Проблемы глобализации образования. Глобализация образования: понятие, позитивные и негативные эффекты Что дает глобализация техническому образованию

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

НА СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Л.А. Самсонова

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Ключевые слова: образование, глобализация, информатизация

В статье рассматриваются понятие глобализация, взаимосвязь образования и глобализации, институты и элементы глобализации, перспективы современного образования в аспекте влияния глобализационных процессов.

Эволюция человеческого общества приводит к изменению всех форм жизнедеятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемо важных сфер общества ведет к необходимости повышать эффективность образования.

Основное противоречие системы образования на современном этапе заключается в том, что быстрый темп приращения знаний не сочетается с ограниченными возможностями их усвоения отдельным человеком. Наиболее актуальным становится обращение к компетентностям и компетенциям, к максимальному развитию способностей человека. Общество предъявляет требования к человеку через образование, которые заключаются в обучаемости (способности человека к постоянному повышению уровня знаний, освоения нового), духовности, патриотизме, гуманности, толерантности, творческом мышлении.

Глобализационные процессы также оказывают влияние на современное образование.

Впервые тема глобализации была поднята в 1981 г. американским социологом Дж. Маклин. Уже в середине 80-х годов концепция глобализации получила широкое признание.

Процесс глобализации является характерной чертой существующего мира в начале XXI века, основной тенденцией которого стал курс всего мирового человечества, его экономики, политики, культуры, взаимоотношений на международную интеграцию и унификацию. В результате глобализации мир становится единым целым, однозначным, понятным и определённым для любого субъекта, входящего в эту систему. Шаги глобализации затронули практически все сферы жизни общества. В большей степени данный курс отразился на состоянии мировой экономики. Не менее значимые изменения в рамках глобализации прошли и в системе образования.

Актуальность данной статьи определяется возрастающим воздействием процессов глобализации на систему образования. «Глобализация образования - процесс все большего приспособления системы обучения к запросам глобальной рыночной экономики. Нарастающая зависимость последней от знаний (так называемая «экономика знаний») порождает идею создания Единой мировой образовательной системы, основанной на единых образовательных стандартах» .

Влияние глобализации на образование обусловлен следующими факторами:

  • развитие НТП и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интеграционных процессов в образовательных системах регионального и глобального уровня;
  • стремление мирового сообщества к формированию в современных условиях новых глобальных ценностей - ценностей общечеловеческой культуры, среди которых ведущими должны стать не власть сильного и богатого, а гуманизм, толерантность,уважение к представителям других культур, наций, рас, религий, склонность к сотрудничеству с ними, в взаимообогащения культур.

Процессы глобализации в образовании находят свое выражение в следующих институтах: ЮНЕСКО, Всемирный банк и т.д.
ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Деятельность ЮНЕСКО ориентирована на создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры, обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека, привлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования, исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны, прогнозирование эффективных путей развития и интеграции, сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.
Достаточно влиятельным относительно развития глобализационных процессов в образовательной сфере остается Всемирный Банк. Ведущей целью своей образовательной политики Всемирный Банк сегодня считает содействие улучшению качества образования путем перехода от традиционных методов, направленных на репродуктивное усвоение знаний, к инновационным, предусматривающие индивидуализацию учебного процесса, придания ему формы активного творческого сотрудничества всех участников; акцентирование внимания на развитии фундаментальных учебных навыков, к которым относятся: чтение, письмо, счет, навыки мышления, социальные навыки; предоставление возможности учиться в любом возрасте, что крайне необходимо для получения профессиональной мобильности;оптимизации инфраструктуры образовательной сферы.

Можно выделить несколько главных элементов глобализации образования последних лет: информатизация общества, организация системы независимого контроля качества знаний, в частности, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ), интеграция системы высшего профессионального образования Российской Федерации в мировую систему высшего образования в рамках присоединения России к Болонскому процессу.

Основным элементом глобализации в системе образования стала информатизация общества, которая начала свой путь с резким и стремительным развитием компьютерных и информационных технологий. Информационная глобализация дала возможность расширить свой кругозор, увидеть всё разнообразие людей и культур, познакомиться с новейшими достижениями науки и техники . Благодаря современным информационным технологиям образовательный процесс начал принимать качественно новые формы. Возникло и начинает стремительно развиваться дистанционное образование. Интернет позволяет получать образование на дому, что жизненно важно для определенных групп инвалидов. Новые технологии дают возможность решить и такую важную проблему, как визуализация, наглядность в процессе обучения. Графики, схемы, динамика развития того или иного процесса, рисунки и т.п., позволяющие лучше усвоить учебный материал, стали неотъемлемой частью не только интернета, но учебных программ, представленных на CD. С помощью новых технологий обучающиеся имеют и иные возможности, например, он-лайн конференции и обсуждения в режиме реального времени, доступ к сетевым библиотекам и банкам данных. Наконец, интернет и иные новые технологии позволяют сделать процесс образования непрерывным. Человек, получивший образование, пополняет свой запас знаний фактически на протяжении всей своей дальнейшей жизни .

Введение ЕГЭ расширило возможности для получения высшего профессионального образования выпускников сельских школ, регионов, удалённых от ведущих вузов страны путём упрощения системы поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования, а также возможности для обучения в некоторых европейских вузах. При прохождении тестирования в европейских вузах формат ЕГЭ даёт психологическую подготовку абитуриентам.

Процессы глобализации оказывают влияние на сферу образования по разным направлениям, среди которых можно выделить:

Проблему гармонизации глобализации и регионализации, которая выражается в том, что с одной стороны - человек становится гражданином мира без потери своих корней при активном участии в жизни нации и регионального сообщества, с другой - проблема опасности потери уникальности каждого человека, его способности реализовать свой потенциал в богатстве собственной культуры

  • - проблема уравновешивания подхода «всеобщего охвата»: с одной стороны - равенство возможностей при получении образования, с другой- обеспечение качества образования;

Проблема стандартизации обучения, появления глобальных исследовательских культур под влиянием современных ИКТ;

Необходимость ориентации образования на глобальный рынок, придание образованию предпринимательского характера, достижение баланса подходов к образованию, как государственной системе и как к элементу рынка социальных услуг .

Тем не менее, перспективу развития образования многие специалисты связывают с процессами глобализации, в том числе глобальной информатизации. Общество, по мнению ЮНЕСКО нуждается в социальном контракте, стержнем которого должно стать получение образования на протяжении всей жизни, которое будет способствовать гуманизации процесса глобализации и демократическому развитию общества. Непрерывное образование необходимо в условиях быстрых технологических сдвигов, когда нельзя спрогнозировать новые профессии и структуру спроса на специалистов.

Таким образом, глобализационные процессы влияют на современное образование, изменяя содержание, цели и задачи образования. Это нашло отражение в новых стандартах российского образования, которые успешно видоизменяют систему школьного и вузовского образования. Общественные ожидания в области образования тоже изменились: оно стало рассматриваться как одно из важнейших направлений социальной политики. Современная экономика, основанная на новых технологиях и технической революции, также во многом будет определяться политикой в сфере образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. М.; Спб.; Нью-Йорк, 2006.

  1. 2.Аракелов А.В., Алиева М.Ф. Система образования в условиях глобализации // Вестник АГУ, 2014. № 4 - С. 94-102

3.Барабанов О.Н., Лебедева М.М. Глобализация и образование в современном мире // Глобализация: человеческое измерение. - М.,2002. - С. 54 - 77.

4.Дингилиши У.В. Образование в аспекте глобализации и информатизации // Современные наукоёмкие технологии. 2005. № 1 - С. 79-80.


ГЛОБАЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Трансформация образования в условиях глобализации: возможности и риски

В статье рассматриваются процессы глобализации, трансформации образования и связанные с этими процессами возможности развития и риски образовательной системы. Рассматриваются особенности изменений в образовании под воздействием процесса глобализации, социальных последствий, возникновение новых возможностей образования, новых рисков и их влияние на систему образования в мире. Особое внимание уделяется изменению социальных функций образования, в частности высшей школы, смене ее приоритетов в ответ на вызовы четвертой технологической революции.

Ключевые слова: социальные трансформации, глобализация, риски, «быстрые знания», технологическая революция.

В настоящее время образование в мире подвергается изменениям под воздействием процессов глобализации и четвертой технологической революции. Процесс осложняется не только внутренними потребностями разных национальных государств с разными экономиками и социальными отношениями, но и внешними факторами, среди которых глобализация и глобальный кризис, вскрывший несовершенства многих международных экономических институтов, что привело к новой социальной реальности в образовании, на мировом рынке труда, к пересмотру взглядов на функции образования.

Н. Л. Смакотина

Доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой глобальных социальных процессов и работы с молодежью факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова E-mail: [email protected]

Natalia L.Smakotina

Doctor of Sociology, Professor, Faculty Global Studies, Lomonosov Moscow State University, hairholder of Global studies and youth

Как цитировать статью: Смакотина Н. Л. Трансформация образования в условиях глобализации: возможности и риски // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С. 21-28.

Новое социальное время и трансформации образования

Перечисленные внутренние и внешние факторы привели к глубинным изменениям. В чем же заключаются трансформации образования и в частности высшей школы?

Прежде всего, принципиально меняются структура, социальные роли участников разных уровней образования, его социальные функции, меняется парадигма образования. В системе рыночных отношений образование - это услуга, высшая школа стала одним из сегментов рыночной экономики, рынком производства и потребления образовательных услуг. В условиях усиливающейся конкуренции бизнес все более активно диктует системе образования свои требования. С точки зрения экономических агентов требуется непрерывная подготовка «человеческого ресурса», который, в свою очередь, должен обеспечивать конкурентное преимущество бизнесу. Образование в этом случае рассматривается как важная инвестиция для будущего процветания. Надо заметить, что подобной трансформации подвергается не только высшее или профессиональное образование, но также затрагивается содержание школьного образования.

Глобализация образования - процесс приспособления системы обучения к запросам глобальной рыночной экономики.

Схема 1. Глобализация образования

Новое социальное время отличается распространением информационно-коммуникационных технологий и глобальным взаимным подключением сетей, научно-техническими инновациями в разных областях,

что открывает большие возможности для преодоления «цифрового разрыва» и формирования общества, основанного на знаниях, также и в области устойчивого развития.

В соответствии с этим Организация Объединенных Наций формулирует новые цели в области образования - «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» .

Тенденции в сфере образования

Основными тенденциями современности остаются:

Гуманизация и гуманитаризация, что стимулирует направленность системы образования на формирование и развитие принципов взаимоуважения учащихся и педагогов, базирующихся на соблюдении прав личности, поддержании и укреплении здоровья, развитии личностного потенциала, чувстве собственного достоинства и установке на усвоение научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей независимо от уровня и типа образования; знание родного языка и владение иностранным; развитие навыков кросс-культурной компетентности; юридическая и экономическая грамотность человека.

Такой подход ориентирован на изменение образа педагогической деятельности и взаимодействия, переход на индивидуализацию и дифференциацию для обеспечения свободного и всестороннего развития личности.

Диверсификация образования призвана создать возможности выбора и стимулирования учащихся к самостоятельному принятию решений за счет обеспечения многообразия учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация и массовая доступность подразумевает ориентацию системы образования на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта - набора учебных дисциплин, компетенций в четко определенном объеме часов, стандартизированные системы оценок (рейтинги, баллы) и т.д. Ориентация только на оценку приводит к техническим методам контроля: методики тестирования = стандартизированные вопросы. Проверка объективности с помощью компьютера, избавление от «пристрастности» экзаменатора (ЕГЭ). Проблема валидности - освоение технологий

ответов, ориентирование студентов не на получение знаний и раскрытие своего творческого потенциала, а на подготовку к прохождению тестов - «натаскивание».

Порождением глобализации явилось появление новой тенденции - макдональдизации образования с ее лозунгом - «МОДНО. БЫСТРО. ПОВЕРХНОСТНО». Сам процесс основан на принципах эффективности, просчитываемости, предсказуемости и контроля, благодаря которым организация добивается доминирования в различных сферах жизни современного общества . Отличительными чертами являются эффективность, калькулируемость (количество, а не качество).

Еще одним из результатов глобализации стал феномен «быстрых знаний», распространение неравенства среди различных социальных категорий людей в сфере образования , столкновение учебников с миром телевизоров .

Образование, глобальный рынок труда и безработица

В ситуации, когда современная мировая экономика, в которой все больше доходов генерируется капиталом и все меньшая их часть трудом, труд становится все менее востребованным.

С развитием роботизации производство все меньше нуждается в присутствии человека. В современных компаниях, несмотря на большой объем инвестиций, не происходит прироста количества рабочих мест, а в некоторых высокотехнологичных областях количество рабочих мест сокращается. «Тайваньская компания Foxconn (основной поставщик Apple) - один из пионеров нынешней волны роботизации, с 2007 года стала производить роботов Foxbots, способных выполнять до 20 производственных функций и замещать рабочих. В планах Foxconn - довести уровень роботизации до 30% к 2020 году. Более долгосрочный план - полностью автономные отдельные фабрики . Следует отметить, что перспективы замены работников роботами в малоразвитых странах даже выше, чем в высокоразвитых. Это связано с тем, что низкоквалифицированного работника проще заменить роботом. Инвестиции в современное производство все в меньшей степени будут идти параллельно с созданием рабочих мест.

Основатель AlibabaGroup Джек Ма на форуме «Открытые инновации» высказал мнение, что мир ждет полностью электронная коммерция и электронная экономика. По его словам, производство не будет создавать

новые места, так как им будет заниматься искусственный интеллект .

Другой пионер новой экономики - Uber, приложение, революционизировавшее индустрию такси. «В Uber несколько тысяч сотрудников, а по контрактам на компанию трудятся порядка двух миллионов водителей по всему миру. Uber не считает водителей своими сотрудниками и не обеспечивает их каким-либо социальным пакетом: просто берет 25-40% комиссии за контакт водителя с клиентом... Но останавливаться на этом Uber не собирается: цель - полностью избавиться от «слабого звена», двух миллионов водителей. Несомненно, машины без водителей - дело ближайших нескольких лет, и акционерам Uber люди окажутся не нужны вовсе: у них будет капитал, которого вполне достаточно, чтобы заменить человека» .

С учетом роста населения земли сильному влиянию роботизации подвергнется и такая традиционная отрасль экономики, как сельское хозяйство. Уже сейчас разрабатываются автоматические сельскохозяйственные машины, а в некоторых государствах ведется разработка полностью автоматизированных ферм, что может привести к резкому сокращению работников этой сферы.

Проблема трансформации высшего образования в контексте деструктивного воздействия цифровых технологий

Развитие новых технологий, в том числе нейросетей, инструментов и методов обработки данных огромных объемов (big data) в перспективе может привести к исчезновению профессий, традиционно считавшихся творческими,- инженеров, юристов, журналистов, программистов, финансовых аналитиков, хирургов и парикмахеров, поваров. В то же время жесткая привязка к человеческому фактору усложняет замещение роботами таких профессий, как шоумены и политики.

Одной из особенностей искусственного интеллекта является его способность развиваться. Роботы учатся быстрее людей, что может привести человека к отставанию от искусственного интеллекта. В этой связи закономерно возникает ряд вопросов: каким должно быть образование? Сохранит ли образование функцию социального лифта в условиях автоматизации и робототехники или утратит ее?

Глобальная турбулентность приводит к еще большему социальному неравенству, наиболее статусным может оказаться владение не знаниями, а роботами и искусственным интеллектом.

Новые формы глобальных рисков

Одним из проявлений глобализации является ее пространственная характеристика, всеохватывающий процесс, развивающийся во всех средах: водной, наземной, воздушной, космической и виртуальной. Современное информационное пространство создает совершенно иную систему - социобиотехнологическую, законы которой пока еще не изучены . В этой связи информационное пространство является не только благом, но и источником появления новых рисков (точечные и рассеянные хакерские атаки и др.). Как показали У Бек, Э. Гидденс и Дж. Урри, процесс современной глобализации потенциально рискоге-нен именно потому, что он насильственно унифицирует национальную и культурную специфику независимо от желания людей или местных сообществ. И это, по сути, иная форма насилия.

Всеохватывающий процесс глобализации с его новыми формами и событиями (четвертая промышленная революция) сжимает время и пространство, сужая и социум, воздействуя на сознание и поведение людей в разных частях планеты. Процесс глобализации сопровождается глубокими трансформациями, их последствиями, формирующими новую реальность, новые условия жизни и развития социума, вынуждающие личность, социальные группы и социальные институты находить новые формы социальной адаптации для жизни и развития.

Утверждение, что мир вступил в эпоху глобальных перемен, стало общеизвестной истиной. Но можем ли мы проанализировать, что нас ждет и насколько мы готовы к этому?

Всемирный доклад ЮНЕСКО «К обществам знания» (2005 г.) описывает образование в ситуации ускорения технического прогресса и более быстрого устаревания компетенции как систему поощрения появления гибких механизмов обучения, в который научиться обучаться означало бы научиться размышлять, сомневаться, как можно скорее приспосабливаться, уметь обращаться к своему культурному наследию, соблюдая при этом общность мнений. Такая эволюция иллюстрирует изменение парадигмы: с одной стороны, образование или обучение не ограничиваются определенным и окончательным местом и временем, напротив, они призваны продолжаться в течение всей жизни; с другой стороны, человек находится в сердце постоянного процесса приобретения и передачи знания .

В «обществе знания» экспертные оценки ученых должны являться

механизмом прогнозирования рисков и путей их уменьшения. В этом состоит значение опережающих исследований. Для предупреждения техногенных, политических и других рисков социальные инновации должны предшествовать технологическим, политическим и пр.

Перечисленные проблемы глобализации образования поднимались на V Международном научном конгрессе «Глобалистика-2017: глобальная экология и устойчивое развитие», проходившем в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова 25-30 сентября 2017 года . Обсуждению проблем трансформации образования в условиях глобализации была посвящена работа секции «Глобализация и образование». В работе секции приняли участие представители 12 зарубежных стран (Армения, Азербайджан, Беларусь, Великобритания, Индия, Китай, Латвия, Молдова, Румыния, Узбекистан, Франция, Япония). Также в секции приняли участие делегаты более чем из 60 регионов РФ.

В рамках работы секции был затронут широкий спектр вопросов трансформации образования, включавший в себя различные типы и уровни образования. В частности, рассматривались проблемы трансформации национальных образовательных систем (на примере Узбекистана), вопросы формирования и развития кросс-культурных компетенций, экологического сознания и мировоззрения, проблемы реализации академической мобильности, социальные аспекты кризиса системы образования и воспитания в эпоху глобализации и др. Особенно острую дискуссию вызвали доклады, посвященные разработке систем образования для удовлетворения общемировых тенденций запроса рынка труда.

На секции также обсуждались новые формы социальной жизни молодежи, проблемы формирования культуры безопасности, перспективы развития научно-образовательной среды в современных университетах, различные образовательные практики на примерах отдельных стран (Китая, Молдовы, Румынии, Японии, Латвии, Армении, Абхазии) и ряда российских регионов.

В ходе работы секции были сформулированы основные вызовы и риски системы образования в современном мире. Ответом на эти вызовы были формирующиеся в мировом образовательном сообществе представления о возможных контурах новой системы школьного и высшего образования, воспитание новых ценностей общества, адекватных четвертой промышленной революции, развитие экологического сознания и мировоззрения у обучающихся. Также участниками дискуссий было

отмечено, что наряду с развитием новых подходов к обучению в школах и вузах необходимо преодолевать существующую культурную деградацию общества. Образование - глобальная проблема, так как в мире еще не существует понимания единой модели образования завтрашнего дня. По итогам дискуссии было сформулировано более точное понимание целей глобального образования как поворота от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном и социальном контексте.

Литература

1. V Международный научный конгресс «Глобалистика-2017» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/rus/event/4050/ (дата обращения: 08.11.2017).

2. Дж. Ритцер. Макдональдизация общества 5. М: Праксис, 2011. 592 с.

3. Зотин А. Робовладельческий строй. Как мы будем жить при суперкапитализме [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.mail.ru/ economics/31540676/?frommail=10 (дата обращения: 08.11.2017).

4. К обществам знания. ЮНЕСКО: 2005. С. 62-102.

5. Основатель Alibaba: скоро производством будет заниматься искусственный интеллект [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant. ru/doc/3441645?from=doc_vrez (дата обращения: 05.11.2017).

6. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unctad.org/ meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 15.09.2017г).

7. Яницкий О. Н. Четвертая научно-техническая революция и глубинные изменения процессов глобализации DOI: 10.19181/vis.2017.21.2.452. С. 18-25.

8. BoudonR. L"Inegalite des chances, La mobilitesocialedans les societesindustrielles. Paris: Armand Colin,1973. P. 66-102.

9. Baudrillard J. For a critique of the political economy of the sign. St. Louis: Telos Press Publ., 1981. 214 p.

Сущность и цели глобализации. В ХХ ст. человечество вступило под знаком глобализации. Процесс глобализации отразился на очень широком круге явлений и процессов в сфере экономики, политики, социологии, образования и др. Глобализация -- процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Глобализация в ее современном проявлении предстает как многоуровневая и многосторонняя система различных интеграционных проявлений. Основные из них, на наш взгляд, это: глобальная коммуникация, глобальная экономика, глобальная политика, глобальная культура, глобальная наука, глобальный язык, глобальный образ жизни.

Глобальная коммуникация. Новые средства коммуникации во взаимодействии с усовершенствованными старыми (реактивная авиация, телевидение, радио, Интернет, мобильный телефон) соединяют людей на разных континентах. Географические препятствия и межгосударственные границы отступают. Пространство и время сжимаются, люди и народы сближаются.

Глобальная экономика. Возникает глобальная экономика. Все большее количество товаров производятся совокупными усилиями многих стран. Но в возникающей глобальной экономике доминируют 40 тысяч транснациональных корпораций (ТНК), которые в своем подавляющем большинстве принадлежат капиталу США, Западной Европы и Японии. Они нередко оттесняют на второй план или даже подчиняют себе экономики средних и небольших стран.

Глобальная политика. Возникает глобальная политика и ее самым влиятельным и мощным субъектом стало сообщество развитых западных государств, лидером которых являются США. Западные державы, опираясь на свою экономическую и военную мощь, либо непосредственно образуют свои наиболее влиятельные международные организации (НАТО, «семерка»), либо подминают их под себя (Всемирное соглашение по тарифам и торговле, Мировой Банк, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития).

Глобальная культура. Возникает глобальная культура, которая объединяет весь мир.

Глобальная наука. Формируется глобальная наука, чему способствуют международные академические обмены, развитие мировой академической инфраструктуры (интернациональные форумы, журналы, издательства). Социология в числе других наук, и как система теоретического знания, и как общественный институт, становится глобальной.

Глобальный язык. Возник глобальный язык - английский, на котором проходит общение между различными странами и народами. Он связывает людей разных национальностей и цветов кожи, но, вместе с тем, его усиленное распространение угрожает в ряде отраслей общественной жизни (политике, бизнесе, науке) позициям даже очень развитых языков - русскому, китайскому, немецкому, французскому, испанскому и другим языкам. Сфера действия последних сужается даже на их национальных территориях.

Глобальный образ жизни. Возникает устойчивая тенденция к глобальной унификации образа жизни: на разных концах земли люди потребляют одну и ту же пищу, носят одну и ту же одежду, слушают одну и ту же музыку, смотрят одни и те же фильмы, получают информацию из рук одних и тех же средств массовой информации.

Влияние глобализации на образование. Влияние глобализации на образование обусловлен следующими факторами:

Перенос на социальную сферу в целом и на образование в частности неолиберальной идеологии, которая характерна для глобальной экономики;

Развитие НТП и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интеграционных процессов в образовательных системах регионального и глобального уровня;

Стремление мирового сообщества к формированию в современных условиях новых глобальных ценностей - ценностей общечеловеческой культуры, среди которых ведущими должны стать не власть сильного и богатого, а гуманизм, толерантность, уважение к представителям других культур, наций, рас, религий, склонность к сотрудничеству с ними, в взаимообогащения культур;

Вестернизация (американизация) духовных ценностей, связанная с доминирующей позицией западной цивилизации в экономической, научно-технической и политической жизни человечества.

Процессы глобализации в образовании можно рассматривать в нескольких аспектах: институциональном, концептуальном, процессуальном.

К институциональный аспекту относится создание различных международных образовательных организаций. Например, ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Данная организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера. Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования, нормотворческой деятельности ЮНЕСКО ориентирована на:

Создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры;

Обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;

Привлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

Исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны;

Прогнозирование эффективных путей развития и интеграции;

Сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.

ЮНЕСКО сегодня остается главным учреждением, которое в наибольшей влияет на образование. Свою деятельность в образовательной сфере она осуществляет через ряд институций, основными среди которых являются: Международное бюро образования, что с 1969 г. официально стало частью ЮНЕСКО. В 1951 г. в Гамбурге был основан Институт образования ЮНЕСКО. Он занимается проблемами образования взрослых, непрерывное образование, преодоление неграмотности среди взрослых.

Концептуальный аспект. Последствия глобализации в образовательной сфере, ее цель, принципы, методы легли в основу ряда концепций, широко обсуждались педагогами. В частности, известный бразильский компаративист Жасира да Силва Комара весь спектр образовательных глобализационных концепций предложил объединить в три группы в зависимости от типа взаимодействия различных культур в рамках учебной программы школы:

  • * Ассимиляционные, предусматривающие обеспечение приоритетного культурного и образовательного развития одной доминирующей нации и упадок других путем унификации;
  • * Мультикультурные, определяющие автономное развитие различных культурных групп, которые подчеркивают свою специфику, уникальность. Такой подход не создает предпосылок для взаимодействия, взаимообогащения этих культур.
  • * Интеркультурная, направленные на взаимном и взаимообогащение различных культур путем установления широкого спектра контактов.

Процессуальный аспект. Примерами глобальных образовательных преобразований, т.е. процессуальных аспектов, являются: введение во всём цивилизованном мире в ХVII в. классно-урочной системы, переход от монополии классической среднего образования к сосуществованию классической и реальной начале XX в., введение обязательного начального, а затем и базовой (неполной средней) образования, разработка и введение стандартов качества образования.

Болонский процесс как пример глобализации образования. Болонский процесс -- процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран.

Основные цели Болонского процесса.

Целями процесса, достижение которых ожидалось к 2010 году, являются:

  • * построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • * формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • * обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • * повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Основные положения Болонской декларации.

Цель декларации -- установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

  • 1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  • 2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
  • 3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
  • 4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
  • 5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
  • 6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
  • 7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.

Страница 1

Процессы глобализации оказывают влияние на сферу образования по разным направлениям, порождая целый ряд проблем и противоречий, которые предстоит преодолеть. Среди них можно выделить:

Проблему гармонизации процессов глобализации и регионализации, включая опасность потери уникальности каждого человека, его способности реализовать свой потенциал в богатстве собственной культуры;

Экономические проблемы развития международного образования в условиях ограничения возможностей деятельностью глобальных рынков и либерализации международной торговли образовательными услугами;

Необходимость ориентации высшего образования на глобализующийся рынок, придание образованию более предпринимательского характера, достижение баланса подходов к образованию как к государственной системе и как к элементу рынка социальных услуг,

Проблему стандартизации обучения, появления глобальных исследовательских культур и сетей под влиянием современных информационных технологий и др.;

Влияние глобализации на образование обусловлено следующими факторами:

· Перенос на социальную сферу в целом и на образование в частности неолиберальной идеологии, которая характерна для глобальной экономики;

· Развитие научно-технического прогресса и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интеграционных процессов в образовательных системах регионального и глобального уровня;

· Стремление мирового сообщества к формированию в современных условиях новых глобальных ценностей - ценностей общечеловеческой культуры, среди которых ведущими должны стать не власть сильного и богатого, а гуманизм, толерантность, уважение к представителям других культур, наций, рас, религий, склонность к сотрудничеству с ними, в взаимообогащения культур;

· «Вестернизация (американизация)» духовных ценностей, связанная с доминирующей позицией западной цивилизации в экономическом, научно-техническом и политической жизни человечества.

Следует отметить, что на сегодняшний день, глобализация является важной проблемой для высшего образования, т.к от проникновения в процесс образования элементов глобализации, зависит будущее системы образования.

Россия в Болонском процессе

Цель Болонского процесса - расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.

Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.

Минобрнауки России в декабре 2004 года провело заседание коллегии по вопросу "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации", на которой был одобрен соответствующий План мероприятий, в последствии утвержденный приказом Минобрнауки России.

План мероприятий, в соответствии с положениями Болонской декларации и последующих коммюнике, предусматривает:

1. Введение двухуровневой системы высшего профессионального образования.

В октябре 2007 года был принят Федеральный закон Российской Федерации N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования).

УДК 37:008

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

А.В. ПАНИБРАТЦЕВ

В статье рассматриваются основные проблемы глобализации высшего образования, дается определение глобализации. Отмечено, что глобализация явилась основой начатой трансформации профессионального образования. Указывается, что основное назначение глобализации высшего образования - ориентация на построение общества, основой которого должен стать высокообразованный человеческий капитал. Выявлены основные направления глобализации - интернационализация, интеграция и информатизация высшего образования. Показано, что глобализация образования - это концепция, ориентирующая учащегося на выработку планетарного сознания.

Ключевые слова: высшее образование, глобализация, информатизация, интернационализация, интеграция, университет, единое образовательное пространство.

Мировая система современности характеризуется общностью многих процессов, которые происходят в различных сферах и протекают во многом одинаково, независимо от каких-либо особенностей страны.

Основным двигателем прогресса и самой большой ценностью в мире признаются знания, поэтому высшая школа каждого стремящегося к поступательному развитию государства должна отвечать некоторым общим для всего мира требованиям, чтобы соответствовать тем условиям, которые на образование возлагают и новая система экономики, и новая система международного устройства. Все эти требования воплотились в тех направлениях глобализации, которые сейчас оказывают влияние на развитие и существование высшего профессионального образования во всем мире, несмотря на то, насколько естественны эти направления развития для каждой системы образования.

Глобализация высшего образования и ее основные направления нуждаются в классификации, осмыслении и анализе всех возможных положительных и отрицательных черт, последствий их реализации в российской высшей школе, а также в обосновании их целесообразности. Выявление этих направлений, их характеристик и особенностей, возможных трудностей, степеней и форм влияния на общество будет способствовать прояснению терминологической составляющей понятия глобализации в сфере высшего образования, поскольку в этом аспекте существует путаница и неправомерное замещение одних определений другими в силу неясности и размытости понятийного аппарата.

К термину «глобализация» по этой причине не одно десятилетие приковано огромное внимание, так как при его помощи научные деятели пытаются обобщить и объяснить повсеместно происходящие в мире процессы . Самым общим считается определение, данное Генеральным секретарем ООН Кофи А. Аннаном, утверждающим, что «глобализация является общим термином, обозначающим все более сложный комплекс трансграничных взаимодействий не только между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, но и между государствами» .

«Глобальное образование» - это созданная во второй половине XX в. в Америке концепция образования, применяющаяся преимущественно в средней школе, ориентированная на воспитание толерантной, восприимчивой к другим культурам личности, человека мира, способного разобраться в мировых процессах и уважающего противоположные точки зрения, а также осознающего неизбежность глобальных преобразований и умеющего адаптироваться к ним.

Согласно определению, это концепция, «ориентирующая учащихся на выработку планетарного сознания, но не форма или организация получения образования» , т.е. глобальное образование не является результатом глобализации в сфере высшего образования, поэтому заменять одно понятие другим в данном контексте, несмотря на частоту употребления и понят-

ную семантику, не представляется правильным в большинстве случаев . Учет сложившейся тенденции в исследованиях на данную тему и фактическое расширение семантики этого термина скорее всего приведут к закреплению дополнительного значения за этим понятием. Примененный в данной работе термин «глобализация образования» будет приравнен к «глобальному образованию» и означать идентичные процессы.

Исследуя направления и некоторые последствия глобализации в высшей школе и влияние их на общество, провоцирующее изменения в нем, можно сделать вывод, что под ней подразумеваются следующие основные направления деятельности в вузах - это интернационализация, интеграция, информатизация. Но к этим направлениям, которые считаются все-таки не основными и не столь очевидны и революционны для высших учебных заведений, добавляются еще два общемировых направления изменений в высшем образовании - Болонский процесс; изменение экономических условий существования университетов Российской Федерации после вхождения страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) .

Основным признаком глобализации образования, в отличие от интернационализации, является то, насколько сильны национальные интересы в глобальном мире. Только благодаря существованию национальных систем высшего образования с их отличительными особенностями может осуществляться процесс интернационализации высшей школы, подразумевающей разработку и реализацию национальных образовательных учебных программ. Этими программами можно обмениваться с другими странами, они будут привлекательны для иностранных студентов, приезжающих учиться в другую страну, а также можно будет производить обмен сотрудниками, организовывать совместные научные исследования, разработки .

Существует мнение, что интернационализация уходит от своего исконного значения и начинает рассматриваться с точки зрения ресурса по форсированию глобализации или же определяется как одна из ее фаз, так как во многом их основные направления влияния идентичны .

Для национальных высших школ, и для российской в том числе, для сохранения своей культурно-исторической идентичности, участвуя в процессе интернационализации, так как она несет значительные черты глобализации, не стоит забывать об истории своего государства, о его национальных интересах и пропагандируемой идеологии. В противном случае университет перестанет быть важнейшим общественным институтом . Процесс интернационализации с исторической точки зрения не является следствием глобализации, так как он является намного более ранним процессом, который существует практически со времени создания первых университетов, и с увеличением их количества только набирает обороты .

Но с развитием академической автономии вузы могут определять направления взаимодействия и выбирать университеты для сотрудничества самостоятельно, исходя из своих индивидуальных интересов. Для российских вузов, которые за редким исключением отстают от мирового уровня высшего образования, тенденция интернационализации высшей школы является одним из престижнейших и перспективных направлений .

Уже сегодня многие учащиеся вузов участвуют в подобной деятельности, но говорить о массовости в этом направлении, к сожалению, пока не приходится, так как в этой сфере существуют серьезные проблемы не только финансового порядка, но и личностного, когда студенты не хотят использовать предоставленные возможности или просто не знают о них . Этот пробел в восприятии студентами своей образовательной траектории должны заполнять высшие учебные заведения, различными способами стимулируя интерес и вовлеченность учащихся в международные программы. Те возможности, которые дает для студентов интернационализация, трудно переоценить, так как подобный опыт в студенческие годы не только обогащает образовательный уровень, но и формирует в учащихся положительное отношение к подобной деятельности. Кроме того, высшим учебным заведениям очень важно вести работу по информированию потенциальных абитуриентов о предоставляемых образовательных возможностях, участвовать в международных выставках и конференциях, ярмарках и встречах .

Интернационализация высшего образования, что очевидно, процесс не новый, но при этом его актуальность совершенно не утратила смысл, особенно в условиях современных требований к производству знаний и качеству обучения. Интернационализация помогает российским университетам гармонично существовать в мировых академических образовательных пространствах, активно в них развиваться и совершенствоваться, что может помочь не только с достижением максимально высокого уровня образования в Российской Федерации, но и с опережением уровня образования других государств. В наше время любой стремящийся к качеству и престижу университет обязан иметь в партнерах хотя бы один иностранный вуз и реализовы-вать совместно с ним исследовательские или образовательные программы .

В плотной связке с интернационализацией идет следующий аспект глобализации - интеграция. Этот процесс значительно за последние десять лет затронул российскую систему высшего образования. Интеграция трактуется как совершенно закономерный, предсказуемый и естественный процесс, свойственный системе образования различных государств.

Таким образом, интеграция - направление намного более серьезное и сложное, нежели интернационализация, поскольку в данном случае речь идет уже не просто о сотрудничестве при обмене знаниями и студенческой мобильности, а о развитии этих связей на государственном уровне, в итоге ведущих к интеграции основ национальных систем образования. Исходя из этого, интеграция более близка по сути к термину «глобализация», так как согласно ее особенностям соотносятся не некоторые, интересные нескольким сторонам, учебные программы или процессы, а происходят некоторое уподобление и гармонизация основных, самых главных черт систем образования . В таком случае еще больше стираются, а иногда даже теряются полностью, в зависимости от степени желания государства влиться в предоставленную структуру, национальные черты образовательной сферы.

Становится очевидным, что интеграция образования - направление развития намного более высокого уровня, нежели интернационализация, так как задействует еще и государственный уровень. Это не значит, что при интеграции сфер образования сами университеты имеют роль статичную, являясь просто исполнителями государственной воли, наоборот, у высших учебных заведений появляются дополнительные возможности для сотрудничества - объединенные диссертационные советы, объединенные университеты, что постепенно реализуется государством .

Более актуальной и злободневной является интеграция высшего образования в единое общемировое пространство, инициированная на государственном уровне, ориентированная на принципы общеевропейских или общемировых систем, не просто затрагивающая структуру высшего образования Российской Федерации, а значительно ее меняющая. Поэтому в рамках этого аспекта глобализации становится необходимым согласование международной политики в сфере образования, сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных образовательных систем, «синхронизация действий, достигаемая на основе регулирования их наднациональными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач будущего» .

Приоритетным направлением интеграции в последние годы считается принятие образовательных стандартов Европейского Союза и вхождение в общеевропейское образовательное пространство. Из-за вхождения в общеевропейское мировое пространство система высшего образования России претерпевает значительные и серьезные изменения не только в структуре, но и в подходах к образованию.

Те структурные изменения, которые происходят сейчас в рамках гармонизации образовательной системы Российской Федерации с европейской: приведение нормативной базы в соответствие с общими требованиями, общие программы и соотносимые степени, все это поможет сформировать адекватный требованиям рыночной экономики единый рынок труда .

Известно, что в Европе ценятся единицы наших высших учебных заведений и такие же единицы направлений профессиональной подготовки, поэтому ожидать большой приток студентов из европейских стран после структурных изменений в соответствии с требованиями Бо-лонской декларации было бы очень оптимистично и неосмотрительно . В то время как привлечение студентов из бывших республик СССР было бы как раз очень разумно и рационально.

Ориентация на международную интеграцию высшей школы позволит российским вузам не только сотрудничать с мировыми лидерами профессионального образования, повышая таким образом свой рейтинг на региональном рынке образовательных услуг, но и привлекать в свои стены тот слой потенциальных студентов, которые хотят получить конвертируемый в европейских странах диплом и при этом не уезжать далеко от своего места жительства . Опыт, хоть и не очень глубокий и продуктивный, полученный Россией при формировании общего образовательного пространства в СНГ может помочь стране хотя бы теоретически проанализировать возникающие сложности и пути их решения при вхождении в общеевропейское образовательное пространство.

Формирование идеи о постоянном обучении в течение всей жизни по различным причинам в рамках существующей системы высшего образования у учащейся молодежи практически не формируется. Идея непрерывного образования должна быть воспринята всеми учащимися, так как только благодаря ей они смогут быть конкурентоспособными и квалифицированными работниками, от чего зависит не только их будущие социальное положение и уровень его престижа, но и будущее развивающейся российской экономики, нуждающейся в качественном человеческом капитале. Следовательно, концепция непрерывного образования является одной из составляющих глобализации образования .

Еще одним процессом, характерным для высшего образования и относящимся к процессам глобализации, является всеобщая информатизация всей сферы образования вне зависимости от ее уровня. Информационная обеспеченность - это и доступ к общемировым знаниям, и техническое оснащение, и развитие интернет-технологий. Информатизация университетов является динамично развивающейся только потому, что развиваться это направление начало совсем недавно, когда у вузов появилась возможность самостоятельно оснащать свои исследовательские лаборатории, центры, аудитории и библиотеки информационной техникой и технологиями .

Переход развитых мировых держав от индустриального к информационному обществу показал, что самой большой ценностью стали не природные ресурсы и не развитость экономики, а знания, новые технологии, уровень образованности и способность эти знания создавать. Это привело страны к необходимости расширять потоки знаний, доводить их до всех желающих, где бы они не находились и какие бы формы образования ни выбирали, тем самым гарантируя себе формирование высококлассного человеческого капитала, способного не только поддержать то положение, которое занимает страна на мировой арене, но и поднять его на еще более высокий уровень.

Не только академическая мобильность и совместные учебные планы характеризуют глобализацию. Многие из направлений информатизации образования являются не менее, если не более глобальными процессами, происходящими сейчас во многих странах, в том числе и в России. Одним из таких новых, эффективных и перспективных направлений в рамках информатизации является развитие дистанционного образования.

Несмотря на то что ярых противников эта форма образования, за очень редким исключением, не имеет, тем не менее она не признается на данном этапе панацеей для тех групп населения, на которые в большинстве своем оно рассчитано. При том что дистанционное образование имеет огромное количество несомненных плюсов: индивидуальный темп обучения, образование без отрыва от дома или работы, более низкая стоимость обучения, отсутствие привязанности к местонахождению высшего учебного заведения и т.д.; объективных минусов у него не меньше . Все-таки высшее образование - это не просто полученный диплом и опреде-

ленное количество усвоенных знаний, университет еще несет и функцию воспитания, возможность поговорить и обсудить интересующие вопросы в коллективе, услышать противоположную точку зрения и научиться аргументированно ее защищать, формулировать мысль и грамотно, понятно ее подавать. При том что дистанционная форма образования также предполагает и общение с преподавателем, и даже возможность участия в коллективных обсуждениях, отсутствие прямого контакта с коллегами не всегда помогает пробудить желание к ведению дискуссий или обмену мнениями. Это вовсе не значит, что дистанционная форма обучения хуже или менее продуктивна, чем форма очная, они фактически равноценны, но тот или иной вид получения знаний зависит от очень многих факторов, сочетание которых может значительно перевесить чашу весов в ту или иную сторону.

Еще одним плодом глобальной информатизации образовательной сферы стало появление интернет-университетов или виртуальных университетов. Для нашей страны подобный вид высшего учебного заведения крайне непривычен и вызывает вполне однозначную реакцию - опасение. Если в других странах такие университеты функционируют уже достаточно давно и не вызывают недоверия, то в нашей стране они пока в должной степени не прижились, хотя проект их развития существует.

Для российского населения, уставшего от неясностей, внезапных изменений и неопределенных состояний, университет, который, что называется, нельзя «потрогать» или увидеть, на психологическом уровне не вызовет доверия и желания там учиться, тем более что всегда найдется реальный государственный университет, реализующий такие же или близкие по смыслу образовательные программы. Виртуальные университеты в нашей стране в ближайшее время вряд ли получат распространение еще и потому, что недостатка в реальных университетах сейчас нет .

Но основная проблема вовсе не в минусах такой формы, как дистанционное обучение или эфемерности виртуальных университетов, а в том, что на деле в России полезные информационные технологии не приобрели пока еще того спроса, который должен быть при стремлении к информационному обществу. Основная проблема информатизации состоит в том, что личный уровень людей в освоении информационных технологий все еще достаточно низок. Даже те, кто имеет для этого достаточный уровень технического оснащения, далеко не всегда умеют пользоваться теми ресурсами и возможностями, которые предоставляет информатизация. Попытки интегрировать образовательные ресурсы и социальные сети, которые предоставляют такую возможность, на практике не приводят к желаемым результатам, что сигнализирует в первую очередь о низком уровне вовлеченности студентов в информационную образовательную среду и неумении использовать предоставленные им информационные возможности .

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что ученые, чьей сферой интересов является глобализация сферы высшего образования, понимают под ней обычно один или сочетание нескольких более понятых общемировых тенденций в области профессиональной подготовки, которые упрощают понимание понятия глобализации. При этом далеко не все исследователи единодушны в том, что можно причислить к этому термину, а что нельзя.

Анализ материалов по данной теме показывает, что именно обозначенные направления наиболее полно характеризуют мировое явление, обозначаемое понятием «глобализация образования», и являются составными его частями. Из обозначенных вариантов России выбрать одно направление достаточно трудно, потому что в условиях необходимости модернизации образования аспекты глобализации как раз и могут стать основным ориентиром развития.

Таким образом, под глобализацией в сфере образования мы будем понимать такие характерные как для развитых, так и для развивающихся стран направления развития в системе высшего профессионального образования, как интернационализация, информатизация, интеграция, их сочетание, ориентированные на подъем престижа национального университетского образования путем повышения качества предоставляемых услуг и повышение уровня подготовки человеческого капитала до уровня мировой конкурентоспособности или превосходящего его, ко-

торые помогают вузам своевременно или даже заранее отвечать на существующие и появляющиеся требования информационного общества и знаниевой экономики, обеспечивая тем самым лидирующее положение государству на мировой арене.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтбах Ф. Глобализация и университет: мифы и реалии в мире неравенства // Alma mater. - 2004. - № 11.

2. Андреев А.Л. Россия в глобальном образовательном пространстве // Высшее образование в России. - 2009.

- № 12. - С. 11-21.

3. Бобров Л.К. В контексте интернационализации образования // Высшее образование в России. - 2009. - № 10.

4. Волков А., Романенко И., Кузьминов Я., Рудник Б., Фрумин Н., Якобсон Л., Андрушак Г., Юдкевич М.

Российское образование 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях // Совет ректоров.

2008. - № 8. - С. 14-28.

5. Гранин Д.Д. Глобализация или «вестернизация» // Вопросы философии. - 2008. - № 2. - С. 3-21.

6. Данильченко В.М. Глобализация и образование в XXI веке // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.

7. Добреньков В.И. Выводы глобализации и перспективы человечества // Вестник московского университета, серия 18. Социология и политология. - 2004. - № 4. - С. 3-32.

8. Жуковский И.В. Всемирная торговая организация и развитие образования // Высшее образование сегодня.

2001. - № 2. - С. 18-32.

9. Захаревич В., Попов В., Гребнев Л. Международная аккредитация образовательных программ // Высшее образование в России. - 2005. - № 12. - С. 2-8.

10. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и глобализация как американизация // Вопросы философии. - 2004. - № 4. - С. 58-74.

11. Качиева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004.

12. Климанович О., Ганчеренок И. Понятийно - терминологический аспект проблемы интернационализации высшего образования // Alma mater. - 2001. - № 1.- С. 9-19.

13. Ларионова М.В. Интеграционные процессы в образовании. Европейский опыт // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 2. - С. 42-59.

14. Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация // Высшее образование в России. - 2006. - № 3.

15. Мещеряков Д.А. Глобализация образования и общеевропейское образовательное пространство // Философия образования. - 2007. - № 1. - С. 72-90.

16. Никольский В. Глобальное образование: пределы либерализации // Высшее образование в России. - 2004.

- № 8. - С. 15-28.

17. Ракитянский Н.М. Россия и вызов глобализации // Социологические исследования. - 2002. - № 4. - С. 54-69.

18. Садлак Я. Болонский процесс: региональный ответ на глобальные проблемы // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 10. - С. 14-23.

19. Сазонова З. Болонский процесс: позиция российского преподавателя // Высшее образование в России.

2004. - № 3. - С. 24-38.

20. Слепухин А. Высшая школа в условиях интернационализации // Высшее образование в России. - 2004. - № 6.

21. Телегина Г.В., Штыкова И.В. Университет в глобальном мире: новая миссия // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - № 5. - С. 62-75.

22. Чисяева А. Университетское образование на пути к новому самоопределению // Высшее образование в России. - 2007. - С. 130-141.

GLOBALIZATION AND HIGHER EDUCATION PROBLEMS IN RUSSIA

Panibrattsev A.V.

The paper deals with the main challenges of globalization of higher education, a definition of globalization is given. It is noted that globalization was the basis for the transformation of vocational education. The main purpose of the globalization of higher education is to focus on building a society that is based on well-educated human capital. The main directions of globalization are internationalization, integration and computerization of higher education. It is shown that the globalization of education is a concept that orients a student on the development of planetary consciousness.

Key words: higher education, globalization, informatization, internationalization, integration, university, unified educational space.

Панибратцев Андрей Викторович, 1962 г.р., окончил МГУ им. М.В. Ломоносова (1984), профессор, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор более 100 научных работ, область научных интересов - история русской философии, современные проблемы образования в глобальном мире.

Читайте также: