Охрана природы. Принципы и формы охраны природы. Экология и охрана природы - Россия, Russia Что такое охрана природы определение для детей

Наши предки на заре человечества полностью зависели от природы. Знания о природе вообще, особенностей минералов, отдельных растений, повадок и образа жизни животных, взаимосвязей в природе передавались из поколения в поколение в виде примет, преданий. От этих знаний и от умения пользоваться ими зависела жизнь человека.

Уже в те далекие времена люди заметили, что если неправильно собирать корни или семена, моллюсков, яйца птиц, бездумно охотиться на животных, дать огню костра перекинуться на окружающий лес или степь, то можно остаться без необходимых средств к существованию. И люди стали принимать меры к охране самого главного своего богатства - окружающей природы и отдельных её компонентов. Так возникли священные рощи, служившие источником расселения и восстановления растений, священные животные, деревья, камни, ручьи, лежбища животных, места нереста рыб, гнездования птиц.

Из поколения в поколение передавалось «табу» - запреты, ограничивавшие или запрещавшие убивать различных животных, собирать растения в тот или иной период года, в том или ином месте. С появлением государства эти обычаи, правила превратились в законы. Первые такие законы на Руси появились в XI в., они записаны в древнейшем своде законов - «Русской правде».

Постепенно у людей накапливались знания о законах природы. Вместе с тем увеличивалось количество различной продукции, изготовляемой руками людей. Чтобы получать её еще больше, человек использовал новые и новые природные ресурсы. Это привело к большим изменениям в окружающей среде, иногда таким, которые уже нельзя было исправить. Тогда люди во многих странах начали понимать, что необходимо организовать охрану природы, используя самые последние достижения науки, техники, привлекая государственную власть, принимая международные меры. В 1913 г. состоялся I Международный съезд по охране природы.

Но особенно серьезно эта проблема встала перед человечеством в середине нашего века, когда явственно обнаружились изменения, которые вносит хозяйственная деятельность человека в природу планеты. Ныне охрана природы - одна из важнейших задач, которую должны решить люди. И если она будет решена, это станет таким же большим достижением, как создание атомного горючего, выход человека в околоземное пространство, разгадка способа передачи наследственных признаков у живых организмов. От решения проблемы охраны природы зависит будущее всего человечества, возможность дальнейшего развития промышленности, техники, сельского хозяйства и др.

Первыми выступили в защиту природы биологи, так как растения и животные в первую очередь реагируют на изменения, происходящие в результате деятельности людей. Затем обратили внимание и на то, как стали меняться почвы, рельеф, весь ландшафт, воздух, вода, геологические месторождения. Выяснилось, что для того, чтобы сохранить природную среду для всех живущих на Земле и их потомков, нужно бережно относиться к любым природным ресурсам. Планировать их потребление с учетом пользы, которую можно получить не только сейчас, но и в будущем, когда, вооруженные более совершенными знаниями, люди смогут извлечь из них максимальную выгоду, сведя до минимума отходы.

Такое плановое, правильное использование ресурсов природы с учетом её охраны возможно только в странах, ставших на путь социалистического развития, при плановом социалистическом ведении хозяйства, учитывающем настоящие и будущие интересы всего населения, а не отдельных лиц или семей.

Ресурсы природы надо беречь и очень важно использовать их без потерь. Это значит дочиста вырабатывать в шахтах каждый штрек, чтобы там не оставалось ни одного килограмма руды, угля, сланца и других ископаемых, не допускать сжигания в факелах природного газа, бесполезного фонтанирования нефти и артезианской воды из скважин, не оставлять на лесосеках древесных отходов. При переработке сырья нужно стремиться к сокращению отходов древесины, металла, кожи, искать способы использования отходов. Правильное, экономное использование тепла, электроэнергии, воды, пищевых отходов, металлолома, макулатуры позволяет сохранять многие природные источники для будущего.

Загрязнение воздуха и воды, уничтожение зеленых насаждений и лесов, порча окружающего ландшафта, выбрасывание где попало мусора, излишний шум разрушают природную среду, губительно действуют на все живое, в том числе и на человеческий организм. Нарушение протекающих в природе естественных процессов - источник многих болезней людей. Следовательно, охрана природы - это охрана здоровья человека, от этого зависит увеличение продолжительности его жизни и работоспособности.

Вот и получается, что в наше время охрана природы - сложный комплекс государственных, общественных и международных мероприятий, способствующих организации правильного природопользования, охране природных ресурсов, их восстановлению и приумножению в интересах всех живущих и будущих поколений людей.

В нашей любой развитой стране охране природы уделяется огромное внимание, принимаются основы земельного, водного, лесного законодательства, основы законодательства о недрах, законы об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира. Принимаются законы об охране природы.

Охрана природы - одна из главных обязанностей каждого гражданина любой страны, об этом говорится в Конституциях многих стран.

Помните, от того, как будете относиться к природе вы, ваши друзья и близкие, зависит здоровье, жизнь и благосостояние вас самих и всех людей нашей великой Родины.

Что бы вы ни делали: сажаете деревья в поселке, помогаете лесникам учитывать и ограждать муравейники, развешиваете искусственные дуплянки для птиц; спасаете мальков из высыхающих водоемов; боретесь с теми, кто ломает кусты и деревья, ходит по газонам, собирает охапками цветы, занимается браконьерством; составляете почвенную карту полей; проводите химический анализ взятых почвенных проб; собираете макулатуру, металлолом или другое вторичное сырье - все это вклад в охрану природы нашей страны.

1)Национальные органы

Охрана природы есть научно обоснованная система государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на охрану, рациональное использование, воспроизводство природных ресурсов и улучшение окружающей человека среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Исполнители - государственные и международные организации, общественные организации и научные учреждения.

Их деятельность регламентирована и опирается на законодательные акты и правовые нормы. В статье 9 ныне действующей Конституции РФ сказано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

В статье 42: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями».

Статья 58 гласит об обязанностях: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Кроме этих и некоторых других статей Конституции, отношения в сфере взаимодействия общества и природы в нашей стране регулируются законом РФ «Об охране окружающей природной среды», введенным в действие 19 декабря 1991 года. В этом законе определены принципы охраны окружающей среды, объекты охраны, права граждан и государственных органов (начиная с законодательных и заканчивая местными исполнительными) в области охраны окружающей природной среды.

Здесь же приведены экономические механизмы охраны окружающей среды, порядок нормирования ее качества, методы контроля, пути экологического воспитания и образования, ответственность за экологические правонарушения, принципы международного сотрудничества в этой сфере и другие аспекты природоохранительной деятельности. Этот закон должен стать настольной книгой каждого руководителя и общественного деятеля.

Непосредственным организатором выполнения этого закона является целая система органов, наделенных законодательной и исполнительной властью.

К законодательным органам относятся: Комитет по природным ресурсам и природопользованию при Государственной думе, постоянная комиссия по экологии и рациональному использованию природных ресурсов при областных или краевых думах.

В состав исполнительных органов входят: Совет при Президенте РФ по экологической политике, межведомственная комиссия совета безопасности РФ по экологической безопасности, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов в составе правительства, а в республиках, краях, областях и районах - региональные комитеты по охране окружающей среды и природных ресурсов. Их функции определены законом и включают:

  • - определение основных направлений охраны окружающей среды;
  • - учет и оценка природной среды, состояния природных ресурсов;
  • - учет экологически вредных объектов, планирование охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ;
  • - координация природоохранительной деятельности органов управления предприятий, учреждений;
  • - координация деятельности экологических служб, проведение экологической экспертизы проектов;
  • - государственный экологический контроль;
  • - разрешение, запрещение деятельности экологически вредных предприятий;
  • - организация сбора и обезвреживания отходов;
  • - организация особо охраняемых территорий;
  • - организация экологического воспитания и образования;
  • - обеспечение населения экологической информацией и др.

Кроме специального Министерства, при других министерствах и самостоятельно при правительстве существуют комитеты, службы, департаменты, занимающиеся отраслевыми вопросами охраны природы, в том числе:

  • - комитет РФ по геологии и использованию недр;
  • - комитет РФ по земельным ресурсам;
  • - комитет РФ по рыболовству;
  • - комитет РФ по водному хозяйству;
  • - департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов при министерстве с/х;
  • - федеральная служба геодезии и картографии России;
  • - федеральная служба лесного хозяйства России;
  • - федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • - санитарно-эпидемиологическая служба РФ при Министерстве здравоохранения.

Все эти комитеты, департаменты и службы на местах, т.е. в республиках, краях, областях, городах, районах, имеют управления, инспекции, станции (например, областное управление лесного хозяйства, госохотинспекция, санэпидстанция и др.). Помимо этого к государственным учреждениям рассматриваемого направления относятся заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки, ботанические сады.

Таким образом, система государственных учреждений и организаций, занимающихся вопросами природоохранительной деятельности (планирование, организаторская работа, контроль), весьма громоздка, часто ведет к обезливанию и снижению эффективности действия законов. Самым главным недостатком в деятельности названных органов, на наш взгляд, следует считать их неспособность обеспечить действенность хороших законов, законодательных актов и правовых норм.

2) Общественные организации

Охрана окружающей среды - дело всего народа. Сегодня в РФ функционирует 27 природоохранных общественных объединений, обладающих на основании закона большими полномочиями. Самым массовым является Всероссийское общество охраны природы, созданное в 1924 году. Оно включает 215 тыс. первичных организаций, объединяющих около 32 млн. граждан. Высшим органом общества является съезд, собираемый один раз в 4 года. Съезд избирает президиум. В последнем выделяются секции: леса, озеленение, охраны птиц, рыб, вод, недр и т.д. При президиуме образован научно-технический совет по комплексным вопросам. В районах, городах, областях, краях и республиках на конференциях избираются аналогичные органы. Вся природоохранная работа осуществляется, прежде всего, через первичные организации, которые создаются при предприятиях, в учреждениях, организациях, школах, вузах и других учебных заведениях.

Функциями ВООП и его подразделений являются: пропаганда природоохранительных знаний (издание плакатов, брошюр, книг, чтение лекций и др.); непосредственное участие в природоохранительных мероприятиях (рейды по контролю за выполнением природоохранительных законов, общественные инспекции, голубые патрули, зеленые патрули, общественная экологическая экспертиза, разработка предложений по улучшению охраны природы). Кроме ВООП в РФ функционирует Российский социально-экологический союз, экологическая академия, Ассоциация развития экологической прессы, Союз общественных экологических фондов России и др.

3) Научные организации

Российская АН, отраслевые АН, Государственные органы по науке и технике имеют специальные подразделения, которые разрабатывают и утверждают комплексные программы и планы научных исследований в области охраны и оздоровления окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Например, при президиуме РАН создан научный совет по проблемам биосферы. Названные органы руководят деятельностью целой сети НИИ и лабораторий, разрабатывающих способы очистки от загрязнений, методы контроля за состоянием окружающей среды, государственные стандарты и нормативы в этой области. Занимаются прогнозами, готовят проекты, осуществляют государственную экологическую экспертизу, оказывают помощь в решении практических задач рационального природопользования и охраны окружающей среды. Примером может служить центральный научно-исследовательский институт по комплексным проблемам охраны растительного и животного мира при Министерстве с/х.

Немалую роль в природоохранительной деятельности играют вузы. Силами кафедр, специальных лабораторий и НИИ они участвуют в разработке и реализации комплексных, целевых экологических программ, проектных работах, входят в состав научно-технических и экспертных советов, дают заключения по экологической экспертизе. Некоторые вузы готовят специалистов в области охраны среды; независимо от профиля, обеспечивают преподавание специальных курсов по охране среды и рациональному природопользованию. Этим достигается формирование экологической культуры граждан. С нашей точки зрения, силами вузов и других учебных заведений, с помощью прессы, радио, телевидения и публичных выступлений в самом ближайшем будущем должна быть достигнута экологическая макрообразованность, по крайней мере, руководителей и специалистов, поскольку, как пишет Ю. Одум, к тому времени, когда проблема станет очевидной каждому, предпринимать какие 4) Международные природоохранительные организации

Охрана природной среды - дело людей всего мира. Отдельно взятое государство, как бы идеально ни организовало эту работу, не в состоянии обеспечить защиту природных ресурсов, находящихся в вечном движении, постоянно пересекающих государственные границы - атмосферный воздух, воды морей, океанов, мигрирующих рыб, птиц, зверей. Охрана природы требует усилий всех государств планеты. На это направлены, прежде всего, международные конвенции и соглашения.

Например, «Соглашение об охране морских котиков» заключено в 1897 году между Россией, США и Японией.

Около 70 договоров, конвенций, соглашений существует по регулированию рыболовства и китобойного промысла. Ряд соглашений достигнут по охране Мирового океана от загрязнения нефтью.

В 1974 году СССР, ПНР, ГДР, ФРГ, Данией, Швецией, Финляндией была заключена конвенция о запрете загрязнения Балтийского моря.

В 1973 году принята конвенция по ограничению торговли редкими видами животных и растений. Более 80 стран заключили конвенцию по охране гнездовий, мест отдыха и зимовок водоплавающих птиц.

Существует соглашение между РФ и США о сотрудничестве в области изучения и охраны окружающей среды.

При ООН созданы специализированные органы, в том числе:

  • 1. ЮНЕСКО - организация по проблемам образования, культуры, решает вопросы образования подготовки кадров по охране природы.
  • 2. ФАО - по вопросам продовольствия и с/х.
  • 3. ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения.
  • 4. МСОП - международный союз охраны природы, объединяет 46 государств, имеет 6 постоянных комиссий со штаб-квартирой в городе Морж (Швейцария). Он подготавливает соглашения, конвенции; организует консультации по вопросам охраны природы. Разрабатывает и распространяет новейшие научные и научно-технические достижения в области охраны природы, готовит проекты по выбору территорий для биосферных заповедников и национальных парков.

Поскольку народы, страны и окружающая среда находятся в более тесной зависимости друг от друга, чем это обычно представляют, все решения должны приниматься в контексте холистического (целостного) подхода. Действия, направленные на достижение узко ограниченных целей, скорее всего, контрпродуктивны .

Охрана природы — комплекс мероприятий, охватывающих охрану, рациональное использование и восстановление объектов живой и неживой природы.

Вот только несколько тревожных фактов. Из недр Земли ежегодно изымается 100 млрд. т минералов (25 т на человека). Из них более 90% идет в отбросы. Количество кислорода, потребляемого отдельными странами, уже превышает выработку его растениями этих стран. Дождевой тропический лес (главные «легкие» Земли) уничтожен более чем на 40%. Вырубка его продолжается со скоростью более 20 га в минуту! Под угрозой исчезновения сейчас почти 1 тыс. видов животных и 25 тыс. видов растений. Главные причины этого — разрушение , чрезмерная добыча, подавление местных видов животными, переселенными человеком из других географических районов, и отравление окружающей природной среды химическими веществами. Человечество, накопив неслыханную техническую мощь, не перестает стремиться к выгоде сегодняшнего дня. Это влечет за собой оскудение земных богатств и подрывает основу .

Конфликт человека с природой возник не вдруг. Он нарастал постепенно. Еще наши предки заметили, что при чрезмерном увеличении поголовья домашнего скота на ограниченной территории тучные пастбища превращаются в пустыни. Бездумная охота, выжигание лесов, истребление рыбы в водоемах нередко оставляли людей без необходимых для средств. Поэтому даже в древние времена люди заботились о разумном использовании природных богатств, о сохранении и приумножении их. Появлялись запреты на лов зверей, потраву пастбищ, вырубку леса. Стали выделять заповедные земли, охранять и размножать ценных зверей и птиц. То были первые слабые попытки соразмерить использование природных ресурсов с их охраной и восстановлением. Однако равновесие не было достигнуто. И природа, а вместе с ней человечество, как неотъемлемая ее часть, несли все больший ущерб.

К началу XX в. стало очевидно, что необходимо принимать специальные и действенные меры. Первый Международный съезд по охране природы состоялся в 1913 г. Но проблема оскудения Земли продолжала обостряться. Во второй половине нашего столетия она стала в один ряд с другими, тесно взаимосвязанными глобальными проблемами: спасение мира от ядерной катастрофы, охрана окружающей среды, увеличение количества людей на Земле (демографический взрыв), борьба с голодом, преодоление энергетического кризиса. Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого человека на Земле, зависит от его разума, активности и доброй воли. Оно требует усилий всех государств и народов.

Только глубокое знание законов природы, правильное применение их на практике, всеобщее естественнонаучное просвещение и воспитание дадут человечеству возможность преодолеть то бедствие, которое называют сейчас экологическим кризисом, т. е. последовательное оскудение природы, грозящее гибелью многим видам растений и животных, а в конечном счете подрывающее базу существования человечества. Опыт ряда стран, и в первую очередь социалистических, международное сотрудничество уже показали, что при научно обоснованной организации охраны природных богатств и рациональном их использовании можно преодолеть многие экологические трудности.

Прививка кедра на сосну позволяет добиться продвижения этого ценного растения в новые районы. Воронежский государственный заповедник.

Дрофа. Красная книга.

Журавли серый и стерх (справа). Стерх — редчайшая птица, занесенная в Красную книгу. Окский государственный заповедник.

Участок целинной ковыльной степи. Центрально-Черноземный заповедник имени В. В. Алехина.

Авдотка. Красная книга.

Розовая чайка. Красная книга.

Черный аист. Красная книга.

Во многих водоемах нашей страны белая кувшинка стала редким растением. Ее нужно всячески охранять.

Эти дрофы выведены в инкубаторе. Подросших птиц выпустят в природу.

охрана природы

комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли, в т.ч. видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и атмосферы. Опасность необратимых изменений природной среды в отдельных регионах Земли стала реальной из-за возросших масштабов хозяйственной деятельности человека. К 70-м гг. 20 в. (с кон. 16 в. исчезло св. 250 видов и подвидов позвоночных животных. С нач. 80-х гг. в среднем 1 вид (или подвид) животных исчезал ежедневно, а вид растений - еженедельно (под угрозой исчезновения находятся св. 20 тыс. видов). Ок. 1000 видов птиц и млекопитающих (в основном обитатели тропических лесов, сводимых со скоростью десятков га в мин) находятся под угрозой вымирания. Ежегодно сжигается ок. 1 млрд. т условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни млн. т оксидов азота, серы, углерода (часть из них возвращается в виде кислотных дождей), сажи, золы и пыли. Почвы и воды загрязняются промышленными и бытовыми стоками (сотни млрд. т в год), нефтепродуктами (несколько млн. т), минеральными удобрениями (около сотни млн. т) и пестицидами, тяжелыми металлами (ртуть, свинец и др.), радиоактивными отходами. Появилась опасность нарушения озонового экрана Земли (см. Озоновая дыра). Способность биосферы к самоочищению близка к пределу. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и вследствие этого угроза существованию на Земле живых организмов, в т.ч. человека, потребовали решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов. К таким мерам относятся создание безотходных технологий, очистных сооружений, упорядочение использования пестицидов, прекращение производства ядохимикатов, способных накапливаться в организме, рекультивация земель и пр., а также создание охраняемых территорий (заповедники, национальные парки и др.), центров по разведению редких и исчезающих животных и растений (в т.ч. для сохранения генофонда Земли), составление мировой и национальных Красных книг. Природоохранительные меры предусмотрены в земельном, лесном, водном и др. национальном законодательстве, которое устанавливает ответственность за нарушение природоохранительных норм. В ряде стран в результате осуществления правительственных природоохранных программ удалось существенно улучшить качество окружающей среды в отдельных регионах (напр., в результате многолетней и дорогостоящей программы удалось восстановить чистоту и качество воды в Великих озерах). В международном масштабе наряду с созданием различных международных организаций по отдельным проблемам охраны природы действует Программа ООН по окружающей среде. также Биосфера, Всемирный союз охраны природы, "Гринпис".

Большой юридический словарь

охрана природы

система государственных, муниципальных и общественных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление, улучшение благоприятных экологических условий. Используются биотехнические, технологические, правовые, экономические и другие природоохранные меры (Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г.).

Охрана природы

система естественнонаучных, технико-производственных, экономических и административно-правовых мероприятий, осуществляемых в пределах данного государства или его части, а также в международном масштабе и направленных на сохранение и контролируемое изменение природы в интересах развивающегося человечества, на поддержание и увеличение её продуктивности, обеспечение рационального использования (включая восстановление) природных ресурсов и окружающей среды. О. п. имеет важное историческое и социальное значение, составляя в СССР часть всей программы развития народного хозяйства. В постановлении Верховного Совета СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов» от 20 сентября 1972 сказано: «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов... становятся одной из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успешное выполнение народнохозяйственных планов, благосостояние нынешних и будущих поколений. Решение этой задачи в социалистическом обществе неразрывно связано с охраной здоровья населения, с обеспечением советским людям необходимых условий для плодотворного труда и отдыха. Незыблемую основу организации наиболее правильного использования природных богатств, эффективной охраны природы составляют в Советском Союзе социалистическая государственная собственность на землю, ее недра, воды, леса» («Правда», 1972, 21 сентября, с.

    Окружающая человека природная среда сложилась в процессе формирования облика Земли под влиянием космических факторов (солнечное излучение, тяготение), основных свойств самой планеты (масса, размеры, состав, характер вращения) и происходящих на Земле процессов (тектоническая деятельность, образование водной и воздушной оболочек, возникновение и развитие жизни). Состояние окружающей среды определяется подвижным равновесием, устанавливающимся в сложном комплексе многих взаимодействующих процессов. Так, климат обусловливается характером атмосферной циркуляции и системой движения водных масс в океанах; растительный покров в различных районах суши зависит от климата, структуры земной поверхности, почвы. Под влиянием этих факторов, а также в результате сложного взаимодействия популяций животных и растений в различных областях планеты складываются определённые биогеоценозы. Энергия природных явлений и количество вовлекаемых в них веществ огромны, однако временами они приходят в неустойчивое состояние, и тогда достаточно затраты небольшого количества энергии или вещества, чтобы процесс большого масштаба пошёл по иному пути. Это открывает возможность для активного воздействия на природные процессы сравнительно малыми средствами (например, при воздействии на погодные условия) и в то же время создаёт опасность крупных, неожиданных и нежелательных изменений природы.

    Любая форма жизни взаимодействует с окружающей средой, используя её ресурсы, приспосабливаясь к её условиям и внося изменения в её структуру, баланс и круговорот веществ и энергии. Такие важные особенности нашей планеты, как присутствие значительного количества кислорода в атмосфере, образование некоторых осадочных пород, глубинное образование известняка, и др., сформировались именно в результате жизнедеятельности организмов. В процессе развития живой материи выработались разнообразные формы, приспособленные к существованию в самых различных условиях, однако каждый отдельный вид живых существ взаимодействует со средой своеобразным, свойственным лишь ему, образом и может существовать только в определённых условиях внешней среды. Основные формы взаимодействия животных и растений со средой меняются с появлением новых видов в процессе биологической эволюции. В отличие от растений и животных, человек способен создавать орудия производства и применять их в процессе труда. Тем самым он меняет способы своего взаимодействия с природой. При этом быстро расширяется круг условий, в которых возможно его существование, увеличивается число элементов окружающей среды, вовлекаемых в производственную деятельность, расширяется использование каждого из них. Количественное и качественное воздействия человека на природу стремительно возрастают в ходе научно-технической революции.

    Развитие производительных сил существенно меняет ценность и назначение природных ресурсов, а также формы их использования. Например, нефть стала энергетическим ресурсом только со 2-й половины 19 в., а уран ≈ с середины 20 в. Говоря о целесообразности использования природных ресурсов, следует учитывать, в чьих интересах оно ведётся. Использование природных ресурсов или изменение состояния природной среды целесообразно лишь в том случае, если оно отвечает интересам населения страны или всего человечества, а не интересам отдельных лиц, фирм или социальных групп. При этом необходимо учитывать долговременные интересы настоящего и будущих поколений. Из этого следует, что целесообразные изменения в состоянии природной среды может осуществлять лишь социалистическое или коммунистическое общество, имеющее однородные интересы и цели, способное рассчитывать своё развитие на долгий срок вперёд и располагающее практической возможностью организовать рациональную эксплуатацию природных ресурсов в соответствии с намеченными целями. Большое значение при этом имеют знания закономерностей развития и взаимодействия всех основных процессов, протекающих в природе, что позволяет оценить и рассчитать естественный ход этих процессов, ближайшие и отдалённые последствия любого вмешательства. В оценке последствий воздействия на природу важное место занимает расчёт его допустимых (без вреда для человека и природы) масштабов. На этом базируется, в частности, определение предельно допустимых концентраций различных веществ, загрязняющих атмосферу, водные объекты или почву.

    Изменяющееся в своих формах взаимодействие человека с природой становится по мере развития общества и совершенствования способов производства всё более интенсивным и его эффективность увеличивается. Так, современная техника строительства, транспорта, связи, энергоснабжения, а также уровень медико-санитарного обслуживания позволяют разместить людей в больших городах с плотностью, во много раз большей, чем при возникновении городских поселений; ирригация превращает засушливые земли в плодородные поля; селекция даёт возможность создавать более продуктивные сорта растений и породы животных, и так далее. Однако этот позитивный в основном процесс зачастую сопровождается нерациональным использованием природных богатств и приводит иногда к необратимым нежелательным изменениям состояния природной среды. Такие явления имели место на протяжении всей истории человеческого общества. Однако если на ранних её этапах использование человеком природных ресурсов, как и его воздействие на природу, были незначительными и не нарушали заметным образом естественной природной среды, то в эпоху капитализма этот процесс резко усилился и принял угрожающий характер.

    Хищническое использование природных богатств нанесло серьёзный ущерб живой природе. Введение в сельское хозяйство колониальных и зависимых стран системы монокультур (кофе, гевеи, арахиса и др.) без соответствующих мер по предотвращению вредных последствий привело к истощению в этих странах плодородных земель и к эрозии почв; угрожающие размеры приняли эти процессы и в развитых странах. Значительно уменьшились площади леса, исчезли многие виды животных.

    Загрязнение окружающей среды усилилось с развитием промышленности. Вначале оно имело место лишь вблизи предприятий, так как рассеивание загрязняющих веществ в воде или атмосфере обеспечивало восстановление чистоты среды уже на небольших расстояниях от источника загрязнения. Ныне разнообразные вещества, выбрасываемые в больших количествах с отходами производства или используемые в сельском хозяйстве в качестве удобрений, гербицидов, инсектицидов, уже не успевают или вообще не могут нейтрализоваться окружающей средой.

    Наибольших масштабов загрязнение среды достигло в промышленных районах США, а также в Японии, ФРГ и некоторых других европейских странах. Атмосфера над крупнейшими городами и промышленными центрами постоянно содержит ряд вредных примесей (CO, CO2, окислы азота, пыль, сажа и др.) в концентрациях, в десятки раз превышающих предельно допустимые санитарные нормы. Сильно загрязнён Атлантический океан, в особенности вблизи берегов Европы и Северной Америки. Переносимые течениями загрязнения скапливаются в некоторых районах, например в Баренцевом море, где многие страны, в том числе СССР, ведут интенсивный рыбный промысел. Таким образом, загрязнение природной среды приобрело глобальный характер.

    Значительное истощение природных богатств и загрязнение окружающей среды побудили правительства многих стран принять определённые меры для О. п. В большинстве развитых стран упорядочено лесное хозяйство ≈ вырубка ведётся в соответствии с приростом; начато воспроизводство рыбных запасов в реках, разведение промысловых животных; регулируется охота. Широкое развитие получило создание заповедников и др. охраняемых территорий. Принимаются меры с целью предотвращения эрозии почвы. В США, Франции и др. странах созданы специальные министерства, консультативные и др. ведомства по О. п. Однако проведение в жизнь законов об О. п. в капиталистических странах часто наталкивается на сопротивление монополий, которым невыгодны дополнительные расходы, связанные, например, со строительством очистных сооружений. Иностранные монополии продолжают хищнически эксплуатировать природные ресурсы экономически зависимых стран. Отсутствие действенного международного сотрудничества способствует хищническому отношению к ресурсам океана.

    Особую опасность для природной среды представляют производство, хранение и испытания атомного, химического и других видов оружия массового уничтожения. Около 1/2 лесов Южного Вьетнама истреблено американской авиацией в результате применения там дефолиантов и других химических средств в ходе агрессии США в Индокитае. Необратимые и опасные для всего живого изменения природы всей планеты принёс бы мировой термоядерный конфликт. Поэтому прекращение гонки вооружений, разоружение и др. меры по укреплению мира и развитию сотрудничества между странами имеют для О. п. решающее значение. Таким образом, нерациональное использование природных ресурсов и негативное воздействие на окружающую среду вызываются в основном социальными причинами. Ещё К. Маркс в одном из писем Ф. Энгельсу (от 25 марта 1868) отмечал: «... культура, ≈ если она развивается стихийно, а не направляется сознательно..., ≈ оставляет после себя пустыню...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 32, с. 45). Многие зарубежные учёные, распространяя без должных оснований особенности взаимодействия человека с природой, характерные для капиталистического строя, на всё человечество, приходят к пессимистическим выводам о неизбежности экологического кризиса уже в ближайшем столетии, если нынешние тенденции в развитии общества сохранятся и впредь. Предотвратить такой кризис может, по их мнению, лишь стабилизация численности населения и прекращение роста производства. Однако современная наука и техника уже решили многие задачи, необходимые для оптимальных форм взаимодействия человечества и природы. Созданы достаточно совершенные очистные сооружения, для ряда производств разработаны замкнутые «безотходные» технологические процессы. Предложены рациональные методы ведения сельского и лесного хозяйства в разных природных условиях, способы разведения промысловых рыб и т. п. В социалистическом обществе сознательно направляемое плановое развитие всей экономики создаёт основу для оптимизации отношений к природе, что находит своё подтверждение в практике развития СССР и др. социалистических стран. С первых дней Советской власти рациональное использование природных ресурсов и О. п. становятся делом государственного значения.

    В СССР осуществляются мероприятия по всем основным проблемам О. п.: совершенствование планирования; повышение ответственности предприятий и организаций за полное использование минерального сырья при его добыче и переработке; предотвращение загрязнения почвы промышленными отходами и ядохимикатами, водоисточников и атмосферного воздуха ≈ промышленными, коммунальными и др. выбросами; повышение личной ответственности граждан за сохранение окружающей среды. Точный учёт состояния основных природных ресурсов обеспечивается системой земельного и водного кадастров, государственной оценки запасов полезных ископаемых и их добычи. Загрязнение природной среды в СССР во много раз меньше, чем в США, Японии, ФРГ и др. технически развитых странах. Несмотря на отсутствие социальных причин, вызывающих нерациональное использование природных богатств или неблагоприятное воздействие на среду, некоторые подобные явления имеют место и в СССР. В ряде случаев планирующие органы шли на это сознательно, как на временную меру, ≈ в особенности во время Гражданской и Великой Отечественной войн и в трудный послевоенный период в связи с острой нехваткой средств, необходимых для удовлетворения насущных нужд народа; в др. случаях они объясняются недочётами или ошибками в планировании. По мере укрепления экономики страны О. п. уделяется всё больше внимания и отводится всё больше материальных средств, что находит своё отражение и в соответствующих законодательных актах (см. ниже) и в конкретных мероприятиях. Так, например, неотъемлемым элементом генеральной схемы комплексного использования водных ресурсов, предусматривающей удовлетворение потребностей народного хозяйства в электроэнергии, получаемой на гидроэлектростанциях, в водных путях сообщения, орошении сельскохозяйственных угодий и т. д., является сокращение безвозвратных потерь воды и её загрязнения промышленными предприятиями за счёт постоянного роста многократного водооборота, совершенствования очистных сооружений. Меры по предупреждению эрозии почвы органически входят в планы развития сельского хозяйства.

    В больших масштабах проводится лесонасаждение, последовательно сокращается молевой сплав, лесоохранными мероприятиями охватывается всё большая площадь лесов страны. Борьба с загрязнением воздуха ведётся посредством установки фильтров, улавливающих отходы производства и позволяющих перерабатывать их в полезную продукцию (например, сернистый ангидрид ≈ в серную кислоту), а также путём изменения технологии. Централизация отопления и перевод его на газовое топливо, развитие теплофикации наряду с др. мероприятиями позволили достичь удовлетворительной чистоты воздуха в Москве и др. городах СССР. Дальнейшие меры по усовершенствованию очистки воздуха в СССР снизят к 1980 по сравнению с уровнем 1970 (несмотря на быстрый рост производства) общее количество выбрасываемых предприятиями: пыли на 50%, окиси углерода на 40%, углеводородов на 50%.

    Для снижения загрязнения почвы регламентируется применение пестицидов в сельском хозяйстве. Ядохимикаты, способные накапливаться в организмах, исключаются из производства и применения; одновременно расширяется использование биологических методов борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Принимаются меры по очистке наиболее загрязнённых водоёмов. Значительно снизилось загрязнение, в основном нефтепродуктами, Каспийского моря; для предотвращения загрязнения бассейнов рек Волги и Урала в прибрежных городах сооружаются мощные установки для очистки промышленных и бытовых стоков.

    Разрабатываются специальные меры по охране особенно ценных водоёмов. Например, определён характер экономического развития бассейна озера Байкал, предусматривающий сочетание эксплуатации ресурсов этого огромного района с сохранностью уникального природного объекта. В результате принятых в СССР мер по охране диких животных поддерживается высокая численность и ведётся регулируемый промысел котика, соболя, а также акклиматизированных в СССР ондатры, нутрии и др. Успешно начато искусственное разведение промысловых рыб в Каспийском и Аральском морях, в озере Иссык-Куль, в реках севера Европейской части СССР и Дальнего Востока. Восстановлена и поддерживается высокая численность лосей, сайгаков, бобров, сохранено и увеличено поголовье зубров, куланов и др. редких животных (см. Охраняемые растения и животные).

    В СССР функции О. п. осуществляют специализированные органы общегосударственного управления: Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике (имеет Междуведомственный научно-технический совет по комплексным проблемам охраны окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов); Министерство сельского хозяйства СССР; Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР; Министерство геологии СССР; Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР (Госгортехнадзор СССР); Государственный комитет лесного хозяйства Совета Министров СССР; Министерство рыбного хозяйства СССР; Министерство здравоохранения СССР; Главное управление гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР; Министерство химического и нефтяного машиностроения СССР. Специализированные органы по О. п. имеются и в союзных республиках.

    Научно-исследовательской работой по проблемам О. п. занимаются в СССР многие научно-исследовательские учреждения АН СССР, Гидрометеорологические службы, ВАСХНИЛ и различных ведомств, университеты и др. вузы, а также заповедники, имеющиеся в различных природных зонах СССР. Основы О. п. включены в учебные программы средних школ, многих техникумов, учебных институтов и университетов.

    Важное значение имеет пропаганда знаний о природе среди населения с помощью печати, радио, телевидения. Большую работу ведут общественные организации ≈ добровольные общества О. п. союзных республик и прежде всего Всероссийское (см. Охраны природы общества), Московское и др. общества испытателей природы; Географическое общество, Всесоюзное общество «Знание» и др. Организуются народные университеты и факультеты О. п.

    СССР принимает активное участие в международных мероприятиях по О. п., а также в совместных действиях с др. странами.

    В обращении «К народам мира», принятом на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР 22 декабря 1972 в связи с 50-летием образования СССР, отмечено большое значение для человечества борьбы против опасности, связанной с нарастающим ухудшением природных условий, отравлением воздуха, морей и рек, загрязнением городов. Участники заседания призвали народы Земли объединить и активизировать усилия во имя сохранения и восстановления среды, окружающей человека.

    Е. К. Федоров.

    Правовые проблемы О. п. В современном законодательстве под правовой О. п. понимается совокупность всех юридических мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных природных условий. В других странах правовая О. п. иногда понимается в более узком смысле ≈ как сохранение достопримечательностей природы, особо ценных или уникальных природных объектов, а охрана всех остальных природных объектов включается в понятие охраны окружающей среды; в современный период О. п. в широком смысле и охрана окружающей среды всё чаще рассматриваются как тождественные понятия.

    В России система правовых мероприятий по О. п. была впервые проведена Петром I, который ввёл жёсткую регламентацию рубок леса в интересах правильного ведения лесного хозяйства и учредил службу лесного контроля. Некоторые виды деревьев (дуб, вяз, карагач и др.), водоохранные леса были объявлены заповедными. Указом 1719 были предусмотрены строгие меры наказания за засорение Невы и др. рек. В конце 19 в. были приняты законы о сбережении лесов (1888), об охоте (189

    и др. Однако развитие капитализма на рубеже 19 и 20 вв., вызвавшее быстрый рост промышленности и освоение новых земель, повлекло за собой нарушение многих правил О. п., в погоне за прибылью частные предприниматели хищнически эксплуатировали природные богатства, нанося значительный ущерб стране.

    В СССР О. п. рассматривается как важная государственная задача. Сразу после победы Великой Октябрьской социалистической революции был издан ряд законодательных актов; основополагающий среди них ≈ принятый 26 октября 1917 2-м Всероссийским съездом Советов по предложению В. И. Ленина Декрет о земле. Затем были изданы декрет ВЦИК от 27 мая 1918 «О лесах», декреты СНК РСФСР от 20 марта 1919 «О лечебных местностях общегосударственного значения», от 14 мая 1919 «О недрах земли», от 24 мая 1921 «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море», от 16 сентября 1921 «06 охране памятников природы, садов и парков» и др. Все эти декреты отражали ленинские принципы О. п.: государственное решение проблем О. п., создание системы контрольно-надзорных органов, заповедников, организация рационального природопользования, учёт интересов будущих поколений в использовании природных богатств, ответственность за неправильное отношение к природе; эти принципы реализуются и в современном природоохранительном законодательстве.

    Правовое регулирование отношений по О. п. осуществляется законами об О. п. союзных республик, законами Союза ССР и союзных республик о земле, водах, здравоохранении и др. Законы об О. п. в 1957≈63 были приняты во всех союзных республиках (в Латвийской ССР в 1968 принят новый закон об О. п.). Они обеспечивают комплексный подход к проблеме охраны окружающей человека природной среды и направлены не только на сохранение редких и ценных природных объектов, но и распространяются на все компоненты природного комплекса (в том числе и находящиеся в эксплуатации). Законы устанавливают запретительные меры в целях сохранения природных объектов, регулируют некоторые условия их использования, предусматривают профилактические меры по О. п., порядок их планирования, финансирования, контроля за их исполнением.

    В 1969 Верховный Совет СССР принял Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (в их развитие в союзных республиках приняты

    законы о здравоохранении), определяющие совокупность санитарно-гигиенических требований (в том числе к почвам, воздушному и водному бассейнам), которым должны удовлетворять условия труда, быта и отдыха населения. Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (1968) и республиканские земельные кодексы регулируют всю совокупность вопросов использования и охраны земель как сельскохозяйственных, так и всех других категорий (см. Земельное право). Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик (1970) и водные кодексы союзных республик охватывают комплекс вопросов, связанных с обеспечением рационального использования и охраны водных ресурсов ≈ поверхностных и подземных (см. Водное законодательство). Лесное законодательство регулирует порядок использования лесных богатств, обеспечивающий рациональное использование лесов и их защиту.

    ══Многие вопросы охраны окружающей среды содержатся в постановлении Совета Министров СССР и Совета Министров союзных республик, регулирующих вопросы эксплуатации отдельных видов природных ресурсов и природной среды в целом для нужд добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, градостроительства, научного экспериментирования и тому подобное. Некоторые постановления правительства СССР специально определяют долгосрочные программы мер по охране важнейших элементов природной среды или направлены на охрану благоприятных природных условий тех или иных территорий, водных бассейнов, горных систем и т. п., имеющих особое значение.

    В сентябре 1972 Верховный Совет СССР признал заботу об О. п. одной из важнейших задач Советского государства. 29 декабря 1972 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли развёрнутое постановление «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов», обязавшее партийные и советские органы установить систематический контроль за проведением работ по борьбе с эрозией почв, правильным использованием земель, вод, лесов, недр и др. природных богатств, за соблюдением действующих правил и норм по рекультивации земель, по предотвращению загрязнения и засоления почв, поверхностных и подземных вод, по сохранению водоохранных и защитных функций лесов, водорегулирующей роли торфяных массивов, по сохранению и воспроизводству животного и растительного мира, по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха. С 1974 введено планирование мероприятий по О. п., как составных частей текущих и перспективных планов развития народного хозяйства СССР.

    Выполнение общих требований по О. п. является в первую очередь обязанностью тех предприятий, учреждений, организаций и граждан, которые эксплуатируют природные богатства или по роду своей деятельности оказывают воздействие на состояние природной среды. Законодательство предусматривает их обязанность соблюдать все предписываемые законом меры по О. п., выделять потребные для этих целей материальные средства, проводить соответствующие работы и т. д. Материальный ущерб, причинённый невыполнением требований О. п., подлежит возмещению, а должностные лица и граждане, нарушившие законы об охране окружающей среды, несут ответственность в установленном порядке, вплоть до уголовной ответственности.

    В зарубежных социалистических странах имеются общие законы об О. п. и законы об охране отдельных элементов окружающей природной среды. В Болгарии, ГДР, Польше образованы специальные министерства охраны окружающей среды. В Чехословакии эти вопросы на федеральном уровне подведомственны министерству строительства и техники, в республиках имеются правительственные советы по вопросам окружающей среды. В Венгрии функции управления в области О. п. возложены в основном на министерство строительства и архитектуры.

    В капиталистических странах разрушение природной среды принимает характер стихийного бедствия и создаёт серьёзные препятствия для процесса воспроизводства, что вынуждает буржуазные государства принимать меры по О. п. В развитых капиталистических странах разработаны и действуют национальные программы борьбы с ухудшением окружающей среды, предусматривающие активные меры воздействия на источники нарушения её целостности, вплоть до полного устранения отдельных источников загрязнения или вредных отходов производства. Так, в США в 1969 был принят закон о национальной политике в области охраны окружающей среды и разработаны долгосрочные программы борьбы против загрязнения атмосферы, водоёмов и почвы производственными и бытовыми отходами. Предусмотрены предупредительные меры по ограждению окружающей природы от отрицательного влияния деятельности людей. При президенте США образован консультативный орган ≈ Совет по качеству окружающей среды, создано также федеральное Агентство по охране окружающей среды, наделённое широкими полномочиями по контролю за выполнением природоохранительных требований законодательства.

    В Великобритании, Франции, ФРГ, Швеции и др. странах образованы специализированные министерства и ведомства по контролю и регулированию деятельности в области охраны окружающей среды, внесены соответствующие изменения в законодательство и систему государственного управления в этой области, приняты законы по борьбе с загрязнениями; установлены правила эксплуатации отдельных видов природных богатств, частично ограничивающие произвол капиталистических предпринимателей.

    Международное сотрудничество. Вопросы О. п. ≈ важная отрасль международного сотрудничества, занимающая большое место в деятельности ООН. В июне 1972 в Стокгольме состоялась конференция ООН по окружающей среде, наметившая некоторые общие принципы международного сотрудничества в этой области. 15 декабря 1972 27-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию об организационных и финансовых мероприятиях по международному сотрудничеству в вопросах охраны окружающей среды, учредила Совет управляющих специального органа ≈ «Программы ООН по окружающей среде» (ЮНЕП). На 1-й сессии Совета управляющих в июне 1973 (с участием СССР и др. социалистических государств) был обсужден «План действий в области окружающей среды», принятый на Стокгольмской конференции 1972, определены основные направления международного сотрудничества (охрана здоровья и благосостояния человека; охрана почв и вод и борьба с распространением пустынь; образование, профессиональная подготовка и информация в области О. п.; торговые, экономические и технологические аспекты; защита Мирового океана; охрана растительности, диких животных и генетических ресурсов; проблемы энергетических ресурсов).

    СССР активно содействует развитию О. п. в международном масштабе. Со всеми государствами, имеющими общую границу с Советским Союзом, заключены двусторонние соглашения по вопросам охраны вод и рыболовства, карантина и защиты растений, а с МНР и КНР, кроме того, соглашения по борьбе с лесными пожарами. В договорах о режиме государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам, заключённых СССР с сопредельными государствами, имеются положения о комплексной О. п. и сохранении отдельных видов природных ресурсов в пограничных районах.

    Согласованные действия по сохранению, восстановлению и улучшению благоприятных природных условий осуществляют члены СЭВ. Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран ≈ членов СЭВ (1971) предусматривает разработку мероприятий по О. п. В соответствии с соглашением о научно-техническом сотрудничестве по комплексной проблеме «Разработка мероприятий по охране природы» от 28 апреля 1971 национальные организации социалистических стран осуществляют совместные научные работы по проблемам: гигиенические аспекты О. п., охрана биогеоценозов; защита атмосферы от загрязнения: охрана водных ресурсов; ликвидация и утилизация бытовых и промышленных отходов: социально-экономические, организационно-правовые и педагогические аспекты О. п. (в том числе правовые вопросы международной охраны природы).

    Значительным достижением в развитии международных усилий по охране окружающей среды является установление сотрудничества СССР с США на основе соглашений от 23 мая 1972 и 3 июля 1974, которые предусматривают двустороннее сотрудничество, разработки мер по предотвращению заражении, изучение их воздействия на окружающую среду, разработку основ регулирования влияния человеческой деятельности на природу, а также создание на территориях обеих стран естественных зон ≈ биосферных заповедников для сохранения ценных пород растительного и животного мира, для проведения научных исследований по охране окружающей среды.

    Советские научные организации активно участвуют в работе ряда специализированных учреждений ООН и др. неправительственных международных организации, занимающихся различными аспектами проблемы природной среды (Специальный комитет по проблеме окружающей среды, Международный союз биологических наук, Международные союз охраны природы и природных ресурсов и др.); они внесли существенный вклад в реализацию таких мероприятий, как Международное гидрологическое десятилетие, Международный геофизический год, биологическая программа, долгосрочная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера», в разработку некоторых международных природоохранительных документов (в том числе Список национальных парков и адекватных им территорий стран ≈ членов ООН, Красную книгу о редких видах животных и растений, которым угрожает исчезновение, Международного союза охраны животных, конвенции по охране водно-болотных угодий, по охране природы и природных ресурсов Африки).

    Лит.: Брежнев Л. И., Отчётный доклад ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза, М., 1971; Кириллин В. А., О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов, «Правда», 1972, 20 сентября; О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов. Постановление Верховного Совета СССР, там же, 21 сентября; К народам мира, «Правда», 1972, 24 дек.; Благосклонов К. Н., Иноземцев А. А., Тихомиров В. Н., Охрана природы, М., 1967; Гладков Н. А., Проблема охраны природы и её народнохозяйственное значение, М., 1968; его же, Охрана природы в первые годы Советской власти, М., 1972; Ефремов Ю. К., Природа на службе общества, М., 1968; Парсон Р., Природа предъявляет счет, пер. с англ., М., 1969; Лаптев И. П., Научные основы охраны природы, Томск, 1970; Чичварин В. А., Охрана природы и международные отношения, М., 1970; Охрана природы. Сб. нормативных актов, под ред. В. М. Блинова, М., 1971; Уатт К., Экология и управление природными ресурсами, пер. с англ., М., 1971; Будыко М. И., Влияние человека на климат, Л., 1972; Федоров Е. К., Взаимодействие общества и природы, Л., 1972; Банников А. Г., «Красная книга природы, «Природа», 1972, ╧ 4; Использование и охрана природных ресурсов. Тр. Межправительственной конференции по рациональному использованию и охране ресурсов биосферы, пер. с англ., М., 1972; Общество и природа, «Вопросы философии», 1973, ╧ 4, с. 42≈56; Эренфелд Д., Природа и люди, пер. с англ., М., 1973; Герасимов И., Будыко М., Актуальные проблемы взаимодействия человека и природы, «Коммунист», 1974, ╧ 10; Коммонер Б., Замыкающийся круг, [пер. с англ.], Л., 1974.

    О. С. Колбасов, Н. И. Краснов.

Википедия

Охрана природы

Охра́на приро́ды - комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и окружающей среды, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод, лесов и атмосферы Земли. Охрана природы имеет экономическое, историческое, социальное и государственное значение.

Смысловое значение понятий: «охрана природы», «охрана окружающей среды», «природопользование», «экологическая безопасность»

Охрана природы – совокупность государственных и общеобразовательных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр.

В 50-х гг. XX в. возникает еще одна форма охраны - охрана среды обитания человека. Это понятие, близкое по смыслу к охране природы, в центр внимания ставит человека, сохранение и формирование таких природных условий, которые наиболее благоприятны для его жизни, здоровья и благосостояния.

Охрана окружающей природной среды - представляет систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений. В новом природоохранном Федеральном законе (2002) используется термин «охрана окружающей среды», при этом «природная среда» понимается как важнейшая составляющая часть окружающей среды. В последние годы часто используется также термин «защита окружающей природной среды», который близок другому понятию - «охрана биосферы» т.е. системе мероприятий, направленных на устранение негативного антропогенного или стихийного влияния на взаимосвязанные блоки биосферы, на поддержание выработавшейся эволюционно ее организованности и обеспечения нормального функционирования.

Охрана окружающей природной среды тесно связана с природопользованием - общественно-производственной деятельностью, направленной на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий. По Н. Ф. Реймерсу (1992), оно включает в себя:

а) охрану, возобновление и воспроизводство природных ресурсов, их извлечение и переработку;

б) использование и охрану природных условий среды жизни человека;

в) сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем;

г) регуляцию воспроизводства человека и численности людей.

Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Рациональное природопользование означает комплексное, научно обоснованное, экологически безопасное и неистощительное использование природных богатств, с максимально возможным сохранением природно-ресурсного потенциала и способности экосистем к саморегуляции. Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к ухудшению качества природной среды, сопровождается нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем.

На современном этапе развития проблемы охраны окружающей природной среды рождается новое понятие «экологическая безопасность», под которым понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных экологических интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций, их последствий.

Научной основой всех мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, важнейшие принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза экосистем и на сохранение животного потенциала.

Экосистемы имеют следующие предельные границы такой экзистенции (существования, функционирования), которые необходимо учитывать при антропогенном воздействии (Сайко, 1985):

Предел антропотолерантности - устойчивости к негативному антропогенному воздействию, например, вредному влиянию пестицидов;

Предел стохетолерантности - устойчивости против стихийных бедствий, например, действия на лесные экосистемы ураганных ветров;

Предел гомеостаза - способности к саморегуляции;

Предел потенциальной регенеративности, т.е. способности к самовосстановлению.

Экологически обоснованное рациональное природопользование должно заключаться в максимально возможном повышении этих пределов для достижения экологически сбалансированного природопользования. Нерациональное природопользование и конечном счете ведет к экологическому кризису.

Принципы охраны природы

1. Все явления природы имеют для человека множественное значение и должны оцениваться с разных точек зрения. К каждому явлению необходимо подходить с учетом интересов различных отраслей производства и сохранения восстановительной силы самой природы.

Так, лес рассматривается прежде всего как источник древесины и химического сырья. Однако леса имеют, кроме того, водорегулирующее, почвозащитное и климатообразующее значение. Лес важен как место отдыха людей. В этих случаях промышленное значение леса отодвигается на второй план.

Река не может служить только транспортной магистралью или местом для сооружения гидроэлектростанций. Нельзя использовать ее как место для стока отработанных промышленных вод. Реки доставляют в моря биогенные вещества, необходимые для живых организмов. Поэтому использование реки только в интересах одной отрасли нерационально; необходимо комплексное использование ее в интересах различных отраслей производства, здравоохранения, туризма с учетом сохранения чистоты водоема и восстановления в нем запасов воды.



2. Второй принцип заключается в необходимости строгого учета местных условий при использовании и охране природного ресурса. Этот принцип называют правилом региональности. В большей степени он касается использования водных и лесных богатств.

На Земле много мест, где сейчас ощущается дефицит пресной воды. Избыток воды в других местах не улучшает затруднительного положения с водой в засушливых районах.

Там, где лесов много и они не освоены, допустимы интенсивные рубки, а в лесостепных районах, в центральных промышленных густонаселенных областях России, где лесов мало, эти ресурсы надо расходовать очень бережно, с постоянной заботой об их возобновлении.

Правило региональности действует и в отношении животного мира. В одних районах промысловые животные нуждаются в строгой охране, в других, при высокой численности, возможен интенсивный промысел.

3. Третий принцип состоит в том, что охрана одного объекта означает одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных.

Охрана водоема от загрязнения – это одновременно охрана рыб, обитающих в нем. Сохранение с помощью лесов нормального гидрологического режима – это и предупреждение эрозии почвы, и многое другое.

Часто в природе складываются отношения противоположного характера, когда охрана одного объекта приносит вред другому. Охрана лосей приводит к их перенаселенности, и это наносит ощутимый ущерб лесу из-за повреждения подроста.

Значительный вред растительности некоторых национальных парков Африки приносят слоны, в избытке населяющие эти территории.

Поэтому охрана каждого природного объекта должна быть соотнесена с охраной других природных компонентов.

Охрана природы должна быть комплексной. Охраняться должна не сумма отдельных природных ресурсов, а природный комплекс (экосистема), включающий различные взаимосвязанные компоненты.

Охрана и использование природы – на первый взгляд, два противоположно направленных действия человека. Однако антагонистического противоречия между этими действиями нет. Важно разумное соотношение использования и охраны природы, что определяется количеством и распределением ресурсов, экономическими условиями страны, социальными традициями и культурой населения.

К специальным формам охраны природы относится создание заповедников, заказников и других особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В настоящее время в мире насчитывается более 2600 особо охраняемых природных территорий площадью свыше 4 млн км2, что составляет 3% площади суши. Из этого числа 2300 составляют национальные парки. Доля национальных парков в сравнении со всей площадью природных охраняемых территорий составляет более 75% во Франции, Ирландии, Польше; 50-75% в Канаде, Италии, Норвегии, Швеции, Финляндии; 25-50% в Греции, Испании, США, Швейцарии.

Система национальных парков занимает господствующее положение в Колумбии – 97% всей охраняемой площади, Аргентине – 94%, Перу – 91%, Парагвае – 90%, Коста-Рике и Бразилии – по 80%. Наибольшими относительными размерами охраняемых природных территорий среди всех стран мира отличается Новая Зеландия. Охраняемые территории занимают около 16% площади страны.

Решаемые ООПТ задачи разнообразны. Благодаря ООПТ возможно обеспечить экологическое равновесие на территории; сохранить типы местообитания ценных и ресурсных видов растений и животных, разнообразие экосистем; сохранить природные объекты, важные для науки и образования. Для выполнения своих функций и задач система ООПТ должна обладать следующими свойствами:

1. Функциональной развитостью, т.е. природоохранный комплекс должен содержать в себе все функциональные типы элементов, необходимые для реализации стоящих перед ним задач.

2. Территориальной взаимосвязанностью или пространственным объединением отдельных функциональных типов элементов в единую формируемую сеть.

3. Географической репрезентативностью, т.е. охватом видами ООПТ всего исторически сложившегося ландшафтного разнообразия, в т.ч. эталонных и уникальных объектов.

4. Технологической работоспособностью – сеть ООПТ должна быть достаточного территориального объема, чтобы определить современное состояние объектов, тенденций развития и что является факторами риска.

5. Открытостью, т.е. принципы построения системы ООПТ должны обеспечивать возможность постоянного усовершенствования его структуры без коренной перестройки, возможность поэтапного ее формирования, допускать всевозможные усложнения и разветвления сети.

6. Организационной завершенностью, т.е. охватом всех стадий, начиная от информационного освоения территории и кончая непосредственным созданием ООПТ.

7. Простотой устройства, это, с одной стороны, основа эффективного управления системой, с другой – понимания населением задач, стоящих перед ООПТ, принципов строения и особенностей функционирования.

Особо охраняемые природные территории представлены заповедниками, заказниками, национальными парками, резерватами и др.

Заповедник – особо охраняемое законом или обычаями пространство (территория, акватория), нацело исключенное из любой хозяйственной деятельности (в т.ч. посещения людьми) ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов (эталонов природы), охраны видов живого и слежения за природными процессами (Н.Ф.Реймерс).

Основные направления деятельности заповедников следующие:

1. сохранение неприкосновенных участков природы (эталоны природы);

2. сохранение редких и ценных видов и объектов природы;

3. воспроизводство важных для человека видов;

4. комплексное стационарное изучение природы.

На территории заповедников запрещается эксплуатация природных ресурсов; уничтожение диких животных, их нор и гнезд; повреждение растительности и другие действия, вызывающие нарушение естественного состояния природы; строительство объектов, не связанных с деятельностью заповедника. Определенным образом ограничивается движение людей и средств транспорта.

С целью сохранения и восстановления природных условий на территории заповедников допускается добыча животных для регулирования их численности и с целью научных исследований; сенокошение для сохранения сложившихся ассоциаций растительности, проведение биотехнических мероприятий; использование земельных участков для экспериментальных исследований и потребностей заповедника. В заповедниках допускаются санитарные рубки, рубки ухода за лесом, проведение противопожарных мероприятий, борьба с вредными насекомыми при их массовом размножении и истребление волков.

Заповедники имеют особое значение в системе охраны растительного и животного мира, во-первых, вследствие сохранения генофонда животных и растений; во-вторых, изучение структуры и функций первичных биогеоценозов имеет фундаментальное значение для понимания сущности законов биосферы в целом.

Велика роль заповедников в развитии зоологии. Основной запас современных знаний по экологии позвоночных животных создан работами заповедников. В каждом заповеднике ведется постоянно «Летопись природы», представляющая источник фактического материала. В заповедниках исследования по практически важным видам животных имеют большую географическую полноту. Это позволяет выяснить взаимоотношения видов с природной средой, особенности их жизни в разных условиях.

Одним из важных направлений научной работы заповедников является изучение влияния человека на природу и природных воздействий на человеческую деятельность. Прогноз направления и скорости изменения биогеоценозов при разных формах и уровнях воздействия человека необходим для разработки путей управления природой.

Некоторые заповедники снабжали охотничьи хозяйства животными для интродукции. Например, из Воронежского заповедника были интродуцированы бобры, из Сихотэ-Алинского – пятнистые олени, из Баргузинского – соболи, из Хоперского – выхухоль.

Каждый заповедник располагает стационарными участками для наблюдений. При закладке стационаров необходимо соблюдать следующие требования:

1. Стационарные площади, профили и трансекты должны отражать всю совокупность вариантов, относящихся к вариантам коренного типа, представленным в заповеднике. Например, в горных заповедниках требуется охватить сообщества всех высотных поясов; в заповедниках, приуроченных к долинам рек, - сообщества, испытавшие влияние реки (например, в Окском заповеднике – сообщества поймы реки Оки, современных и древних террас, междуречных пространств) и т.д.

2. Необходимо обеспечить системой наблюдений сообщества, трансформированные деятельностью человека или стихийными факторами. Не менее важно проводить режимные наблюдения в местах, сохранивших следы давних нарушений. Например, сплошные и выборочные рубки, сбор живицы, лесопосадки, проводившиеся до организации заповедника, отразились в сообществах.

3. Профили, заложенные на территории заповедника, в некоторых случаях целесообразно выводить на сопредельные территории. Например, для заповедника в пойме желательно вывести профиль на водораздел для достаточно полного охвата и характеристики динамических процессов, происходящих в ландшафтах заповедника.

4. Необходимо охватить стационарными наблюдениями возможно большее число местообитаний редких видов.

5. Для пространственного совмещения наблюдений за состоянием ботанических и зоологических объектов необходимо размещать стационары на одной территории. По такому же принципу организуются полигоны экологического мониторинга в биосферных заповедниках.

6. Стационары должны быть четко фиксированы на местности системой маркировочных знаков и иметь единую нумерацию.

Для стационарных участков составляются паспорта. Паспорта для зоологических наблюдений ориентированы на позвоночных животных. Объектом наблюдений могут быть различные классы животных. На всех зоологических площадках необходимо провести достаточно полное описание растительного покрова, т.к. изменения в сообществах животных зачастую прямо связаны с растительными сукцессиями. На орнитологических площадках в лесных заповедниках важно подробно охарактеризовать древесные ярусы и ярус подлеска; при наблюдениях за млекопитающими следует уделить особое внимание приземным ярусам растительности.

В паспорте на зоологическую площадку указывается: дата проведения наблюдений, погодные особенности, характеристики изучаемого сообщества животных (видовой состав и соотношение численности видов), характеристика состояния популяций отдельных видов, которая отражает территориальную структуру и ход размножения, случаи и причины гибели животных.

Кроме полной охраны территории существует частичный режим охраны. Основная его организационная форма – заказники. Заказник – участок, в пределах которого (постоянно или временно) запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны живых организмов, биогеоценозов, экологических компонентов или общего характера охраняемой местности.

Заказники являются наиболее древней формой охраны фауны. Издавна было заведено, что "заказ" действует на определенный срок и в определенные сезоны. Например, местным заказникам устанавливается срок на 5-10 лет, который потом, если требуется, продлевается. Республиканские заказники почти всегда постоянные. Использование ресурсов на территории заказников допускается в той мере, в какой не наносит вреда охраняемым объектам. В этом их отличие от заповедников. В заповедниках охраняется весь природный комплекс и земля навечно изымается из хозяйственного обращения.

Система заказников широко используется в охотничьем хозяйстве и служит средством увеличения численности охотничье-промысловых животных. В заказниках проводятся соответствующие работы по увеличению поголовья животных, подкормка, расселение отдельных видов и другие биотехнические мероприятия.

Заказники организуются также для охраны мест нереста или зимних скоплений рыбы, нагула ее молоди (ихтиологические заказники); для охраны гнездящихся, линяющих, мигрирующих или зимующих птиц (орнитологические) и др.

В большинстве стран мира основной формой охраны природы являются национальные парки. Национальный парк – обширная территория, включающая особо охраняемые природные (не подвергшиеся существенному воздействию со стороны человека) ландшафты или их части, предназначенная помимо главной задачи сохранения природных комплексов в неприкосновенности преимущественно для рекреационных целей (Н.Ф.Реймерс).

Во многих странах мира созданы морские национальные парки. При выборе участков моря под парки учитывается: 1). площадь – не менее 256 км2; 2). наличие разнообразных экосистем; 3). наличие редких или исчезающих видов; 4). научное и просветительное значение, что подразумевает легкую доступность и близость к соответствующим лабораториям и институтам.

Устройство национального парка и правила его деятельности в основном определяется такой схемой. Размеры парка обеспечивают в нем наличие крупных животных; туристы максимально изолированы от растительного и животного мира парка; осмотр основных охраняемых объектов (животных) осуществляется со специально проложенных дорог, троп и т.д. Количество посетителей определяется на основании научно-обоснованных норм использования территорий в рекреационных целях.

Территория национального парка зонируется, т.е. разделяется на участки с различным режимом эксплуатации.

На территории национальных парков Беларуси, России выделяются:

Заповедные зоны, предназначенные для охраны и восстановления наиболее ценных природных комплексов;

Зоны регулируемого использования, предназначенные для сохранения отдельных экосистем, режим которых определяется в соответствии с требованиями, установленными для заказников;

Рекреационные зоны, предназначенные для размещения объектов и сооружений санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма, проведения культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;

Хозяйственные зоны, предназначенные для размещения объектов обслуживания посетителей парков, ведения хозяйственной и иной деятельности.

Вокруг парка целесообразно создание буферной зоны для предотвращения негативного воздействия на его природные экосистемы.

В зависимости от местных природных условий применяют несколько вариантов зонирования, из которых простейший – концентрическое расположение зон, когда в центре территории находятся объекты с наиболее строгим режимом охраны, по периферии окруженные буферной зоной, используемые для рекреации. Такое зонирование характерно для малоосвоенных районов. При антропогенной нарушенности территории рисунок зонирования полицентрический. Расположение зон относительно друг друга, их величина и конфигурация зависят от: характера и естественного распространения объектов природы, нуждающихся в охране; степени антропогенного изменения природы и сложившейся транспортной сети; близости или удаленности от основных источников рекреационного спроса.

Национальные парки подразделяются на открытые, курортные, полуоткрытые и заповедные. В национальных парках открытого типа осуществляется общая охрана ландшафта, территория исключена из планов крупного строительства, сохраняются традиционные виды использования природных ресурсов местным населением. Территория общедоступна для туристов. Участков, закрытых для посещения, нет, или они ничтожно малы по площади.

Национальные парки курортного типа расположены вокруг известных климатических и бальнеологических курортов, где охраняется ландшафт и специфические объекты климаторегулирующих элементов природы, а также минеральные источники, лечебные грязи. Из промышленного строительства районы исключены, но коммерческая эксплуатация природных ресурсов осуществляется в той мере, в какой они не нарушают основное назначение парка. Полностью закрытые участки незначительны по площади. В известной мере сюда примыкают парки, внутри которых существуют горнолыжные курорты. На этих курортах значительные по площади участки частично или полностью закрыты для посещения.

Классическим образцом национальных парков следует считать полуоткрытые. Этот тип господствует в большинстве стран мира. Большая часть территории парка закрыта для широкой публики. Открытая же часть специально подготовлена для приема посетителей. Вся территория парков изъята из коммерческого использования.

Парки заповедного типа служат интересам науки. Использование их для туризма сведено до минимума, для посетителей открыта ничтожная часть парка по строго определенным маршрутам. К паркам этого типа примыкают научные резерваты в некоторых странах Америки, Азии, Европы. Они созданы для научных целей и доступ в них туристов полностью или почти полностью закрыт.

В национальных парках одной из основных задач является показ животных туристам. Методы показа разнообразны. Основная форма показа – объезд парка на автомашинах. Сеть дорог проложена с таким расчетом, чтобы значительная часть территории была туристам недоступна. Вместе с тем она охватывает все примечательные уголки парка и места концентрации животных. При этом учитывается сезонная смена животными местообитаний. Это гарантирует показ всех видов животных, охраняемых в парке, и перераспределяет нагрузку на природные компоненты парка.

Другие формы показа животных носят частный характер, однако представляют существенный интерес. Наиболее распространено устройство искусственных водоемов в непосредственной близости от отеля, например в африканских национальных парках. Ночью водоемы подсвечиваются специальными прожекторами. Пришедших на водопой животных посетители могут наблюдать непосредственно с веранды отеля. Особенно эффективен этот метод показа в засушливый период года.

К специальным формам охраны природы относится резерват. Резерват – это природная охраняемая территория с заповедным или заказным режимом. Резерваты отличаются меньшим размером по сравнению с национальным парком. Резерваты могут быть научными, в которые доступ открыт только для ученых. Чаще бывают специализированные резерваты, где полной охране подлежат либо только охотничьи животные (охотничьи резерваты), или только птицы (орнитологические), либо лес и т.д. В этих случаях остальные природные ресурсы эксплуатируются, но в размере и форме, не нарушающих целостность объекта. Такие резерваты, например, широко распространены в Африке и на других материках.

Читайте также: