Читаем повесть Пушкина: краткий пересказ Барышня крестьянка. «Барышня крестьянка» главные герои и их характеристики Описание повести барышня крестьянка

Несмотря на то, что героев в «Барышне-крестьянке» (краткое содержание ) не так много, каждый из них поистине самобытен, уникален и неповторим. Они обладают довольно живыми характерами, искрометным юмором, довольно реалистичными переживаниями - можно сказать, Пушкину удалось идеально воссоздать не только облик деревни того времени, но и конфликт двух помещиков, который порой кажется абсурдным, а порой слишком мелким для того, чтобы придавать ему внимание.

Главные герои

Лиза Муромская (Барышня-крестьянка) – избалованная, капризная девушка. Ей 17 лет, у нее черные глаза и весьма миловидная внешность. За барышней присматривают англичанка и девушка Настя. Как и все девушки в деревне, увлечена Алексеем, который представляется ей идеалом мужчины. Старается разнообразить деревенскую жизнь. При встрече с барином скрывает свое настоящее имя, называет себя простой крестьянкой Акулиной.

Берестов Иван Петрович – вдовец, жена которого ушла из жизни во время родов. Мужчина находит свою отраду в ведении хозяйства. К слову, доходы имения постоянно растут – следовательно, бухгалтерию Берестов ведет правильно. Он построил большой, пышущий великолепием, дом, посадил прекрасный сад. Что же касается своего соседа, Муромского, его образ жизни Берестов презирает – причем, не скрывает этого. Несмотря на это, герой ставит расчет и волю родителей выше романтических чувств. Консерватор.

Муромский Григорий Иванович – сосед Берестова и его злейший враг. Имеет дочь Лизу. Управление дается ему несколько сложнее, чем Ивану Петровичу. Что же касается жизненных взглядов, Муромский – полная противоположность консервативного соседа. Он старается следовать за Европой (что выражается как в облачении слуг, так и в воспитании дочери). В молодости умудрился промотать все состояние, поэтому уехал в деревню. Где, впрочем, сумел адаптироваться.

Алексей – сын Ивана Петровича, также живущий в деревне. Юноша хорош собой, умен и образован. Обладает честностью и бескомпромиссностью. Верит в «вечные идеалы» и «рай в шалаше», ведь уезжает к возлюбленной, даже прекрасно зная, что отец может лишить его наследства, если брак не будет «выигрышной партией». Мечта всех окрестных девушек, которые знают, что он обладает приятными чертами лица, бледен и страдает от неразделенной любви.

Настя – несмотря на то, что она несколько старше Лизы, героиня также ветрена и смешлива. Барышни дружат, делятся друг с другом горестями и радостями, вместе предаются забавам. Ее нельзя назвать как положительным, так и отрицательным персонажем. Скорее, Настя нейтральна и введена автором в повествование лишь ради того, чтобы у Лизы был некий компаньон, который помогал бы в проказах, увеселениях и авантюрах.

Второстепенные персонажи

Мисс Жаксон - строгая дама лет 40-ка от роду. Постоянно пребывает в состоянии полуобморока от деяний своей воспитанницы. Нахождение в России не приносит англичанке радости – она испытывает постоянное стрессовое состояние от дикости личностей и нравов, мечтает как можно быстрее возвратиться на Родину.

Характеристика героев повести Барышня-крестьянка

В этой небольшой повести есть несколько героев, одни из них упоминаются однажды или пару раз, как например, Василий кузнец, и дочь его Акулина, другие играют важную роль в повествовании, об этих вторых и стоит сказать, хотя, конечно, главными из них являются двое: Алексей Иванович Берестов, молодой барин из Тугилова, и Лизавета Григорьевна Муромская.

Алексей и Лизавета являются детьми двух не ладивших между собой баринов, чьи имения находятся по соседству. Именно из-за разногласий этих двух героев, завязывается история, описанная Пушкиным.

Иван Петрович Берестов , отец Алексея, он поселился в своем имении в Тугилово сразу после того, как подал в отставку, до этого он был гусаром, и с тех пор он практически не покидал деревни. Его жена умерла при родах. Люди в округе считали его гордым, хотя это не мешало им его любить. Себя он считал очень умным человеком, так как дела имения шли отлично, он сам вел его расходы и имел суконную фабрику, хотя, при этом ничего не читал, кроме газет.

Григорий Иванович Муромский , в молодости очень промотался, потеряв все свои имения, за исключением последнего, в котором и поселился, овдовев вместе с единственной дочерью Лизой. Григорий Иванович и теперь продолжал жить на широкую ногу, за что и не любил его Иван Петрович. Муромский завел английский сад, и все устройство его имения было на английский манер.

Главная героиня Лизавета Григорьевна была 17-ти летней девушкой, которая как все деревенские барышни имела самобытный характер, не сглаженный высшим светом. Внешне она была красавицей со смуглой кожей и черными глазами. Характер ее был живой и озорной. Именно благодаря своему характеру она и решилась на авантюру, когда переодевшись крестьянкой, отправилась в сторону Тугилова, чтобы увидеть молодого барина. Лиза была наслышана о красоте и статности молодого Берестова, в округе о нем говорили много, но она почти единственная до сих пор его еще не видела. Поэтому Лизу можно охарактеризовать, как очень смелую девушку, хотя по- началу она очень переживала о том, что пообещала Алексею вновь прийти на место их первой встречи. Так как из-за вражды отцов, она и надеяться не могла на союз с Алексеем берестовым.

Алексей Иванович Берестов – это молодой человек, единственный сын Ивана Петровича Берестова. Алексей мечтал стать гусаром, поступить в полк и быть военным, но на то не было воли его отца. Молодого Берестова можно считать послушным сыном, так как он действительно подчинился в этом отношении своему родителю. Но все-таки его характер силен, и это проявляется во время желания отца женить его на Лизавете Муромской. Алексей отказывается, еще не подозревая, что Лиза и есть та самая Акулина, которую он полюбил. В этот момент он проявляет волевой свой характер, напрямую говорит отцу, что не женится, а услышав, что отец лишит его наследства, все равно принимает решение быть с Акулиной и пишет ей письмо, рассказывая все, и делая ей предложение.

Также важными для повествования являются такие герои как Настя – девушка крестьянка , помощница Лизы, именно ей барышня доверяет все свои тайны и советуется, принимая решения. И второй персонаж – это мисс Джаксон, француженка гувернантка Лизы, на которую в большей степени влияет озорной характер Лизаветы Григорьевны.

Сочинение Главные и второстепенные герои

Это весёлое лёгкое произведение о любви в неравных социальных отношениях.

Барышня-крестьянка - Елизавета Григорьевна Муромская. Очаровательная черноглазая девушка семнадцати лет. Она – единственная дочь у отца, её мать рано умерла. Отец в наследнице души не чает, балует её во всём. Лиза мечтает познакомиться с соседом - Алексеем Берестовым, но это невозможно, потому что их отцы враждуют. Девушка находит выход, переодевшись в крестьянку. В этом образе и под чужим именем она встречается в лесу с молодым барином до тех пор, пока её обман не раскроется.

Лиза – очень интересная девушка по характеру. С ней никому не скучно. Героиня проста в общении, как с обычными крестьянами и прислугой, так и с людьми её круга. В Лизе нет жеманства, как в городских барышнях. Она весёлая и с чувством юмора, обладает артистическими способностями. Не удивительно, что молодой барин попал под обаяние Лизы в образе крестьянки с первой их встречи.

Алексей Берестов – сын помещика. Он молод и хорош собою. Алексей закончил обучение в университете и ещё не решил чему посвятить свою жизнь в дальнейшем. Пока он отдыхает в имении своего отца. На прогулке в лесу молодой человек знакомится с дочерью кузнеца Акулиной. Алексей в восхищении от крестьянской девушки и продолжает с ней встречаться в дальнейшем. Акулина для него настолько дорога, что он готов пойти против воли отца и жениться не на Лизе Муромской, а на обычной дочери кузнеца. В итоге оказывается, что барышня и крестьянка – это одна и та же девушка.

Алексей, как и Лиза, простой в общении парень, не гнушается проводить время с крестьянской молодёжью. Это весёлый, жизнерадостный и энергичный молодой человек. Он каждое утро проводит на охоте. Алексей, как и Лиза, нравится всем в округе.

Иван Петрович Берестов – богатый помещик, крепкий хозяйственник. Он придерживается старых русских традиций в управление имением. Иван Петрович не понимает и не принимает своего соседа за его нововведения, часто критикует. Они враждуют между собой уже много лет. Однажды Иван Петрович окажется случайным свидетелем травмы своего недруга. Он проявит благородство и окажет всю необходимую помощь Муромскому. С этого времени их отношения наладятся.

Иван Петрович – хороший отец. Оставшись вдовцом, воспитал достойно единственного сына. В обществе Берестов пользуется авторитетом.

Григорий Иванович Муромский – приверженец всего английского, даже свою дочь зовёт на иностранный манер - Бетси. В отличие от своего соседа, помещик не умеет управлять хозяйством. Его имение доход не приносит. Григорий Иванович – вдовец и очень любит свою единственную дочь.

Настя – служанка Лизы и её преданная подруга. Она немного постарше своей барышни, но такая же легкомысленная. Лиза доверяет ей все свои секреты.

Мадам Жаклин – горничная Лизы. Чопорная, скупая на эмоции англичанка, чрезмерно увлекается косметикой.

Таким образом, Пушкин в ироничной форме рассказал о стереотипах в обществе и о молодом поколении, которое способно бороться с ними.

Вариант 4

Повесть «Барышня-крестьянка» носит слегка шаловливый характер. Все её герои вызывают симпатию.

Семнадцатилетняя Лиза Муромская – то есть барышня-крестьянка – единственная дочь помещика Г.И. Муромского. Выросла без матери. Отец её ласково называет Бетси, всячески балует, потакая прихотям. Резвая девушка обладает милой внешностью. У неё смуглое личико и чёрные глазки.

Она энергична, умна, весела и изобретательна. Как и большинство уездных барышень, немного романтична. Жаждет приключений. Смело переодевается в простую одежду и выдаёт себя за дочку кузнеца Акулину, чтобы лично убедиться, таков ли сынок соседа, как о нём говорят.

Алексей – сын И.П. Берестова. Он добрый и жизнерадостный. Неравнодушен к прекрасному полу. Имея университетское образование, хочет поступить на военную службу, поскольку статская служба ему совершенно неинтересна. Однако отец категорически против его выбора.

Молодой человек весьма недурён собой: румянощёкий, высокий, стройный. Потому-то неудивительно, что мысли о нём заполонили головы всех соседских барышень. Его манера казаться мрачным и разочарованным, сетовать об утраченных радостях и увядшей юности, а также необычное чёрное кольцо на руке только разогревают их любопытство.

Много времени уделяет охоте и прогулкам верхом на лошади. Страстно влюбляется в Лизу, выдающую себя за крестьянку. Он готов даже ослушаться отца и жениться на ней, пожертвовав наследством.

И.П. Берестов – русский помещик, живущий в отдалённой губернии. В молодые годы служил в гвардии. Выйдя в отставку, уехал в деревню, где серьёзно занялся хозяйством. Он построил дом по собственным чертежам, возвёл суконную фабрику. Сам записывал расходы. Ничего не читал, кроме еженедельника, в котором публиковались новые государственные законы и распоряжения. Вскоре доходы его утроились.

Соседи уважают Ивана Петровича, но считают гордым. Он ненавидит нововведения, потому до определённого момента враждебно относится к англоману Муромскому.

Г.И. Муромский – барин, промотавший в Москве значительную часть состояния. Поселившись в деревне, стал хозяйничать по-новому: развёл английский сад, приказал обрабатывать поля по английской методике, нанял для дочери мадам англичанку, а конюхов одел жокеями. Неглуп, но постоянно в долгах.

Настя – ветреная крестьянская девушка, прислуживающая Лизе. Немного старше хозяйки. Вместе с ней обдумывает и организовывает разные затеи и розыгрыши.

Число сказок Салтыкова-Щедрина собирает в себе 32 написанных произведения. Но из-за некорректности написания Салтыков-Щедрин так и не сумел опубликовать полное и сформировавшееся собрание.

  • Характеристика и образ Кота Бегемота в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Главная особенность романа - это наличие фантастических героев, которые несут собой философский подтекст. Одним из таких героев является кот Бегемот - оборотень в обличии обыкновенного, жирного кота

  • Сочинение по рассказу Тургенева Бежин луг 6 класс

    В Чернском уезде Тульской губернии главный герой охотился на тетеревов. Он заблудился, и только под вечер вышел к месту, которое называется Бежин луг. Часто в своих рассказах И.С. Тургенев описывает

  • Повесть «Барышня-Крестьянка» входит в цикл известных пушкинских «Повестей Белкина», созданных писателем в Болдинский период. Задуманные Пушкиным в 1829 году, они вышли отдельным сборником. Болдинская осень (1830 г.) стала одним из самых плодотворных периодов в творчестве писателя. «Барышня-Крестьянка» – книга, завершающая цикл из пяти коротких историй.

    Многие исследователи считают, что сюжет повести во многом повторяет другое известное произведение, написанное пушкинским современником – Н. М. Карамзиным. «Бедная Лиза» — одно из первых произведений сентиментализма в русской литературе. Написанная в 1792 году, повесть вызвала споры в литературных и общественных кругах. Трагическая история любви крестьянки Лизы к молодому дворянину Эрасту была восторженно встречена читателями и позже неоднократно интерпретировалась другими авторами.

    Однако многие сюжеты пушкинского цикла перекочевывали на страницы книги из жизни. Воспоминания и житейские истории, услышанные и подмеченные писателем, легли в основу «Выстрела», «Метели» и других повестей. Но «Барышня-Крестьянка» в большей степени связна с преломлением в сознании Пушкина существовавших литературных традиций, которые писатель видоизменил, согласно своему авторскому замыслу.

    Жанр, направление

    «Повести Белкина» — первое прозаическое произведение Пушкина, увидевшее свет ещё при жизни автора. Пять новелл из уст вымышленного рассказчика Ивана Петровича Белкина, записывавшего истории, услышанные им от разных людей, формально представляют собой отдельные сюжеты, но внутренне связанные, образующие единое целое. Каждая повесть идейно дополняет другую, усиливая влияние каждой последующей.

    «Повести Белкина» — яркий образец реалистической прозы. От лица условного рассказчика Пушкин делится с читателем чередой невыдуманных историй, персонажи которых лишены статичности, они жизненны и правдоподобны. Не случайно в предисловии отмечен факт необразованности Белкина, его непричастности к литературному творчеству. Такой подход убеждает читателя в достоверности изображаемых событий. Устаревшие, плотно укоренившиеся в литературе романтические ситуации и характеры проигрывают очевидной простоте и незатейливости пушкинских сюжетов, герои которых помещены в необычные, но вполне вероятные жизненные обстоятельства, которые по-настоящему отражают жизнь.

    «Барышня-Крестьянка» — повесть, несколько отличная от остальных, поскольку в ней больше озорного и комического. Отвергая романтический шаблон с его трагической концовкой, Пушкин разрешает любовную коллизию счастливо, словно предлагая свою версию традиционного в литературе сюжета о неравной любви. В отличие от истории бедной Лизы, социальные барьеры между любящими сердцами Лизы и Алексея разрушены, что создает простор для счастливой, хоть и заведомо обывательской жизни героев.

    Смысл названия

    Название повести тесно связано с её сюжетом. Под Барышней-Крестьянкой подразумевается главная героиня повести – Лизавета Григорьевна, дочь уездного помещика Муромского.

    Переодевшись крестьянкой, Лиза выдает себя за дочь местного кузнеца. Таким образом, деревенская девушка Акулина, встреченная Алексеем Берестовым в лесу, и барышня Лиза – одно и то же действующее лицо.

    Суть

    Основные события повести разворачиваются вокруг двух дворянских семей – Берестовых и Муромских, живущих по соседству. Отцы семейств не ладят между собой, поскольку консервативный Берестов осуждает англоманию своего соседа. Дочь Муромского, Лиза хочет познакомиться с Алексеем Берестовым, но ссора отцов создает препятствие к встрече.

    Переодевшись крестьянкой, Лиза встречает Алексея в лесу и представляется Акулиной, дочерью деревенского кузнеца. Воодушевленный знакомством Алексей учит необразованную девушку грамоте, удивляясь быстроте, с которой та учится. Тем временем Берестов-отец во время охоты не справляется с лошадью и случайно попадает в дом к Муромским. В результате отцы обстоятельно знакомятся и мирятся.

    Отец Лизы приглашает Берестова с сыном к себе. Лизе удается избежать разоблачения. Она выходит к ужину, переодевшись в нелепую одежду, накрашенная и набеленная. Алексей не узнает её. Отцы, успевшие за недолгий срок крепко сдружиться, решают поженить детей. Алексей твердо намерен пойти против воли отца и в тайне жениться на Акулине. Он идет в дом Муромских и узнает в барышне Лизе свою Акулину. Таков сюжет повести.

    Главные герои и их характеристика

    1. Лиза Муромская – главная героиня повести, дочь помещика Григория Ивановича Муромского, красивая и жизнерадостная девушка. Шутливая и легкомысленная, она, с одной стороны, способна на шалость, с другой – на смелый и решительный поступок. «Она была единственное и следственно балованное дитя». Получив хорошее образование, девушка прекрасно разбирается в музыке и искусствах, изучает языки, но в глубине души Лиза – романтически скроенная натура. Она верит в любовь, поэтому питает неподдельный интерес к Алексею Берестову, который, по слухам, сосредоточил в себе целый набор подлинно романтических качеств. Переодевшись крестьянкой, Лиза проявляет чудеса фантазии, и долгое время выдает себя за необразованную дочь кузнеца. Смешливый и легкий характер сочетается в ней с удивительной способностью любить. Она лишена чопорности и надменности, поэтому в образе крестьянской девушки Лиза органична настолько, что Алексей не уличает её во лжи. Естественность её поведения, острый ум и поразительная красота – всё в целом привлекает героя.
    2. Алексей Берестов – сын Берестова, после университета приехавший в деревню к отцу. Он мечтает стать военным, что вполне соответствует его внешнему виду: высокий, статный, привлекательный юноша становится главным поводом для сплетен среди уездных девиц. «Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались». Сам Алексей напускает на себя ещё больший ореол таинственности, являясь перед девушками мрачным и разочарованным, говорит им «об утраченных радостях и об увядшей своей юности» и вообще проявляет себя как опытный ловелас. Но, в целом, Алексей – простой и хороший человек, честный и добрый. Влюбившись в крестьянку Акулину, герой искренен в своих чувствах настолько, что готов взять её в жены против воли отца.
    3. Темы и проблемы

    • Основная тема повести , конечно, любовная. Любовь становится основной движущей силой развития действия. Перед взаимной склонностью героев меркнут все внешние обстоятельства.
    • Юмор. Кроме того, в «Барышне-Крестьянке» читатель обнаружит и очевидный комизм ситуации. Но юмор повести добрый и светлый, заставляющий улыбнуться счастливой абсурдности происходящих событий, в центре которых оказываются герои. Например, Пушкин весьма иронично рисует и образ Муромского в его стремлении строить быт на английский манерах. Англомания – тоже своеобразное проявление стереотипности дворянской жизни.
    • Проблематика «Барышни-Крестьянки» тесно связана и с отрицанием предрассудков общества, в данном случае уездного. Стереотипы и условности среды проявляются и в жизни героев: дворянский статус обязывает их вести ту жизнь, которая им не по душе, вступать в брак против собственной воли.
    • Конфликт . Для того чтобы быть по-настоящему искренними, герои вынуждены постоянно вступать в борьбу с тем укладом жизни, который царит вокруг. Сами герои, Лиза и Алексей – персонажи весьма тривиальные, их не миновал отпечаток пошлости уездной жизни, однако они оба способны на смелые и решительные поступки во имя любви, что бесспорно заслуживает уважения.
    • Главная мысль

      Основная идея повести – в стремлении человека быть выше предрассудков, отстаивая свое право на счастье. Достаточно переступить через условности, чтобы стать счастливым. Судьба героев по счастливой случайности сложилась благополучно, а конец ознаменован торжеством вечных ценностей: любви, семьи и дружбы.

      Повесть заставляет поверить читателя в искренность настоящего чувства, которое преодолевает все преграды. Перед любовью меркнут все внешние обстоятельства. Смысл, заложенный А. С. Пушкиным, заключается в утверждении вечных ценностей и в критике сословных предрассудков. Именно социальные барьеры препятствуют счастью.

      Чему учит?

      А. С. Пушкин заложил в повести определенную мораль. Человеку необходимо оставаться самим собой, а не примирять на себя маски, которые навязывает общество. Только тогда люди начнут ценить не социальное положение, не уровень достатка, а саму личность. Так и произошло с главными героями, которые выбирали друг друга, а не навешанные на них ярлыки.

      Вывод автора прост: людям необходимо равенство, чтобы лучше узнать друг друга. Очевидно, что все конфликты происходят от незнания, ведь даже соседи могут годами не общаться друг с другом, а значит, и не знать истинного положения вещей. Только после нормального человеческого разговора отцы помирились, осознав, как глупо было осуждать того, кого ты даже не знаешь. А их дети доказали, что крестьянам и дворянам тоже не хватает равного общения. Только беседа может сплотить их, уничтожить все недомолвки и взаимные обиды. Но людям не хватает мужества отринуть социальные ярлыки, которые препятствуют объединению. Таким образом, автор осуждает социальное неравенство в России, которое делит единый народ на элиту и холопов. В его рассуждениях слышится протест против крепостного права.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!
    Анализ сюжета повести "Барышня-крестьянка". Характеристика героев повести. Общий анализ произведения.

    Завязка сюжета пушкинской повести «Барышня-крестьянка» схожа с фабулой известной шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта». Главные герои обоих произведений любят друг друга и хотят быть вместе, несмотря на то, что их отцы враждуют между собой. Между тем, в отличие от шекспировских персонажей герои Пушкина успешно преодолевают все коллизии, и в итоге для них все завершается благополучно.
    Сюжетообразующей линией повести является тема любви. Сын помещика Берестова Алексей, познакомившись с Лизой - дочерью живущего по соседству помещика Муромского, вскоре стал в нее «страстно влюблен»:
    «Заклинал ее не лишать его одной отрады: видаться с нею наедине, хотя бы через день, хотя бы дважды в неделю», - не может молодой человек жить без девушки, поскольку «был уже влюблен без памяти».
    Да и сама девушка, ответив молодому человеку взаимностью, «была не равнодушнее». Любовь побуждает обоих к частым встречам и вскоре приводит их к мысли о женитьбе.
    Между тем отцы молодых людей недолюбливают друг друга. Так, Муромский «не ладил» с Берестовым и «поминутно находил случай его критиковать». В свою очередь, «ненависть к нововведениям была отличительная черта» Берестова, осуждавшего идеи «англомана» Муромского. Не любящий критику Муромский в ответ «бесился и прозвал своего зоила медведем и провинциалом». На этой почве между помещиками разгорелся конфликт.
    Героям повести свойственно радушно принимать гостей. Так, Муромский радушно принимает в своем доме соседей, даже когда в качестве гостя выступает его давний соперник Берестов:
    «Муромский принял своих соседей как нельзя ласковее».
    Дочь Муромского Лиза также решается принять нежданных гостей, однако в том случае, что отец примет ее условия:
    «Я приму их, если это вам угодно, только с уговором: как бы я перед ними не явилась, что бы я ни сделала, вы бранить меня не будете», - соглашается девушка с предложением отца.
    Однако помимо стремления к принятию, героев охватывает и противоположное стремление - к отвержению. К примеру, Берестов грозит отвергнуть сына, если тот не примет его волю:
    «Ты женишься, или я тебя прокляну, а имение... продам и промотаю, и тебе полушки не оставлю».
    Однако Алексей отвергает предложение отца:
    «Я не хочу жениться и не женюсь», - упорствует молодой человек.
    Немало внимания в повести уделяется вопросам принадлежности персонажам чего-либо или кого-либо. Например, Берестову принадлежит немалое имущество:
    «Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, утроил доходы», - расширил свои владения помещик.
    Для сравнения, дворовая девушка Настя подчеркивает свою принадлежность одной лишь своей хозяйке Лизе:
    «Я ваша, а не папенькина», - заявляет девушка дочери Муромского.
    При этом Настя обособляется от вражды между помещиками.
    «А нам какое дело до господ! ... Старики пускай себе дерутся, коли им весело», - сторонится девушка господской ссоры.
    Равным образом Лиза, познакомившись с Алексеем, поначалу держится обособленно:
    «Лиза отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя такой строгий и холодный вид», - принимает девушка недоступный вид.
    В повести нередко отмечается идентичность поведения героев. Так, Алексей и Лиза испытывают идентичные чувства друг к другу - «возрастающую взаимную склонность».
    «Нарядившись крестьянкою», Лиза стремится выглядеть идентично обычной поселянке:
    «Она повторила свою роль, ... говорила на крестьянском наречии», -ведет себя героиня подобно крестьянке.
    В то же время ряд героев повести нередко держится отчужденно от прочих людей. Такова, например, «чопорная» англичанка мисс Жаксон, которая, по ее словам, «умирала со скуки в этой варварской России» с чуждыми ей культурными традициями.
    В то время как «англоман» Муромский даже «поля свои обрабатывал... по английской методе», Берестов нарочито держится «по-русски», избегая всего чуждого народным традициям:
    «На чужой манер хлеб русский не родится», - отмечается в повести.
    Таким образом, персонажам повести присущи стремления к принадлежности, принятию, идентичности и любви. Названные потребности относятся к консолидирующему типу.
    Между тем герои проявляют и противоположные склонности: к обособленности, отвержению, отчужденности, конфликтам.
    Заметим, что персонажей отличает не только определенный набор стремлений, но и способы удовлетворения своих желаний. Героев также отличает степень совладания с собой.
    Ощутив любовь к Лизе после первого же свидания, Алексей настолько поглощен страстью, что хочет вновь увидеть ее:
    «Алексей был в восхищении, целый день думал он о новой своей знакомке; ночью образ смуглой красавицы преследовал его воображение», - преследует молодого человека образ девушки.
    Алексей не знает, что в образе крестьянки Акулины имеет дело с Лизой, а потому отказывается жениться на дочери Муромского. Между тем отец Алексея, не догадываясь о чувствах сына, требует, чтобы тот оставил свое упрямство и женился на Лизе:
    «Даю тебе три дня на размышление, а покамест не смей на глаза мне показаться», - грозит Берестов оставить сына без наследства.
    Принимая Лизу за неграмотную поселянку, Алексей намерен применить полученные им в университете навыки для образования девушки, а потому берет ее под свою опеку:
    «Да коли хочешь, я тотчас выучу тебя грамоте», - готов молодой человек наставлять Акулину.
    Молодому человеку приятно опекать девушку:
    «Я провожу тебя, если ты боишься», - заботится Алексей о Лизе.
    Между тем сам Алексей не всегда самостоятелен в принятии решений:
    «Мой долг вам повиноваться», - признает молодой человек свою зависимость от отца.
    Алексей, по выражению дворовой девушки Насти, «за девушками любит гоняться». Действительно, уже на первом свидании, расположившись к Лизе, переодетой простой крестьянкой, он невольно удерживает девушку:
    «Привыкнув не церемониться с хорошенькими поселянками, он было хотел обнять ее», а при прощании «удержал ее за руку».
    Лиза, стремясь отделаться от возможных притязаний молодого барина, именует себя Акулиной, дочерью кузнеца:
    «Акулиной, - отвечала Лиза, стараясь освободить свои пальцы от руки Алексеевой, - да пусти ж, барин; мне и домой пора».
    По ходу повествования упоминается, что облик и манеры светских дам настолько идентичны, что они выглядят обезличенно:
    «Навык света скоро сглаживает характер и делает души столь же однообразными, как и головные уборы», - царит единообразие в высшем обществе.
    Вместе с тем ряд персонажей выделяется среди прочих особенностью своего облика. К примеру, по ходу повествования отмечается «особенность характера» уездных барышень, подчеркивающая «самобытность» их натуры. Равным образом Алексей, получивший университетское образование, выделяется необычными манерами в простой деревенской среде, а потому воспринимается местными барышнями как особенный человек:
    «Носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии».
    Проведенный анализ характеров персонажей повести «Барышня-крестьянка» показывает, что героям присущи потребности консолидирующего типа. Персонажи различаются как видами устремлений, так и способами удовлетворения своих желаний, сопряженными с чертами характера.
    В произведении подчеркиваются вопросы принадлежности чего-либо кому-либо. Всем персонажам, так или иначе, что-то принадлежит. При этом некоторые персонажи стремятся опекать других, тем самым лишая их самостоятельности. Подчас герои держатся обособленно, подчеркивая свою независимость.
    Многих персонажей отличает принятие других людей. Вместе с тем герои отвергают в других то, что им приходится не по нраву. Подчас персонажи хотят удержать кого-либо возле себя, что вызывает у других противоположную реакцию - стремление отделаться от навязчивого обхождения.
    В произведении неоднократно отмечается идентичность поведения некоторых героев, вплоть до их обезличивания. Вместе с тем подчеркивается и особенность характера ряда персонажей. При этом проявление народной самобытности противопоставляется модным заграничным веяниям как чуждому образу жизни.
    Сюжетообразующая линия произведения основана на соотнесении противоположных тем: любви и конфликта. Главного героя всецело поглощают чувства к героине. При этом обстоятельства вынуждают героя, как тому кажется, оставить свои намерения жениться по любви. Между тем в итоге все возникшие между персонажами противоречия благополучно разрешаются.

    Анализ персонажей характеристика сюжета повести Барышня-крестьянка.

    Главные герои «Барышня крестьянка» Пушкина живут во времена дворянства XIX века и вынуждены соблюдать устои общества.

    Главные герои рассказа «Барышня крестьянка»

    • Иван Петрович Берестов,
    • его сын Алексей — сын Ивана Берестова,
    • Григорий Иванович Муромский — сосед помещик, помещик-англоман, «настоящий русский барин»
    • Лиза — дочь Муромского.

    Лиза Муромцева — дочь богатого помещика-англомана Григория Ивановича Муромского, возлюбленная Алексея.

    «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя».

    Девочку воспитывал отец, ему помогала няня англичанка мисс Жаксон. Лиза была романтичной натурой, но была очень сообразительная. Чтобы познакомиться с сыном помещика Ивана Петровича Берестова, Лиза представилась дочерью кузнеца — Акулиной. Они гуляли, он ее учил и был восхищен ее умом. Лиза, которая представилась крестьянкой, очаровала Алексея так как была умной, находчивой, естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.

    Когда отец пригласил Берестовых на ужин, Лиза испугалась, но придумала выход из сложившейся ситуации. Она нарядилась и изрядно набелила себе лицо, поэтому Алексей не узнал ее. Правду он узнал, когда их отцы решили их поженить. Алексей пришел к Муромцевым объяснить, что любит дочь кузнеца Акулина, а на Лизе жениться не может. Узнав, что Лиза и есть та самая Акулина он очень удивился и обрадовался.

    Алексей Берестов — в оспитывался в университете. «Молодец», «красавец, стройный, высокий, румянец во всю щеку». Играет в горелки с крестьянами. Он понравился Лизе так как был искренен и не гордился своим происхождением и богатством.

    «Он был воспитан в … университете и намеревался вступить в военную службу, но отец не соглашался… Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного)»

    «Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…»

    «…такой добрый, такой веселый»

    Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу. Он разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин. Берестов гордится своей суконной фабрикой и богатым поместьем, но думает только о выгоде.

    « В молодости своей служил он в гвардии , вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал. Он был женат на бедной дворянке , которая умерла в родах , в то время как он находился в отъезжем поле.

    Хозяйственные упражнения скоро его утешили. Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику , утроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околотке…»

    Григорий Иванович Муромский — «это был настоящий русский барин», но всё делал на английский манер. Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени 19 века. Он в сё время вводил что-то новое, но был хорошим отцом. Но Муромский живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство.

    «Этот был настоящий русский барин . Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев , уехал он в последнюю свою деревню , где продолжал п роказничать , но уже в новом роде.

    Развел он английский сад , на который тратил почти все остальные доходы.

    У дочери его была мадам англичанка . Поля свои обрабатывал он по английской методе и несмотря на значительное уменьшение расходов, доходы Григорья Ивановича не прибавлялись ; он и в деревне находил способ входить в новые долги ; со всем тем почитался человеком не глупым …»

    >Характеристики героев

    Характеристики главных героев

    Алексей Иванович Берестов – главный герой повести, сын родовитого помещика Ивана Петровича Берестова, друг Акулины (Лизы). Окончив университет, Алексей вернулся в родную деревню, в усадьбу Тугилово. Отец не разрешил ему поступать на военную службу, таким что, молодой человек остался жить "барином" в деревне.

    Иван Петрович Берестов – помещик в Тугилове, отец Алексея, сосед англомана Муромского. Берестов, овдовевший помещик, умеющий самостоятельно вести хозяйство и считающий себя очень умным, хоть и читал лишь "Сенатские ведомости". Соседи его уважают, говорят, что толковый помещик, однако считают немного гордым и зазнавшимся.

    Елизавета Григорьевна Муромская (Бетси) – главная героиня повести, дочь помещика-англомана Григория Ивановича Муромского, возлюбленная Алексея. Лизе всего семнадцать лет. Она от природы наделена смуглым и приятным лицом, живыми черными глазами. Она рано осиротела и воспитывалась отцом, богатым помещиком.

    Григорий Иванович Муромский – один из главных персонажей повести, отец Елизаветы, сосед и недруг Берестова. Муромский рано овдовел и сам воспитывал единственную дочь Лизу, которую называл по-английски Бетси. Будучи зажиточным помещиком и владельцем имения в Прилучине, он любил растрачивать состояние направо и налево, баловал дочь и вел хозяйство на английский манер, за что в округе прослыл помещиком-англоманом.

    Второстепенный персонаж, горничная Лизы Муромской и поверенная в ее тайных делах. Она всегда к услугам хозяйки и готова выполнять любые ее поручения. По натуре Настя расторопна, деловита, но немного ветрена.

    Мисс Жаксон

    Англичанка, женщина сорока лет, воспитатель Лизы. Ей не нравилось в России, но зарплата в 2000 рублей удерживала её у Муромских. Когда Лиза загримировалась, чтобы Алексей её не узнал при визите в их дом, то сурьму и белила она похитила из комода мисс Жаксон. Потом она покаялась, и англичанка её простила.

    Читайте также: