками. Именно этим оно привлекало и привлекает массу посетителей, которые любят просто прогуляться между могил и посмотреть на старые мавзолеи и семейные склепы.

2. Кладбищенский экскурсионный автобус.

В 1850-х годах кладбище было одним из самых посещаемых мест в Америке и соперничало по популярности с Ниагарским водопадом. Ежегодно его посещали до полумиллиона посетителей, которые любили проводить тут семейные пикники, совершать пешие променады и неторопливые прогулки на каретах.

3. Склепы сделанные в склоне горы.

Именно кладбище Грин-Вуд вдохновило власти на создание городских парков, в том числе и знаменитого нью-йоркского Централ-парка. В 2006 году кладбище было признано национальным историческим памятником.

4. Большой склеп.

Несмотря на свою, почти 130-ти летнюю историю, кладбище Грин-Вуд до сих пор является действующим и на нем производятся погребения. Площадь кладбища составляет почти 2 квадратных километра, и на этой территории находится около 600 000 захоронений.

5. Часовня на кладбище. Открыта, как гласит вывеска - для отдыха, медитации и молитв. Можно зайти внутрь и посидеть в тишине и полумраке на лавочке.

На кладбище Грин-Вуд похоронены многие знаменитые люди Нью-Йорка. Самый знаменитый человек покоящийся там, это пожалуй, Самуэль Морзе - изобретатель телеграфной азбуки имени себя. Еще там похоронены Генри и Уильям Стейнвеи - про них у меня был ; основатель и руководитель авиакомпании PanAm - Джуан Трип; композитор, пианист и дирижер Леонард Бернстайн; американский художник и дизайнер Луис Тиффани; самый известный коррупционер в истории Нью-Йорка Уильям Твид ; многочисленные герои гражданской войны, политики, артисты, гангстеры и прочие богатые и не очень граждане города.

6. Семейный мавзолей

7. Очень скромная могила Тиффани. Особенно на фоне продукции фирмы.

От посещения нью-йоркского кладбища остаются совершенно иные впечатления, нежели чем от посещения практически любого российского. Я еще во время прогулки по Голгофе задумался, что же так сильно отличает русское кладбище от американского, почему здесь совершенно иная атмосфера? Моя версия такова - на американских могилах нет изображений людей, нет ни фотографий, ни портретов выточенных в камне, иногда нет вообще ничего. На могиле может быть просто написано - мать, или отец, и все, ни имен ни дат. Редко где есть кресты. Именно по этому нет ощущения от посещения кладбища, как от похода по городу мертвых, которые смотрят на тебя с каждого надгробия. Прогулка по американскому кладбищу больше напоминает прогулку по ландшафтному парку со скульптурами, как в каком-нибудь Петергофе или Пушкине. Никакой тоски, судеб или человеческих трагедий стоящих за могилами и памятниками не ощущается. Это просто безмолвные камни и памятники стоящие по сторонам дороги.

8. Одно из захоронений. Не имен, ни дат. Просто отец, мать и Кейт.

Еще отличительные черты - здесь нет оградок и очень редко бывают скамейки у могил. Никогда не бывает столиков. Сами могилы не имеют прямоугольной формы, чаще всего это камень стоящий вертикально, реже небольшой монумент квадратной формы со статуей или стелой, иногда просто небольшая плита среди травы. На могилах практически нет цветов или венков, ни живых ни искусственных, это просто надгробия стоящие на подстриженной траве среди деревьев. Несмотря на внешнюю схожесть, кладбище отличается от любого парка - по любой дорожке можно проехать на машине, и именно так все и перемещаются, практически везде можно запарковаться, и здесь можно курить на всей территории, в отличии от тех же городских парков Нью-Йорка.

9. Мавзолей на берегу пруда.

Кладбищем управляет специальный фонд, основанный в 1999 году, в задачи которого, помимо управления кладбищем и его сохранения, входит так-же задача по его популяризации, как ни странно это звучит. Фонд проводит различные сезонные мероприятия, например ежегодную "Битву за Бруклин ", и празднование Хелоуина, а так же проводит ежедневные экскурсии по территории. Фонд привлекает добровольцев и занимается сбором пожертвований. Так же можно стать постоянным членом фонда, хотя призыв к членству в кладбище можно расценить довольно двояко. Да и фотографии со счастливыми членами фонда кладбища, сидящими с детьми на траве среди могил, вызывают у меня странные чувства.

10. Надгробие.

11.

12. На обочинах дорожек стоят мусорные корзины и пожарные гидранты.

13. От широких асфальтированных дорожек отходят мощеные тропинки.

14. Мавзолей

15. Каменная лавка от времени прогнулась.

16.

17. Иногда надгробия бывают простыми.

18. Иногда очень простыми. Только год и инициалы.

19. Иногда предельно простыми - небольшой камень только с инициалами. Определить кто здесь похоронен возможно только по кладбищенским записям.

20. Очень редко могилы бывают чем-то украшены.

21. Русский-православный в окружении поляков-католиков. На могилах с русскими фамилиями всегда есть фото.

22. Деревья образовали красивую арку.

23. А здесь указанны не только имена и даты, но и даже возраст в котором умер человек. А вот год рождения надо высчитывать самому.

24.

25. Старое захронение. Надписи и даты на камне местами стерлись и не читаются.

26. Римская колонна.

27. Еще склепы в склоне горы.

28. Брат и сестра.

29. Беседка.

30. Еще одна.

31. Кельтский крест. Могила ирландца.

32. Молящийся младенец. На самом деле он в полтора раза больше взрослого человека.

33.

34.

35.

36. Склеп-крест.

37. Общий вид на окрестные холмы. Свободных мест еще очень много.

38.

39.

40. Один из мавзолеев снаружи.

41. И внутри. Свободного места почти нет.

42.

43. Напоминает Исакиевский собор, только без купола.

44. Красивый витраж. Через него внутрь попадает солнечный свет. А еще на нем можно разглядеть масонский знак.

45. Хороший.

46. Надгробный камень в виде полена. Родители Буратино?

47. Мужик аж позеленел весь.

48. А вот это сооружение вызвало у нас настоящий шок. Ожидали увидеть внутри все, что угодно, кроме того, что увидели. Внутри находится...

Первое, что встречает тебя на территории Грин-Вуда, это оповещение: "Запрещается кататься на роликах и заниматься джоггингом". Странное, в общем-то, предупреждение, если учесть, что речь идёт о кладбище, самом крупном в Нью-Йорке. Представить себе бодрячка, который вздумал бы раскатывать на коньках среди могил или обегать их трусцой в наушниках под бодрые ритмы болтающегося на поясе плеера, трудновато...
Но это Грин-Вуд (в переводе Зелёный лес) - одно из самых живописных мест в Нью-Йорке, где не только находят успокоение мёртвые, но есть немало занятий и для живых. Так что кое-какие запреты лучше оговорить.
Один из первых в Америке некропарков, положивший в 1840 году начало новому направлению в организации похоронно-ландшафтного пространства, разместился в Бруклине на территории в 194 гектара, что в три с половиной раза превышает суммарную площадь Новодевичьего и Ваганьковского кладбищ в Москве.
Девид Бейтс Дуглас, инженер, специализирующийся на сооружении кладбищ, которому городские власти Нью-Йорка поручили заложить Грин-Вуд, был романтиком, что в полной мере отвечало духу первой половины XIX века. С самого начала он решил, что его творение будет не просто местом погребения умерших, но и демонстрацией возможностей ландшафтной архитектуры, парком для прогулок, утверждающим мысль, что смерть, возвращающая человека природе, тоже может быть красивой.

С террас Грин-Вуда - самой высокой точки Бруклина, развернутых к Нью-Йоркской бухте и статуе Свободы, открывается превосходный вид, любоваться которым можно со специальной смотровой площадки. Люди, чей прах здесь покоится, наверняка оценили бы это, потому что все они были ньюйоркцами, любившими свой город. И посетители Грин-Вуда думают об этом с умилением, хотя среди них не так уж много родственников умерших. Значительно больше экскурсантов, приезжающих сюда, чтобы познакомиться с надгробиями знаменитых людей, насладиться идиллическим ландшафтом, а то и на пикник.
Американцы вообще любят принимать пищу на природе, когда это позволяет погода. Таков стиль жизни. В распорядке дня горожан есть священное время ланча. С двенадцати до часу дня весь деловой Нью-Йорк устремляется в ближайшие парки, сады, скверы и просто на площадки, где имеются скамейки и столики. У каждого свой пластиковый контейнер с завтраком. Обязательный набор - салат, необъятный сэндвич (индивидуальность едока проявляется лишь в начинке), бутылочки с кетчупом и другими приправами, минералка и пачка бумажных салфеток.
Поначалу я был шокирован, увидав, что группа клерков с продовольственными пакетами проследовала на погост у церкви Тринити возле бывшего Всемирного торгового центра, уселась на скамейки прямо у могил и приступила к трапезе. Очень похоже на сюжет из нашей популярной песни: "А на кладбище всё спокойненько, и закусочка на бугорке". Только в отличие от отечественных выпивох американцы в этой ситуации горячительных напитков не принимают и едят опрятно: отходы аккуратно пакуются и погребаются в мусорных урнах.
Так поступают даже бомжи. Как-то один из них оказался моим соседом на скамейке в парке у Сити-холла, прямо напротив небоскреба "Вулворт", этажи которого я в этот момент пытался пересчитать. Был час ланча, и завтрак темнокожего джентльмена, как я заметил, в точности повторял описанное выше меню. Бомж с аппетитом поел, промокнул губы салфеткой, подозвал уборщика, прибиравшего в парке, опустил в его мусорное ведёрко опустевшую коробку и вежливо сказал: "Спасибо, брат!" Потом он встал, развернулся ко мне и протянул руку для подаяния. Всё строго по графику: обеденный перерыв закончился, пора за работу...
А в Грин-Вуде можно пировать, любуясь окрестным пейзажем, как на известном полотне Эдуарда Мане "Завтрак на траве". На территории кладбища четыре пруда, гладь которых затейливо украшена декоративными водорослями, а из центра бьют фонтаны. При размещении водоёмов учитывалось даже то, как будет отражаться в их зеркале лунный свет. Этот эффект особенно важен при организации экскурсий под Хэллоуин, праздник-маскарад, завоёвывающий всё большую популярность и в России.
По зелёным холмам петляют тропинки, ведущие к часовням и надгробиям, ни одно из которых не повторяет другое и позволяет проследить этапы развития викторианской архитектуры. Главные ворота кладбища, построенные по проекту Ричарда Апджона, напоминают готический замок и составляют единый ансамбль с примыкающими к нему старинными деревянными постройками в стиле итальянской виллы, швейцарского шале и прочих европейских штучек, на которые так падки американцы.

Давид Дуглас, влюблённый в своё детище, придумал для его уголков поэтичные названия - Безмятежная заводь, Лесной утёс, Камелиевый путь. Путеводитель с картой, на которой обозначены все авеню и тропки ГринВуда, наглядно отражает богатства его ботанического мира: Ирисовая, Жасминная, Папоротниковая, Лотосовая, Виноградной лозы...
Зелёные дубравы облюбовали птицы - их здесь более двухсот видов. В числе пернатых - весёлое племя попугаев, ведущее свой род от стайки, которая некогда по недосмотру персонала сбежала из багажного отделения международного аэропорта имени Кеннеди. Всё птичье царство - объект наблюдений местных энтузиастов. Как ни дико это звучит, кладбище в Бруклине с 1995 года является членом Орнитологического общества имени Джона Дж. Одюбона. Этот выдающийся натуралист и художник (1785-1851) создал знаменитый атлас "Птицы Америки", снабдив его своими филигранно выполненными рисунками.
Между прочим, к истории этого уникального издания имеет определённое отношение один из наших соотечественников. Он ухитрился аккуратно вырезать из атласа Одюбона, хранившегося в одной из российских библиотек, его рисунки и продал их за 9 миллионов долларов США. Сам фолиант, по оценке экспертов, стоит 40 миллионов, но уволочь его умельцу не удалось...
Однако вернёмся к истории самого Грин-Вуда. Так получилось, что ньюйоркцы поначалу приглядывались к новому кладбищу настороженно. Они охотно катались на кабриолетах по его террасам, отдыхали у прудов, но не спешили доставлять в это оживлённое место своих покойников. Всё же похоронный обряд - бастион консерватизма даже для такой динамичной нации, как американцы. Чтобы расшатать стереотипы, требовалась эффектная пиар-акция, хотя до рождения этого термина оставалось ещё полтора века. И она была осуществлена на четвёртом году существования Грин-Вуда.
Дирекции кладбища в результате долгих переговоров удалось вырвать у семьи Девитта Клинтона (1769-1828), покойного губернатора Нью-Йорка, согласие на перемещение его останков из Олбани, столицы штата, в Бруклин.
Клинтон, разработавший систему общественных школ, достоинства которой не оспариваются и в наши дни, был человеком авторитетным, занимавшим к тому же высокую ступень в иерархии американского масонства. А к нему в то время принадлежали многие влиятельные политики, включая первого президента США Джорджа Вашингтона. Клинтон по масонской линии его перерос: он был Великим мастером Великого стана, первым в истории страны. А губернатором избирался трижды.
На этом посту он и скончался, не дождавшись появления Грин-Вуда. Но эта историческая несправедливость была исправлена. Через 16 лет после кончины прах Девитта Клинтона был торжественно перезахоронен под сенью гринвудских кущ, где ныне возвышается его бронзовое изваяние.
Это сразу сделало молодое кладбище модным, и к нему потянулись похоронные катафалки. Возрос и поток экскурсантов. В 60-е годы XIX века Грин-Вуд ежегодно посещали по полмиллиона человек.
Сообщу подробность, о которой даже в Нью-Йорке помнят немногие. Успех кладбища в Бруклине, ставшего популярным туристским объектом, вдохновил сторонников создания в Нью-Йорке крупного публичного парка, названного впоследствии Центральным и быстро превратившегося в самый престижный район города. Его проектировщики Фредерик Ло Олмстед и Кальверт Вокс творчески использовали некоторые приёмы организации ландшафта, опробованные в Грин-Вуде.

В 1866 году газета "Нью-Йорк таймс" представила читателям региональный вариант американской мечты: "Каждый ньюйоркец мечтает жить на Пятой авеню, гулять в Центральном парке и найти успокоение в Грин-Вуде". Что ж, такой вектор движения устраивал в городе всех - с учётом того, что встречное перемещение исключается. А вот другое любопытное наблюдение, зафиксированное в путеводителе по кладбищу: "Мёртвые были первыми, кто начал обживать предместья". В последующем за ними устремились богатеи: жизнь за городом стала свидетельством социального преуспевания. В общей сложности на холмах и в лощинах Грин-Вуда похоронено 560 000 жителей Нью-Йорка. Свежих захоронений немного, но они всё же случаются. Изредка пополняются семейные склепы. Сюда же были перенесены останки некоторых из жертв атаки террористов, поразивших башни-близнецы Всемирного торгового цента. Надгробия, разбросанные по зелёным долам некропарка, - это исторический срез американского общества, своеобразная галерея славы, иногда дурной, но всегда громкой. Вот несколько силуэтов.
Сэмуэл Морзе был преуспевающим художником, основавшим в Нью-Йорке Национальную галерею рисунка, но в историю он вошёл как изобретатель электромагнитного телеграфа и кода, получившего название "азбука Морзе". Первая телеграмма, которую он отстучал на своем аппарате, была отправлена из Вашингтона в Балтимор 24 мая 1844 года. Однако и в век электроники его "азбука" всё ещё служит людям, и корабли, услышав позывные SOS, меняют курс, чтобы поспешить на помощь. Говорят, что в ночь на Хэллоуин из могилы Сэмуэла Морзе временами доносится негромкий перестук морзянки. Но, скорее всего, это один из мифов Грин-Вуда. Самым впечатляющим надгробием Джону Ундервуду стала бы, наверное, мраморная копия одноименной пишущей машинки. Но её изобрели в 1895 году люди, носившие иное имя, - братья Франц и Герман Вагнеры. Ундервуд лишь купил у них патент. Основав компанию по массовому производству этого удивительно надёжного агрегата, он быстро стал миллионером и наводнил "ундервудами" весь мир.
Лаура Кин была актрисой, но национальную известность и место в некрополе ей принесло не искусство, а то, что 14 апреля 1865 года она оказалась на сцене в момент, когда её коллега Джон Бут застрелил сидевшего в ложе Авраама Линкольна, 16-го президента США. В путеводителе по кладбищу её так и называют: "свидетельница убийства Линкольна". И это тоже слава.
А Сьюзан Смит Мак-Кини-Стюард попала в историю только потому, что оказалась первой чернокожей американкой, похороненной в Грин-Вуде. Произошло это в 1918-м, на 78-м году существования кладбища.
Для большинства россиян слава Тиффани началась с перевода на русский язык в 60-е годы прошлого века повести Трумэна Капоте "Затрак у Тиффани". Но первый магазин этой фирмы в Нью-Йорке открылся ещё в 1837 году. Одной из известных работ Чарльза Тиффани стала золотая табакерка, подаренная городом на Гудзоне Сайрусу Филду, проложившему телеграфный кабель по дну Атлантики. Знакомство с ним помогло Тиффани осуществить блестящую коммерческую операцию. Он заранее купил у Филда неиспользованный остаток кабеля, разрезал его на мелкие кусочки, и каждый из них обернул золотым бумажным пояском. Эта сувенирная безделушка, стоившая несколько долларов, 5 августа 1858 года, в день завершения грандиозного проекта, была в Нью-Йорке нарасхват.
Предприимчивый ювелир ввозил в Америку множество красивых и самобытных украшений, в том числе из России, где его торговый дом имел свой закупочный центр. Именно Тиффани познакомил Америку с русским зелёным гранатом, обнаруженным на Урале. Околдованные красотой камня, американцы прозвали его "уральским изумрудом". Сын Чарльза Луис Камфорд Тиффани стал выдающимся художником-декоратором, одним из основателей искусства арт-нуво. Особенно ценились его вазы и лампы.
Основатель династии Тиффани-старший умер в 1902 году, но его магазин на Пятой авеню до сих пор остаётся эталоном безупречного вкуса. Рассказывают, что после Второй мировой войны президент Дуайт Эйзенхауэр покупал в нём драгоценности для жены. Узнав цену, он спросил: "У вас случайно нет скидки для президента США?" Ему ответили: "Президент Линкольн покупал без скидки". В Грин-Вуде отец и сын Тиффани лежат рядом.
А.Т.Стюарт, входивший в число 40 самых богатых американцев, был похоронен в церкви св. Марка в Нижнем Манхэттене в 1878 году. Однако драматические события, связанные с его кончиной, отразились и на Грин-Вуде. Дело в том, что тело Стюарта было похищено из могилы, и преступники потребовали за него выкуп. После этого случая люди состоятельные стали заблаговременно строить для себя склепы, напоминающие крепость.

Озаботился при жизни сооружением собственного мавзолея и миллионер Уильям Ниблоу. Он вообще проводил много времени на кладбище, стараясь всемерно благоустроить выбранное для себя место - высадил сад, соорудил пруд, заселив его карпами. Между прочим, на одном из здешних надгробий выбита игривая надпись: "Ушёл поудить рыбу". Уж не шутка ли это Ниблоу? Он же ввёл в обиход устройство на кладбище гарден-парти - вечеринок для друзей на лоне природы.
К числу наиболее колоритных фигур гринвудского "общества" относится Уильям М. Твид ("Босс"), послуживший прототипом одного из героев фильма "Банды Нью-Йорка". В юности он сам возглавлял одну из таких уличных шаек, и её члены составили круг самых преданных помощников Твида, когда он занялся политикой. Большой, плотный (136 килограммов массы), жизнелюбивый, он излучал энергию и пользовался популярностью у электората, которым умело управлял. Карьеру Босс сделал быстро: был нью-йоркским олдерменом, избирался в палату представителей и сенат США.
При нём в городе развернулось масштабное строительство - был разбит Центральный парк, сооружен Бруклинский мост, построено здание театра "Метрополитен-опера". Однако параллельно достоянием общественности становились всё новые факты, свидетельствовавшие, что Твид завышает строительные сметы, погряз в коррупции, залезает в казну. Тучи над его головой сгущались, но Босс самонадеянно заявлял: "Я сросся с городом в единое целое, без меня Нью-Йорк не сможет просуществовать и недели". Тут он явно перехватил. В 1878 году Уильям М. Твид умер в тюрьме, а Нью-Йорк продолжает существовать. И довольно успешно.
Проникали в благопристойный Грин-Вуд и отпетые гангстеры, такие, к примеру, как Джоу Галло, прозванный "сумасшедшим Джоу" за неприятную привычку открывать пальбу по любому поводу и даже без него. На счету этого безжалостного киллера были сотни убийств по заказу мафии.
На надгробной плите легендарной танцовщицы, куртизанки и авантюристки Лолы Монтес, она же графиня фон Лансфельд, урождённая Джилберт, выбита надпись: "Мисс Элиза Джилберт, умерла 17 января 1861 года в возрасте 42 лет". Но мне подумалось, что достойной эпитафией ей могла бы послужить эпиграмма, родившаяся в иной стране и посвящённая другой женщине: "О Господи, спаси её от сплина, ведь в первый раз лежит она одна".
Лоле Монтес, которая танцевала на сценах всех европейских столиц, в Петербурге, Москве, Нью-Йорке и других крупнейших городов мира, приписывается бессчётное число романов. За свою не очень долгую жизнь она успела побывать в возлюбленных у таких знаменитостей, как Лист (одно время они с Лолой считались самой красивой парой Европы), Бальзак, Дюма-отец. Некоторые добавляют к этому перечню и Николая I. Но самый страстный роман завязался у своенравной красавицы с королем Баварии Людвигом I, который был вдвое старше её.
В письме к близкому другу венценосный любовник делился переживаниями с пылкостью Ромео: "Я могу сравнить себя с Везувием, который считался уже потухшим, который вдруг начал своё извержение. Я думал, что уже никогда не смогу испытать страсть и любовь, мне казалось, что сердце моё истлело. Но сейчас я охвачен чувством любви не как мужчина в 40 лет, а как двадцатилетний юноша. Я почти потерял аппетит и сон, кровь лихорадочно бурлит во мне. Любовь вознесла меня на небеса".
Однако у этой бурной страсти не было будущего. Взбалмошная Лола, имевшая обыкновение появляться на улицах Мюнхена с сигарой во рту и кнутом в руках, который охотно пускала в ход, если её что-то задевало, быстро восстановила против себя баварцев. В результате Лола Монтес была вынуждена навсегда покинуть страну, а Людвиг I подписал отречение от престола.
Образ Лолы Монтес получил отражение во многих произведениях литературы и искусства, самое известное из которых фильм "Голубой ангел", с которого началась слава Марлен Дитрих. А в 1955 году на экраны вышел франко-германский фильм "Лола Монтес", снятый Максом Офюльсом, в котором в заглавной роли снялась Мартен Кароль...
Какие драматические жизни, какое кипение страстей! Гениальные озарения, рождающие шедевры, и преступления, в которых подчас тоже угадывается что-то похожее на творческий поиск, но извращённый, порождённый тёмными инстинктами зла. Любовь, побеждающая смерть, и ненависть, убивающая жизнь. А что в остатке? Прах под камнями надгробий...
Я оглянулся и снова поразился красоте Грин-Вуда, окутанного тишиной, как облаками, которые бесшумно проплывают над его холмами, ставшими последним прибежищем для обитателей города мёртвых. "Прохожий, помолись над этою могилой;/ он в ней нашёл приют от всех земных тревог". Пожалуй, ни один русский поэт не размышлял так много и напряженно о таинстве смерти, как Василий Андреевич Жуковский, строкой которого из элегии "Сельское кладбище" назван этот очерк.
Именно ему удалось найти поразительно точные слова, способные если не примирить нас с уходом близких, то напомнить, как много они для нас сделали и продолжают делать уже одним тем, что живут в нашей памяти. Всего четыре строки: "О милых спутниках, которые наш свет/ Своим сопутствием для нас животворили,/ Не говори с тоской: их нет;/ Но с благодарностию: были". Это мудрое стихотворение, названное автором "Воспоминание", Жуковский написал в расцвете творческих и жизненных сил - в 38 лет. А всего он прожил 69...

Свои кладбищенские прогулки, в которых моим терпеливым спутником и консультантом был сын, хорошо знающий Нью-Йорк, мы решили завершить посещением Мраморного кладбища, тоже по-своему уникального. В справочниках про него сказано: "первое нерелигиозное кладбище в городе". Не в том смысле, что на нём покоятся атеисты, - таковых на целый погост в Нью-Йорке может и не набраться. А потому что вопреки прежней традиции это кладбище было сооружено в 1830 году группой частных лиц не при церкви, а прямо во дворе. Вернее - под ним. В Нью-Йорке в ту пору опасались вспышки жёлтой холеры, и потому 156 мраморных склепов разместили на трёхметровой глубине и продали их представителям городского истеблишмента. А сверху простирается обычная зелёная лужайка площадью в пол-акра. В хорошую погоду потомки усопших располагаются на ней в дачных креслах за круглыми столиками, колдуют над барбекю. А соскучившись по предкам, поднимают крышки люков, покрытые дерном, и спускаются к ним на своеобразном лифте - подвесных деревянных платформах.
Интернет помог установить, что в последнее воскресенье каждого месяца владельцы дома в 11 утра распахивают двери перед экскурсантами. В назначенное время мы прибыли по адресу: Вторая авеню Ист-Сайда, дом 41 1/2. Однако, к нашему разочарованию, ворота были обмотаны железной цепью. Сделали круг, выпили в баре по соседству по чашечке кофе и снова уткнулись в цепь.
Вплотную к интересующему нас зданию примыкал Погребальный дом. Ясно, что это другое ведомство, но близкое по профилю. Может, там есть какая-то информация? После некоторых колебаний - всё-таки учреждение серьёзное - сын позвонил. На пороге возник величавый негр в строгом чёрном костюме. Выслушал нас вежливо, нисколько не удивившись, - видимо, к нему не раз обращались по делам "смежников". Ситуацию прояснил со снисходительностью профессионала по отношению к любителям, бог знает чем занимающимся на сопредельной лужайке: "Они работают неточно, постоянно затягивают с открытием. Если не жалко времени - подождите". Чувствовалось, что уж в его-то конторе клиентам ждать не приходится.
Чтобы не терять времени даром, мы решили заглянуть на Мраморное кладбище №2. Оно оказалось буквально за углом - между Первой и Второй авеню. За чугунной решеткой под старинными деревьями белели надгробные изваяния. Я просунул фотокамеру через прутья и несколько раз щёлкнул.
Это давно закрытое частное кладбище было сооружено через год после 1-го, в 1831 году. Знаменито оно тем, что здесь покоятся шесть членов семейства Рузвельтов, герой американской революции и мэр Нью-Йорка Миринус Уилетт, а главное - на нём был временно погребён пятый президент США Джеймс Монро (1759-1831). Умер он в Нью-Йорке уже частным лицом вскоре после открытия этого элитного кладбища и "заселил" его одним из первых. Прославился же Монро одноименной доктриной, смысл которой укладывается в лозунг: "Америка для американцев". Фактически этот документ объявил Западное полушарие "задним двором США", куда не следует соваться посторонним. Ну а про то, что американцы - большие непоседы и часто продолжают путешествовать даже после смерти, мы уже знаем. Да и россияне своим покойникам тоже частенько покоя не дают: то внесут, то вынесут...
Как бы там ни было, возле второго "Мрамора" можно ставить галочку - осмотрено. Вернулись к первому - ворота по-прежнему на цепи, а около них успела образоваться стайка молодёжи. Оказывается, юные американцы связались друг с другом по Интернету и договорились о коллективной экскурсии. Чем закончилась попытка этих любознательных ребят, не знаю, потому что ждать уже не было времени. До моего возвращения в Москву оставалось чуть более суток, и дел было невпроворот.
И всё же мы побывали на заветной лужайке. Вечером сын включил интернетовскую программу Google Earth, позволяющую вызывать на экран компьютера любую точку планеты и разглядывать её с птичьего полета. А точнее - с высоты спутника в многократном приближении. После недолгих манёвров мы "зависли" над самым странным кладбищем мира. Поляна во дворе была видна как под мощной лупой. Угадывались даже проплешины вокруг люков, ведущих к склепам. А на стене, сложенной из кирпича, были видны таблички с именами усопших. С 1830-го по 1870 год здесь произвели 2060 захоронений. А последнее было почему-то совершено в 1937 году. Когда с этой датой сталкиваешься в нашей стране, вопросов не возникает...
Чувствую, что этот затянувшийся рассказ следует завершить каким-то философским обобщением. Однако на ум не приходит ничего достойного. Убедился лишь в том, что, чем больше ходишь по кладбищам, тем яснее сознаешь, какое это огромное и не всегда заслуженное счастье - жизнь.
Валерий Джалагония
27.10.2006

Отрывок из "Кладбищенских историй" Акунина/Чхартишвили:
"Я не был уверен, что это правильное кладбище. Вроде бы старое, из тех, у которых всё в прошлом, однако смущали два обстоятельства.
Во-первых, сами размеры. Возможно ли, чтобы рядом с Манхэттеном, где земля, мягко говоря, недёшева, сохранился исторический некрополь площадью чуть не в десять московских Кремлей?
Во-вторых, здорово напугал деловитый интернетовский сайт с рекламным зазывом: «Покупайте участки заранее, по нынешним ценам - это выгодное капиталовложение. Сколько бы вам ни было лет, разумнее позаботиться о месте упокоения прямо сейчас».
Приедешь туда, и увидишь у ворот очередь из катафалков, думал я. И тогда останется только развернуться и уехать - я ведь уже писал, что активно функционирующие фабрики смерти мне неинтересны, я тафофил, а не некрофил.
Но начало было обнадеживающим: ни один из таксистов о Грин-Вуде слыхом не слыхивал, отправиться на поиски согласился только четвёртый и потом долго плутал по невыразительным улицам, расположенным за Бруклинским туннелем.
А когда я увидел дивные готические ворота и зеленеющие за ними лесистые холмы, в воздухе явственно пахнуло Остановившимся Временем - ароматом, от которого у меня учащается пульс.
Катафалков я не видел - ни одного. Посетителей тоже, что и неудивительно: представьте себе город с шестисоттысячным населением, в котором все жители сидят по домам, да и в гости к ним мало кто ходит, потому что все, кто их знал, давно умерли.
Живописные пруды, рощи, лощины, плавные возвышенности. Кое-где попадаются разноцветные попугайчики - несколько лет назад сбежали из аэропорта Кеннеди и размножились на здешнем приволье.
Истинный элизиум, райский сад. Именно таким Грин-Вуд и замышлялся. В эпоху, когда он возник, в европейских языках появилось новое слово - cemetery, cimitiere, cimitiero, от изящного греческого «койметери-он», то есть «место сна». До девятнадцатого столетия смерть воспринималась западным человеком как ужасный порог, за которым лишь могильные черви да расплата за грехи. Для того чтоб было не так страшно, ложиться в землю следовало поближе к стенам церкви. Больших кладбищ не существовало - лишь маленькие погосты, лепившиеся к многочисленным храмам.
Грин-Вуд с самого начала создавался как парк, куда люди будут приезжать не столько по скорбной необходимости, сколько просто покататься, погулять, устроить пикник на траве. И заодно убедиться в том, что ничего такого уж страшного в смерти нет. Вон какое место славное, и вид отменный.
От Манхэттена отсюда всего три мили, а сообщение было удобное: четыре паромных линии через Ист-Ривер, омнибусы, наёмные фиакры, извозчики. Кладбище быстро стало популярнейшим местом для прогулок. В 60-е годы 19 века его кущи и аллеи ежегодно посещало полмиллиона человека. Соседство мавзолеев, усыпальниц, могильных крестов не портило гуляющим настроения и аппетита, не мешало флиртовать и веселиться. Атмосферу праздника, правда, могла подпортить похоронная процессия, но, завидев траурный караван, веселые компании просто уходили подальше, благо места хватало.
В те времена Грин-Вуд выглядел ещё нарядней и ухоженней, чем теперь. Мрамор и бронза не успели померкнуть под воздействием дождя и снега, могилы были обнесены затейливыми коваными оградами (почти все они пошли на переплавку в годы последней войны), посреди каждого из четырёх водоёмов било по фонтану. Во всех книгах и статьях об истории кладбища непременно приводится цитата 1866 года из газеты «Нью-Йорк таймс»: «Мечта всякого нью-йоркца - жить на Пятой авеню, гулять в Центральном Парке и упокоиться в Грин-Вуде».
Учрежденный в 1838 году, бруклинский парк-некрополь уже через несколько лет начал приносить прибыль, что с новыми кладбищами случается редко.
Тактика устроителей была стандартной: сделать пиар за счёт «звёзд», а там потянется и массовый клиент. Победив в ожесточённейшей конкурентной борьбе, Грин-Вуд добыл самого завидного из тогдашних нью-йоркских покойников - губернатора Де Витта Клинтона. Трофей, правда, был не первой свежести - великий человек скончался четвертью века ранее, но гроб извлекли из прежней могилы и с большой помпой перевезли на новое место. Паблисити было на всю страну, и после этого бизнес пошёл как по маслу.
Успех был столь велик, что в разных городах страны начали появляться собственные некропарки с тем же названием - «Зелёный Лес».
Кладбище вступило в пору расцвета, можно сказать, стало главным кладбищем страны, и надолго, на целых сто лет - на то самое столетие, в ходе которого, собственно, и сложилась сверхэффективная химическая формула под названием «Соединённые Штаты Америки».
На Грин-Вуде присутствуют все её исходные ингредиенты.
Первой из кладбищенских «звёзд», поселившейся здесь ещё раньше, чем губернатор Клинтон, стала представительница коренного населения Америки - дочь индейского вождя До-Хум-Ми, главная звезда великосветского сезона 1843 года. Бедняжка простудилась и умерла, провожаемая в последний путь стуком бубнов и завываниями своих соплеменников. Те хотели увезти покойницу в родные прерии, но владельцы Грин-Вуда то ли упросили, то ли подкупили краснокожих, и кладбище обзавелось своей первой знаменитостью. Её белокаменное надгробье высечено Робертом Лауницем, самым плодовитым из грин-вудских скульпторов (и, между прочим, петербуржским уроженцем)".

Я люблю старые кладбища. Поэтому когда я изучала город по Гуглмэпу, меня заинтересовало большое зеленое пятно на карте Бруклина рядом с Проспект парком и Ботаническим садом под названием «Кладбище Гринвуд». Когда я пошла читать об этом кладбище в сети и выяснила, что оно является национальным парком, по нему водят экскурсии, я поняла, что мне туда надо. Тем более на картинках были изображены пруды с фонтанами и золотыми рыбками.

Немного истории из свободного доступа.
Один из первых в Америке некропарков, положивший в 1840 году начало новому направлению в организации похоронно-ландшафтного пространства, разместился в Бруклине на территории в 194 гектара, что в три с половиной раза превышает суммарную площадь Новодевичьего и Ваганьковского кладбищ в Москве.
Девид Бейтс Дуглас, инженер, специализирующийся на сооружении кладбищ, которому городские власти Нью-Йорка поручили заложить Грин-Вуд, был романтиком, что в полной мере отвечало духу первой половины XIX века. С самого начала он решил, что его творение будет не просто местом погребения умерших, но и демонстрацией возможностей ландшафтной архитектуры, парком для прогулок, утверждающим мысль, что смерть, возвращающая человека природе, тоже может быть красивой.
Дуглас, влюбленный в свое детище, придумал для его уголков поэтичные названия - Безмятежная заводь, Лесной утес, Камелиевый путь. Путеводитель с картой, на которой обозначены все авеню и тропки Грин-Вуда, наглядно отражает богатства его ботанического мира: Ирисовая, Жасминная, Папоротниковая, Лотосовая, Виноградной лозы...
Подробность, о которой даже в Нью-Йорке помнят немногие. Успех кладбища в Бруклине, ставшего популярным туристским объектом, вдохновил сторонников создания в Нью-Йорке крупного публичного парка, названного впоследствии Центральным и быстро превратившегося в самый престижный район города. Его проектировщики Фредерик Ло Олмстед и Кальверт Вокс творчески использовали некоторые приемы организации ландшафта, опробованные в Грин-Вуде.
Во как! И это всего то 8 остановок на метро, причем без пересадки!
Мне туда определенно надо!

И вот в воскресение, оставшись одна дома, я туда и устремилась.
Вышла на станции метро 36 стрит и сразу совершила глупость. НЕ зря умный Гугел нарисовал мне путь 23 мин вокруг забора. Так надо было и идти, я же торопливо нырнула в служебный вход и не пошла к главным воротам.

здесь оказались скромные захоронения среднего класса, датированные началом прошлого века.
И совсем не было людей. Только изредка меня обгоняли машины, приехавших навестить родственников. В Америке в этот день был день отца.

Но вот дошла и до красот, порядочно покружив по аллеям среди вековых деревьев.

В отличие от наших кладбищ, здесь нет могильных холмиков, оградок и венков, на памятниках нет фотографий. Просто памятники на сплошном зеленом газоне.

хотя иногда родственники могут и цветочки посадить

Среди памятников встречаются и фамильные склепы, или мавзолеи. к ним ведет мощеные плиткой тропинки

Я не знаю американской истории, поэтому мне ничего не говорят фамилии известных людей, похороненных здесь. Зато иногда встречаются однофамильцы известных мне людей. Бендер

,

Бредбери

и даже Капоне. Хотя тот самый Аль Капоне был похоронен в Чикаго, а потом родственники перенесли его прах по-моему в Иллинойс.

Я бродила в тишине по аллеям кладбища и вдруг услышала очень необычную и печальную мелодию. Молодой мужчина стоял среди памятников и играл.... на волынке. это было так торжественно и печально, что я села под дерево и заслушалась. и вспомнила, что сегодня День отца, и своего отца, с которым у меня были непростые отношения, на его могиле я никогда не была, знаю только, что похоронен он в г.Пскове. вот здесь, если присмотреться, то можно увидеть волынщика

а потом абсолютно неожиданно меня обогнал.... трамвай

тогда я поняла, что видать и правда я здесь не единственный турист и никого не оскорбляю своим праздным шатанием среди чужих могил, пусть и являющихся национальным памятником. и продолжила шататься уже с чистой совестью.

Гуляя, я поднялась на высокий холм и увидела внизу озеро

а у озера богатые склепы из белого мрамора

На табличке написано Lake avenue (улица Озерная)

Американцы ставят один фамильный памятник, а вокруг захоронения членв семьи.

Часто просто обозначенные "мать", "отец" или инициалами

Есть очень красивые памятники

есть старые, надписи на которых не возможно прочитать

Гуляя, я все таки вышла к центральным аллеям

Невеста кладбища Гринвуд

В одном американском городе Декатуре, который находится в штате Иллинойс, есть старинное Гринвудское кладбище, которое по праву носит название «самого проклятого места на всем Западе». Многие люди, специализирующиеся на паранормальных явлениях, верят, что именно в этом месте расположен вход в параллельные миры.

Рассвет кладбища пришелся на начало двадцатого века. В то времена это место называли «Прекраснейшим городом мертвых». Это было непросто кладбище, возведенное на месте, которое коренные жители этих краев, использовали в качестве могильника. Это было в некотором роде светское и модное место. Сейчас трудно поверить, что в начале двадцатого века здесь частенько устраивались пикники на выходных, а вымощенные дорожки позволяли добраться до любого уголка кладбища, водопровод утолял жажду лошадям в экипажах, на которых тоже довольно часто разъезжали по территории некрополя.

Когда пришел «белый человек», это место было особенным и священным для индейцев, они верили, что здесь есть прямая связь с миром мертвых и обустроили свое кладбище, дабы облегчать душам умерших переход в другой мир. Европейцы разрушили курганы, возводимые индейцами. Разумеется, души похороненных людей также были потревожены. В Южной части кладбища и по сей день есть безымянные могилы. А в двадцатом веке кладбище стало очень активно посещаемым местом, поскольку для более бедного пласта населения это была отличная возможность приблизиться к элите города и ее забавам. Все слои населения пытались урвать кусочек земли в элитном кладбище, чтобы хотя бы после смерти приблизиться к той жизни, о которой в это можно только мечтать.

На сегодняшний день это место кишит паранормальными случаями. Кажется, что здесь уже каждый может увидеть то, что казалось скрытым для глаз, столько разных историй приносят с собой жители города, навещавшие могилы.

Разумеется, есть и самые любимые истории. Пожалуй, одна из самых популярных - это история невесты кладбища Гринвуд. Свое начало эта история берет в далеком 1930 году. В ту пору вступил «Сухой закон». Спиртное было запрещено, но все еще продавалось. Разумеется, что люди, поставляющие алкоголь и продающие его, нарушали закон. Один молодой и симпатичный парень, на редкость хорошо преуспевший в контрабандной торговле спиртным и доставляющий его практически во все заведения города, был влюблен. Его любовь была взаимна. Несмотря на запреты родителей, их история не превратилась в Шекспировскую, родители смирились с выбором дочери. Пожалуй, можно сказать, что все было бы хорошо, но юноша очень любил быстрые наживы. И даже накануне свадьбы не сумел отказать себе в том, чтобы еще немного разбогатеть. В ночь перед венчанием, юноша и его команда отправились на работу, надеясь сделать хорошую прибыль. Но это была подстава, и давно «точившие зуб» конкуренты хладнокровно убили юношу, а после столкнули его тело в реку, расположенную недалеко от Гринвуда. Считается, что его нашли и вытащили из реки местные рыбаки. Наутро молодой девушке, которая вот-вот уже должна была стать невестой, принесли печальные вести. Она уже была в платье, когда ей рассказали, что ее жениха уже нет в живых. В чем есть, девушка побежала к реке. Вскоре там обнаружили и ее труп - он плавал вниз лицом в том самом месте, где погиб жених. От горя ее рассудок помутился и она утопилась. Родители невесты похоронили ее в венчальном платье. Решив, что она бы этого больше всего хотела. Девушку похоронили на том самом кладбище, на холме, поскольку там было принято хоронить самоубийц. Особо никто из горожан не придал этому случаю особое значение. В местной газете появилась небольшая заметка, не более. Через день все уже забыли, поскольку юноша был не единственной жертвой погибшей из-за «сухого закона». Но прошло не так много времени, и по городу распространился слух, что по кладбищу гуляет молодая особа в белом платье. Ее видело так много людей, что этим случаем заинтересовались даже правоохранительные органы. Все тщательно проверив, полиция не обнаружила никак следов босых женских ног, поскольку все были уверены, что это просто розыгрыш, и кто-то пытается навести смуту, отвлекая внимание правоохранительных органов от чего-то более важного. Но и по сей день, многие местные жители уверены, что это - призрак той самой девушки, которая ищет своего любимого вот уже сто лет. И вот по прошествии стольких лет красивая и печальная девушка в старинном подвенечном платье, вытирая слезы со своего ангельского личика гуляет средь могил, до полусмерти пугая посетителей кладбища.

На кладбище Гринвуд также есть мемориал павших в гражданской войне, где похоронены, как те, кто воевал за конфедератов, так и те, кто воевал за федералистов. До этого здесь был мавзолей, который разрушился в 1967 году из-за несовершенной конструкции. Тела были перезахоронены, однако могильщики не старались разделять кости, накидали их в одну кучу и провели захоронение. С тех пор появились сообщения, что из заброшенного мавзолея раздаются крики и стоны, а также в местах массовых перезахоронений видят странные фигуры и необъяснимые явления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ДВА КЛАДБИЩА (вместо предисловия) В дождьКогда-нибудь нужно было это сделать. Я-он ехал в «Волге» по харьковским улицам вслед за «шевроле» авторитетного бизнесмена, где рядом с бизнесменом сидел его друг - авторитетный полковник, что называется, земляки, друзья детства.

XIX Май 1923 года. У ворот Русского кладбища Строгий православный крест, облицованный белым мрамором. Внизу, на табличке, выбита надпись: «Софья Сергеевна Кромова» - и даты рождения и смерти.Алексей Алексеевич, положив цветы на перекладину креста, постоял, задумавшись. Потом

Александр Мелихов У Волкова кладбища Математик по образованию, философ по складу ума, он один из лучших современных писателей. Его книги постоянно входят в десятку первых книг России. А «Роман с простатитом», будучи в списке интеллектуальных бестселлеров, рекомендован

Часть VIII Цветущие кладбища О, этот Юг, о, эта Ницца! О, как их блеск меня тревожит! Жизнь, как подстреленная птица, Подняться хочет - и не может… [Ф.

ТАЙНА ВАГАНЬКОВА КЛАДБИЩА Я сам понимал, что иду неправильным путем. Ясно, что в начале 30-х годов Н. Ф. И. вышла замуж и переменила фамилию. Гораздо естественнее было бы обнаружить ее под фамилией мужа, чем в биографии Федора Федоровича Иванова, умершего в то время, когда она

ТАЙНЫ ОХТЕНСКОГО КЛАДБИЩА ВИДЕНИЯ КЛАДБИЩЕНСКОГО СТОРОЖАКак-то сидели мы с Путилиным в его кабинете и вели оживленную беседу на тему о таинственных явлениях загробного мира, о привидениях, о пробле­мах теософической науки.Путилин был всегда большим позитивистом, а я,

Глава 5 Кладбища Европы Причины падения Бонапарта лежат в нежелании британцев принять его завоевания и общим мирным договором признать их правомочными. После сражения при Трафальгаре они были уверены, что смогут выжить и тем или иным способом, – они еще точно не знали

Градский 1994. Фрукты с кладбища Он снова во власти гробокопательного образа. Пакостного, как вся наша действительность. Но у этого альбома есть стильное качество – профессионализм с первого до последнего аккорда. Вокально-инструментальный профессионализм как фирменный

«…ДО КЛАДБИЩА НЕ ДОЙДЕШЬ» 50Перед каким-то праздником в самом конце восьмидесятых, чуть ли не перед Новым годом, Эдик позвонил мне по телефону - поздравить. Единственный за все времена нашего знакомства и общей работы раз. У нас и не было заведено, чтобы звонить без дела. У

Читайте также: