Ученые обществоведы характеризуют общество как. Ученые – обществоведы определяют общество как. Семью как малую группу отличает…

Вариант № 2

ЧАСТЬ А

А1

Общество характеризуется учеными-обществоведами как

А2

Природа и общество тесно связаны междк собой. Примером конструктивного взаимодействия между природой и обществом является

А3

Верны ли следующие суждения об обществе?

А4

Общество, как динамическая самоорганизующаяся система, характеризуется

А5

Что из перечисленного непосредственно иллюстрирует связь общества и природы?

А6

Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А7

Какую сферу общественной жизни непосредственно представляет процесс регуляции общественных отношений?

А8

К какой к сфере жизни общества относится внедрение новых технологий и повышение производительности общественного труда?

А9

В современном обществе основное место занимают «средние слои». Именно они наиболее активны в создании партий и движений, отстаивают идеи контроля общества за деятельностью властей. Пример иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни

А10

Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

ЧАСТЬ В

В1

Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В2

Найдите в приведенном списке примеры, иллюстрирующие политическую деятельность людей, и обведите цифры, под которыми они указаны. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).Ответ: __________________________ .

ЧАСТЬ С

С1

Английский философ Г. Бокль писал: «Встарь бога-тейшими странами были те, природа которых была наибо-лее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых чело-век наиболее деятелен». Как это высказывание отражает эволюцию человеческого общества? Оно было произнесено полтора столетия назад. Как с тех пор изменилось общество? Каковы, на ваш взгляд, основные ценности современного общества? Укажите две любых ценности. Ответ запишите на отдельном листе или на обратной стороне бланка.

235. Верны ли следующие суждения об обществе?

236. Общество, как динамическая самоорганизующаяся система, характеризуется

237. Какую сферу общественной жизни непосредственно представляет процесс регуляции общественных отношений?

238. К какой к сфере жизни общества относится внедрение новых технологий и повышение производительности общественного труда?

239. В современном обществе основное место занимают «средние слои». Именно они наиболее активны в создании партий и движений, отстаивают идеи контроля общества за деятельностью властей. Пример иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни

240. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

241. Найдите в приведенном списке примеры, иллюстрирующие политическую деятельность людей, и обведите цифры, под которыми они указаны..

242. Какой из признаков отличает аграрное общество от индустриального:

243. Индустриальное общество отличает от других типов общества

244. Что характеризует единство и взаимозависимость современного мира?

245. Верны ли следующие суждения о путях общественного развития?

А. Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции.

Б. Разновидность социальных революций – революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.

246. Глобальной демографической проблемой современности является

247. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?



247. К политическим глобальным проблемам современного мира относится

248. Важнейший критерий экономической дифференциации современного общества -

249. По какому из указанных признаков образована социальная общность «рабочие»?

250. Директор предприятия принимает решение о приеме на работу и увольнении сотрудников – это пример проявления его

251. Верны ли следующие суждения о социальном статусе человека?

А. Все социальные статусы имеют формальную определенность, закреплены и защищены законом.

Б. Все социальные статусы приобретаются от рождения.

252. В стране Л. 20% богатейших семей владеют 75 % общего количества акций промышленных прекдприятий. В то же время более 30% семей находится за чертой бедности. Этот пример – иллюстрация

253. Общей социальной ролью ребенка и взрослого является роль

254. Членство в общине евангелистов определяет принадлежность человека к общности-

255. По какому из указанных признаков образована социальная общность «жители мегаполиса»?

256. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. В одно и тоже время человек может исполнять несколько социальных ролей.

Б. Находясь в семье, человек обладает целым набором социальных ролей.

257. Социальная роль, которую способен исполнять подросток наряду со взрослым –

258. В современном обществе наиболее качественное образование становится платным и недоступно многим гражданам. Этот пример – иллюстрация

259. Среди статусов человека достигаемым является статус

260. Ожидаемое поведение личности, связанное с ее положением в обществе и типичное для данной общественной группы – это

261. Для характеристики положения средних слоев (основного элемента социальной структуры современного общества) не является значимым

262. Правило «Не приходи в чужой монастырь со своим уставом» относится к нормам

264. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы вырабатываются обществом для поддержания его целостности и стабильного развития.

Б . Социальные нормы не только фиксируются в письменной форме, но и сохраняются в виде неписанных традиций, обычаев, поведенческих ритуалов.

265. Один из учеников класса рассказал директору школы о том, что класс решил сорвать урок по физкультуре. Узнав об этом, класс решил объявить ему бойкот. Это пример применения со стороны класса санкций

266. Отклоняющееся поведение – это поведение

267. Проявлением отклоняющегося поведения является

268. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А . Один из способов организации социального контроля – принуждение.

Б. Социальный контроль бывает как внешний, со стороны общества, так и внутренний, со стороны самой личности.

269. руппа отличается постоянством состава и небольшим числом участников, осуществляющих регулярное взаимодействие друг с другом. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что эта малая группа – семья?

270. Общность языка, культуры, быта, традиции, обычаев, самоидентификации – характерные признаки

271. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений государственной национальной политики РФ?

272. В отличие от других видов власти политическая власть предполагает, что

273. Что из перечисленного можно отнести к непосредственным проявлениям политической жизни общества?

274. Верны ли следующие суждения о политике?

275. Верны ли следующие суждения о политической власти?

276. Что из перечисленного ниже входит в организационный (институциональный) компонент политической системы?

Вариант – 1.

А. 1.Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

1)систему 2) часть природы 3) материальный мир 4) цивилизацию

2.Общество в понимании ученых - это:

2) способы взаимодействия и формы объединения людей

3) часть живой природы, подчиняющаяся ее законам

4) материальный мир в целом

3.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаи­мосвязанных и взаимодействующих элементов.

Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

4. В отличие от природы, общество

1) является системой 3) выступает в качестве творца культуры

2) находится в развитии 4) развивается по собственным законам

5. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1)производства, распределения, потребления и духовной сферы 3) экономики и социальных отношений

2)экономики и политики 4) экономики и культуры

6. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?

1) становление социально-ориентированной экономики

2) возрождение культурных и нравственных ценностей

3) разрыв в уровне развития между регионами планеты

4) развитие международного сотрудничества

7.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. К числу подсистем и элементов общества относятся соци­альные институты.

Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изме­нениям.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

8. Какой из названных признаков характеризует индустриаль­ное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства 3) слабый уровень разделения труда

2) преобладание промышленности 4) решающее значение сферы услуг в экономике

9. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1) интенсивное развитие инфраструктуры 3) преобладание патриархального типа семьи

2) компьютеризация промышленности 4) светский характер культуры

10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

1) формированием рыночной экономики 3) развитием средств массовой коммуникации

2) ограничением социальной мобильности 4) организацией фабричного производства

11. Характерной чертой западной цивилизации является:

1) низкая социальная мобильность

2) длительное сохранение традиционных правовых норм

3) активное внедрение новых технологий

4) слабость и неразвитость демократических ценностей

12.Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления междуна­родных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

13. Страна А. с населением в 25 млн. человек расположена в Северном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам постин­дустриального типа?

1) Страна имеет многоконфессиональный состав населения.

2) Страна имеет разветвленную сеть железнодорожного транспорта.

3) Управление обществом осуществляется посредством компьютерных сетей.

4) В средствах массовой информации пропагандируются традиционные семейные ценности.

14.Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

1)революционный характер перемен 3) насильственные методы

2)скачкообразность 4) постепенность

В. 1 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Западную цивилизацию называют ____(1). Сло­жившееся в европейском регионе _____(2) производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда и способов воздействия на природу. В связи с этим сформировалась новая система ценностей: на первый план выдвигается активная творческая, ______(3) деятельность человека.

Безусловную ценность приобрело_______(4) познание, расширяющее интеллектуальные силы человека, его изобретательные возможности. Запад­ная цивилизация выдвинула в качестве важнейших ценностей _____(5) личности и ______(6) собственность. Главным регулятором общественных отношений являются_____(7).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

А) частная
б)коллективная
в)правовые нормы

Г) индустриальная

Д) приспосабливающаяся

2. Найдите в приведенном списке черты общества как дина­мичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных инсти­тутов

3) способность к самоорганизации и саморазвитию

4) выделение из материального мира

5) постоянные изменения

6) возможность деградации отдельных элементов

С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о цивилизации.

С2. Раскройте на трех примерах достоинства формационного подхода.

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятель­ности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традицийТак цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - ми­грацию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное разви­тие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществитьсяВ основе ее фи­лософии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно расту­щее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, же­лания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но да­же и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приоб­щиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизацииМаловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздира­ют многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и ус­мирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле си­лой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не по­мышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперьсудьба не отдель­ных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет ав­тор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дото­ле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два пред­положения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение авто­ра: «Развитие цивилизациисопровождалось расцветом радуж­ных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть кон­траст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

С4Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)

Вариант – 2.

1.Общество характеризуется учеными-обществоведами как

1) обособившаяся от природы часть мира 3) неотъемлемая часть природы

2) весь окружающий человека живой мир 4) единство живой и неживой природы

2.Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует об­щество как:

1)динамичную систему 3) весь окружающий материальный мир

2)часть природы 4) взаимодействие людей в социальных группах

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество, как и природа, является динамической системой, от­дельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека ма­териальный мир.

4. Природа и общество тесно связаны между собой. Приме­ром конструктивного взаимодействия между природой и обществом является

1) истощение невозобновляемых природных ресурсов

2) исчезновение ряда биологических видов в результате хо­зяйственной деятельности человека

3) создание биосферных заповедников, заказников

4)засоление почв в результате мелиоративных работ

5. Расширяясь, предприятие заняло помещение драматическо­го театра. Одна из политических партий заявила протест, ут­верждая, что в результате страдают граждане, ограниченные в доступе к культурным ценностям. Настоящий конфликт затрагивает

1) полит. и соц. сферы жизни общества 3) эконом. и соц. сферы жизни общества

2) полит и духовн. сферы жизни общества 4) все сферы жизни общества

6. Что характеризует единство и взаимозависимость совре­менного мира?

1)сохранение традиционных религий 3)защита законами национальной самобытности

2) существование во всех странах вооруженных сил 4)развитие массовых электронных коммуникаций

7.Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохран­ностью окружающей среды.

1)верно только А 2)верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

8. Индустриальное общество отличает от других типов об­щества

1)определяющее влияние религии на жизнь общества 3)наличие товарно-денежных отношений

2)связь развития об-ва с ростом крупной промышлен­ности 4)проживание части населения в городах

9. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество?

1)стремление к прогрессу 3)стремление использовать природу в своих целях

2) «непрерывность» ист. процесса 4)высокая социальная мобильность

10. Какой из признаков отличает информационное общество от индустриального?

1) наличие товарно-денежных отношений

2) замена государственности самоуправляющимися общинами

3) распространение электронных средств связи

4) преобладание натурального хозяйства

11. Формационный подход к развитию общества предполагает

1) рассмотрение истории как универсального процесса

2) выявление уникальных черт в развитии отдельных стран и народов

3) выделение духовных факторов развития общества в ка­честве ведущих

4) признание разнообразия путей и форм развития обществ

12. К отрицательным последствиям процесса глобализации мож­но отнести

1)углубление международного разделения труда 3)ослабление национальных культур

2)распространение технических достижений 4)расширение международного сотрудничества

13. Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация по­зволит судить о принадлежности А. к обществам традици­онного типа?

1) Основу хозяйства страны составляет аграрное производ­ство.

2) В стране проживает многонациональное население.

3) Страна расположена в двух частях света.

4) Верховная власть в стране передается по наследству.

14. К общественным отношениям не относятся:

1)отношения в семье 3) связи между социальными группами и внутри них 2)отношения между природой и обществом 4) отношения между работником и работодателем

В1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.
Первый тип цивилизаций - ____(1) общества. Он представлен многими государствами Азии и Африки. Сре­ди духовных ценностей в них ведущее место занимает уста­новка на ___(2) к природе, а не ее целенаправленное преобразование. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на ____(3). Особое значение в регулировании общественных отношений имеют ______(4) и ______(5), Большую роль в жизни людей играла ______(6), в собственности которой находились земля,
ирригационные сооружения. Экономика таких обществ но­сит _____(7) характер.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необ­ходимо вставить на место пробелов. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

А) постиндустриальные

Б) община

В) традиционные

Г) религия

Д) приспособление

В2. Что из перечисленного ниже характерно как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока?

1) Приоритет индивидуального над коллективным

2) Развитие литературы и искусства

3) Наличие социальных групп с различным социальным статусом

4) Разнообразие философских учений

5) Государственное регулирование основных сторон жизни общества

С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «формация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о формации.

С2. Раскройте на трех примерах достоинства цивилизационного подхода

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«В наши дни зависимость человека от природы обнаруживается крайне драматическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, да и просто для существования человечества, приводят к исчерпанию их имеющихся на планете запасов. ...Подсчеты специалистов говорят о том, что при сохранении сложившихся тенденций экономического развития, связанных с быстро растущим потреблением этих видов ресурсов, их запасы окажутся исчерпанными через несколько десятков лет.

Мы видим, таким образом, что не только человек зависит от природы, но и сама окружающая человека природа зависит от масштабов, форм и направлений его деятельности...

Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире, причем производства, которое опирается на существующие многоотходные технологии, достигло предельных, критических форм и размеров. Во весь рост встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы и определяется существо экологической проблемы». (И. Т. Фролов)

1.Какое общее название получили проблемы, к которым относятся и описанные в отрывке экологические проблемы? Одним - двумя предложениями объясните, почему экологические и другие проблемы получили такое название?

2.Опираясь на текст, приведите два объяснения возникновения экологических проблем, существующих в наши дни.

3. В чем проявляется зависимость современного общества от природы? Приведите три известных вам примера такой зависимости.

4. В XX веке возникла теория, которая показывает пути преодоления сложившихся противоречий между обществом и природой. Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите эту теорию и ее автора. Укажите два возможных способа решения экологических проблем современности.

С4. «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам» (Ф. Энгельс)

10 класс

Тесты

26 баллов

    Общество характеризуется учеными-обществоведами как

А. Современное общество способно контролировать природные процессы и регулировать силу землетрясений и цунами.

Б. Общество в процессе своего развития обособилось от природы.

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    К 1880-м годам в Великобритании проживало в городах и было занято в фабричной промышленности около 90% населения. В сельском хозяйстве было занято около 2% населения. Какой тип общества представляла Великобритания в указанный период?

1) искусства

3) философии

4) образования

    Результатом деятельности стало создание продукта, обладающего определенными качествами. Найдите недостающую информацию, позволяющую сделать вывод о том, что деятельность носила творческий характер.

А. Объектом познания может быть окружающий мир.

Б. Процесс познания может быть направлен на изучение особенностей отдельного человека.

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    Массовая культура, в отличие от народной

    представления

    восприятия

  1. умозаключения

9. В стране существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудится на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны носит рыночный характер?

    информации

  1. капиталов

    фондового

11. Экономику как синоним хозяйства отличает

    предоставление субсидий

    формирование государственного оборонного заказа

    кредитно-денежная политика

    государственное предпринимательство

13. Установите соответствие между экономическими понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) Понижение государством курса своей валюты по отношению к валютам других государств.

А. Инфляция

2) Отказ государства от исполнения долговых обязательств.

Б. Девальвация

3) Обесценивание денег вследствие их избыточного выпуска над потребностями обращения.

В. Дефолт

4) Превышение государственных доходов над расходами.

Г. Профицит бюджета

Запишите полученный ответ в таблицу.

14. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.

    предоставление льгот при поступлении в вузы представителям коренного населения

    освобождение представителей малочисленных народов от воинской службы

    полнота прав и свобод человека определяется его национальной принадлежностью

    указание национальной принадлежности по собственному усмотрению

16. Для характеристики положения средних слоев (основного элемента социальной структуры современного общества) не является значимым

    доминирование на международной арене

    право на вмешательство во внутренние дела других государств

    независимость государственной власти от других властей

    право на отчуждение земель соседей

18. Какое из приведенных определений соответствует исключительно понятию «правовое государство»?

    идеология

    электорат

    референдум

20. Необходимым элементом политической идеологии является (ются)

    главой законодательной власти

    главой исполнительной власти

    главой судебной власти

    главой государства

22.Суд присяжных применяется при рассмотрении

    исключение суда присяжных в уголовном разбирательстве

    разбирательство дела в форме спора сторон (состязательность)

    право правительства на отстранение судей

    представление государственного обвинения судьей

24. К системе сдержек и противовесов между ветвями власти в РФ относится

Закон, обычай, прецедент, отрасль права.

______________________________________________

Анализ источника социальной информации

10 баллов

«Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой…

Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли её членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…»

(А.Г. Спиркин)

1.Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.

4. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счете лежит труд».

Анализ таблицы

5 баллов

В следующей таблице приведены результаты социологического опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» (ФОМ) в октябре 2007 года. В столбце №1 вы видите процент опрошенных, намеренных голосовать за ту или иную партию. В столбце №2 – процент опрошенных, которые считают что данная партия пройдет в Государственную Думу по результатам выборов (то есть, преодолеет 7-процентный барьер). В столбце №3 – процент опрошенных, заявивших, что не проголосуют за данную партию ни при каких обстоятельствах.

Единая Россия

КПРФ

ЛДПР

Справедливая Россия

Аграрная партия

Яблоко

1. Если по итогам выборов партии получат такой же процент голосов, как при проведении данного опроса, сколько партий получат депутатские мандаты? Какие это партии? Почему?

2. В каком столбце содержатся показатели, которые политологи называют «антирейтингом» партий?

Проблемная задача

6 баллов

Президент США Ф.Д. Рузвельт, характеризуя общественный прогресс, подчеркивал: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало.

Как Вы понимаете, что такое прогресс? Какой критерий прогресса предложил Ф.Д. Рузвельт? Какие иные критерии прогресса вам известны?

Эссе

4 балла

Философия

«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика»

(Л. Фейербах)

Социальная психология

«Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». (Саади)

Экономика

Социология

«Нации – это богатство человечества, это обобщенные личности его; самая малая из них несет свои особые краски…»

(А. Солженицын)

Политология

«Правителями становятся ловкие подбиратели голосов»

(К.П. Победоносцев)

Правоведение

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам»

Характеризующая ...

  • Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» 10 «А» класс (профильный уровень) Составила: Кравцова В. А. Старый Оскол

    Рабочая программа

    ... Тест №1

  • 1

    Идеи органицизма, представленные в социально-философской мысли России ХIХ века, обладают и сегодня большим потенциалом при исследовании строения и развития общества. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения нынешних исследователей в области философии, социологии, политологии и др. к методологии и принципам органицизма, которые оказались неожиданно востребованными в социально-гуманитарном знании на данном этапе развития. Мысль обществоведов, стоящих у истоков органицизма, об историческом процессе как движении во времени конкретных взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга общественных организмов актуальна и сегодня, ибо ни одна страна, государство, регион не могут развиваться вне учета мирового целого. Более того, игнорирование процесса взаимодействия стран и народов в рамках целого может привести мир к гибели.

    методологический принцип.

    органический подход

    органическая концепция общества

    социальный организм

    органицизм

    1. Бараш, Р.Э. Память и толерантность как ценности современного общества // Этнос, нация, ценности: Социально-философские исследования / Научные редакторы К.Х. Момджян, А.Ю. Антоновский. - М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2015. - С. 407 - 437.

    2. Канарш, Г.Ю. Идея органицизма в современных исследованиях человека и общества // ЗПУ. - 2015. - №2. - С.50-60.

    3. Кузьмина, Г.П. Идеи органицизма в русской социальной философии: дис. … докт. филос. наук. - Чебоксары, 2007. - 297 с.

    4. Кузьмина, Г.П. Органическое направление в русской социальной философии. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та, 1998. - 212 с.

    5. Кузьмина, Г.П., Гаврилова, Н.Г. Органицизм как теоретико-методологическая основа миропонимания российских мыслителей // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6 (часть 4). -С. 867–870.

    6. Лосский, Н.О. Избранное. -М.: Правда, 1991. - 624 с.

    7. Маслобоева, О.Д. Органическая концепция истины как основание культурной идентичности // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. -2014. - Вып. 4(208). - С. 119-128.

    8. Момджян, К.Х. Социальная философия. Деятельностный подход к анализу человека, общества, истории. Часть 1. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2013. - 400 с. (Классический университетский учебник).

    9. Подзолкова, Н.А. Понятие организма в философии всеединства // Принципы органической логики В.С. Соловьева: Размышления о… Философский альманах / Борчиков С.А. и др. - М.: МАКС Пресс, 2007. - Вып. 10. - С. 81-91.

    10. Хабибуллина, З.Н. Роль русского космизма в становлении планетарного мышления // Философия. Толерантность. Глобализация: сборник научных трудов ученых Башкирского Отделения Российского Философского Общества, посвященный VII Российскому философскому конгрессу (г. Уфа, 6 - 10 октября 2015 г.) / научн. ред. Б.С. Галимов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. - С. 199-207

    Современные исследователи всё чаще заявляют о значимости теоретико-методологического наследия органицизма на нынешнем этапе развития науки. При этом существенно различаются и область применения принципов органической теории и понимание того, почему так востребованы идеи органицизма в исследованиях российских ученых-обществоведов последних десятилетий, а идеи и теоретико-методологические принципы органицизма широко применяются специалистами в области социальной философии, социологии, политологии.

    Разработчик характерологической креатологии, сотрудник института философии РАН Г.Ю. Канарш, считающий свой подход созвучным органицизму, полагает, что востребованность идеи органицизма отчасти связана «с наметившимся в последние годы «консервативным поворотом» внутри российского общества, но также имеет свои причины в закономерностях эволюции глобального социума» . В своих статьях «Об одном из вариантов естественнонаучного подхода в социальном знании» и «Идея органицизма в современных исследованиях человека и общества» он аргументировано характеризует органицизм как подход, берущий свое начало еще в античные времена. В качестве примера применения органицистской методологии российскими учеными на современном этапе исследователь приводит несколько примеров. При этом принципы органицизма, утратившие с точки зрения Г.Ю. Канарш свои позиции в XIX веке, характеризуются им как «неожиданно востребованные» в информационном, постиндустриальном обществе, а обращение ученых к органицизму с его точки зрения происходит «в поисках новых методологических оснований исследования общества в ситуации глобальных и внутренних вызовов» (курсив наш. - Н.Г., Г.К.) . Возникает ощущение, что имеющая глубокие исторические корни органическая теория после долгого забвения вдруг возродилась именно в российском социально-гуманитарном знании.

    Однако широкое распространение в российском обществознании на современном этапе теоретико-методологических оснований и принципов органицизма и органической теории общества, с нашей точки зрения обусловлено сложившейся философской традицией, умалчиваемой в советский период в связи с закреплением за ней штампа «биологических бирюлек». «Советская эпоха наложила существенный отпечаток на возможности последующего развития теории, которая прямо противоположным марксизму образом трактовала идею об органической целостности, предполагая, что насильственное разрушение естественных связей, существующих в обществе, или искусственное поддержание таких связей приведет общество к гибели» .

    Актуальное сегодня стремление к единству социально-гуманитарного и естественнонаучного знания обусловливает поиск новых подходов и методов в исследовании общественных процессов. Возникает потребность и во взаимодействии методов наук, рождающихся на стыках разных дисциплин. Такая же ситуация складывалась и в середине XIX века, когда методы биологии использовались в исследовании общества. Перенос биологических закономерностей на социальную реальность позволял обществоведам по-новому видеть исследуемый объект. Органическая концепция, которая была в тени в советскую эпоху, сегодня востребована как никогда именно потому, что дает возможность исследовать общество под забытым углом зрения.

    В работе современного петербургского исследователя О.Д. Маслобоевой «Российский органицизм и космизм XIX - XX вв.: эволюция и актуальность» говорится, что на российской почве органицизм разрабатывался в первой половине XIX века такими учеными как Д.М. Велланский, А.И. Галич, М.Г. Павлов, В.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов. Однако российская органическая школа, исследующая общество и социальные проблемы при помощи методов и принципов органицизма возникла существенно позднее. Социологи XIX века объединили свои усилия в исследовании острых социальных проблем и создали инициативную группу по изданию ежемесячника «Международное социологическое обозрение» в конце 1892 года. На базе этого журнала образовалось Социологическое общество, а позднее, в 1893 году, был основан Международный социологический институт. Среди его первых членов-основателей был и сенатор из Санкт-Петербурга - П. Лилиенфельд, который неоднократно выступал с докладами на конгрессах института и печатался в его изданиях.

    Именно П.Ф. Лилиенфельд-Тоаль, наследие которого стало доступно научному сообществу благодаря исследовательской работе Г.П. Кузьминой, стоял у истоков российской органической школы в социологии, заострив свое внимание не только на строении и свойствах «социального тела», но и на теоретических основаниях построения будущей социальной науки. Сосредоточив внимание на обществе как реальном социальном организме, социолог многое сделал для обоснования идеи единства, целостности и естественности его происхождения. Отмечая многообразие явлений, П. Лилиенфельд подчеркивал единство жизни, рассматривая ее не как отдельное, изолированное, уникальное явление, а как явление планетарное и космическое, исторически закономерное. Такое представление о жизни позднее находит свое развитие в трудах российского историка науки В.И. Вернадского, который проводил идею единства научного знания, единство законов природы и общества, взаимосвязи различных форм движения материи (неорганической, органической, социальной).

    Понятие «организм» для П. Лилиенфельда было равнозначно понятию «система». Согласно данной установке появилась возможность отождествить отдельный природный организм, человека и общество. Органический подход к изучению социальных явлений определялся философским принципом системности. Органики стремились объединить принцип системности и историзма, преодолевая формальную односторонность структуралистских трактовок идей системности, с одной стороны, и феноменалистическую описательность большей части эволюционных социальных концепций, с другой стороны.

    Взгляд на жизнь как целостное, планетарное и космическое явление, определение методологического принципа, заключающегося в том, что жизнь не понять на основе односторонних подходов, рассмотрение организма в связи с целым, то есть со средой его обитания был характерен для социологов-органиков. Однако для понимания эволюционного процесса было недостаточно констатации целостности жизни, необходимо было более глубоко понять ее организацию, правильно выделить основное, элементарное звено и элементарные процессы биологической эволюции. По ряду причин это стало возможным лишь в XX веке. Но именно социально-философская концепция российских социологов-органиков «зафиксировала существование органического единства природы и общества, обратив внимание на их совместное коэволюционное развитие как целостной социоприродной системы» .

    Говоря о мировоззренческих образах, формирующихся с конца XX века в недрах техногенной западной культуры, исследователь русского космизма З.Н. Хабибуллина отмечает, что «в современной науке сформировалось новое видение природной среды, в которой протекает жизнедеятельность людей. Природа рассматривается не как механическая система, а как целостный живой организм» . Однако мы считаем необходимым отметить, что представление о природе, как целостном организме и человеке, как части социоприродного целого, фактически сформировалось и развивалось еще в XIX столетии в рамках российского органицизма, естественным развитием которого и стала философия русского космизма. При этом концепции русских космистов Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, как точно подметила З.Н. Хабибуллина, воспринимаются как «принципиально новые идеи современной научной картины мира, которые касаются представлений о природе и взаимодействии с ней человека» .

    Органический подход появился в научном познании как методологическое направление, основой которого являлось рассмотрение социальной реальности как организма. Данный подход включал в себя группу методов, с помощью которых реальный объект описывался как совокупность взаимодействующих компонентов. П. Лилиенфельд неоднократно отмечал необходимость взаимодействия методов социальных наук, а также плодотворность такого взаимодействия. Для него социология не только теоретическая наука, но и прикладная. Эта мысль была новой для своего времени. А на современном этапе развития наук об обществе можно констатировать, что наследие социологов-органиков стало толчком для развертывания многих концепций и в социологии, и в социальной философии, и в политологии, и в других сферах социально-гуманитарного знания.

    Социологи-органики конца XIX - начала XX века большое значение придавали методу аналогии, объективной основой которого является единство структурной и функциональной организации живых систем и ее преобразования в процессе развития. Аналогии и гомологии были наиболее распространенными методами в социальном познании в XIX веке. Эти методы выполняли эвристическую функцию, наталкивая ученых на новый подход в исследовании общества. Аналогия использовалась при изучении объектов, о которых известно, что они характеризуются как сходными, так и несходными признаками. Она применялась лишь тогда, когда еще нет достаточных знаний о причинно-следственных связях, вызывающих сходство или различие признаков. Большое значение использованию в социальных исследованиях аналогий придавал Н.И. Кареев, видный ученый конца XIX - начала XX века, историк, автор статьи «Органическая теория общества» в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», который обратил внимание на эвристическую функцию аналогии.

    Упоминаемая в статье Г.Ю. Канарш существенная метафора сотрудника Института философии РАН Р.И. Соколовой, в которой проводится аналогия между процессами в современном российском обществе и раковой опухолью, несомненно созвучно российской журнальной полемике 60-х годов ХIХ века. Более того, концепция социальной патологии разрабатывалась в отечественном обществознании социологами-органиками. «Наиболее полно она представлена в труде «Социальная патология» П.Ф. Лилиенфельда, который исследовал природу социальных болезней и возможности терапии социального тела. Одним из фундаментальных оснований его теории было убеждение, что подобно тому, как болезни любого организма - результат аномалий простых клеток, так и общество, представляющее собой совокупность клеток-индивидов, заболевает в силу патологического процесса, происходящего на уровне клетки» . Теория патологии социального тела, разрабатываемая социологами-органиками, нашла свое глубокое продолжение в современной социологической мысли в России, подтверждением тому может служить докторская диссертация З.А. Жапуева, посвященная не терапии больного социального тела, а социальному иммунитету российского общества, факторам, которые на него влияют, и стратегии повышения социального иммунитета. Причем одним из факторов, способствующих восстановлению социального иммунитета, З.А. Жапуев считает реинституционализацию социальной памяти.

    Теме социальной памяти и социальной амнезии посвящены многие труды современных российских обществоведов. На фоне разнонаправленных геополитических изменений и в связи с обострившейся потребностью в самоидентификации, появляются масштабные проявления социальной памяти. Ярким примером может служить «бессмертный полк», идущий 9-ого мая по центральным улицам всех городов России. Это коллективная память нашей страны, основанная на памяти каждой отдельно взятой семьи. Как отмечает исследователь Института социологии РАН Р.Э. Бараш «коллективная память семьи часто наследуется вместе с семейной травмой и трагедией. Даже если «наследник» памяти лично не переживал трагедии. Здесь многое объясняет концепция постпамяти Марианны Хирш. «Постпамять» - это память потомков о лично не переживаемых знаковых событиях своей семьи» . И, как мы видим на примере современного российского общества, постпамять может служить мощным фактором сплочения людей и повышения общественного самосознания.

    Теоретико-методологические принципы органицизма используются на современном этапе также исследователями, относящими себя к такому философскому направлению как неовсеединство. С.А. Борчиков, исследуя Всеединство Вл.С. Соловьева, разрабатывает теорию органической логики, а Н.А. Поздзолкова в статье «Понятие организма в философии всеединства» через четыре признака определяет, что значит быть организмом . При этом она отмечает, что «понятие «организм человечества» по сей день продолжает вызывать у исследователей огромное количество критических замечаний» и сомневается в возможности людей когда-либо «войти в органическое единство мира» . Если мы обратимся к представлениям российских органиков XIX века, несомненно повлиявших на возникновение Всеединства Вл.С. Соловьева, то выясним, что социум в их понимании, не является чем-то отдельным, оторванным от природного мира и противопоставленным ему. Общество с точки зрения органицизма, не есть нечто надприродное, оно является частью единой социоприродной реальности, и более того, возникновение социальной реальности - естественное следствие эволюции природного мира.

    Социальный организм, согласно социологам-органикам, это природный организм, живая система, для которой характерна более высокая степень организации и более высокий уровень развития. Описанное в наши дни с точки зрения биокосмологического подхода К. С. Хруцкого и А. В. Карпова функционирование Новгородского вече наподобие организма, «где каждый «орган» социального целого выполнял строго свое назначение» неизбежно рождает параллели с представлениями российского философа начала XX века Н.О. Лосского о том, что абсолютное Добро и Истина возможны только в таком обществе, где «индивидуумы существуют не абсолютно самостоятельно, а на основе системы целого» , при этом «максимально индивидуальное есть вместе с тем абсолютное ценное, ценное и для самой особи, и для всех остальных особей, и для целого» .Как целостный организм рассматривается В.В. Аверьяновым и феномен русской артели, сопоставляемый Г.Ю. Канарш с современными принципами командообразования на Западе. Однако, с нашей точки зрения, эти схожие внешне явления имеют различную природу. Русская артель может рассматриваться как частный случай, характеризующий имманентно присущую россиянам соборность, общность, стремление к единению. При этом и на Западе, и в России прослеживается тенденция к подбору сотрудников с учетом их ценностных предпочтений.

    В работе современного петербургского исследователя органицизма и космизма О.Д. Маслобоевой «Органическая концепция истины как основание культурной идентичности» содержится мысль о потребности в нынешнюю эпоху «в мировоззренческой переориентации от созерцательного (механистического) к деятельностно-диалектическому (органическому) мировоззрению» . Деятельностным подходом к анализу человека, общества, истории руководствуется в своих работах авторитетный специалист в области социальной философии К.Х. Момджян. С его точки зрения социум «относится к высшему из существующих типов системной целостности - органическому» , а рефлективная и ценностная философии «являются взаимоположенными компонентами органической системы общественного сознания» .

    Социологи-органики рубежа XIX-XX веков обращали внимание на необходимость учитывать, что исторический процесс - это движение во времени пространственного многообразия конкретных взаимодействующих и взаимовлияющих общественных организмов. Сегодня такая позиция весьма актуальна, ибо ни одна страна, государство, регион не могут развиваться вне учета мирового целого. Более того игнорирование процесса взаимодействия стран и народов в рамках целого может привести мир к гибели. Эта мысль не потеряла своей актуальности и сегодня.Так К.Х. Момджян акцентирует внимание на следующем: «Говоря об истории, мы имеем в виду целостный процесс развития и смены взаимосвязанных состояний прошлого в жизни народа, страны, отдельных цивилизаций, а ныне и всего человечества, становящегося функционально и динамически единым организмом» .

    В заключении следует отметить, что многие современные направления в области социально-гуманитарных дисциплин обращаются к идеям органицизма в интерпретации общественного развития. Нам представляется, что это расширяет горизонты социально-философского познания общества, что стало возможным благодаря богатому наследию, оставленному нам предшествующими поколениями российских ученых-обществоведов.

    Рецензенты:

    Михайлова Р.В., д.ф.н., профессор, профессор кафедры общеобразовательных дисциплин ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», г.Чебоксары;

    Федотов В.А., д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии и методологии науки ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», г.Чебоксары.

    Библиографическая ссылка

    Гаврилова Н.Г., Кузьмина Г.П. ОРГАНИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНЫХ-ОБЩЕСТВОВЕДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22923 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Читайте также: